|
ОглавлениеОт Гостиного Двора до Казанского собора Для бесплатного чтения доступна только часть главы! Для чтения полной версии необходимо приобрести книгуОт Гостиного Двора до Казанского собораК городу, как и к близким людям, с годами вызревает и укрепляется родственное чувство. И следом возникает желание им поделиться. Я думаю, это очень естественно. Конечно, хочется разобраться в этом чувстве, в его, так сказать, корнях. Главное – это, по-моему, возможность любоваться как всем городом с высоты полета вертолета или хотя бы с крыши, так и отдельными улицами, домами и самыми мелкими деталями домов. Наш город особенно хорош еще и при взгляде с плавучих средств, которых полно теперь в теплое время в каналах и реках. Я родился и вырос в самом центре. Из окна моей комнаты в коммуналке был виден Летний сад. С раннего детства я ежедневно ходил туда гулять. От любования до любви один шаг. Я люблю свой город и охотно поделюсь с путешествующим или местным читателем этой любовью. Многие задаются вопросом: зачем жить в России, в Петербурге? Тут все время происходят различные катаклизмы, а на жителей обрушиваются беда за бедой. Но во-первых, бывают довольно большие перерывы (вот как сейчас), а во-вторых, Отечество столько накопило духовных сокровищ за свою историю, что оторваться от них или даже просто отдалиться развитому человеку практически невозможно. Да и недостойно вкушать одни радости. Воплощением этой духовности является архитектура Санкт-Петербурга и вся городская среда. Она буквально заключает человека в свои объятия, если, конечно, это человек чувствующий, а не бревно. При этом возникает чувство, что здесь ни за что не пропадешь. Кто-нибудь да поможет тебе в минуту отчаяния, или само провидение возьмет и приведет тебя в незапертый подъезд, к теплой батарее, и через пять минут ты найдешь за подкладкой забытый червонец и подумаешь: «А что, жизнь-то налаживается…» С площади Искусств не захочешь, а выйдешь по Михайловской улице на Невский проспект — и сразу почувствуешь: в правильное место попал, лучшего уже не будет. Можно все бросить и, подобно Николаю Гоголю, описывать без конца один только Невский проспект, его проявления, особенности и теплое чувство к нему. Но возьмем себя в руки… Именно это место является знаковым и делает весь проспект особенным и узнаваемым. Слева открывается вид на Гостиный двор. Полное название — Большой Гостиный двор, памятник истории и архитектуры XVIII века, в прошлом — Центральный оптовый Гостиный двор, с начала XX века — универмаг. Столь масштабное сооружение непременно пережило множество перемен и драматических событий. Теперь оно находится под охраной ЮНЕСКО. Большой Гостиный двор В целом Гостиный двор напоминает огромный остров. Окружение его состоит из Невского проспекта, Садовой улицы, улицы Ломоносова и Перинной линии. «Остров» этот включает в себя и станцию метро с одноименным названием. Гостиный двор основала императрица Елизавета Петровна. Он был построен в 1758 году. Идея, видно, носилась в воздухе. Подобные дворы существовали в разных концах города фактически с момента его создания. Предшественником именно этого двора был Мытный двор у Зеленого моста через Мойку архитектора Н. Ф. Гербеля. Когда он, как водится, по недосмотру сгорел в 1738 году, то решили не восстанавливать прежний, а строить новый ближе к границе города. В 1748 году по указу Елизаветы возвели один этаж на погребах с галереями, а в 1752 году придумали второй этаж. При этом был отклонен проект самого А. Ринальди, зато в 1758 году утвердили проект Б. Ф. Растрелли, вышел указ «О строении каменного Гостиного Двора по плану обер-архитектора Расстреллия». Сперва замахнулись — для привлечения публики — построить нечто подобное дворцу. Оплатить строительство брались было купцы в обмен на вечное, потомственное владение лавками. Но ненадолго им хватило сознательности или, может быть, фантазии — в результате участились случаи лихоимства, начались перебои с деньгами, и проект пришлось пересмотреть. В конце концов автором сооружения стал Жан-Батист-Мишель Валлен-Деламот. Он сохранил общую планировку, но предложил стиль раннего классицизма. В результате строительство затянулось на 20 лет. Зато в 1840-х годах Гостиный двор стал едва ли не первым подобным сооружением, в котором провели газовое освещение. Это преобразило весь центр нашего довольно темного в те времена города. В 1886–1987 годах главный фасад, выходящий на Невский проспект, был изменен и пышно декорирован по проекту Н. Л. Бенуа. Прежние названия рядов указывали на их назначение: Суконная линия (ныне Невская), Зеркальная линия (ныне Садовая), Большая Суровская линия (ныне Перинная), Малая Суровская линия (ныне Ломоносовская). Во время Великой Отечественной войны здание не могло не пострадать от бомбежек и обстрелов вследствие своего расположения и большого размера. Но оптимизм защитников города был так велик, что конкурс проектов на восстановление Гостиного двора начали проводить еще в дни блокады, в 1942 году. В 1945–1948 годах под руководством архитектора О. Л. Лялина здание возродили. Фасады были восстановлены близко к плану Валлен-Деламота. Над главным портиком соорудили новый фронтон с глубокими барельефами. Вдоль главного фасада высадили липовую аллею. После блокады вообще много сажали деревьев, чтобы зеленью хоть немного прикрыть ужасные разрушения и ободрить напуганное население. Внимание! Авторские права на книгу "Путеводитель по Санкт-Петербургу. От Гостиного Двора до Казанского собора" ( Тихомиров В.И. ) охраняются законодательством! |