Путеводители Жданов О.О. Путеводитель по улицам Москвы. Солянка

Путеводитель по улицам Москвы. Солянка

Возрастное ограничение: 0+
Жанр: Путеводители
Издательство: Проспект
Дата размещения: 08.12.2016
ISBN: 9785392237401
Язык:
Объем текста: 28 стр.
Формат:
epub

Оглавление

Реки и сироты (улица Солянка)



Для бесплатного чтения доступна только часть главы! Для чтения полной версии необходимо приобрести книгу



Самому значимому преподавателю истории
в моей жизни Григорию Матвеевичу Плоткину
посвящается...


Реки и сироты (улица Солянка)


Привет тебе, читатель! Очень рад, что вы решили купить эту книгу и побродить пешком по московским переулкам без суеты и спешки. Надеюсь, вы уже гуляли вместе с первым томом этой серии и решили продолжить сближение с Москвой путем самостоятельных экскурсий и погружения в ее уютные легенды. Вас ждет новое увлекательное путешествие, множество легенд и фактов. В добрый путь!



Интерес прохожего к улице рождается по двум причинам: любопытное название улицы или интересное здание, на ней расположенное. Сегодня мы побродим по району, в котором не так много переулков получили названия от храмов, а значит, их история куда более увлекательная.


Давайте начнем с самого вкусного. С кухни. Что является основой русской кухни, ее древней традицией? Если задуматься, то большинство современных продуктов и блюд русской кухни к исторической традиции никакого отношения не имеют. Картошка? Помидоры? Огурцы? Совсем нет. Они появились в широком употреблении не ранее второй половины XIX века. Пельмени — нерусское блюдо с нерусским названием. Что же тогда русское? Пироги и каши? Все дело в том, что овощи как весомая часть сельского хозяйства также были импортированы Петром Первым. До него просо и овес были главным немясным блюдом русской кухни, второе место было за репой — единственным исконно русским овощем и капустой, которая известна на Руси с Х века. Удивительно, но даже редис пришел в Россию из Европы.



Итак, русский мужик, собрав урожай, делил его на семенной фонд, пищевые запасы и излишки для продажи. Про натуральные налоги мы сейчас говорить не будем. Излишки он вез продавать в город, но в дороге он не мог питаться так же, как накрывала ему стол его хозяюшка. Рыба, мясо быстро портились, а значит, крестьянину-торговцу должно было взять с собой ту еду, которая могла бы выдержать долгий путь по русским дорогам, качество которых является самым стабильным критерием описания Руси — России. Итак, сало, мука из гороха, проса или пшеницы и капуста, которую можно было потушить в котелке прямо на костре. Прибыв на окраину средневекового города, жители сел, то есть селяне, устраивались на временное проживание, торговали своими зерном и лесным сбором (грибы, ягоды) и продолжали обедать и ужинать привычной для себя тушенной капустой. Помните, как называлось это блюдо в советских столовых? Правильно — солянка. Вернее, поначалу «селянка», то есть еда селян, жителей сел. Торгуя в городе своим товаром, селяне покупали то, чего не было у них дома: дорогие ткани, железные орудия (не в каждом селе был хороший кузнец), приправы, главное место среди которых занимала обычная соль. Она была монополией государства, и для ее продажи строили специальные соляные дворы. Где выгодней построить соляной двор? Конечно, поближе к месту традиционной ее покупки селянами, то есть в их квартале на окраине города. Итак, селяне ели капусту, потому что она неприхотливо переносила дорогу от отдаленных деревень до города и потому что наряду с репой и горохом она была основой овощной диеты русских крестьян. Блюдо было столь нехитрым, что получило название «селянка». В городе селяне покупали соль на специальных соляных дворах. «Соль» и «селянка» объединились в одно слово, и мы получили не только блюдо из тушенной капусты, но одну из древнейших московских улиц по имени Солянка. Она и станет нашей сегодняшней героиней.



Мы начнем свое путешествие у небольшой церкви Всех Святых на Кулишках возле выхода со станции метро «Китай-город». Налево от метро мы увидим простор Славянской площади и улицу Варварку, ведущую в сторону Кремля, но мы пойдем направо. Перед первым шагом нашего путешествия нельзя не сказать несколько слов о происхождении названия «Китай-город», загадочной истории храма и легендах, которые сокрыты асфальтом тротуара под нашими ногами.


Однажды я услышал, как в эфире одной очень хорошей радиостанции некий честолюбец, причисляющий себя к историкам, поведал, что Китай-город называется так потому, что русские сравнивали эту торговую часть города с китайским многоголосьем. Для XV века, когда формировался этот квартал и когда он был пограничным, окраинным для тогдашней Москвы, эта версия звучит очень странно. Прямой торговли с далеким Китаем у Москвы не было, шелк, чай, бумага и другие исконно китайские товары были редкостью, ассоциаций с китайским кварталом у москвичей возникнуть не могло, и посему у такой версии нет ни единого шанса на достоверность. Напомню, что большинство московских названий — это исключительно народное творчество. Молва рождала прозвища московских улиц от церквей, домовладельцев, профессиональной деятельности жителей. Этот процесс продолжался и в ХХ веке. Знали ли москвичи в XIV–XV веках о Китае настолько хорошо, чтобы в его честь назвать один из центральных кварталов города? Сомневаюсь, но предложу вашему вниманию две другие версии. Как устроен средневековый город? В его центре размещен княжеский замок (он же острог, детинец, кремль), в нем же, как правило, — главный храм города. Там живут князь и его дружина, а жители города сбегаются за стены только в случае военной опасности. Допустим, это будет город № 1. Вокруг Кремля усадьбы богатых бояр и купцов, здесь кипит торговая жизнь города. Это будет город № 2. Чуть дальше от Кремля, чем купцы и бояре, живут ремесленники, создающие материальные блага этого мира: ткачи, кузнецы, гончары, бронники, оружейники. Их вселенную назовем город № 3. Еще дальше живут огородники, садовники, то есть люди, чья деятельность ближе к сельскому хозяйству, к земле. Это будет город № 4. А теперь перенесем эту на схему на современную Москву, учитывая ее историческое развитие. Город № 1 — Кремль. Торговый посад с усадьбами знатных фамилий и Гостиным двором (торговыми рядами) — это Китай-город, город № 2. Ремесленные кварталы остаются в пределах Бульварного кольца — это город № 3, за которым начинается город № 4, граница которому — Садовое кольцо. Только есть одно но. Кремль и Китай-город своих размеров с определенного времени не меняли, а вот города № 3 и 4 все время росли. Сначала потому, что в городе становилось все больше ремесленников и они вытесняли огородников дальше от центра города, а потом дома знати и государственные службы стали отодвигать и самих ремесленников к окраинам. Вот вам и история промзон и спальных районов. Мир ремесленников все дальше отдалялся от мира княжеских хором. А вот город № 2, квартал бояр и купцов, находился между теми, кто трудился, и теми, кто правил. Город — посередине. По одной из версий, именно так переводится Китай-город: Средний город. Мне эта версия кажется очень логичной и красивой, но есть и еще одна. «Кита» — это примерно то же самое, что и «фашина», то есть связка прутьев. Только от второго слова родился агрессивный фашизм, а от «киты» родился уютный московский квартал. Связки прутьев использовали как арматуру при строительстве земляных укреплений — валов. Сначала валы были вокруг Кремля, потом вокруг Китай-города и по Бульварному кольцу, позже возникла Китайгородская стена с воротами, а по «подкове» Бульварного кольца построили стену из белого камня, и город № 3 стали называть Белым городом. Позже кольцо валов с проездными воротами стало административной границей города по нынешнему Садовому кольцу, и город № 4 между Садовым и Бульварным кольцами стали называть Земляным городом. Именно из-за этих земляных валов. Кое-где в Москве валы сохранились в названиях улиц в окрестностях Садового кольца и за ним: улица Земляной Вал, Симоновской Вал, Серпуховской Вал, Крымский Вал и т. д.



Церковь Всех Святых на Кулишках


Итак, скорее всего Китай-город — это срединный город, окруженный земляными укреплениями с арматурой из прутьев, а мы с вами стоим за его стеной, в Белом городе, но, к сожалению, в одном из мрачных мест московской истории. За нашей спиной храм, в деревянном исполнении построенный еще при Дмитрии Донском, в документах он впервые упоминается в 1365 году как уже существующий. Конечно, церковь Всех Святых на Кулишках не раз горела и не раз перестраивалась. Нынешний облик она обрела в конце XVII века. В советские годы она находилось в ведомости государственной безопасности и была расстрельным полигоном — то есть местом казни классовых и неклассовых врагов революции. Человеческие останки периода 30-х годов были обнаружены спустя 60 лет при реставрации фундамента и подвальных помещений. Однако количество человеческих костей под этим тротуаром и в радиусе 30 метров столь велико, что это стало причиной возникновения еще одной любопытной теории. Возможно, самый известный создатель альтернативной версии российской и мировой истории академик Анатолий Фоменко в одной из книг в рамках своей доктрины «новой хронологии» (НХ) описывает место, где мы сейчас стоим, как поле Куликовской битвы. Факты налицо. Церковь возникла при Дмитрии Донском — и точно раньше официальной даты сражения с Мамаем. Называется — «на Кулишках»; многие строки из стихотворного описания сражения «Задонщины» Фоменко «привязывает» к данному ландшафту. Один из главных аргументов — наличие огромного количества древних останков у церкви и отсутствие останков на официальном месте битвы в Тульской области. Можете представить себя на месте поединка русского витязя Пересвета с монгольским Челубеем прямо у выхода из метро? Развенчивать эту версию можно очень долго. Обозначу лишь несколько фактов московской истории, не вступая в полемику с математиком и историком-любителем Анатолием Фоменко. Развернуть конницу в этом месте было невозможно даже в XIV веке. Куликово поле как «термин» придумал Карамзин в XVIII веке: «куличи», «кулиши», «кулишки» — это сухие холмики в болотистой местности, а в более распространенном значении — далекое место, окраина. Одним словом, где-то «у черта на куличиках». Тут надо выбрать: бой был на болоте или где-то очень далеко. А что касается останков, то своих русские вывезли с «того» Куликова поля и похоронили у приходских церквей и в монастырях. В Москве братская могила воинов Дмитрия Донского найдена в Симонове монастыре. И это археологический факт, а на то, почему костей так много под нашими ногами, — ответ нехитрый. Рос город, умирали люди, росли и перемещались кладбища, которые могли многократно увеличиться после пожара, эпидемии или татарского набега. Скорее всего, здесь — за стенами Китай-города — просто было расположено древнее кладбище, давно снесенное и забытое, если бы не НКВД в 30-е годы ХХ века. Ведь когда-то и это место было по отношению к Кремлю, центру города, окраиной, местом «у черта на куличиках».




Путеводитель по улицам Москвы. Солянка

Эта книга — мое признание в любви любимому городу и его улицам. Те, кто обвиняют Москву в бешеном ритме и столпотворении, просто никогда не гуляли в Замоскворечье, не бродили по Бульварному кольцу и не знают, что впервые на Красную площадь надо смотреть ночью, именно тогда она показывает свои лучшие стороны. Приглашаю вас на экскурсию по уютным легендам московских улиц и переулков. Эта книга продолжает целую серию таких экскурсий. У вас в руках второй том этой серии. Уютных легенд у Москвы великое множество. Уверен, скучно не будет.<br /> Всегда ваш, Олег Жданов.

69
 Жданов О.О. Путеводитель по улицам Москвы. Солянка

Жданов О.О. Путеводитель по улицам Москвы. Солянка

Жданов О.О. Путеводитель по улицам Москвы. Солянка

Эта книга — мое признание в любви любимому городу и его улицам. Те, кто обвиняют Москву в бешеном ритме и столпотворении, просто никогда не гуляли в Замоскворечье, не бродили по Бульварному кольцу и не знают, что впервые на Красную площадь надо смотреть ночью, именно тогда она показывает свои лучшие стороны. Приглашаю вас на экскурсию по уютным легендам московских улиц и переулков. Эта книга продолжает целую серию таких экскурсий. У вас в руках второй том этой серии. Уютных легенд у Москвы великое множество. Уверен, скучно не будет.<br /> Всегда ваш, Олег Жданов.

Внимание! Авторские права на книгу "Путеводитель по улицам Москвы. Солянка" (Жданов О.О.) охраняются законодательством!