|
ОглавлениеОт улицы Белинского до Литейного проспекта Для бесплатного чтения доступна только часть главы! Для чтения полной версии необходимо приобрести книгуОт улицы Белинского до Литейного проспектаК городу, как и к близким людям, с годами вызревает и укрепляется родственное чувство. И следом возникает желание им поделиться. Я думаю, это очень естественно. Конечно, хочется разобраться в этом чувстве, в его, так сказать, корнях. Главное – это, по-моему, возможность любоваться как всем городом с высоты полета вертолета или хотя бы с крыши, так и отдельными улицами, домами и самыми мелкими деталями домов. Наш город особенно хорош еще и при взгляде с плавучих средств, которых полно теперь в теплое время на каналах и реках. Я родился и вырос в самом центре. Из окна моей комнаты в коммуналке был виден Летний сад. С раннего детства я ежедневно ходил туда гулять. От любования до любви один шаг. Я люблю свой город и охотно поделюсь с путешествующим или местным читателем этой любовью. Давно замечено, что место жительства влияет на развитие личности. Даже понятие такое есть — «гений места». Атмосфера, создаваемая архитектурной средой, парками, площадями, городской скульптурой, формирует будущих творцов подчас в еще большей степени, чем происхождение и воспитание. Поэтому так важна роль архитекторов. Социальные условия тоже, конечно, влияют, и нередко самым причудливым и неожиданным образом. Какая-нибудь грязная пивная или пельменная через годы становится историческим культурным центром. Удивительно, но все попытки создавать такие места искусственно ничем не кончались. Такие места становятся неодолимо привлекательными для людей, не чуждых духовности, сами собой, по причинам неизъяснимым. Пройдя Моховую улицу в оба конца, стоит устремиться к Литейному проспекту по улице Белинского (бывшей Семионовской). Взгляните направо: стоит знать, что в одном из доходных домов долгое время жил кумир молодежи и интеллигентных слоев общества, ныне здравствующий и не имеющий равных по количеству и качеству сочиненных песен Борис Гребенщиков. Не одно поколение музыкантов творчески сложилось под его влиянием. Редкий современный писатель не ссылался на него или не упоминал в глубокомысленных сочинениях. Старая почтовая открытка с изображением Литейного проспекта Рядом, в доме номер 11, жил и уж, конечно, творил знаменитый художник В. В. Лебедев, вынужденный первооткрыватель техники рисования лампадной копотью, живописец и иллюстратор детских и взрослых книг. Выйдя к Литейному проспекту, вы окажетесь перед эффектным зданием, в котором пристало бы жить приближенным к королевскому двору героям Александра Дюма. Литейный дом княгини З. И. Юсуповой был для нее построен в 1858 году архитектором Г. Боссе в формах итальянского Возрождения с элементами барокко. Дом облицован песчаником – местным гатчинским и бременским из Германии. У парадного входа замерли кариатиды. Колонны и пилястры будят своей роскошью самые романтические фантазии. Интерьеры не менее пышны. Плафоны и медальоны по рисункам художника Н. А. Майкова радуют глаз и способны с пользой заменить созерцание сразу всех каналов телевидения. Особенно хороши библиотека, портретный и концертный залы. Последним владельцем дома стал правнук З. Юсуповой, печально прославившийся участием в убийстве Григория Распутина. Литейный дом княгини З. И. Юсуповой В 1908 году здание было отдано театральному клубу при Союзе драматических и музыкальных писателей. В дни Первой мировой войны здесь был оборудован госпиталь. После революции 1917 года в здании разместился Польский дом просвещения имени Ю. Ю. Махлевского. В 1934 году он был преобразован в Дом политического просвещения. А с 1950 года здание надолго поступило в распоряжение общества «Знание», сразу возвысив авторитет и здания, и собственно знания. Есть легенда о том, что этот особняк стал прообразом дома, где жила старая графиня из «Пиковой дамы» Пушкина, хотя тот и умер к моменту постройки. Легенда так укоренилась в сознании, что нашла поэтическое отражение в стихотворении поэта Н. Агнивцева «Случай на Литейном проспекте», написанном в 1923 году: На Литейном, прямо, Дом графини Томской глазами художника А. Н. Бенуа. «Германн у подъезда дома графини» (1910) Повернем, однако, по Литейному проспекту в сторону Невы. Проспект так эффектно выглядит, что туристы, впервые посетившие Санкт-Петербург, часто принимают его за Невский проспект, полагая, что красивей уж некуда. Внимание! Авторские права на книгу "Путеводитель по Санкт-Петербургу. От улицы Белинского до Литейного проспекта" ( Тихомиров В.И. ) охраняются законодательством! |