Наука Сарычева А.М. Русская литература. Курс лекций. Учебное пособие

Русская литература. Курс лекций. Учебное пособие

Возрастное ограничение: 12+
Жанр: Наука
Издательство: Проспект
Дата размещения: 17.08.2015
ISBN: 9785392195039
Язык:
Объем текста: 131 стр.
Формат:
epub

Оглавление

Лекция № 1 Новаторство А. С. Грибоедова-драматурга. Лекция № 2 «Евгений Онегин» как роман в стихах. Особенности жанра и композиции. Лекция № 3 Автор и его герой в «Евгении Онегине». Лекция № 4 Образ Татьяны в «Евгении Онегине». Отношение автора к героине. Лекция № 5 Отношения между автором и Ленским в романе «Евгений Онегин». Лекция № 6 Лирика А. С. Пушкина-реалиста. Тема поэта и поэзии в лирике Пушкина. Лекция № 7 Пейзаж в лирике А. С. Пушкина. Лекция № 8 Историзм Пушкина. Лекция № 9 Романтическая лирика А. С. Пушкина. Лекция № 10 Жанровые особенности и своеобразие образов в драме «Борис Годунов». Лекция № 11 Мастерство А. С. Пушкина-прозаика. Лекция № 12 Лирический герой в поэзии М. Ю. Лермонтова. Лекция № 13 Гражданская поэзия М. Ю. Лермонтова. Лекция № 14 Тема поколения в лирике М. Ю. Лермонтова. Лекция № 15 Природа в лирике М. Ю. Лермонтова. Лекция № 16 Тема поэта и поэзии в творчестве М. Ю. Лермонтова. Лекция № 17 Поэма М. Ю. Лермонтова «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова». Лекция № 18 Сюжет и композиция поэмы М. Ю. Лермонтова «Мцыри». Лекция № 19 Природа в поэме М. Ю. Лермонтова «Мцыри». Лекция № 20 Проблематика поэмы М. Ю. Лермонтова «Демон». Лекция № 21 «Герой нашего времени» М. Ю. Лермонтова и «Евгений Онегин» А. С. Пушкина. Лекция № 22 Композиция романа М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени». Лекция № 23 Проблематика комедии Н. В. Гоголя «Ревизор». Лекция № 24 Полемика вокруг комедии Н. В. Гоголя «Ревизор». Взгляды Гоголя на искусство. Лекция № 25 Значение антитезы в образной системе поэмы Н. В. Гоголя «Мертвые души». Лекция № 26 Чиновничество в изображении Н. В. Гоголя. Лекция № 27 Жанровое своеобразие «Мертвых душ» Н. В. Гоголя. Лекция № 28 Поэма Н. В. Гоголя «Мертвые души». Лекция № 29 Повесть Н. В. Гоголя «Шинель»: проблематика и образ главного героя. Лекция № 30 Образ Петербурга в повести Н. В. Гоголя «Шинель». Лекция № 31 Проблема счастья в поэме Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо». Лекция № 32 Проблематика лирики Н. А. Некрасова. Лекция № 33 Тема поэта и поэзии в лирике Н. А. Некрасова. Лекция № 34 Особенности использования фольклора в поэме Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо». Лекция № 35 Процессы, происходящие в литературной среде в 1850-е годы. Роман И. С. Тургенева «Отцы и дети». Критика романа. Лекция № 36 Проблематика романа И. С. Тургенева «Отцы и дети». Лекция № 37 Композиционная роль пейзажа в романе И. С. Тургенева «Отцы и дети». Лекция № 38 Тема любви в романе «Отцы и дети» И. С. Тургенева. Лекция № 39 Проблематика повести И. С. Тургенева «Ася». Критика. Лекция № 39,5 «Лишние люди» в произведениях И. С. Тургенева. Лекция № 40 Формирование образа Обломова в романе И. А. Гончарова «Обломов». Лекция № 41 Образ Андрея Штольца в романе И. А. Гончарова «Обломов». Лекция № 42 Проблематика романа И. А. Гончарова «Обломов». Антикрепостническая направленность. Лекция № 43 Эволюция взглядов Достоевского. Основной конфликт «Преступления и наказания». Лекция № 44 Роль снов в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание». Лекция № 45 Система двойников в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» (на примере Раскольникова, Свидригайлова, Лужина). Лекция № 46 Евангельские мотивы в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание». Лекция № 47 «Война и мир» Л. Н. Толстого как роман-эпопея. Лекция № 48 Роль образов Наполеона и Кутузова в романе Л. Н. Толстого «Война и мир». Лекция № 49 Система образов в романе Л. Н. Толстого «Война и мир». Образы Болконского и Безухова



Для бесплатного чтения доступна только часть главы! Для чтения полной версии необходимо приобрести книгу



Лекция № 1
Новаторство А. С. Грибоедова-драматурга


В соответствии с иерархией литературных жанров, установленной эстетикой классицизма, комедия считалась низким жанром, но Грибоедов, как и впоследствии Гоголь, не соглашался с этим. Он переосмыслил назначение комедии, и это новое понимание жанра стало настоящим новаторством в литературе того времени. При этом Грибоедов, создавая «Горе от ума», придерживался законов драматургии классицизма, например правила трех единств (их еще называют Аристотелевы единства, опираясь на «Поэтику» Аристотеля): единство действия (пьеса должна иметь один главный сюжет), единство места (действие не переносится в пространстве) и единство времени (действие пьесы не может охватывать более 24-х часов).


Однако Грибоедову все же удается совершить прорыв: не меняя формы и сохранив в комедии элементы классического водевиля, столь любимого публикой в то время (любовный треугольник, непонятый герой-любовник, более успешный соперник, обманутый отец семейства и пр.), он все же отказывается от классицизма и создает социально-психологическое произведение. Это новая реалистическая драматургия, и в ее основе лежит задача изображения действительности во всем ее многообразии. Заслугой Грибоедова можно назвать привлечение внимания зрителя к будничности и повседневности, к реальным проблемам сегодняшнего дня, которое достигается с помощью мастерского изображения московского быта с большим вниманием к деталям.


Традиционно комедия состояла из пяти действий, «Горе от ума» же — комедия в четырех действиях. Грибоедов сознательно сделал финал своей комедии открытым: порок не наказан, главный герой не стал победителем, а покинул место действия после бурной сцены. Такая композиция, безусловно, более свойственна реалистической традиции, нежели канонам эпохи классицизма, что в очередной раз характеризует Грибоедова-драматурга как новатора.


В пьесе присутствуют два начала — социальное и психологическое. Социальное начало проявляется в описании нравов общества, интересов людей и московского быта, а психологизм произведения связан с типическим началом. В героях Грибоедова угадываются общечеловеческие черты и определенные типы. Если в эпоху классицизма герои должны были обязательно выступать носителями определенного недостатка, то в «Горе от ума» они сложные и противоречивые личности. В этой многозначности и проявился психологизм произведения.


Еще одним важным нововведением Грибоедова в жанре комедии можно назвать сознательный отказ от теории трех штилей, выдвинутой Ломоносовым, в рамках которой комедия причислялась к низкому стилю, которому свойственна, соответственно, определенная лексика. Грибоедов использует в своем произведении весь диапазон русского языка, вводит в комедию разговорную речь («Я как живу, так и пишу свободно и свободно», — из письма П. А. Катенину 14 февраля 1825 года). Каждый из героев «Горя от ума» имеет свою собственную речевую характеристику: речь Чацкого — это речь образованного человека, речь Лизы изобилует народной мудростью, речь Фамусова — речь узколобого мещанина и пр. Имитируя живую разговорную речь, Грибоедов мастерски выстраивал диалоги, а монологи в произведении служили элементом психологического начала, так как именно они способствовали самораскрытию героев. Все это было нетипично для пьес того времени, и это тоже можно назвать новаторством Грибоедова-драматурга.


Также важно отметить, что автор сознательно отказался от тяжелого александрийского стиха в пользу вольного стиха, которым писались басни Крылова, — разностопного ямба, и это заметно оживило произведение.


Подытоживая, можно сказать, что Грибоедов отказался от множества предписаний и создал произведение, в основе которого лежат новаторские открытия. В «Горе от ума» есть черты трех литературных направлений — уходящего классицизма, приходящего ему на смену романтизма и зарождающегося реализма.


Лекция № 2
«Евгений Онегин» как роман в стихах. Особенности жанра и композиции


«Что касается до моих занятий,


я теперь пишу не роман, а роман


в стихах — дьявольская разница».


Из письма А. С. Пушкина


к П. А. Вяземскому,


4 ноября 1823 года


Пушкин стремился создать пресыщенного, неудовлетворенного и скучающего героя, равнодушного к жизни и ее радостям, — настоящего героя времени, зараженного «болезнью века» — скукой. Но в то же время автор не просто стремился показать характерные черты скуки, он хотел узнать ее источник, то есть откуда она происходит. Понимая, что жанр романтической поэмы предполагает статичный характер героя, Пушкин сознательно отказывается от нее в пользу романа — жанра, в рамках которого можно показать динамику развития характера героя.


Пушкин строит композицию «свободного романа», в центре которого — фигура автора, организующего отношения не только с героями, но и с читателями. Роман написан в форме беседы автора с читателем, отсюда создается впечатление, что он будто бы пишется на глазах читателя, делая последнего непосредственным участником всех событий.


Жанр «Евгения Онегина» — роман в стихах — предполагает наличие двух художественных начал — лирического и эпического. Первое связано с миром автора и его личными переживаниями и проявляется в лирических отступлениях; второе предполагает объективность повествования и отстраненность автора от описываемых в романе событий и представляет собой мир эпических героев.


В прозаическом романе главное — герой и то, что с ним происходит. А в стихотворном произведении композиционный стержень — сама стихотворная форма и образ автора. В «Евгении Онегине», как в романе в стихах, происходит сочетание конструктивных принципов прозы (деформация звучания ролью значения) и поэзии (деформация значения ролью звучания).


Стихотворная форма определила в «Евгении Онегине» и композицию, и особенности сюжета. Особый вид строфы — онегинская строфа — был изобретен Пушкиным специально для этого произведения. Она представляет собой слегка видоизмененную структуру сонета: четырнадцать строк четырехстопного ямба с определенной рифменной схемой. В первом катрене (четверостишии) рифма перекрестная, во втором — парная, а в третьем — опоясывающая. Схематически это выглядит так: AbAb CCdd EffE gg (прописными буквами обозначается женская рифма, то есть ударение падает на предпоследний слог рифмующихся слов, а строчными — мужская, при которой ударение падает на последний слог рифмующихся слов).


Говоря о композиции произведения, важно отметить два момента. Во-первых, она симметрична (центр ее — сон Татьяны в пятой главе), а во-вторых, замкнута (действие началось весной 1820 года в Санкт-Петербурге и там же закончилось спустя пять лет). В романе две сюжетные линии — линия дружбы и любовная линия, причем вторая зеркальна: в третьей главе Татьяна пишет Онегину письмо и понимает, что ее чувства не взаимны, а в восьмой они меняются ролями.


Также для понимания композиции произведения важны пейзажные зарисовки, с помощью которых автор помогает читателю глубже вникнуть в суть переживаний своих героев и подчеркивает особенности их характеров. Например, контраст между Онегиным и Татьяной отчетливее виден на примере отношения героев к деревенской природе.


Лекция № 3
Автор и его герой в «Евгении Онегине»


После выхода «Евгения Онегина» многие читатели и критики посчитали, что за образом главного героя скрывается «я» автора. Но в романе Пушкина все гораздо сложнее и тоньше: он, повествуя об Онегине, постоянно подчеркивал, что пишет не о себе, а о другом человеке, и даже сделал для первого издания «Евгения Онегина» иллюстрацию, на которой на берегу Невы изображены два человека.


В первой главе автор специально обращает на это внимание читателя:


Всегда я рад заметить разность


Между Онегиным и мной,


Чтобы насмешливый читатель


Или какой-нибудь издатель



Не повторял потом безбожно,


Что намарал я свой портрет,


Как Байрон, гордости поэт <…>.


Здесь Пушкин акцентирует внимание на том, что свойственная для романтической традиции (а именно это направление в литературе было в то время флагманским) манера слияния автора с его лирическим героем не имеет места в его произведении. Неслучайно Пушкин здесь упоминает Байрона: английский поэт-романтик создал поэму «Паломничество Чайльд-Гарольда», главный герой которой являл собой полное alter ego (альтернативная личность, другое «я») автора. Учитывая, что это произведение стало эталоном романтической поэзии и породило понятие «байронический герой», совершенно неудивительно, что читатель эпохи романтизма привык, что за героем стоит сам автор. Но Пушкин полемизирует с этим утверждением:


Как будто нам уж невозможно


Писать поэмы о другом,


Как только о себе самом.


Желая подчеркнуть разность между Онегиным и им самим, Пушкин на страницах своего произведения как бы ведет диалог с читателем, рассказывая о том, как он писал свой роман в стихах. «Мой читатель» — это обращение к дружественному читателю, к образу того «идеального» читателя, на чье понимание рассчитывает автор. Но есть и другой читатель — предполагаемый или явный оппонент. Он возникает, когда Пушкин говорит о новаторстве в литературе или тогда, когда автор предупреждает читателя, что его роман не романтический и что между ним и Онегиным существует большая разница.


Пушкин-автор выходит из-за спины героя и становится рядом с ним. Герой обретает то, чего в рамках романтической традиции у него не было, а именно свободу развития характера. Автор же, в свою очередь, лишь наблюдает за процессом саморазвития героя и даже иногда удивляется его поступкам. Этот новый принцип в изображении героев впоследствии получит название «реализм».


Автор показывает в характере каждого героя два начала — во-первых, индивидуальные черты, и во-вторых, черты, которые воспитывает в нем эпоха и общество. Пушкин подробно описывает среду, в которой родились и выросли герои, рассказывает о детстве, образовании и воспитании, стремясь таким образом показать не только становление личностей своих персонажей, но и их образ мышления. То есть, в отличие от романтической традиции, где было принято изображать необычного героя в нестандартных обстоятельствах, Пушкин реалистически изображает типичного героя в типических обстоятельствах.


Описывая характер главного героя, Пушкин отмечает, что Онегин был педантом, а в то время этим словом обозначали слишком скучных или заумных людей, что много говорит о глубине и развитии героя. Он был достаточно образован для своего времени, интересовался экономикой, но плохо разбирался в литературе и особенно в поэзии:


Не мог он ямба от хорея,


Как мы ни бились, отличить.


Бранил Гомера, Феокрита;


Зато читал Адама Смита


И был глубокой эконом <…>.


Больше о круге чтения героя читатель узнает в седьмой главе, когда Татьяна приходит в кабинет Онегина после его отъезда. Там, помимо книг, она находит статуэтку Наполеона и портрет Байрона. Тут следует отметить, что ни Наполеон, ни Байрон не были кумирами Пушкина, автор сознательно упоминает имена этих исторических персонажей, дабы подчеркнуть различие между взглядами героя и своими собственными. Изучив кабинет и библиотеку Онегина, Татьяна приходит в смятение:


Что ж он? Ужели подражанье,


Ничтожный призрак, иль еще


Москвич в Гарольдовом плаще,


Чужих причуд истолкованье,


Слов модных полный лексикон?..


Уж не пародия ли он?


Также разница между автором и Онегиным подчеркивается в первой главе, где Пушкин отмечает, что герой равнодушен к балету и театральному искусству в принципе:


Раскланялся, потом на сцену


В большом рассеянье взглянул,


Отворотился — и зевнул,


И молвил: «Всех пора на смену;


Балеты долго я терпел,


Но и Дидло мне надоел».


Скучающий Онегин, пресыщенный развлечениями, лишен творческого начала, он не способен создать что-либо самостоятельно и поэтому глух к искусству. Лишь в восьмой главе, встретив Татьяну в Санкт-Петербурге в театре, он становится чуток к искусству:


Он пишет страстное посланье.


Хоть толку мало вообще


Он в письмах видел не вотще;


Но, знать, сердечное страданье


Уже пришло ему невмочь.


Отношение автора к Онегину на протяжении романа неоднократно менялось. В первой главе много симпатии, а также дружественной иронии. В конце романа отношения автора с героем усложняются, в восьмой главе, где речь идет о любви Онегина к Татьяне, появляется сочувственный тон, автор как бы видит возможность духовного пробуждения героя, но пробуждению этому не дано произойти.


Пушкин в своем произведении все более развивает образ скучающего человека, не просто пресыщенного, а неудовлетворенного, не способного реализоваться, находящегося в разладе и с обществом, и с самим собой. Именно так в литературе родился образ «лишнего человека» (термин появился позже, в 50-е годы XIX века, после того как был напечатан «Дневник лишнего человека» И. С. Тургенева).


Лекция № 4
Образ Татьяны в «Евгении Онегине». Отношение автора к героине


Татьяну Ларину можно с полной уверенностью назвать любимой героиней Пушкина в романе. В ее адрес автором не высказано ни одной ироничной или саркастической мысли, видно, что ее образ создавался Пушкиным с большой любовью, нежностью, сочувствием и пониманием.


Характер Татьяны являет собой идеальное сочетание национальной и европейской культур. Она воспитывалась как обычная барышня того времени, читала те же книги, восхищалась теми же героями:


Ей рано нравились романы;


Они ей заменяли все;


Она влюблялася в обманы


И Ричардсона и Руссо.


Татьяна читает французские романы, но больше ей интересны сказки няни; она засыпает с книгой под подушкой, но ей снится сон, наполненный образами из русского фольклора. Изучая развитие характера героини, очень важно понимать, что она выросла в среде провинциального дворянства, а жизнь таких людей простая, естественная и близка к национальной почве. Пушкин изображает эту жизнь с большей нежностью и симпатией, чем быт столичных дворян; он считает, что Петербург — город праздный и искусственный, а провинция хранит традиции и близка к народу. Характер Татьяны, «русской душою», мог сформироваться только в атмосфере удаленной от столицы глубинки, окруженной живописнейшими русскими пейзажами:


Татьяна (русская душою,


Сама не зная почему)


С ее холодною красою


Любила русскую зиму,


На солнце иний в день морозный,


И сани, и зарею поздной


Сиянье розовых снегов,


И мглу крещенских вечеров.


По старине торжествовали


В их доме эти вечера <…>.


Пушкин изображает Татьяну именно как тип русской женщины: она удивительно цельная натура, хотя сама она и не могла этого понять и объяснить. Татьяна смелая, Пушкин с большим уважением пишет о ее решении написать Онегину о своих чувствах, а после того как герой отказывает ей в любви, автор безоговорочно ей сочувствует. Все чаще Пушкин называет Татьяну просто Таней, она остается для него Таней даже в восьмой главе, когда читатель видит ее в образе блистательной светской леди на балу. Ее простота остается в ней даже после того, как она стала владелицей салона:


Она была нетороплива,


Не холодна, не говорлива,


Без взора наглого для всех,


Без притязаний на успех,


Без этих маленьких ужимок,


Без подражательных затей…


Все тихо, просто было в ней…


Автор это очень ценит, он подчеркивает, что благодаря этому она выигрывает даже рядом с первой красавицей города:


И верно б согласились вы,


Что Нина мраморной красою


Затмить соседку не могла,


Хоть ослепительна была.


А вот Онегин не видит прежней Татьяны в той блистательной даме, которую он встретил на светском мероприятии в Петербурге. Здесь в очередной раз подчеркивается разность во взглядах между автором и героем. Автор видит, что свет не убил в Татьяне цельность натуры, она осталась такой же милой и неиспорченной, а для Онегина она — уже совершенно другая женщина. Герой пишет Татьяне три письма с раскаяниями и признаниями в самых нежных чувствах, но она отвергает его любовь с истинно русской жертвенностью: она не может построить свое счастье на несчастье другого человека. Пушкину была очень близка эта идея верности как квинтэссенции жертвенности и любви:


Все были жребии равны…


Я вышла замуж. Вы должны,


Я вас прошу, меня оставить;


Я знаю: в вашем сердце есть


И гордость и прямая честь.


Я вас люблю (к чему лукавить?),


Но я другому отдана;


Я буду век ему верна.


Периодически в романе сливаются точки зрения автора и Татьяны. Например, в седьмой главе читатель видит Москву одновременно и глазами Татьяны, и глазами автора: смешение стилей, сословий, пестрота и разнообразие, но в то же время древняя история — весь этот московский калейдоскоп предстает перед читателем именно таким, каким его видел сам Пушкин:


Мелькают мимо будки, бабы,


Мальчишки, лавки, фонари,


Дворцы, сады, монастыри,


Бухарцы, сани, огороды,


Купцы, лачужки, мужики,


Бульвары, башни, казаки,


Аптеки, магазины моды,


Балконы, львы на воротах


И стаи галок на крестах.


Московский высший свет описан иронически, во многом напоминает грибоедовское видение светского общества древней столицы, но если у Грибоедова взгляды совпадали с Чацким, то пушкинскую точку зрения разделяет не Онегин (ему мил столичный бомонд), а именно Татьяна:


Татьяна вслушаться желает


В беседы, в общий разговор;


Но всех в гостиной занимает


Такой бессвязный, пошлый вздор;


Все в них так бледно, равнодушно;


Они клевещут даже скучно…


Лекция № 5
Отношения между автором и Ленским в романе «Евгений Онегин»


Владимир Ленский — романтический герой, со всеми присущими этому типу чертами. Он показан вне быта, он отрешен от реальной жизни, не укоренен в ней. Ленский — поэт-романтик, его прошлое туманно. Все, что читатель знает о нем — это то, что Владимир приехал из Германии — одного из центров романтизма, высоко чтит поэзию Фридриха Шиллера и философию Иммануила Канта. Пушкин так описывает характер героя:


Красавец, в полном цвете лет,


Поклонник Канта и поэт.


Он из Германии туманной


Привез учености плоды:


Вольнолюбивые мечты,


Дух пылкий и довольно странный,


Всегда восторженную речь


И кудри черные до плеч.


К моменту начала работы над образом Ленского Пушкин уже полностью отказался от романтизма и даже вступил в открытую полемику с Байроном, но Ленский был дорог автору даже несмотря на профессиональную полемику, так как в нем были воплощены идеалы юности самого Пушкина. Поэтому образ Ленского пишется одновременно и с сердечным участием, и с довольно хлесткой иронией, которая чаще всего проявляется в описании поэтических произведений героя:


Он пел разлуку и печаль,


И нечто, и туманну даль,


И романтические розы;


Он пел те дальные страны,


Где долго в лоно тишины


Лились его живые слезы;


Он пел поблеклый жизни цвет


Без малого в осьмнадцать лет.


Стихи Ленского, которые мы встречаем в романе, безусловно, принадлежат перу Пушкина. В процессе работы над ними Пушкин открыто полемизировал с романтизмом и стремился высмеять типические стихотворные произведения романтиков — пустые, никому не нужные сочинения, наполненные устоявшимися поэтическими штампами, столь свойственными этому литературному направлению: «златые дни», «дева красоты», «таинственная сень» и др.


Как и положено классическому представителю эпохи романтизма, Ленский верит в дружбу как в братство и даже в духовное родство:


Он верил, что друзья готовы


За честь его приять оковы



Что есть избранные судьбами,


Людей священные друзья <…>.


Вскоре после своего приезда в деревню Ленский находит теплый прием в семье Лариных, сразу же влюбляется в Ольгу, пишет стихи в ее честь и собирается на ней жениться. Но и любовь Ленский понимает лишь через призму своих романтических идеалов, которые уходят корнями в идею древнегреческого философа Платона о разделении душ на две половинки — женскую и мужскую и о том, что человек не может быть полноценен без своей второй половины:


Он верил, что душа родная


Соединиться с ним должна <…>.


Гибель Ленского показана в романе в стиле его же поэзии — в романтическом ключе. Автор сравнивает смерть с опустевшим домом, что совершенно нетипично для поэзии Пушкина:


Теперь, как в доме опустелом,


Все в нем и тихо и темно;


Замолкло навсегда оно.


Ленский, олицетворяя собой одновременно и прежде любимый Пушкиным романтизм, и идеалы юности автора, и целую эпоху, совершенно не вписывался в новую картину мира. Он умирает при первом же столкновении с реальной жизнью, причем от руки друга на дуэли, что, конечно же, не случайное совпадение, а глубокая метафора. Но автору все же очень трудно расстаться с Ленским: он подробно описывает могилу юного поэта и даже приводит две догадки о том, как могла бы сложиться судьба Владимира, минуй его эта печальная участь. Первый вариант — Ленский становится величайшим поэтом современности, и его имя остается в веках:


Поэта,


Быть может, на ступенях света


Ждала высокая ступень.


А второй вариант — Ленский женится на Ольге, остается жить в деревне и постепенно превращается в заурядного помещика, который даже не помнит, когда к нему в последний раз являлась муза:


А может быть и то: поэта


Обыкновенный ждал удел.



Расстался б с музами, женился,


В деревне, счастлив и рогат,


Носил бы стеганый халат;


Узнал бы жизнь на самом деле,


Подагру б в сорок лет имел,


Пил, ел, скучал, толстел, хирел,


И наконец в своей постеле


Скончался б посреди детей,


Плаксивых баб и лекарей.


А в черновиках романа была найдена запись, что Ленский мог бы быть повешен, как декабрист Кондратий Рылеев, что говорит о том, что Владимир, безусловно, был очень важным для автора героем.


Лекция № 6
Лирика А. С. Пушкина-реалиста. Тема поэта и поэзии в лирике Пушкина


В 1830 году Пушкин назвал себя «поэтом действительности». В эпоху Пушкина еще не было понятия «реализм», но интуитивно поэт осознавал, что именно по этому пути идет формирование его творчества. В 1823 году Пушкин переживает кризис политического сознания, понимает, что его романтико-просветительские надежды не оправдались, его обуревают тоска, разочарованность и скепсис. В связи с этим меняется не только жизнь, но и творческие искания Пушкина. Главное в лирике — полемика с романтизмом, пересмотр мотивов и приемов романтической литературы. Психологизм остается, но приобретает новые черты. Перемены в творчестве совпали с переменами в судьбе Пушкина, после восстания декабристов многое меняется в жизни поэта. В самом начале 1826 года Пушкина вызвали в Москву для встречи с новым императором Николаем I. Выйдя в коридор после их разговора, Николай сказал: «Господа, сегодня я беседовал с умнейшим человеком в России». Видимо, император разглядел в поэте выдающуюся личность. Пушкин довольно долго находился под обаянием Николая: сравнил начало его правления с началом правления Петра I в своем стихотворении «Стансы», написанном в 1826 году, и даже нашел некоторое сходство:


В надежде славы и добра


Гляжу вперед я без боязни:


Начало славных дней Петра


Мрачили мятежи и казни.


После восстания декабристов Пушкин оказался в одиночестве: нет друзей, читателей, а журналы, где печатался поэт, перестали издаваться. Приехав в Москву, Пушкин сближается с молодыми поэтами-любомудрами (философами), которые в основном были последователями немецкой поэзии и идеалистической философии. Хотя Пушкин к тому моменту уже отошел от романтизма, еще не были опубликованы многие его стихи романтической эпохи, и поэтому молодые поэты считали Пушкина романтиком. На страницах журналов поэтов-любомудров Пушкин опубликовал своеобразный цикл стихотворений о назначении поэта и поэзии. Во второй половине 20-х годов происходит формирование основных мотивов зрелой лирики поэта, многие из них зародились в предшествующий период, но решение этих тем стало иным. Изменилось представление Пушкина о назначении искусства, сформировался новый образ поэта, поэтому центральное место в его лирике переходного периода (на переходе от романтизма к реализму) занимает проблема назначения поэта и поэзии.


В конце 20-х годов XIX века на страницах романтического журнала «Московский наблюдатель» Пушкин опубликовал ряд стихотворений: «Пророк» (1826), «Поэт» (1827), «Поэт и толпа» (1828) и «Поэту» (1830), где он высказывал свои взгляды на искусство и открыто полемизировал с романтическим пониманием предназначения искусства. Стихотворение «Пророк» имеет несколько тем: размышления о судьбе декабристов (трагическая история крушения идеалов гражданственности), образ пророка и тема пророчества. Для поэзии декабристов было свойственно обращаться к образу пророка в стихах, заимствовать многие библейские образы, мотивы, реалии и наполнять их новым смыслом: пророк для декабристов — воплощение образа поэта-гражданина.


Богоборчество Пушкина, достигшее своего пика в годы романтизма, к 1825 году стало затихать. После возвращения в Москву поэт все чаще обращается к Богу, встает на путь искания веры, и в его стихах звучат библейские и евангельские мотивы. В стихотворении «Пророк» отразилось превращение поэта-романтика в поэта-реалиста, происходит соединение автобиографического (частного) и общего. Стихотворение открывается описанием духовного кризиса, поиска Бога, стремления к диалогу с ним. Поэт желает обрести не только новое видение жизни и новое мировоззрение, но и обрести новый поэтический язык.


Спор с романтиками Пушкин продолжил в стихотворении «Поэт». Поэт-небожитель, поэт-пророк, избранник небес — излюбленный мотив романтической поэзии, наравне с темой противостояния поэта и толпы. Стихотворение разбивается на две части, которые контрастируют друг с другом с помощью союза «но». Пушкин в этом произведении не только рассуждает о том, что есть поэт, но и декларирует независимость творца:


К ногам народного кумира


Не клонит гордой головы <…>.


В стихотворении «Поэт и толпа» обозначается ключевой для поэзии XIX и XX веков спор сторонников «чистого искусства», или «искусства для искусства» и «полезного искусства», то есть утилитарного, гражданской поэзии. В 1860-е годы критики Добролюбов, Писарев и Чернышевский ошибочно будут считать, что Пушкин стоял у истоков «искусства для искусства» в России, но на самом деле стихотворение «Поэт и толпа» не является манифестом романтизма: в нем утверждается новое реалистическое понимание назначения поэзии — принцип свободы как основополагающий у писателя-реалиста. Для Пушкина на первом месте стоит принцип творческой свободы поэта: он должен быть независим от власти, от издателей, от вкусов читателей, и именно в таком ключе следует понимать стихотворение «Поэт и толпа», которое первоначально называлось «Поэт и чернь» (чернь — не народ, а высший свет, враждебные критики, непонимающие читатели), и стихотворение 1830 года «Поэту».


К списку произведений, где Пушкин размышляет о поэзии, надо отнести стихотворение «Арион», где политические перемены метафорично изображены в виде стихии. Читатель видит, что Пушкин изменился, но остался верен декабристским идеалам гражданского понимания назначения поэзии:


Пловцам я пел… Вдруг лоно волн


Измял с налету вихорь шумный…


Погиб и кормщик и пловец! —


Лишь я, таинственный певец,


На берег выброшен грозою,


Я гимны прежние пою


И ризу влажную мою


Сушу на солнце под скалою.


В стихотворении «Я памятник себе воздвиг нерукотворный» Пушкин также размышляет над темой поэта и поэзии. Но замысел этого произведения ему не принадлежит, это преемственная поэтическая традиция, уходящая своими корнями в глубокую древность. У Горация есть стихотворение «Exegi monumentum» («Я воздвиг памятник»), вольно переложенное Ломоносовым под названием «Я знак бессмертия себе воздвигнул…»; Державин в свое время написал оду «Памятник»; но если все предыдущие произведения сравнивают славу поэта с величием пирамид, то Пушкин нашел более современный аналог — Александрийский столп:


Я памятник себе воздвиг нерукотворный,


К нему не зарастет народная тропа,


Вознесся выше он главою непокорной


Александрийского столпа.


В первую очередь Пушкин осознает свою заслугу в том, что вложил в умы своих читателей идею гуманизации, «восславил Свободу» и «милость к падшим призывал».


Лекция № 7
Пейзаж в лирике А. С. Пушкина


Пушкин-поэт находился в постоянном движении и поиске новых направлений творчества. На пути от классицизма к реализму через романтизм менялось понимание в том числе и роли пейзажа в повествовании.


В 1814 году Пушкин написал стихотворение «Воспоминания в Царском Селе» («Навис покров угрюмой нощи…»), которое 8 (20) января 1815 года было прочитано на экзамене перед Г. Р. Державиным и произвело на того неизгладимое впечатление.


Это, можно сказать, была посвященная победе над Наполеоном ода, написанная высоким стилем. Основными отличительными признаками этого произведения можно назвать мерность, ощущение взволнованности и отсутствие тяжести. Такой эффект достигался посредством соединения мелодичного шестистопного ямба с четырехстопным. Здесь отчетливо видны отголоски классицизма. Приметами высокого (одического) стиля можно назвать:


1) слова из церковнославянского языка (мощь, почили, листы);


2) величание царей «земными богами»;


3) обращение к образам античной мифологии («русская Минерва» — Екатерина II);


4) риторические вопросы («Не здесь ли мирны дни вели земные боги?»);


5) обращение к старым названиям (французы — галлы, русские — россы).


В царскосельском пейзаже Пушкина читатель не узнает настоящий пейзаж, ведь там нет ни холмов, ни водопадов, ни «огромных чертогов», несущихся к облакам, а есть всего три этажа учебного корпуса. Пушкин преображает действительность по законам высокого жанра. Пейзаж занимает подчиненное место (это фон, величественный и абстрактный). Главное — не пейзаж, а атмосфера величия. Поэт говорит о военной славе России («Орлов, Румянцев и Суворов, потомки грозные славян»), о том, что Наполеон силен, но в Бородинской битве была его последняя победа («Не здесь его сразил воитель поседелый; / О бородинские кровавые поля!»). Пушкин изображает Александра иносказательно, с золотой веткой оливы в руке — символом мира («Росс с улыбкой примиренья / Грядет с оливою златой»).


Заканчивается историческое стихотворение строфой в честь поэта Жуковского:


О скальд России вдохновенный,


Воспевший ратных грозный строй,


В кругу товарищей, с душой воспламененной,


Греми на арфе золотой!


Пейзаж здесь — вещь второстепенная, он лишь создает определенное настроение, стиль. Действительность, понимаемая классицистами как низкая материя, должна быть облагорожена, преображена через образ античного искусства.


В 1819 году Пушкин пишет стихотворения «Деревня» и «Царское Село». Меняется понимание пейзажа, ракурс (точка, с которой автор смотрит на природу). Если в стихотворении «Воспоминания в Царском Селе» («Навис покров угрюмой нощи…») пейзаж был очень величественный, то в этих стихотворениях природа понимается поэтом как место уединения. Читатель видит лирическое «я» самого поэта, стремящегося к тишине, бегущего от суматохи светской жизни. Здесь поэт — безвестный друг Музы. Пушкину дорого общение с природой, так как на ее лоне можно предаться свободной лени и спокойным размышлениям:


Приветствую тебя, пустынный уголок,


Приют спокойствия, трудов и вдохновенья,


Где льется дней моих невидимый поток


На лоне счастья и забвенья.


(«Деревня», 1819)


Здесь пейзаж идиллический: природа и жизнь в гармонии, все прекрасно, просветленно, нет потрясений (тихое озеро, липовые тени, березы, тихий скат, светлая долина), но есть образ, который не соответствует этому пейзажу: «дряхлый пук дерев» — здесь отчетливо видна зарождающаяся реалистическая позиция поэта.


В 1819 году в творчестве Пушкина уже можно увидеть предромантические черты, возрастает роль пейзажа, на фоне которого читатель видит самого поэта. Есть соответствие между состоянием природы и состоянием души: пейзаж в «Деревне» и других стихотворениях того времени все еще идиллический, но точка зрения автора уже изменилась.


Начинается эпоха романтизма. Обстоятельства жизни Пушкина так сложились, что годы увлечения романтизмом пришлись на годы Южной ссылки (1820–1824). В этот период творчества необычайно возрастает роль пейзажа, меняется его характер, под влиянием южной природы он приобретает экзотические черты (море, горы).


Романтизм развил лучшее, что было в сентиментализме, а именно психологизм и внимание к внутреннему миру человека. В стихотворении «Погасло дневное светило» (1820) слиты воедино пейзаж и то, что происходит внутри самого лирического героя. Рефрен «Шуми, шуми, послушное ветрило, / Волнуйся подо мной, угрюмый океан» символизирует внутренние переживания романтического героя. «Океан» (не «море») еще больше углубляет этот образ, еще больше вносит разных оттенков, символизирующих бурю страстей в душе героя. Олицетворение — один из наиболее часто встречающихся приемов в лирике Пушкина, он во многих своих стихотворных произведениях обращался к морю как к другу, как к существу мужского рода.


Во второй половине 20-х годов XIX века на смену романтизму в лирике Пушкина приходит реализм, то есть изображение жизни такой, какая она есть без прикрас, осмысления и идеализации. Пушкин называл себя «поэтом действительности», поэтому пейзажи в его произведениях начинают смешиваться с картинами русской жизни, более значительными становятся бытовые детали. Теперь герой — человек определенной эпохи и определенной среды, и, знакомясь с ним, читатель сразу понимает, к какому культурному слою он относится. Появляются слова, которые можно обобщить понятием «интеллигентское просторечие» — разговорные слова, не входящие в литературную речь, но которые может себе позволить образованный человек. Сама действительность свободно входит в сознание Пушкина и в его стихи, теперь уже нет деления на «высокую» поэзию и «низкую» жизнь. Все, что есть в жизни — достойно стать предметом поэзии.


В 1830 году выходит стихотворение «Румяный критик мой, насмешник толстопузый», представленное как разговор поэта и критика о том, что действительность не такая, какой она рисуется в воображении, а совершенно другая:


Смотри, какой здесь вид: избушек ряд убогой,


За ними чернозем, равнины скат отлогой,


Над ними серых туч густая полоса.


Где нивы светлые? где темные леса?


Критик хочет увидеть что-то веселое и красивое, но поэт отказывается, так как реальность не такая. Мы видим, насколько сильно изменилось пушкинское понимание природы, как сильно изменились пейзажи в его произведениях. Пушкин будто полемизирует с ранними идиллическими картинами, иронически перепевает стихи 1819 года («Воспоминания в Царском Селе» («Навис покров угрюмой нощи…»)).


В поздней поэзии меняется география пейзажа (не экзотический романтизм, а средняя полоса и северо-запад России), где Пушкин находит поэзию среди самых обычных видов. Это уже новый взгляд на природу и новая роль пейзажа: Пушкин изображает природу такой, какая она есть, реальная и не приукрашенная. В стихотворении «Осень» (1833) пейзаж помогает Пушкину передать самое сложное — процесс творчества. От описания осени и повседневной жизни поэт переходит к самому процессу творчества, но он показывает только его начало. Все остальное — тайна:


И забываю мир — и в сладкой тишине


Я сладко усыплен моим воображеньем,


И пробуждается поэзия во мне:


Душа стесняется лирическим волненьем,


Трепещет и звучит, и ищет, как во сне,


Излиться наконец свободным проявленьем —


И тут ко мне идет незримый рой гостей,


Знакомцы давние, плоды мечты моей.


В «Осени» происходит соединение пейзажа с размышлениями. Любовь к жизни, ее приятие при очень трезвом на нее взгляде — характерная черта творчества Пушкина того времени. Изображение природы у позднего Пушкина становится частью философской лирики.


Лекция № 8
Историзм Пушкина


Историзм — характерная черта зрелого творчества Пушкина. Наиболее ярко формирование историзма проявилось в работе над «Евгением Онегиным», «Капитанской дочкой» и «Борисом Годуновым».


Еще В. Г. Белинский говорил, что «создает человека природа, но развивает и образует его общество». Он же отметил особую зрелость VII и VIII глав романа «Евгений Онегин», в которых историзм Пушкина проявился в полной мере. На первый план выступают взаимоотношения человека и истории, а автор объясняет поступки и поведение героев не роком или судьбой, как это было принято в романтической традиции, а тем, как влияет действительность и окружающая жизнь на человека.


Пушкин верил в поучительную роль истории и придавал ей большое значение с самого начала своего творческого пути. Декабристы в свое время также придавали большое значение прошлому и истории, и это отразилось в написанной в 1817 году оде «Вольность», где Пушкин обращается к историческому прошлому Франции и России, к образам короля Людовика XVI и Наполеона.


Стремясь охарактеризовать главного героя романа «Евгений Онегин» как человека образованного, Пушкин дает ему следующую характеристику:


И дней минувших анекдоты,


От Ромула до наших дней,


Хранил он в памяти своей.


Комментируя роман, литературовед Ю. М. Лотман объяснял, что анекдотами в то время назывались исторические очерки, а это значит, Онегин хорошо знал историю.


В конце «Евгения Онегина» судьба главного героя, как «лишнего человека», погружается в исторический контекст. Таков строй русской жизни, что даже лучшие люди эпохи не могут найти применение своим силам. То есть реалистическая традиция в литературе не может существовать без исторических отсылок, без историзма реализм немыслим.


В реалистическом произведении, в отличие от романтического, время конкретно: под этим подразумевается включение произведения в контекст исторических реалий и способность изобразить в нем современность. Первая глава романа написана в 1819 году, последняя — весной 1825 года, и тем не менее Белинский считал роман историческим произведением (настолько достоверно Пушкин изобразил русскую жизнь).


Историзм Пушкина проявился в его зрелой лирике. В стихотворении «Вновь я посетил…» (1835) Пушкин подчеркивал свое понимание взаимоотношений человека и истории — скорее философское, нежели бытовое: «и сам, покорный общему закону, переменился я».


Говоря об историзме Пушкина, нельзя не упомянуть драму «Борис Годунов». Автор посвятил свое произведение историку Н. М. Карамзину, потому как приступил к работе над драмой в конце 1824 года, сразу после выхода XI тома «Истории государства Российского», который как раз описывал царствование Бориса Годунова (11 (21) февраля 1598–13 (23) апреля 1605).


Пушкин в работе над своим произведением не только опирался на труды историков, но и самостоятельно работал над сбором информации, систематизировал исторические документы, найденные в архивах, составлял хронологию событий с большим вниманием к деталям. Таким образом в драме «Борис Годунов» появилось несколько эпизодов, которых нет в «Истории…» Карамзина: описание смерти Федора Иоанновича, рассказ о слепце Афанасии Пушкине и др.


Каждое историческое произведение Пушкина тесно связано с современностью, и «Борис Годунов» не исключение. Драма была закончена в ноябре 1825 года — накануне важнейших социально-политических событий (восстание декабристов, смерть старого и коронация нового императоров). Пушкин не случайно выбирает те исторические события, которые помогают лучше понять процессы, происходящие в современности, и, видимо, ему это мастерски удается: не только цензура не допустила «Бориса Годунова» к публикации, но и сам император Николай I наложил на произведение резолюцию: надо переделать. В результате «Борис Годунов» увидел свет спустя пять лет — в конце декабря 1830 года с датой издания 1831 год, а для представления на сцене драма была запрещена вплоть до 1866 года.


Лекция № 9
Романтическая лирика А. С. Пушкина


Расцвет романтической лирики пришелся на 1820–1824 годы. В тот период в творчестве поэта преобладают идеи необходимости преобразования общества (ода «Вольность»), Пушкина волновали вопросы равенства, гуманизма, проблема крепостного права («К Чаадаеву»).


Перемены во внешней жизни поэта (1819 год и Южная ссылка (1820–1824 годы)) совпали с творческими исканиями Пушкина. В 1819 году Пушкин пишет стихотворение «Возрождение», где, говоря о судьбе картины, поэт размышляет о самом себе. В конце стихотворения Пушкин осознает, что надо вернуться к своему собственному неповторимому поэтическому голосу:


Так исчезают заблужденья


С измученной души моей,


И возникают в ней виденья


Первоначальных, чистых дней.


Как подметил пушкинист Б. Томашевский, первые дошедшие до нас стихи Пушкина напоминали зрелого поэта, но Пушкин понимал, что, для того чтобы стать поэтом, надо учиться у своих предшественников. Такое «ученичество» соответствовало представлению классицистов о необходимости подражать образцам. В то время Пушкин называл себя учеником «школы гармонической точности» (Карамзин, Жуковский, Батюшков, Вяземский).


В 1819 году Пушкин переживает творческий кризис. По дороге на юг он собирает различный фольклор, но постепенно в нем рождался новый поэт. Романтическая лирика начинается со стихотворения «Погасло дневное светило» (1820).


Ключевое понятие романтизма — свобода. В первую очередь — свобода политическая, но важную роль играет и свобода творческая. Романтизм, пришедший на смену классицизму в 20-е годы XIX века, проповедовал отказ от канонов, поэтому Пушкин смело отказывается от штампов классицизма. Так, в стихотворении «Погасло дневное светило» происходит соединение двух жанров — элегии и дружеского послания, что было совершенно не свойственно поэтической традиции классицизма.


Поэты следовали за учениями о жанрах, разработанными еще европейскими мыслителями: не случайно Пушкин-лицеист блестяще владеет всеми жанрами. Ода — главный жанр в русской поэзии, «К Чаадаеву» — жанр дружеского послания, элегия — жанр философской лирики, главной темой которого являются размышления о смысле жизни. В русской поэзии появилась особая разновидность элегии — любовная элегия. Из элегии вырос будущий психологизм (отсюда в стихотворении «Погасло дневное светило» черты дружеского послания). Этот жанр сыграл огромную роль в развитии русской литературы, так как он не был до конца узаконен в поэзии, в нем допускались отступления от правил, что позволяло уделять внимание не только высоким темам, но и будничным, повседневным событиям в жизни человека. Именно тут произошел сдвиг в сторону реализма.


Психологизм, который смело можно назвать открытием романтиков, — другая черта романтизма. Поэты-романтики культивировали свою непохожесть, в отличие от классицистов, которые старательно изгоняли из искусства все индивидуальное.


Пушкин, как и другие поэты-романтики, познавал других людей и окружающий мир через самонаблюдение, поэтому в стихотворении «Погасло дневное светило» присутствует автобиографическое начало. Новаторским открытием Пушкина в этом стихотворении была передача изменения настроений поэта, то есть изображение динамичной личности.


В стихотворении трижды повторяется рефрен «Шуми, шуми, послушное ветрило,/Волнуйся подо мной, угрюмый океан». Он делит стихотворение на несколько частей, и в каждой из них — особая тональность. В этом стихотворении можно увидеть большое количество излюбленных образов романтиков: другой берег, олицетворяющий другую жизнь, образы ветрила и океана, означающие неподвластную человеку изменчивость жизни. В стихотворении также присутствуют темы судьбы, рока, образ романтической души, разочарованной в дружбе и любви:


Я вас бежал, питомцы наслаждений,


Минутной младости минутные друзья;


И вы, наперсницы порочных заблуждений,


Которым без любви я жертвовал собой,


Покоем, славою, свободой и душой,


И вы забыты мной, изменницы младые <…>.


Также важно отметить, что в эти годы Пушкин остается верен вольнолюбивой лирике. Тема свободы занимает большое место в его творчестве, его политические воззрения стали более радикальными. Пушкин Петербургского периода (1817–1820 годы) — сторонник конституционной монархии, противник насильственной перемены модели государственного управления. В 1821 году он пишет стихотворение «Кинжал», главной темой которого становится размышление о судьбе тирана, страшащегося торжества справедливости и закона (кинжал здесь выступает как орудие возмездия, как символ освобождения от тирании):


Как адский луч, как молния богов,


Немое лезвие злодею в очи блещет,


И, озираясь, он трепещет,


Среди своих пиров.


Везде его найдет удар нежданный твой:


На суше, на морях, во храме, под шатрами,


За потаенными замками,


На ложе сна, в семье родной.


Пушкин верен идеям будущих декабристов: в целом ряде посланий друзьям в Петербург он подчеркивает неразрывную связь с вольнолюбивыми идеями.


«Узник» (1822) — важнейшее произведение Пушкина-романтика. Стихотворение изобилует романтической символикой: поэт видит себя в образе пленника, а окружающую действительность — в образе темницы, он призывает к бегству, к решительным действиям, он воспевает свободу как величайшую ценность для человека:


Мы вольные птицы; пора, брат, пора!


Туда, где за тучей белеет гора,


Туда, где синеют морские края,


Туда, где гуляем лишь ветер… да я!..


В эти годы Пушкин также переосмысливает свое понимание назначения поэзии. В стихотворении «Муза» (1821) появились другая излюбленная тема романтиков — размышления об искусстве. Они считали, что в искусстве главное — не рациональное начало (как у классицистов), а интуитивное. Главное — вдохновение, только с его помощью можно проникнуть в тайны мироздания. На коротком отрезке времени Пушкин разделяет идею романтического двоемирия: поэт тяготится земной жизнью и устремляется к небесной вечности, считая искусство предметом божественного происхождения.


Еще одна черта романтизма — интерес к историческому прошлому и к фольклору. В отличие от классицистов, которые опирались на античную литературу, романтики обращаются к национальной культуре, к русскому народному творчеству. В 1822 году Пушкин пишет «Песнь о вещем Олеге». Песня — жанр устного народного творчества, но Пушкин остается в русле силлабо-тонической системы, он верен размеру и рифме, но, несмотря на это, ему удается воспроизвести приемы фольклорного произведения.


Пушкин-романтик отдает дань теме судьбы как предопределяющей поступки человека силы, поэтому историзм Пушкина в начале 20-х годов XIX века, проявившийся в «Песни о вещем Олеге», сильно отличается от исторических воззрений зрелого поэта (конец 20-х, 30-е годы), когда жизнь человека в произведениях Пушкина будет предопределять уже не рок и судьба, а сама действительность и исторические обстоятельства.


Лекция № 10
Жанровые особенности и своеобразие образов в драме «Борис Годунов»


Первоначально в название Пушкин вынес слово «комедия», но в окончательном виде он определил жанр произведения как драму. Однако в целом «Борис Годунов» не подходит ни под один жанр: нет списка действующих лиц, написан стихами, которые перемежаются с прозаическими отрывками, действие перемещается во времени. Автор на протяжении всего произведения обозначает место действия и время: «Кремлевские палаты» 20 февраля 1598 года, «Ночь. Келья в Чудовом монастыре (1603 года)», «Корчма на литовской границе», 1604 год. Так Пушкин соотносит конкретное историческое время с изображаемыми событиями.


В «Борисе Годунове» представлена обширная система образов, которая охватывает все слои русского общества: царь Борис, тень Ивана Грозного (внесценический персонаж), польский король, Лжедмитрий, бояре (Шуйский, Воротынский, Басманов), Федор Иоаннович, дети Бориса Федор и Ксения, князь Курбский, духовенство (патриарх, настоятель (игумен) Чудова монастыря), монах летописец Пимен, Гришка Отрепьев, Марина Мнишек, польские и немецкие военные начальники. Особое место занимает юродивый Николка — единственный персонаж, способный выразить общественное мнение, не опасаясь кары за это. Не забывает Пушкин и персонажей из народа, которых он изобразил двояко: то как собирательный образ, то по отдельности. Роль народа проявляется в знаменитой ремарке в финале «Народ безмолвствует». То есть именно через точку зрения народа Пушкин передает канву исторических событий.


Пьеса открывается описанием диалога Шуйского и Воротынского. Присутствует еще одно действующее лицо — младший сын Ивана Грозного Федор Иоаннович. Шуйский в разговоре с Воротынским говорит то, о чем говорил весь народ: что Борис Годунов убил Димитрия. Шуйский был свидетелем смерти маленького Димитрия, но боялся сказать Федору Иоанновичу, так как на того имел большое влияние царь Борис.


Далее следует сцена в келье Чудова монастыря, где приводится беседа молодого инока Григория Отрепьева с летописцем Пименом. Пушкин в слова Григория вкладывает свое мнение по поводу места и роли летописца — беспристрастного наблюдателя, которому неведомы ни гнев, ни снисхождение, ни чрезмерная симпатия к изображаемым людям и событиям:


Ни на челе высоком, ни во взорах


Нельзя прочесть его сокрытых дум;


Все тот же вид смиренный, величавый.


Так точно дьяк, в приказах поседелый,


Спокойно зрит на правых и виновных,


Добру и злу внимая равнодушно,


Не ведая ни жалости, ни гнева.


Далее следует явление, написанное в прозе, а затем — монолог царя Бориса, в котором он подводит итоги своего шестилетнего правления. В этом монологе Пушкин не только поднимает острую нравственную проблему («Да, жалок тот, в ком совесть нечиста»), но и подчеркивает важнейшую особенность народного отношения к власти:


Живая власть для черни ненавистна,


Они любить умеют только мертвых.


Безумны мы, когда народный плеск


Иль ярый вопль тревожит сердце наше!


Таким образом, в драме «Борис Годунов» поднимаются проблемы, актуальные не только для рубежа XVI–XVII веков, но и для современности. Важнейшие философские вопросы, поднятые на страницах этого произведения, не только создали «Годунову» многолетнюю славу, но и привлекли внимание действующей власти (на момент окончания работы над «Борисом Годуновым» это был император Николай I, лично ознакомившийся с драмой). В результате драма была напечатана лишь спустя пять лет после появления, в конце декабря 1830 года, а увидеть ее на сцене Пушкину так и не посчастливилось: для представления в театре она была запрещена вплоть до 1866 года.


Лекция № 11
Мастерство А. С. Пушкина-прозаика


Еще в лирическом отступлении к «Евгению Онегину» Пушкин писал: «Лета к суровой прозе клонят», то есть пушкинский путь к прозе был очень непростым. Он начинал целый ряд прозаических произведений (например, романтическую повесть «Дубровский»), но оставлял их незавершенными. Пушкин был недоволен жанрами современной ему прозы, он чувствовал, что необходимо создать что-то новое, и создал новый исторический роман.


История работы над «Дубровским» связана с историей создания «Капитанской дочки». В 1833 году Пушкин прекращает работу над «Дубровским», трижды переписывает завершенные главы и неожиданно начинает работу над другим произведением — «Капитанская дочка». Роман был опубликован в 1836 году в альманахе «Современник» незадолго до смерти поэта.


Еще в процессе работы над драмой «Борис Годунов» Пушкин осознал, что вопрос отношений между дворянством и народом — центральный в русской истории. В «Дубровском» он создал идиллию: молодой дворянин встает во главе восставших крестьян. Но автор понимает, что это идеализация, утопия, а в реальности дела обстоят по-другому. Работая над «Капитанской дочкой», Пушкин понял, что между народом и дворянством лежит непреодолимая пропасть, а история — это сложное переплетение взаимоисключающих интересов двух сословий. Неслучайно у каждого героя «Капитанской дочки» свое представление о чести и достоинстве.


Но даже учитывая столь различный подход, между «Дубровским» и «Капитанской дочкой» было много общего. Двое главных героев — Владимир Дубровский и Петр Гринев — очень похожи. Они своеобразные «недоросли», типичные для своей эпохи. Этих героев Пушкин выбрал не случайно: ставя их в центр изображаемых событий, автор спорит с традиционным пониманием роли личности в истории. Историческим романам, как правило, присущ выдающийся главный герой — звезда на небосклоне современности, яркая личность, обладающая исключительным талантом, потенциалом и амбициями, но Пушкин считал, что история не спрашивает у человека, готов ли он к потрясениям, а просто вовлекает в свой оборот не только выдающихся личностей, но и обычных людей, которые, как Петруша Гринев, лишь пройдя через испытания, становятся личностями, способными подняться до осмысления хода истории.


В 1833 году Пушкин выпустил «Историю Пугачева» — повесть, составленную в виде исторического отрывка. Работая над ней, автор пользовался трудами историков, «рукописями, преданиями и свидетельством живых», а также «другими важными бумагами, некогда тайнами государственными, ныне превращенными в исторические материалы». Пушкин даже совершил путешествие в Оренбургскую губернию — именно там происходили наиболее ожесточенные столкновения с восставшими.


Пушкин сознательно стилизовал свое повествование под записки Гринева: это не давало Пушкину возможности высказать авторскую оценку, он напрямую обращается к читателю. Свои мысли автор мог выразить лишь посредством эпиграфов. В произведении присутствуют два типа эпиграфов: 1) эпиграфы к главам о Гриневе и дворянах, взятые из книг, и 2) эпиграфы к главам про Пугачева и крестьян, в которых Пушкин обращался к народной мудрости. Всего в произведении 14 глав и 16 эпиграфов (к третьей и пятой главам даны по два эпиграфа), среди них семь отрывков из народных песен, две пословицы и семь цитат, взятых из Фонвизина, Княжнина, Хераскова и Сумарокова.


Таким образом Пушкин подчеркивал пропасть, лежащую между народом и дворянством вообще, и в плане культуры в частности. Дворяне опираются на книжную культуру, в то время как народ — на свою собственную. Пушкин подчеркивает документальную основу своего повествования. В 8 главе Пугачев и атаманы исполняют народную песню, а в 11 главе особую роль играет калмыцкая сказка, даже название (какое?) выросло из народной песни.


В «Капитанской дочке» очень важную роль играет образ метели. В главе «Вожатый» появление Пугачева предваряет описание метели, ее образ играет роль символа народной стихии и народного бунта. Пушкин одушевляет природные силы, воплощает в них особенности русской истории. Описание метели и зимней природы — это тема хаоса, стихии. Здесь же возникают размышления о судьбе человека и историческом пути России.


Многие образы из произведений Пушкина («Медный всадник», «Метель» и др.) оказали огромное влияние на русскую литературу. Они помогают понять в том числе и причины русской революции и насилия. Из образа метели выросло суждение, приведенное в 13 главе: «Не приведи Бог видеть русский бунт, бессмысленный и беспощадный!». Пушкин не осуждает народ, но подчеркивает, что именно крепостное право привело к бунту и его непоправимым последствиям.




Русская литература. Курс лекций. Учебное пособие

В учебном пособии в форме лекций раскрываются основные программные вопросы учебной дисциплины «Русская литература». Незаменимо при подготовке к экзаменам, зачетам, семинарам.<br /> Для школьников, студентов, аспирантов, преподавателей и всех интересующихся русской литературой.

59
Наука Сарычева А.М. Русская литература. Курс лекций. Учебное пособие

Наука Сарычева А.М. Русская литература. Курс лекций. Учебное пособие

Наука Сарычева А.М. Русская литература. Курс лекций. Учебное пособие

В учебном пособии в форме лекций раскрываются основные программные вопросы учебной дисциплины «Русская литература». Незаменимо при подготовке к экзаменам, зачетам, семинарам.<br /> Для школьников, студентов, аспирантов, преподавателей и всех интересующихся русской литературой.

Внимание! Авторские права на книгу "Русская литература. Курс лекций. Учебное пособие" (Сарычева А.М.) охраняются законодательством!