Путеводители Тихомиров В.И. Путеводитель по Санкт-Петербургу. Через Мойку к Моховой

Путеводитель по Санкт-Петербургу. Через Мойку к Моховой

Возрастное ограничение: 0+
Жанр: Путеводители
Издательство: Проспект
Дата размещения: 15.08.2018
ISBN: 9785392285471
Язык:
Объем текста: 21 стр.
Формат:
epub

Оглавление

Через Мойку к Моховой



Для бесплатного чтения доступна только часть главы! Для чтения полной версии необходимо приобрести книгу



Через Мойку к Моховой


К городу, как и к близким людям, с годами вызревает и укрепляется родственное чувство. И следом возникает желание им поделиться. Я думаю, это очень естественно. Конечно, хочется разобраться в этом чувстве, в его, так сказать, корнях. Главное – это, по-моему, возможность любоваться как всем городом с высоты полета вертолета или хотя бы с крыши, так и отдельными улицами, домами и самыми мелкими деталями домов. Наш город особенно хорош еще и при взгляде с плавучих средств, которых полно теперь в теплое время в каналах и реках. Я родился и вырос в самом центре. Из окна моей комнаты в коммуналке был виден Летний сад. С раннего детства я ежедневно ходил туда гулять. От любования до любви один шаг. Я люблю свой город и охотно поделюсь с путешествующим или местным читателем этой любовью.




Октябрьская революция и ее последствия приучили граждан относиться к личному богатству настороженно. После перестройки многое в общественном сознании изменилось. Теперь совсем другое дело: можно со спокойным сердцем отмечать, как вложения личных или значительных государственных средств позволяют создавать памятники, над которыми не властно время. Любовались ими современники создателей, наши праотцы, мы… надеюсь и правнукам нашим доведется. Потомки нам за это не раз спасибо скажут, если сбережем. Это касается и архитектуры, и городской среды, и мемориальной скульптуры. А ведь средства эти можно было бы сразу «взять и поделить».


Углом к Садовому мосту выступает знаменитый, красивейший Дом Адамини, построенный в 1823 году архитектором Доменико (Дементием Фомичом) Адамини. Кто там только не бывал! И чего в нем только не происходило!



Дом Доменико Адамини на углу Марсова поля и набережной реки Мойки


Долгое время на первом этаже находились торговые ряды. Там жил изобретатель электромагнитного телеграфа Павел Львович Шиллинг. Там же он его и демонстрировал. Успех был таков, что его посетил сам император Николай I с братом, чтобы полюбопытствовать, что это за штука. Конечно, все передовые люди с Шиллингом охотно дружили. Писатели Пушкин, Вяземский, Жуковский то и дело оказывались у него в гостях и подолгу не хотели уходить.


Позже это место прославилось выставками художников. Тут и «Мир искусства», и «Бубновый валет» и те, чьи имена история не сохранила. Даже последняя футуристическая выставка картин «0, 10», коль скоро не нашлось лучшего места, прошла здесь же.


В этом доме довелось жить писателю-мистику Леониду Андрееву, собственными глазами видевшему отсюда бунт Павловского полка в 1916 году. Здесь же он охотно принимал Федора Шаляпина и Федора Сологуба. Художник С. Ю. Судейкин тоже нет-нет да и заглядывал. Иногда они собирались компанией, и им было что обсудить.



О. Мандельштам читает стихи в кафе «Привал комедиантов». Рисунок С. Полякова. 1916. С.-Петербург


В 1916 году в этом здании открылось кабаре «Привал комедиантов». Тут бывали и Александр Блок, и Всеволод Мейерхольд. Анна Ахматова старалась не проходить мимо. Владимир Маяковский то и дело оказывался тут, а за ним и А. В. Луначарский. Даже сам «буревестник революции» Максим Горький, бывший тогда в большой моде, врывался иногда нежданно в своих шляпе и пальто с двумя неустановленными особами, только что уведенными им у Григория Распутина.


Поэма Александра Блока «12» впервые была прочитана здесь его женой Любовью Дмитриевной Блок (дочерью Д. И. Менделеева). Потолки и стены «Привала комедиантов» были чудесно расписаны Б. Григорьевым, С. Судейкиным и А. Яковлевым. Два манекена в виде арапов с горящими сигарами во рту выставлялись у входа, делая это место неповторимо оригинальным.


Подойдя к этому дому, немного постояв и, может быть, коснувшись стены, любой развитый человек легко представит, что и он приглашен сюда и может считать себя полноценным членом интеллектуального собрания. В такой момент в голову не может не прийти что-нибудь глубокомысленное.


Сила притяжения всегда была свойственна этому месту, и она никогда не ослабевала. В конце 20-х годов здесь жили любимый всеми композитор И. О. Дунаевский, писатель В. Ф. Панова.


Все это не уберегло дом от бомбежки во время блокады, и здание было сильно повреждено.


После восстановления в 1948 году здесь поселился популярный советский писатель Ю. П. Герман, а впоследствии здесь жил и его сын, известнейший кинорежиссер А. Ю. Герман. И ваш покорный слуга на протяжении более чем тридцати лет никак не нарадуется, что имеет живописную мастерскую в пристройке над этим домом, через которую «прокатился» весь так называемый питерский рок со своими репетициями и «квартирниками». Борис Гребенщиков, Виктор Цой, Юрий Шевчук, Александр Башлачев, Майк Науменко и знаменитый бард Александр Городницкий блистали тут своим творчеством для дружеского круга, а художник А. Флоренский, вдохновленный видом из окна, написал серию пейзажей.


Чуть правее расположился одноэтажный «Круглый рынок» архитектора Джакомо Кваренги, построенный в настоящем виде в 1790 году, — едва ли не старейший рынок города. Первоначально это был деревянный Харчевный рынок, и сам Александр Пушкин неоднократно был тут замечен любопытными современницами, и кто-нибудь из них тут же просила написать ей что-нибудь в альбом на ходу.



Бывшее здание «Круглого рынка» на набережной реки Мойки


– Это мне ничего не стоит, — отвечал поэт отважной особе и тотчас записывал.


В наше время здание исполь­зовалось под жилье. В 1970 году после капитального ремонта сюда надолго въехала контора «Ленинградодежда».


На карте это треугольник между Круглым переулком, Аптекарским переулком и набережной Мойки. Здание невысоко, и поэтому с любой точки общий силуэт окрестных строений не монотонен, а очень выразителен в сочетании с арками мостов. Поэтому тут почти всегда группами и по одному маячат фигуры художников и их учеников.




Путеводитель по Санкт-Петербургу. Через Мойку к Моховой

Гуляя по улицам Петербурга, легко перенестись на века в прошлое и вообразить себя кем угодно: от титулованной особы до бедного поэта. Спустя столетия Петербург остается городом света и дождей, тенистых зеленых парков и бесконечных набережных.<br /> У вас в руках второй том из серии наших прогулок по Петербургу, и мы продолжаем открывать для себя город Петра. Имперская столица и революционный Петроград, Санкт-Петербург менял имена и лики, но от каждой истории остался след, а значит, еще немало загадок откроет нам этот город, только переверните страницу!

39
 Тихомиров В.И. Путеводитель по Санкт-Петербургу. Через Мойку к Моховой

Тихомиров В.И. Путеводитель по Санкт-Петербургу. Через Мойку к Моховой

Тихомиров В.И. Путеводитель по Санкт-Петербургу. Через Мойку к Моховой

Гуляя по улицам Петербурга, легко перенестись на века в прошлое и вообразить себя кем угодно: от титулованной особы до бедного поэта. Спустя столетия Петербург остается городом света и дождей, тенистых зеленых парков и бесконечных набережных.<br /> У вас в руках второй том из серии наших прогулок по Петербургу, и мы продолжаем открывать для себя город Петра. Имперская столица и революционный Петроград, Санкт-Петербург менял имена и лики, но от каждой истории остался след, а значит, еще немало загадок откроет нам этот город, только переверните страницу!

Внимание! Авторские права на книгу "Путеводитель по Санкт-Петербургу. Через Мойку к Моховой" ( Тихомиров В.И. ) охраняются законодательством!