Шпаргалки Сарычева А.М. Русская литература. Шпаргалка. Учебное пособие

Русская литература. Шпаргалка. Учебное пособие

Возрастное ограничение: 0+
Жанр: Шпаргалки
Издательство: Проспект
Дата размещения: 21.08.2015
ISBN: 9785392194490
Язык:
Объем текста: 63 стр.
Формат:
epub

Оглавление

1. Новаторство А. С. Грибоедова-драматурга. 2. «Евгений Онегин» как роман в стихах. Особенности жанра и композиции. 3. Автор и его герой в «Евгении Онегине». 4. Образ Татьяны в «Евгении Онегине». Отношение автора к героине. 5. Отношения между автором и Ленским в романе «Евгений Онегин». 6. Лирика А. С. Пушкина-реалиста. Тема поэта и поэзии в лирике Пушкина. 7. Пейзаж в лирике А. С. Пушкина. 8. Историзм Пушкина. 9. Романтическая лирика А. С. Пушкина. 10. Жанровые особенности и своеобразие образов в драме «Борис Годунов». 11. Мастерство А. С. Пушкина-прозаика. 12. Лирический герой в поэзии М. Ю. Лермонтова. 13. Гражданская поэзия М. Ю. Лермонтова. 14. Тема поколения в лирике М. Ю. Лермонтова. 15. Природа в лирике М. Ю. Лермонтова. 16. Тема поэта и поэзии в творчестве М. Ю. Лермонтова. 17. Поэма М. Ю. Лермонтова «Песня про купца Калашникова». 18. Сюжет и композиция поэмы М. Ю. Лермонтова «Мцыри». 19. Природа в поэме М. Ю. Лермонтова «Мцыри». 20. Проблематика поэмы М. Ю. Лермонтова «Демон». 21. «Герой нашего времени» М. Ю. Лермонтова и «Евгений Онегин» А. С. Пушкина. 22. Композиция романа М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени». 23. Проблематика комедии Н. В. Гоголя «Ревизор». 24. Полемика вокруг комедии Н. В. Гоголя «Ревизор». Взгляды Гоголя на искусство. 25. Значение антитезы в образной системе поэмы Н. В. Гоголя «Мертвые души». 26. Чиновничество в изображении Н. В. Гоголя. 27. Жанровое своеобразие «Мертвых душ» Н. В. Гоголя. 28. Поэма Н. В. Гоголя «Мертвые души». 29. Повесть Н. В. Гоголя «Шинель»: проблематика и образ главного героя. 30. Образ Петербурга в повести Н. В. Гоголя «Шинель». 31. Проблема счастья в поэме Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо». 32. Проблематика лирики Н. А. Некрасова. 33. Тема поэта и поэзии в лирике Н. А. Некрасова. 34. Особенности использования фольклора в поэме Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо». 35. Процессы, происходящие в литературной среде в 1850-е годы. Роман И. С. Тургенева «Отцы и дети». Критика романа. 36. Проблематика романа И. С. Тургенева «Отцы и дети». 37. Композиционная роль пейзажа в романе И. С. Тургенева «Отцы и дети». 38. Тема любви в романе «Отцы и дети» И. С. Тургенева. 39. Проблематика повести И. С. Тургенева «Ася». Критика. 39,5. «Лишние люди» в произведениях И. С. Тургенева. 40. Формирование образа Обломова в романе И. А. Гончарова «Обломов». 41. Образ Андрея Штольца в романе И. А. Гончарова «Обломов». 42. Проблематика романа И. А. Гончарова «Обломов». Антикрепостническая направленность. 43. Эволюция взглядов Достоевского. Основной конфликт «Преступления и наказания». 44. Роль снов в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание». 45. Система двойников в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» (на примере «Раскольников — Свидригайлов — Лужин»). 46. Евангельские мотивы в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание». 47. «Война и мир» Л. Н. Толстого как роман-эпопея. 48. Роль образов Наполеона и Кутузова в романе Л. Н. Толстого «Война и мир». 49. Система образов в романе Л. Н. Толстого «Война и мир». Образы Болконского и Безухова



Для бесплатного чтения доступна только часть главы! Для чтения полной версии необходимо приобрести книгу



1. Новаторство А. С. Грибоедова-драматурга


В начале века комедия считалась «низким» жанром, но Грибоедов, как и впоследствии Гоголь, не соглашался с этим. Он переосмыслил назначение комедии. Но при этом Грибоедов, создавая «Горе от ума», придерживается законов драматургии классицизма, например, правила трех единств (времени, места и действия).


Но при этом Грибоедову все же удается совершить прорыв — не меняя формы, он создает социально-психологическое произведение. Это новая реалистическая драматургия, изображающая действительность во всем многообразии. Заслугой Грибоедова можно назвать привлечение внимания зрителя к будничности и повседневности, к реальным проблемам сегодняшнего дня, которое достигается с помощью мастерского изображения московского быта с большим вниманием к деталям.


Традиционно комедия состояла из пяти действий, «Горе от ума» же — комедия в четырех действиях. Грибоедов сознательно сделал финал своей комедии открытым: порок не наказан, главный герой не стал победителем, а покинул место действия после бурной сцены, что в очередной раз характеризует Грибоедова-драматурга как новатора.


В пьесе присутствуют два начала: социальное и психологическое. Социальное начало проявляется в описании нравов общества и московского быта, а психологизм произведения связан с типическим началом. В героях Грибоедова угадываются общечеловеческие черты и определенные типы. Если в эпоху классицизма герои должны были обязательно выступать носителями определенного недостатка, то в «Горе от ума» они — сложные и противоречивые личности. В этой многозначности и проявился психологизм произведения.


Грибоедов использует в своем произведении весь диапазон русского языка, вводит в комедию разговорный язык. Каждый из героев «Горя от ума» имеет свою собственную речевую характеристику. Имитируя живую разговорную речь, Грибоедов мастерски выстраивал диалоги, а монологи в произведении служили элементом психологического начала, так как они способствовали самораскрытию героев. Все это также можно назвать новаторством Грибоедова-драматурга.


Также важно отметить, что автор сознательно отказался от тяжелого александрийского стиха в пользу вольного стиха, которым писались басни Крылова — разностопного ямба, и это заметно оживило произведение.


Подытоживая, можно сказать, что Грибоедов отказался от множества предписаний и создал произведение, в основе которого лежат новаторские открытия. В «Горе от ума» есть черты трех литературных направлений: уходящего классицизма, приходящего ему на смену романтизма и зарождающегося реализма.


2. «Евгений Онегин» как роман в стихах. Особенности жанра и композиции


Пушкин стремился создать пресыщенного, неудовлетворенного и скучающего героя, равнодушного к жизни и ее радостям, — настоящего героя времени, болеющего «болезнью века» — скукой. Но в то же время автор не просто стремился показать характерные черты скуки, он хотел узнать ее источник, то есть откуда она происходит. Понимая, что жанр романтической поэмы предполагает статичный характер героя, Пушкин сознательно отказывается от него в пользу романа — жанра, в рамках которого можно показать динамику развития характера героя.


Пушкин строит композицию «свободного романа», в центре которого — фигура автора, который организует отношения не только с героями, но и с читателями. Роман написан в форме беседы автора с читателем, отсюда создается впечатление, что он будто бы пишется на глазах читателя, делая последнего непосредственным участником всех событий.


Жанр «Евгения Онегина» — роман в стихах — предполагает наличие двух художественных начал — лирического и эпического. Первое связано с миром автора и его личными переживаниями и проявляется в лирических отступлениях; второе предполагает объективность повествования и отстраненность автора от описываемых в романе событий и представляет собой мир «эпических» героев.


В прозаическом романе главное — герой и то, что с ним происходит. А в стихотворном произведении — сама стихотворная форма и образ автора, то есть это и есть композиционный стержень произведения. В «Евгении Онегине» как в романе в стихах происходит сочетание конструктивных принципов прозы и поэзии.


Стихотворная форма определила в «Евгении Онегине» и композицию, и особенности сюжета. Особый вид строфы — онегинская строфа — был изобретен Пушкиным специально для этого произведения. Она представляет собой слегка видоизмененную структуру сонета: четырнадцать строк четырехстопного ямба с определенной рифменной схемой. В первом катрене (четверостишии) рифма перекрестная, во втором — парная, а в третьем — опоясывающая.


Говоря о композиции произведения, важно отметить два момента. Во-первых, она симметрична: центр ее — сон Татьяны в пятой главе, а во-вторых, замкнута: действие началось весной 1820 года в Санкт-Петербурге и там же и закончилось спустя пять лет. В романе две сюжетные линии — линия дружбы и любовная линия, причем вторая зеркальна: в третьей главе Татьяна пишет Онегину письмо и понимает, что ее чувства не взаимны, а в восьмой они меняются ролями.


3. Автор и его герой в «Евгении Онегине»


После выхода «Евгения Онегина» многие читатели и критики посчитали, что за образом главного героя скрывается «я» автора. Но в романе Пушкина все гораздо сложнее и тоньше, он, повествуя об Онегине, постоянно подчеркивал, что пишет не о себе, а о другом человеке, и даже сделал для первого издания «Евгения Онегина» иллюстрацию, на которой на берегу Невы изображены два человека.


Герой романа обретает то, чего в рамках романтической традиции у него не было, а именно свободу развития характера. Автор же лишь наблюдает за процессом саморазвития героя. Этот новый принцип в изображении героев впоследствии получит название «реализм». Автор показывает в характере каждого героя два начала: во-первых, индивидуальные черты и, во-вторых, черты, которые воспитывает в нем эпоха и общество. Пушкин подробно описывает среду, в которой родились и выросли герои, рассказывает о детстве, образовании и воспитании, стремясь показать их становление. То есть, в отличие от романтической традиции, Пушкин реалистически изображает типичного героя в типических обстоятельствах.


Описывая характер главного героя, Пушкин отмечает, что Онегин был педантом, а в то время этим словом обозначали слишком скучных или заумных людей, что свидетельствует о глубине и развитии героя. Он был достаточно образован для своего времени, интересовался экономикой, но плохо разбирался в литературе и особенно в поэзии.


Больше о круге чтения героя читатель узнает в седьмой главе, когда Татьяна приходит в кабинет Онегина после его отъезда. Там, помимо книг, она находит статуэтку Наполеона и портрет Байрона. Тут следует отметить, что ни Наполеон, ни Байрон не были кумирами Пушкина, автор сознательно упоминает их, дабы подчеркнуть различие между героем и им самим.


Герой равнодушен к балету и театральному искусству в принципе. Скучающий Онегин лишен творческого начала и поэтому глух к искусству. Лишь в восьмой главе, встретив Татьяну в театре, он становится чуток к искусству. Этим также подчеркивается разница между автором и героем.


Отношение автора к Онегину на протяжении романа неоднократно менялось. В первой главе много симпатии, а также дружественной иронии. В конце романа отношения автора с героем усложняются, в восьмой главе появляется сочувственный тон, автор как бы видит возможность духовного пробуждения героя, которому не дано произойти.


Пушкин в своем произведении все более развивает образ «скучающего» человека, находящегося в разладе и с обществом, и с самим собой. Именно так в литературе родился образ «лишнего человека».


4. Образ Татьяны в «Евгении Онегине». Отношение автора к героине


Характер Татьяны являет собой идеальное сочетание национальной и европейской культур. Татьяна читает французские романы, но больше ей интересны сказки няни; она засыпает с книгой под подушкой, но ей снится сон на основе русского фольклора. Изучая развитие характера героини, очень важно понимать, что она выросла в среде провинциального дворянства, а жизнь таких людей простая, естественная и близка к национальной почве. Характер Татьяны, «русской душою», мог сформироваться только в атмосфере удаленной от столицы глубинки, окруженной живописнейшими русскими пейзажами.


Пушкин изображает Татьяну именно как тип русской женщины: она — удивительно цельная натура, хотя сама она и не могла этого понять и объяснить. Она смелая, Пушкин с большим уважением пишет о ее решении написать Онегину о своих чувствах, а после того, как герой отказывает ей в любви, автор безоговорочно ей сочувствует. Все чаще Пушкин называет Татьяну просто Таней, она остается для него Таней даже в восьмой главе, когда читатель видит ее в образе блистательной светской леди на балу. Ее простота остается в ней даже после того, как она стала владелицей салона. Автор это очень сильно ценит, он подчеркивает, что благодаря этому она выигрывает даже рядом с первой красавицей города.


А вот Онегин не видит прежней Татьяны в той блистательной даме, которую он встретил на светском мероприятии в Петербурге. Здесь в очередной раз подчеркивается разность во взглядах между автором и героем. Автор видит, что свет не убил в Татьяне цельность натуры, она осталась такой же милой и неиспорченной, а для Онегина она — уже совершенно другая женщина. Герой пишет Татьяне три письма с раскаяниями и признаниями в самых нежных чувствах, но она отвергает его любовь с истинно русской жертвенностью («но я другому отдана…») — она не может построить свое счастье на несчастье другого человека. Пушкину была очень близка эта идея верности как квинтэссенции жертвенности и любви.


Периодически в романе сливаются точки зрения автора и Татьяны. Например, в седьмой главе читатель видит Москву одновременно и глазами Татьяны, и глазами автора: смешение стилей, сословий, пестрота и разнообразие, но в то же время древняя история — весь этот московский калейдоскоп предстает перед читателем именно таким, каким его видел сам Пушкин.


Татьяну можно с полной уверенностью назвать любимой героиней Пушкина в романе. В ее адрес автором не высказано ни одной иронии или сарказма, видно, что ее образ создавался с большой любовью, нежностью и пониманием.


5. Отношения между автором и Ленским в романе «Евгений Онегин»


Владимир Ленский — романтический герой, со всеми присущими ему чертами. Он показан вне быта, он отрешен от реальной жизни, не укоренён в ней. Ленский — поэт-романтик, его прошлое туманно, все, что читатель знает о нем, — это то, что он приехал из Германии — одного из центров романтизма, высоко чтит поэзию Шиллера и философию Канта.


К моменту начала работы над образом Ленского Пушкин уже полностью отказался от романтизма и даже вступил в открытую полемику с Байроном, но Ленский был дорог автору, так как в нем были воплощены идеалы юности самого Пушкина. Поэтому образ Ленского пишется одновременно и с сердечным участием, и с довольно хлесткой иронией, которая чаще всего проявляется в описании поэтических произведений героя.


Стихи Ленского, безусловно, принадлежат перу Пушкина. В процессе работы над ними Пушкин стремился высмеять типические стихотворные произведения романтиков — пустые, никому не нужные сочинения, наполненные устоявшимися поэтическими штампами.


Как и положено классическому представителю эпохи романтизма, Ленский верит в дружбу как в братство и даже в духовное родство. Вскоре после своего приезда в деревню Ленский находит теплый прием в семье Лариных, сразу же влюбляется в Ольгу, пишет стихи в ее честь и собирается на ней жениться. Но и любовь Ленский понимает лишь через призму своих романтических идеалов.


Гибель Ленского показана в романе в стиле его же поэзии — в романтическом ключе. Автор сравнивает смерть с опустевшим домом, что совершенно не типично для поэзии Пушкина. Ленский, олицетворяя собой одновременно и прежде любимый Пушкиным романтизм, и идеалы юности автора, и целую эпоху в целом, совершенно не вписывался в новую картину мира. Он умирает при первом же столкновении с реальной жизнью, и причем от руки друга на дуэли, это — глубокая метафора. Но автору все же очень трудно расстаться с Ленским, он подробно описывает могилу юного поэта и даже приводит две догадки о том, как могла бы сложиться судьба Владимира, минуй его эта печальная участь. Первый вариант — Ленский становится величайшим поэтом современности, и его имя остается в веках, второй вариант — Ленский женится на Ольге, остается жить в деревне и постепенно превращается в заурядного помещика, который даже не помнит, когда к нему в последний раз являлась муза. А в черновиках романа была найдена запись, что Ленский мог бы быть повешен, как декабрист Рылеев, что говорит о том, что Владимир, безусловно, был очень важным для автора героем.


6. Лирика А. С. Пушкина-реалиста. Тема поэта и поэзии в лирике Пушкина


В 1830 году Пушкин назвал себя «поэтом действительности». В его эпоху еще не было понятия «реализм», но интуитивно он осознавал, что именно по этому пути идет формирование его поэзии. Главное в лирике того периода — полемика с романтизмом. Перемены в творчестве совпали с переменами в судьбе Пушкина, после восстания декабристов многое меняется в жизни поэта.


Во второй половине 1820-х годов Пушкин опубликовал своеобразный цикл стихотворений о назначении поэта и поэзии. Представление Пушкина о назначении искусства изменилось, сформировался новый образ поэта, поэтому центральное место в его лирике переходного периода (на переходе от романтизма к реализму) занимает проблема назначения поэта и поэзии.


Пушкин открыто полемизировал с романтическим пониманием предназначения искусства. Стихотворение «Пророк» имеет несколько тем: размышления о судьбе декабристов, образ пророка и тема пророчества. В стихотворении «Пророк» отразилось превращение поэта-романтика в поэта-реалиста, происходит соединение автобиографического (частного) и общего. Стихотворение открывается описанием духовного кризиса, поиска Бога, стремления к диалогу с ним. Поэт желает обрести не только новое видение жизни и новое мировоззрение, но и обрести новый поэтический язык.


Спор с романтиками Пушкин продолжил в стихотворении «Поэт». Поэт-небожитель — излюбленный мотив романтической поэзии наравне с темой противостояния поэта и толпы. Стихотворение разбивается на две части, которые очень сильно контрастируют друг с другом с помощью союза «но». Пушкин в этом произведении не только рассуждает о том, что есть поэт, но и декларирует независимость творца.


В стихотворении «Поэт и толпа» утверждается новое реалистическое понимание назначения поэзии — принцип свободы как основополагающий у писателя-реалиста. Для Пушкина на первом месте стоит принцип творческой свободы поэта: он должен быть независим, и именно в таком ключе следует понимать стихотворения «Поэт и толпа» и «Поэту».


К списку произведений, где Пушкин размышляет о поэзии, надо отнести стихотворение «Арион», где политические перемены метафорично изображены в виде стихии. Читатель видит, что Пушкин изменился, но остался верен декабристским идеалам гражданского понимания назначения поэзии.


В стихотворении «Я памятник себе воздвиг нерукотворный» Пушкин также размышляет над темой поэта и поэзии. В первую очередь Пушкин осознаёт свою заслугу в том, что вложил в умы своих читателей идею гуманизации, «восславил Свободу» и «милость к падшим призывал».


7. Пейзаж в лирике А. С. Пушкина


Пушкин-поэт находился в постоянном движении и поиске новых направлений творчества. На пути от классицизма к реализму через романтизм менялось понимание роли пейзажа в повествовании.


В 1814 году Пушкин написал стихотворение «Воспоминания в Царском Селе». Это, можно сказать, была посвященная победе над Наполеоном ода, написанная высоким стилем. Основными отличительными признаками этого произведения можно назвать мерность, ощущение взволнованности и отсутствие тяжести. В Царскосельском пейзаже Пушкина читатель не узнает настоящий пейзаж, ведь там нет ни холмов, ни водопадов, ни «огромных чертогов», несущихся к облакам. Пушкин преображает действительность по законам высокого жанра. Пейзаж занимает подчиненное место (фон, величественный и абстрактный). Главное — не пейзаж, а атмосфера величия. Пейзаж здесь — вещь второстепенная, он лишь создает определенное настроение, стиль. Действительность, понимаемая классицистами как низкая материя, должна быть облагорожена, преображена через образ античного искусства.


В 1819 году Пушкин пишет стихотворения «Деревня» и «Царское Село». Меняется понимание пейзажа, ракурс. Если раньше пейзаж был очень величественный, то в этих стихотворениях природа понимается поэтом как место уединения. Читатель видит лирическое «я», самого поэта, стремящегося к тишине.


Здесь идиллический пейзаж: природа и жизнь в гармонии, нет потрясений, но есть образ, который не соответствует идиллическому пейзажу: «дряхлый пук дерев» — здесь отчетливо видна зарождающаяся реалистическая позиция поэта.


В 1819 году в творчестве Пушкина возрастает роль пейзажа, на фоне которого читатель видит самого поэта. Есть соответствие между состоянием природы и состоянием души.


В стихотворении «Погасло дневное светило» (1820) слиты воедино пейзаж и то, что происходит внутри самого лирического героя. Рефрен «Шуми, шуми, послушное ветрило, волнуйся подо мной, угрюмый океан» символизирует внутренние переживания романтического героя.


Во второй половине 20-х годов XIX века на смену романтизму в лирике Пушкина приходит реализм, то есть изображение жизни такой, какая она есть без прикрас, осмысления и идеализации.


В поздней поэзии меняется география пейзажа (не экзотический романтизм, а средняя полоса и северо-запад России), где Пушкин находит поэзию среди самых обычных видов. В стихотворении «Осень» (1833) пейзаж помогает Пушкину передать самое сложное — процесс творчества. Там происходит соединение пейзажа с размышлениями. Изображение природы у позднего Пушкина становится частью философской лирики.


8. Историзм Пушкина


Историзм — характерная черта зрелого творчества Пушкина. Наиболее ярко формирование историзма появилось в работе над «Евгением Онегиным», «Капитанской дочкой» и «Борисом Годуновым».


На первый план выступают взаимоотношения человека и истории, а автор объясняет поступки и поведение героев не роком или судьбой, как это было принято в романтической традиции, а тем, как влияет действительность и окружающая жизнь на человека. Пушкин верил в поучительную роль истории и придавал ей большое значение с самого начала своего творческого пути.


В конце «Евгения Онегина» судьба главного героя как «лишнего человека» погружается в исторический контекст. Таков строй русской жизни, что даже лучшие люди эпохи не могут найти применение своим силам. То есть реалистическая традиция в литературе не может существовать без исторических отсылок, без историзма реализм немыслим.


В реалистическом произведении, в отличие от романтического, время конкретное, под этим подразумевается включение произведения в контекст исторических реалий и способность изобразить в нем современность.


Историзм Пушкина проявился в его зрелой лирике. В стихотворении «Вновь я посетил…» (1835 год) Пушкин подчеркивал свое понимание взаимоотношений человека и истории, скорее философское, нежели бытовое: «и сам, покорный общему закону, переменился я».


Говоря об историзме Пушкина, нельзя не упомянуть драму «Борис Годунов». Пушкин в работе над своим произведением не только опирался на труды историков, но и самостоятельно работал над сбором информации, систематизировал исторические документы, найденные в архивах, составлял хронологию событий с большим вниманием к деталям. Таким образом в драме «Борис Годунов» появилось несколько эпизодов, которых нет в «Истории государства Российского» Н. М. Карамзина: описание смерти Федора Иоанновича, рассказ о слепце Афанасии Пушкине и др.


Каждое историческое произведение Пушкина тесно связано с современностью, и «Борис Годунов» — не исключение. Драма была закончена в ноябре 1825 года — накануне важнейших социально-политических событий (восстание декабристов, смерть старого и коронация нового императора). Пушкин специально выбирает те исторические события, которые помогают лучше понять процессы, происходящие в современности.


9. Романтическая лирика А. С. Пушкина


Перемены во внешней жизни поэта (1819) и Южная ссылка (1820–1824) совпали с творческими исканиями Пушкина. В 1819 году Пушкин переживает творческий кризис. По дороге на юг он собирает различный фольклор, но постепенно в нем рождался новый поэт. Романтическая лирика начинается со стихотворения «Погасло дневное светило».


Пушкин-романтик смело отказывается от штампов классицизма: в стихотворении «Погасло дневное светило» происходит соединение двух жанров — элегии и дружеского послания. Психологизм — другая черта романтизма. Поэты-романтики культивировали свою непохожесть, в отличие от классицистов, которые старательно изгоняли из искусства все индивидуальное.


Пушкин познавал других людей и окружающий мир через самонаблюдение, поэтому в стихотворении «Погасло дневное светило» присутствует автобиографическое начало. Новаторским открытием Пушкина в этом стихотворении была передача изменения настроений поэта, то есть изображение динамичной личности.


Также важно отметить, что в эти годы тема свободы занимает большое место в творчестве поэта, его политические воззрения стали более радикальными. В 1821 году он пишет стихотворение «Кинжал», главной темой которого становится размышление о судьбе тирана, страшащегося торжества справедливости и закона (кинжал здесь выступает как орудие возмездия, как символ освобождения от тирании).


Пушкин верен идеям будущих декабристов: в целом ряде посланий друзьям в Петербург он подчеркивает неразрывную связь с вольнолюбивыми идеями. «Узник» (1822) — важнейшее произведение Пушкина-романтика. Стихотворение изобилует романтической символикой: поэт видит себя в образе пленника, а окружающую действительность — в образе темницы, он призывает к бегству, к решительным действиям, он воспевает свободу как величайшую ценность для человека.


Еще одна черта романтизма — интерес к историческому прошлому и к фольклору. В 1822 году Пушкин пишет «Песнь о вещем Олеге». Песня — жанр устного народного творчества, но Пушкин остается в русле силлабо-тонической системы, он верен размеру и рифме, но, несмотря на это, ему удается воспроизвести приемы фольклорного произведения.


Пушкин-романтик отдает дань теме судьбы как предопределяющей поступки человека, поэтому историзм Пушкина в начале 20-х годов XIX века, проявившийся в «Песни о вещем Олеге», сильно отличается от исторических воззрений зрелого поэта (конец 20-х, 30-е гг.), когда жизнь человека в произведениях Пушкина будет предопределять уже не рок, а сама действительность и исторические обстоятельства.


10. Жанровые особенности и своеобразие образов в драме «Борис Годунов»


Первоначально в название Пушкин вынес слово «комедия», но в окончательном виде он определил жанр произведения как «драма». Но в целом произведение не подходит ни под один жанр: нет списка действующих лиц, написано стихами, которые перемежаются с прозаическими отрывками, действие перемещается во времени. Автор на протяжении всего произведения обозначает место действия и время. Так Пушкин соотносит конкретное историческое время изображаемыми событиями.


В «Борисе Годунове» представлена обширная система образов, которая охватывает все слои русского общества. Особое место занимает юродивый Николка, единственный персонаж, способный выразить общественное мнение, не опасаясь кары за это. Не забывает Пушкин и персонажей народа, которых он изобразил двояко: то как собирательный образ, то по отдельности. Роль народа проявляется в знаменитой ремарке в финале «Народ безмолвствует». То есть именно через точку зрения народа Пушкин передает канву исторических событий.


Пьеса открывается описанием диалога Шуйского и Воротынского. Присутствует еще одно действующее лицо — младший сын Ивана Грозного Федор Иоаннович. Шуйский в разговоре с Воротынским говорит то, о чем говорил весь народ: что Борис Годунов убил Димитрия. Шуйский был свидетелем смерти маленького Димитрия, но боялся сказать Федору Иоанновичу, так как на того имел большое влияние царь Борис.


Далее следует сцена в келье Чудова монастыря, где приводится беседа молодого инока Григория Отрепьева с летописцем Пименом. Пушкин в слова Григория вкладывает свое мнение по поводу места и роли летописца — беспристрастного наблюдателя, которому не ведомы ни гнев, ни снисхождение, ни чрезмерная симпатия к изображаемым людям и событиям.


Далее следует явление, написанное в прозе, а затем — монолог царя Бориса, в котором он подводит итоги своего шестилетнего правления. В этом монологе Пушкин не только поднимает важнейшую нравственную проблему («Да, жалок тот, в ком совесть нечиста»), но и подчеркивает важнейшую особенность народного отношения к власти.


Таким образом, в драме «Борис Годунов» поднимаются проблемы, актуальные не только для рубежа — веков, но и для современности. Важнейшие философские вопросы, поднятые на страницах этого произведения, не только создали ему многолетнюю славу, но и привлекли внимание действующей власти. В результате драма была напечатана лишь спустя пять лет после появления, а для представления в театре она была запрещена вплоть до 1866 года.


11. Мастерство А. С. Пушкина-прозаика


Еще в лирическом отступлении к «Евгению Онегину» Пушкин писал: «Лета к суровой прозе клонят», то есть пушкинский путь к прозе был очень непростым. Пушкин был недоволен жанрами современной ему прозы, он чувствовал, что необходимо создать что-то новое, и создает новый исторический роман.


История работы над «Дубровским» связана с историей создания «Капитанской дочки». В 1833 году Пушкин прекращает работу над «Дубровским», трижды переписывает завершенные главы и неожиданно начинает работу над другим произведениям — «Капитанская дочка».




Русская литература. Шпаргалка. Учебное пособие

Данное пособие содержит ответы на основные вопросы, связанные с русской классической литературой. Незаменимо при подготовке к экзаменам, зачетам, семинарам.<br /> Для школьников, студентов, аспирантов, преподавателей и всех интересующихся русской литературой.

19
Шпаргалки Сарычева А.М. Русская литература. Шпаргалка. Учебное пособие

Шпаргалки Сарычева А.М. Русская литература. Шпаргалка. Учебное пособие

Шпаргалки Сарычева А.М. Русская литература. Шпаргалка. Учебное пособие

Данное пособие содержит ответы на основные вопросы, связанные с русской классической литературой. Незаменимо при подготовке к экзаменам, зачетам, семинарам.<br /> Для школьников, студентов, аспирантов, преподавателей и всех интересующихся русской литературой.

Внимание! Авторские права на книгу "Русская литература. Шпаргалка. Учебное пособие" (Сарычева А.М.) охраняются законодательством!