|
ОглавлениеДля бесплатного чтения доступна только часть главы! Для чтения полной версии необходимо приобрести книгуПутеводитель по улицам МосквыМосквичам, История всегда полна неожиданностей. Почему? Потому что ее делают люди, а они, т. е. мы, подвержены самым разным проявлениям характера, амбициям, недостаткам, героизму, жертвенности, безрассудству, добродетелям. Черты характера порождают поступки, а благодаря человеческим поступкам складывается история племен, религий, государств; в итоге исторические события скручиваются в причудливые клубки, которые могут привести любознательного искателя к совершенно неожиданным открытиям. Сегодня мы побродим между двумя московскими улицами, история которых начинается еще во времена Римской империи. «Как же так! — воскликнет читатель, кое-что помнящий из школьных учебников истории. — Ведь Москва начала упоминаться лишь с XII века, большинство историков считает, что история славян начинается не ранее VI–VII веков, а Рим был окончательно разорен в 410 году, т. е. в V веке нашей эры». Не будем спорить с учебниками, давайте лучше погрузимся в легенду. Во II веке нашей эры из Скандинавии в Европу через Балтийское море переправились племена готов. Историки называют этот эпизод истории началом эпохи Великого переселения народов. Готы захватили низовья Вислы (территория Польши), а затем спускались всё южнее: Приднепровье, Приднестровье, Причерноморье. В III веке готы наносят несколько поражений римским легионам на территории современных Румынии (Дакии) и Сербии. Их флот достигает Коринфа и Афин. Отдельная группа готских племен (вестготы) захватывает территории во Франции (Аквитания) и в Испании. Яркая история этого племени имеет еще один важный эпизод. В VI веке готы принимают христианство по арианскому образцу, создают письменность и переводят Библию на готский язык. Такой скачок в духовном и культурном направлении не менее значим, чем военные победы. Принятие христианства готами не было единовременным и легким. Прежде чем язычество окончательно ушло в прошлое, прошло несколько жестоких волн гонений на христиан и даже межплеменных религиозных войн. Первичное неприятие христианства у готов было связано с ненавистью к своему основному противнику — Восточной части Римской империи, где на тот момент христианство уже было государственной религией. Итак, в одной из масштабных межплеменных войн между готскими вождями Атанарихом (язычником) и Фритигерном (христианином) принимал участие славный готский юноша-христианин по имени Никита. Он родился и вырос на берегах Дуная, рано принял крещение и активно занимался проповедью среди соплеменников. По некоторым источникам, он был знаком со знаменитым готским епископом Вульфилой, создателем готского алфавита и автором перевода Священного Писания на готский язык. В 372 году Никита попал в плен к своим сородичам-язычникам и был подвергнут пыткам ради отречения от христианской веры. Никита устоял перед страшными пытками и был заживо сожжен. По легенде, пламя умертвило его, но не опалило тело, и соратники обрели его мощи. Так у христианской церкви появился святой великомученик Никита Готский, или святой Никита Мученик. Не правда ли, как интересно разматывается клубок исторической легенды! Сегодня мы, путешествуя по историческому центру Москвы, исследуем две сестры-улицы — Большую и Малую Никитские, район Никитских ворот Белого Города, названные в честь готского воина и проповедника VI века. Изначально в этом месте Москвы шла дорога на ныне подмосковный Волоколамск и Великий Новгород, поэтому прапраулицу в XIV веке звали Волоцкой или Новгородской. Точных данных о первой церкви в честь Никиты Готского нет. Исходя из архивных упоминаний получается, что церковь в этом месте была построена не позднее 1534 года, причем, как выяснится при ее уничтожении в 30-х годах ХХ века, построили ее исключительно из итальянского кирпича, что говорит о высоком положении ее земного покровителя. Представитель еще не царской к тому моменту фамилии Романовых — Никита Романов основал в 1582 году вокруг церкви своего небесного патрона Никитский монастырь, и вместе с ним на свет появились Большая и Малая Никитские улицы (вторая чуть позже). Свой путь к ним мы начнем, выйдя из метро «Охотный ряд». Москва оказывалась в огне пожаров довольно часто, однако были в ней районы, которые чудесным образом в огне бытовых и военных пожаров не страдали. К сожалению, Никитский монастырь выгорал дотла довольно часто, быть может, как страшное напоминание о судьбе самого Никиты Мученика. Не могу удержаться от упоминания еще одного исторического парадокса. Память святого великомученика Никиты Готского отмечает и православная, и католическая церковь, но, как доподлинно известно, готы и Никита были представителями арианского течения в раннем христианстве, которому очень сильно досталось и от православных, и от католиков. Итак, давайте прогуляемся по улице, происхождение имени которой нам уже известно. Наш путь лежит по Большой Никитской улице от Манежной площади. Ее историю мы в этом путешествии затрагивать не будем, небанальное путешествие вокруг Кремля будет темой отдельной книги, а сейчас мы начинаем от здания университетской церкви Святой Татьяны (Татианы). Большая Никитская. Вид от Манежной площади Святая Татиана жила в III веке нашей эры. Ее родители были знатными римскими гражданами, исповедовавшими христианство, и поэтому, когда дочь вместо замужества избрала служение, они ее поддержали. В очередной период гонения на христиан при императоре Александре Севере Татиана была схвачена и подвергнута пыткам с требованиями отречения. В житии описано, что языческие статуи Аполлона и Зевса святая крушила, к ним даже не прикасаясь. Ущерб культурному наследию Рима был нанесен существенный, а за несгибаемую веру Татиане и ее отцу отрубили головы. Ныне святую почитают католическая и православные церкви, но к вопросам университетского образования сия святая совершенно непричастна. Храм мученицы Татианы при МГУ Так вышло, что указ о создании Московского университета российская императрица Елизавета Петровна подписала 12 января 1755 года в день святой Татианы. Этот день стал днем университета, а затем и днем студента — кстати, только в России. А еще: Европа почти забыла римскую великомученицу Татиану, ее активное почитание сохранилось только в славянских странах, и даже само имя Татьяна теперь считается исключительно русским. Церковь неоднократно горела и перестраивалась, говорить о ее архитектуре не так интересно, другой вопрос — странная закономерность в истории этого храма. Здание перед нами, в котором ныне располагается церковь, изначально имело другое предназначение. В нем был театр. Вернее, в нем работала труппа сгоревшего Петровского театра. Знаете о таком? Давайте по порядку. Церковь Святой Татьяны в 1812 году сгорела вместе с другими университетскими зданиями. Однако, когда в 30-х годах XIX века храм восстанавливали, его поместили именно в тот флигель бывшей усадьбы Пашкова, в котором до пожара 1812 года свои спектакли ставила труппа Петровского театра, чье собственное здание сгорело еще осенью 1805 года. А Петровским театром называли прадедушку современного Большого Академического театра, созданного по указу Екатерины Великой, лишь из-за его первого расположения на московской улице Петровка. Вам остается угадать, что было размещено в помещении церкви Святой Татьяны после прихода большевиков. Сначала читальный зал университетской библиотеки, потом студенческий клуб, с 1958 года — Студенческий театр МГУ, подаривший нам несколько поколений прекрасных артистов: Аллу Демидову, Ролана Быкова, Ию Савину, Семена Фараду, Алексея Кортнева, Валдиса Пельша, Максима Галкина. Историки театра возводят историю самого студенческого театра к моменту основания университета; правда, его первое месторасположение у нас за спиной — на этом месте сейчас стоит Исторический музей. Первый спектакль зрители увидели в 1756 году на празднике годовщины создания университета. Эта была пьеса Ле Грана с неувядающим названием: «Новоприезжие». Поначалу труппа была исключительно мужской, девушек к участию в спектаклях стали привлекать лишь несколько лет спустя. Сегодня храм возвращен церкви, но то, что он возник на месте театра и был театром 37 лет своего материального существования, — факт любопытный. Еще один забавный эпизод, связанный с церковью Святой Татьяны, прежде чем мы отправимся дальше. На фронтоне церкви вы можете видеть надпись: Внимание! Авторские права на книгу "Путеводитель по улицам Москвы. Том 3. Большая и Малая Никитские" (Жданов О.О.) охраняются законодательством! |