Юридическая Дробышевский С.А., Протопопова Т.В. Представления о человеческом достоинстве в политико-юридических доктринах и праве. Монография

Представления о человеческом достоинстве в политико-юридических доктринах и праве. Монография

Возрастное ограничение: 12+
Жанр: Юридическая
Издательство: Проспект
Дата размещения: 16.07.2014
ISBN: 9785392162796
Язык:
Объем текста: 218 стр.
Формат:
epub

Оглавление

Введение

Раздел 1. Теоретические воззрения на человеческое достоинство и их воплощение в праве в процессе исторического развития. Глава 1. Научные взгляды на достоинство личности и их юридическое закрепление с древнейших времен до нового времени

Глава 2. Доктрины человеческого достоинства и их отражение в праве в XVII–XX вв.

Раздел II. Теоретические представления о достоинстве человека в современные учениях о правовой государственности и праве. Глава 3. Идея человеческого достоинства в зарубежных политикоюридических доктринах и праве

Глава 4. Научные взгляды на человеческое достоинство в российской науке и проблемы их юридической регламентации

Заключение



Для бесплатного чтения доступна только часть главы! Для чтения полной версии необходимо приобрести книгу



ГЛАВА 4
НАУЧНЫЕ ВЗГЛЯДЫ НА ЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ ДОСТОИНСТВО В РОССИЙСКОЙ НАУКЕ И ПРОБЛЕМЫ ИХ ЮРИДИЧЕСКОЙ РЕГЛАМЕНТАЦИИ


На современном этапе развития российской правовой науки задача формирования теоретических представлений о человеческом достоинстве является весьма актуальной. Это обусловлено тем, что, как отметил Л. С. Мамут, имеющиеся сегодня в отечественной юридической литературе абстрактные и аморфные суждения о человеческом достоинстве пока позволяют характеризовать отмеченное явление лишь в виде как-то угнездившейся в отдельном индивиде трудноуловимой субстанции.


В целях преодоления такого положения, несовместимого с нуждами воплощения в российском праве ценностей правового государства, необходимо обратиться к трудам современных отечественных философов и филологов, где теоретические представления о человеческом достоинстве разработаны в гораздо большей степени. Так, известный философ В. Морозов давал следующее определение: достоинство личности есть осознание ею своего общественного значения, права на общественное уважение, основанное на признании обществом социальной ценности человека. При этом, полагал он, содержание господствующих в том или ином обществе взглядов на человеческое достоинство определяется в конечном счете характером общественных отношений, от которого зависит положение личности в обществе.


Философ О. Г. Дробницкий был автором статьи «Достоинство» в нескольких изданиях философского словаря. Он писал: «Достоинство – понятие морального сознания, выражающее представление о ценности личности в виде морального отношения человека к самому себе и общества к индивиду». Так что «сознание собственного достоинства является формой самоконтроля личности, на которой основывается требовательность индивида к себе. В этом отношении требования, идущие от общества, принимают форму специфически личных (поступать так, чтобы не унизить своего достоинства)».


Иными словами, по О. Г. Дробницкому, «достоинство наряду с совестью – один из способов осознания человеком своего долга и ответственности перед обществом». Причем достоинство личности немыслимо без «отношения к ней со стороны окружающих и общества в целом, заключая в себе требования уважения личности» и признания ее прав.


В обоих указанных случаях «достоинство выступает как важная сторона социальной и моральной свободы личности». И нравственные представления о человеческом достоинстве в конкретном обществе неразрывно связаны с развитием здесь правосознания, гражданской зрелостью людей, «реальной обеспеченностью прав человека».


Отсюда ясно, что «достоинство человека является выражением его личностной ценности», и понятие человеческого достоинства говорит об этом. Чувство же собственного достоинства личности есть переживание ею собственной ценности и утверждение последней, возможно, вопреки обстоятельствам.


Достоинство человека можно также определить иначе: как совокупность его высоких моральных качеств, их уважение человеком в самом себе; сознание лицом своих прав, своей значимости. Вместе с тем достоинство личности выступает в качестве внешнего проявления ее самоуважения, сознания своей значимости.


В итоге раздумий над всем отмеченным о взглядах на достоинство человека в отечественной неюридической науке можно дать следующие определения. Человеческое достоинство как сложное и многогранное явление – это самоуважение личности, ее нравственное, справедливое отношение к себе, стремление к снисканию уважения других людей, предполагающее при реализации необходимость уважать других индивидов. Это то, что отличает человека от иных живых существ, превалирует над биологическими инстинктами и, не теряя своей сущности после смерти индивида, выражает абсолютную ценность человека, его неповторимость, автономию его личности и индивидуальную свободу, свободу духовно-нравственных исканий и творчества. В то же время рассматриваемый феномен проявляется в совокупности социально-этических качеств человека, таких как великодушие, принципиальность, мужество, справедливость, гражданственность, честность, совестливость, добродетельность, отзывчивость, благоразумие, стремление к познанию истины и творческому самовыражению.


Обратимся теперь к определению понятия достоинства человека в отечественной юриспруденции. Уже в самой дефинации понятия «мораль» многие отечественные правоведы используют термин «достоинство» или же прямо говорят об общественной оценке, то есть фактически о содержании категории достоинства. Так, по мнению Н. И. Матузова, мораль представляет собой известную совокупность исторически складывающихся и развивающихся жизненных принципов, взглядов, оценок, убеждений и основанных на них норм поведения, определяющих и регулирующих отношения людей друг к другу, обществу, государству, семье, коллективу, классу, окружающей действительности. Л. А. Морозова утверждает: «Мораль представляет собой правила поведения, основанные на представлениях людей о добре и зле, достоинстве и чести, справедливости, долге и служащие мерилом и оценкой деятельности индивидов, организаций и других субъектов».


Е. А. Лукашева писала, что мораль – это система исторически определенных взглядов, норм, принципов, оценок, убеждений, выражающихся в поступках людей, регулирующих их отношения друг к другу, к обществу, к определенному классу, государству и поддерживаемых личным убеждением, традицией, воспитанием, силой общественного мнения всего общества, определенного класса либо социальной группы. Критериями таких норм, оценок, убеждений выступают категории добра, зла, честности, благородства, порядочности, совести. С таких позиций даются моральная интерпретация и оценка всех общественных отношений, поступков и действий людей.


По утверждению А. Ю. Мордовцева, мораль формируется в духовной сфере жизни общества. Нормы морали опираются на складывающиеся в сознании общества представления о добре и зле, чести, достоинстве, порядочности и т. п., которые вырабатываются философией, религией, искусством в процессе этического осмысления мира.


С. А. Комаров утверждал, что мораль (нравственность) – это взгляды, представления и правила, возникающие как непосредственное отражение условий общественной жизни в сознании людей в виде категорий справедливости и несправедливости, добра и зла, похвального и постыдного, поощряемого и порицаемого обществом, чести, совести, долга, достоинства и т. д. По мнению В. Д. Попкова, в морали выражены представления людей о добре и зле, справедливости, достоинстве, чести, трудолюбии, милосердии.


Суммируя приведенные высказывания, можно сказать, что мораль – это совокупность исторически складывающихся и развивающихся норм, взглядов, оценок, представлений о человеческом достоинстве, справедливости, равенстве, свободе и других общечеловеческих ценностях. Иными словами, человеческое достоинство есть моральная категория.


Как полагают отечественные специалисты, в юриспруденции в данном случае речь идет об аспекте проблемы соотношения права и морали. Ведь человеческое достоинство как нравственная ценность закрепляется в юридических нормах. Причем право тем самым способствует реализации человеческого достоинства граждан государства. В частности, Н. Н. Тарасов писал, что в законодательных актах нередко используют оценочные понятия нравственного характера (недостойное поведение, цинизм, честь и т. п.).


Отечественные правоведы, как правило, согласны, что воплощение идеи человеческого достоинства в юридических нормах придает ей и политический характер. Ведь правовое регулирование – составная часть политической жизни общества. Вместе с тем они считают, что человеческое достоинство является и правовым феноменом. Именно в такой ипостаси оно, например, присутствует в действующей Конституции РФ. Как известно, здесь закреплено: «Достоинство личности охраняется государством. Ничто не может быть основанием для его умаления» (ст. 21). «Каждый имеет право на... защиту своей чести и доброго имени» (ст. 23).


На протяжении последних десятилетий человеческое достоинство было в основном предметом рассмотрения цивилистики. Так, цивилист О. А. Дюжева отмечала, что достоинство – это самооценка лицом своих моральных, профессиональных и иных качеств, а честь является как бы мерилом достоинства гражданина или организации. По мнению Т. А. Фаддеевой, под достоинством понимается самооценка личности, осознание ею своих личных качеств, способностей, мировоззрения, выполненного долга и своего общественного значения. Самооценка должна основываться на социально значимых критериях оценки моральных и иных качеств личности. В. Д. Костюк писал, что достоинство – это, во-первых, самооценка личности, осознание ею своих личных качеств, способностей, своего общественного значения; во-вторых, самооценка личности, основанная на ее оценке обществом; в-третьих, осознание человеком своей ценности как человека вообще, конкретной личности, профессионала и т. д.. Известный же специалист в области защиты чести и достоинства А. Л. Анисимов подчеркивал, что достоинство личности есть самооценка ею собственных качеств, способностей, мировоззрения, своего поведения, общественного значения, а также самооценка личности, основанная на ее оценке обществом.


В рамках теории государства и права фундаментальное исследование идеи достоинства личности было проведено Н. А. Придворовым. По его мнению, проблема совершенствования правового обеспечения достоинства личности – одна из главных проблем теоретического и отраслевого правоведения.


Определяя категорию человеческого достоинства, Н. А. Придворов указывал, что оно – составное звено человеческого фактора в общественной жизни; ведущий компонент социально-правовой характеристики личности, ее субъективных прав, обязанностей, свобод; инструмент, регулирующий разнообразные отношения человека и общества, человека и государства, человека с другими людьми; реальный феномен правосознания; система социальных связей; система взаимоотношений между людьми; относительно устойчивое единство элементов и свойств человека и их отношений, являющихся предметом воздействия сложного и многогранного юридического инструментария; отражение признания социальной ценности каждого человека фундаментальной закономерностью современного общества; совокупность социально-этических качеств. Идеей человеческого достоинства пронизана вся правовая организация общественных отношений. Эта идея отражается на всем механизме правового регулирования, охватывает психологическое и юридическое содержание правовой системы. Причем каждая структурная часть правовой системы отражает человеческое достоинство как правовую категорию и высочайшую нравственную ценность.


Едва ли есть весомые основания спорить с приведенными суждениями отечественных ученых о человеческом достоинстве, ибо эти представления в целом адекватно отражают свой предмет. Более того, все отмеченные воззрения укладываются в качестве элементов в сложную мозаику научных взглядов о рассматриваемом феномене во всяком политически организованном обществе, где функционирует право. Поэтому попытаемся конкретизировать указанные представления.


Начнем с того, что идея человеческого достоинства заключает в себе требование уважения человека, то есть его прав и свобод, в тех коллективах, где он живет, и прежде всего в государстве. Причем такое требование базируется на признании упомянутыми коллективами ценности и значимости для этих социальных групп их членов.


За последние две с половиной тысячи лет эта идея прошла многотрудный путь философско-религиозного и политико-юридического осмысления. Вместе с тем она получила закрепление во внутригосударственном и международном праве. Однако все же повторим, что идея человеческого достоинства более полно исследована философами, чем юристами. И при анализе взглядов философов на эту проблему видно, что идея достоинства сложилась как отражение в сознании людей того особого положения, которое человек занимает в мире. Что же касается политико-правовых доктрин, то эта идея зачастую сначала реализуется в естественном праве, как оно осознается различными мыслителями, а затем и в позитивном праве.


Точно так же, как каждый человек претендует на уважение со стороны других, то есть имеет достоинство, и разнообразные человеческие коллективы предъявляют к окружающим и составляющим их отдельным людям и социальным общностям подобные претензии. Поэтому можно говорить и о достоинстве человеческого коллектива, о достоинстве всех тех объединений, в которые люди входят.




Представления о человеческом достоинстве в политико-юридических доктринах и праве. Монография

В монографии раскрыто многообразие трактовок феномена человеческого достоинства. Из них выделены теоретические представления, воплощение которых в политико-юридических доктринах и праве способно обеспечить самосохранение и прогресс государственной организации.<br /> Издание адресовано всем интересующимся политологией и юриспруденцией. Оно будет особенно полезно лицам, изучающим правоведение, а также работникам государственных органов.

179
Юридическая Дробышевский С.А., Протопопова Т.В. Представления о человеческом достоинстве в политико-юридических доктринах и праве. Монография

Юридическая Дробышевский С.А., Протопопова Т.В. Представления о человеческом достоинстве в политико-юридических доктринах и праве. Монография

Юридическая Дробышевский С.А., Протопопова Т.В. Представления о человеческом достоинстве в политико-юридических доктринах и праве. Монография

В монографии раскрыто многообразие трактовок феномена человеческого достоинства. Из них выделены теоретические представления, воплощение которых в политико-юридических доктринах и праве способно обеспечить самосохранение и прогресс государственной организации.<br /> Издание адресовано всем интересующимся политологией и юриспруденцией. Оно будет особенно полезно лицам, изучающим правоведение, а также работникам государственных органов.

Внимание! Авторские права на книгу "Представления о человеческом достоинстве в политико-юридических доктринах и праве. Монография" (Дробышевский С.А., Протопопова Т.В.) охраняются законодательством!