Наука Чалапчий А.А. Политология. Учебно-методический комплекс

Политология. Учебно-методический комплекс

Возрастное ограничение: 0+
Жанр: Наука
Дата размещения: 12.09.2015
ISBN: 9785392189571
Язык:
Объем текста: 253 стр.
Формат:
epub

Оглавление

Раздел 1. Курс лекций. Лекция 1. Политология как наука. Лекция 2. Политическая мысль античности, средневековья и нового времени. Лекция 3. Политические идеи во второй половине XIX в. Лекция 4. Политическая власть. Социальные основы политики. Лекция 5. Политическая элита и политическое лидерство. Лекция 6. Политические партии. Партийные и избирательные системы. Лекция 7. Политический процесс и политический конфликт как его форма. Лекция 8. Политическая социализация. Политические режимы. Лекция 9. Геополитика и международные отношения

Контрольные вопросы. Список литературы, рекомендованной к изучению. Глоссарий политических терминов

Раздел 2. Рабочая учебная программа. Введение. 1. Цели и задачи дисциплины. 2. Начальные требования к освоению дисциплины. 3. Требования к уровню освоения содержания дисциплины. 4. Объем дисциплины и виды учебной работы. 5. Содержание дисциплины. 6. График изучения дисциплины. 7. Учебно-методическое обеспечение дисциплины. 8. Требования к выполнению контрольных работ (для студентов заочной формы обучения). 9. Техническое обеспечение дисциплины. 10. Текущий и итоговый контроль. 11. Рейтинговая оценка по дисциплине

Приложение 1. Задания для самостоятельной работы

Приложение 2. Образец оформления титульного листа. Приложение 3. Тестовый комплект по дисциплине «Политология»



Для бесплатного чтения доступна только часть главы! Для чтения полной версии необходимо приобрести книгу



РАЗДЕЛ 1. Курс лекций




Лекция 1. Политология как наука


Понятие политического. Объект и предмет политологии. Методы исследования и функции политологии.


«Мысля идею государства, надо


иметь в виду не особенные государства,


не особенные институты,


а идею для себя, этого


действительного Бога».


Гегель «Философия права»


Политика – сложное социальное явление, безусловно присущее человеческой цивилизации с момента ее появления и становления. Происхождение термина «politike» связано с древнегреческим городом-государством, который именовался полисом. Полис – это сложившаяся в Древней Греции форма общественного устройства, ставшая прототипом современного национального государства. Данный тип социальной организации опирался на экономический и государственный суверенитет общины свободных собственников и производителей – граждан полиса, простиравшийся на всю его территорию (сам город и прилегающие сельские территории). Этот суверенитет предполагал для каждого гражданина возможность, а часто и обязанность в той или иной форме – прежде всего в форме голосования в народном собрании участвовать в решении вопросов жизнедеятельности полисного общества. Именно наличие такой особой деятельности, связанной с участием людей в решении вопросов полисной жизни, государственном управлении – в современном понимании, привело к необходимости обозначения этой деятельности определенным универсальным понятием.


С этой точки зрения наиболее рациональное определение политики как явления дал немецкий ученый Макс Вебер, который определил политику как стремление к участию во власти или оказанию влияния на распределение власти, будь то между государствами, либо внутри государства между группами людей, которые оно в себе заключает.


В современной политической науке нет однозначного определения термина «политика», что объясняется многогранностью политики как явления, богатством ее содержания, многообразием свойств. Выделяют три основные группы определений политики:


1) социологические, характеризующие политику через другие общественные явления – экономику, право, мораль, культуру;


2) субстанциональные, ориентирующие на раскрытие первоосновы политики;


3) научно сконструированные, раскрывающие ее деятельный характер.


Большинство исследователей придерживаются субстанциональной трактовки политики, рассматривая в качестве ее первоосновы власть и ее носителей.


Политика (греч. «государственные дела») – это действия, направленные на власть, ее обретение, удержание и использование, судить о ней могут все, а творить ее дано лишь избранным. Главный аспект общественного существования политики возникает из требований людей друг к другу, из различия противоречий.


Суть политики – подавление сильными слабых. Это может обнаруживаться практически во всех направлениях общественной жизни. Всякие отношения между социальными группами, основанные на подчинении, – мы вправе называть политикой.


Характерные черты политики:


– Властный характер, способность принуждения, волевого воздействия для придания целенаправленности действий.


– Связь частного и общего, интереса личности и интереса социальной целостности.


– Политика связана с решением проблем существования и функционирования государства как социального института, служащего для всего общества.


– Связь с действиями и интересами больших масс людей.


Необходимо принимать во внимание, что эти характерные черты не изолированы, а взаимно дополняют друг друга: так соединение частных и общих интересов осуществляется в теоретической форме, а реализация теории предполагает обращение к механизмам власти.


Политология – наука о политике


В самом общем виде политология – это наука о политике, об особой сфере жизнедеятельности людей, связанной с властными отношениями, действие которых призвано обеспечить функционирование общества, взаимодействие между людьми.


Политология – одна из самых молодых гуманитарных дисциплин. Она завершила процесс институционализации и оформилась как самостоятельная отрасль научного знания лишь в конце 40-х годов XX в.


Будучи интегральной наукой о «политике», политология включает в себя ряд более частных дисциплин:


1. Политическая философия – исследует ценностные аспекты властных отношений. Политическая философия – это наиболее высокий и, следовательно, абстрактный уровень анализа политики. В этом заключается как сильная, так и слабая его сторона. Сильная сторона состоит в том, что политическая философия создает для политического исследования мировоззренческо-методологическую базу, слабая – в умозрительных, зачастую оторванных от эмпирической реальности суждениях.


2. Политическая история (ИПУ) – рассматривает процесс возникновения политических институтов и учреждений, причины их изменений во времени.


3. Политическая теория – обращается к анализу типов и форм организации власти. Изучает основные элементы политической системы общества: государства, партий и т. п. Выявляет характер взаимодействия между ними. Теория политики вычленяется из государствоведения и правоведения и находится на стыке с целым рядом юридических дисциплин: теории государства и права, конституционного права, международного публичного права и т. д. В рамках данной проблематики теория политики исследует происхождение и роль государства и права, принципы их построения, роль правосознания и т. д. В решении этих вопросов пересекаются предметы исследования юридических наук и политологии. Однако политология подходит к проблеме государственно-правовых отношений гораздо шире юридических дисциплин. Она рассматривает их прежде всего как социальные явления, как политические институты, формы политической организации общества, имеющие своей главной целью реализацию социальных интересов. Одна из центральных проблем теории политики – это проблема политической власти, ее сущности, особенностей, ресурсов, оснований, легитимизации и т. д. Наряду с этим теория политики рассматривает политическую систему, институты государства, политические режимы, субъекты политики и т. д. Теория политики развивается на базе обобщения эмпирического материала, конкретно-исторической практики. Значительную роль в создании теории политики играет сравнительная политология. В рамках сравнительной политологии проводятся исследования политической культуры различных стран и регионов, политических систем, организаций, политической антропологии и психологии.


Для формирования общей теории политики большое значение имеет осмысление накопленных политической мыслью идей и концепций.


4. Политическая социология – занимается исследованием взаимоотношения между гражданским обществом и государством. Политическая социология исследует социальный срез политических явлений. Она выявляет зависимость политики от различных сфер жизнедеятельности общества, влияние на политическую систему, политические институты и политическое поведение экономических отношений, социальной структуры, идеологии и культуры. Наиболее ярко социологически подход к политике представлен в работах К. Маркса, В.И. Ленина, М. Вебера. В марксизме политика трактуется как вторичное, надстроечное явление. Это коренное положение марксизма в отношении политики наиболее четко выражено в хрестоматийной формуле В.И. Ленина «политика есть концентрированное выражение экономики». Видный немецкий мыслитель М. Вебер, напротив, экономические и политические явления выводил из особенностей духовной жизни, культуры народов.


Политическая социология исследует политические явления на двух уровнях: теоретическом и эмпирическом. Задача первого уровня – выработка методологии исследований, создание объясняющих моделей, что важно для понимания политики. Но не меньшее значение в политологии имеют конкретные эмпирические политико-социологические исследования, которые служат основой прикладной политологии. Прикладная политология имеет непосредственную практическую направленность. Поэтому прикладная политология концентрирует свое внимание на конкретных событиях и ситуациях в жизнедеятельности государств, партий, социальных групп индивидов. Прикладная политология вырабатывает практические советы и рекомендации конкретным участникам политического процесса, краткосрочные прогнозы, которые используются при принятии тех или иных политических решений.


5. Политическая психология – изучает субъективные механизмы политических взаимодействий, связей и отношений, влияние на них сознания и подсознания человека, его разума, воли, эмоций, установок, убеждений, мотивации, ценностных ориентации. В политической психологии существует два среза исследования политического поведения: индивидуально-личностный и общественно-групповой. В индивидуально-личностном аспекте политическое поведение рассматривается как результат восприятия и осознания конкретным человеком тех или иных политических реалий: политических лидеров, программ партий, движений, деятельности властных структур и т. д. Этот аспект особенно важен при изучении общественного мнения по различным вопросам: определение уровня политической культуры населения, участие индивидов в выборах органов власти, определение тех или иных приоритетов социальной политики и т. д. Общественно-групповой аспект политико-психологических исследований направлен на выявление закономерностей и ситуативных реакций масс на воздействие внешней среды. Основной задачей этого аспекта политико-психологического исследования является оценка общественных настроений, отслеживания механизмов «психического заражения» и т. д. Это особенно важно для понимания стихийных массовых действий: бунтов, мятежей, поведения людей во время митингов, демонстраций и других акций протеста или поддержки.


6. Политическая антропология – исследует влияние основополагающих потребностей и родовых качеств личности, на ее политическое поведение. Политическая антропология устанавливает связь политики с социобиологическими качествами человека, а также показывает влияние на политику социокультурных особенностей той или иной общности. Приоритетным направлением политико-антропологического исследования является выявление особенностей политической культуры того или иного народа, государства из особенностей его национальной культуры, «народного духа».


7. Политическая география – изучает зависимость политических процессов от их пространственного положения, обусловленность политики размерами, экономико-географическими, климатическими и другими природными факторами (близостью к океану, гористой или равнинной местностью, наличием природных ископаемых и т. д.).


Институционализация любой научной дисциплины предполагает прохождение ряда основных этапов: 1) накопление теоретического и эмпирического материала в рамках родственных наук; 2) проведение и публикация специализированных научных исследований; 3) создание специализированных периодических изданий; 4) подготовка кадров, создание научных и учебных заведений; 5) формирование научного сообщества ученых и преподавателей данной дисциплины, объединенных в национальные и международные ассоциации. Все эти необходимые этапы институционализации прошла и политология.


Изучение истории политических учений показывает, что политология, как и многие другие науки, зарождается в рамках философии. На протяжении многих веков развитие политических идей происходило в недрах философии. Однако политические исследования древних мыслителей Платона, Аристотеля, Цицерона, Августина, Фомы Аквинского и других еще не создавали политический науки, поскольку они были тесно переплетены с космологическими, теоретико-познавательными, этическими и эстетическими идеями.


Формирование специфической политической проблематики ученые отмечают только в XVI в. и связывают этот процесс прежде всего с работами итальянского мыслителя Н. Макиавелли.


Помимо философии, большое влияние на становление политической науки оказало развитие публичного права и прежде всего таких его отраслей, как конституционное и административное право. Исследование данными науками политической деятельности государства создавало большой теоретический потенциал для будущей политической науки.


Качественный скачок на пути оформления политологии в качестве самостоятельной отрасли знания произошел в конце XIX – начале XX века после того, как сложилась целая система устойчивых политических ценностей и отчетливо выявилась общественная и академическая потребность в систематическом изучении политики. Именно в этот период было опубликовано большинство специализированных политологических исследований.


Существенная сторона в обосновании научного статуса политологии лежит в различении ее объекта и предмета. Как известно, объект познания – это все то, на что направлена деятельность исследователя, что противостоит ему в качестве объективной реальности. Когда же речь идет о предмете исследования конкретной науки, то та или иная часть объективной реальности (например, общественные процессы) берется не целиком, а лишь той ее стороной, которая определяется спецификой данной науки. Другие стороны в этом случае рассматриваются как второстепенные. Поэтому отличие наук друг от друга и состоит в том, что даже на одном объекте, каждая исследует свой предмет.


Объектом политологии является – «политическая реальность». Ее рассматривают также философия, социология, политическая психология и т. д. В среде политологов принято считать, что объектом политологии является вся совокупность свойств, связей и отношений общественной жизни, которые носят название политических. Иначе говоря, объектом политологии является политическая сфера общественной жизни. Что же включается в эту сферу?


Во-первых, политическая сфера общественной жизни – это сфера государственноорганизованных связей, взаимодействий и отношений. Большинством людей политика всегда рассматривается как непосредственное активное участие человека в делах государства. Начиная с периода раннеклассовых обществ, государство как форма социальной организации являлось самым распространенным и непосредственно наблюдаемым явлением политической жизни. Именно поэтому исторически первым сформировалось представление о том, что предметом политической науки является изучение государства. Слово «политика» производно от греческого politika – полис – город-государство. Отсюда вполне логично, что одним из первых произведений, посвященных осмыслению политики, был трактат Аристотеля «Та politika» – «то, что относится к государству». При этом из содержания произведения следовало, что полис рассматривается Аристотелем не просто как географическое, национально-государственное образование, а прежде всего как пространственное поле гражданской активности.


Во-вторых, главным направлением в исследовании государства было решение вопроса о наилучшей форме государственного устройства: деспотии, демократии, олигархии и т. д. И уже в древние времена стало ясно, что важнейшим вопросом политической жизни является вопрос о власти. В связи с этим предмет политологии осмысливается как изучение политической власти, ее сущности и структуры, механизмов распределения и осуществления этой власти в государстве, способность власти обеспечивать себе поддержку со стороны большинства членов общества, контроль за политической властью со стороны общества.


В-третьих, длительное время в трактовке общественной жизни, в том числе и политике, мыслители исходили из методологии робинзонады. Они объясняли политическую жизнь как взаимодействие элементарных частиц индивидов, эгоистические интересы которых создают политические отношения. Позднее, уже в XIX в., изучая внутренние механизмы деятельности государства, исследователи обнаружили, что основными субъектами политических связей, взаимодействий и отношений являются не изолированные индивиды, а индивиды, объединенные в социальные общности: социальные группы, сословия, классы, нации, касты. Каждая социальная общность имеет свои социальные интересы. Социальные интересы – это реальные жизненные стремления людей, социальных общностей, которыми они осознанно или неосознанно руководствуются в своих действиях и которые определяют их объективное положение в обществе. В рамках этих общностей происходит рациональный компромисс интересов, на основе которых осуществляется разделение власти в обществе.


В-четвертых,в целях отстаивания своих социальных интересов социальные группы, классы создают свои политические и общественные организации: партии, профсоюзы, движения и т. д. Эти организации и объединения вырабатывают идеологические системы, через пропаганду которых формируют в определенном направлении общественное мнение. Изучение деятельности политических организаций и так называемых «групп интересов», «групп давления», а также идеологических учений является также важной составной частью политологии.


Предмет же политического познания не может быть тождественен объекту, он-то и позволяет выделить политологию в самостоятельную научную дисциплину. Но вопрос его определения остается пока не решенным.


Среди политологов сегодня нет единого мнения в вопросе о содержании предмета политологии. Отсутствие его обусловлено различием национального политического опыта, который формировал традиции исследования политики в разных странах.


В странах Европы и США политология вычленяется из государствоведения и правоведения. В Германии этот процесс связан с формированием и развитием так называемой «правовой школы». В Великобритании наиболее серьезный импульс формированию политологии придало основание в конце XIX в. Лондонской школы экономики и политических наук при Лондонском университете. Во Франции политология родилась на стыке государствоведения, политической истории и социологии. В США интенсивное оформление политологии в самостоятельную отрасль знания началось в 1880 г. с созданием при Колумбийском колледже (позже переименованном в Колумбийский университет) школы политической науки. В 1903 г. была создана Американская ассоциация политических наук, положившая начало созданию подобных ассоциаций в других странах и в международном масштабе. В 1948 г. под эгидой ЮНЕСКО была создана Международная ассоциация политической науки, объединившая в своих рядах большинство национальных ассоциаций.


Группа ведущих экспертов ЮНЕСКО из Америки и Европы приняла резолюцию, в которой предлагался перечень проблем, изучаемых политологией:


– политическая история;


– политические институты;


– партии, группы и общественное мнение;


– международные отношения.


Это во многом объяснимо стремлением разделить политологию на две самостоятельные дисциплины – прикладную и теоретическую. Тем не менее в большинстве случаев под политологией понимают науку, изучающую политические отношения со всеми сопровождающими данное явление политическими факторами. Согласно такому пониманию теоретико-содержательным ядром политологии, ее предметом является учение о власти, о государстве, о взаимоотношениях людей в сфере политического и т. д.


На основе вышеизложенного можно предложить такое определение предмета политологии: Политология – это наука о государственно-организованном обществе как функционирующей и развивающейся политической системе на основе взаимодействия составляющих ее элементов: политических субъектов, политических институтов и политического сознания.


Следует учитывать, что политология является интегральной наукой и включает в себя совокупность наук, отличающихся друг от друга предметом, методами, подходами. Исследования политической жизни, в этом смысле объект, т. е. политическая реальность, является как бы объединяющим фактором.


Политология отвечает на многие вопросы, поставленные практикой современного этапа развития нашего государства и всего мирового сообщества. Эта наука о «политике», «технологии» политического процесса. Изучая сферу политической жизни общества, она вооружает знаниями закономерностей становления и функционирования политической власти, политических отношений и политической деятельности, помогает сформировать необходимые умения и навыки равноправного участника политической жизни.


Если в Западной Европе и США процесс институционализации политологии носил постоянный, непрерывный характер, то в России, в связи с происходившими в стране социальными катаклизмами, формирование политологии имело драматический оттенок. Становление политической науки в России началось в середине XIX в. и к 20-м годам XX в. в России складываются все необходимые предпосылки для вычленения самостоятельной науки политологии. Однако установление господства марксистско-ленинской идеологии надолго прервало этот процесс. Политология как самостоятельная отрасль исследования и подготовки кадров появляется в СССР лишь в 80-х годах XX столетия, когда началось преподавание политологии в вузах страны, открылись специальные кафедры, периодические издания, образовалась советская ассоциация политических наук, вступившая в состав международной ассоциации политических наук.


Методы исследования и функции политологии


Как отмечалось выше, политология является междисциплинарной наукой. На ее формирование и развитие оказали влияние многие науки. Эта связь имеет пограничный, междисциплинарный характер, особенно ярко проявляющийся в методах и средствах политологического исследования. Политология не разрабатывает собственных специфических методов исследования, а использует для изучения политической реальности методы различных наук, на которых она базируется. Так, политическая философия опирается на философскую методологию постижения реальности, существо которой составляет умозрительная рефлексия с ярко выраженными ценностно-нормативными оценками политических реалий с позиций определенного социального идеала.


Широко используется в политологии исторический метод, т. е. изучение политических явлений в процессе их становления и развития, в связи с прошлым.


Значительное место в политологических исследованиях занимает системно-функциональный метод, с позиций которого политика рассматривается как функциональная система, которая специализируется на такой функциональной проблеме, как целедостижение. Важнейшая функция любой системы – устойчивость, которая обеспечивается функционированием в ней различных элементов за счет воспроизводства, поддержки равновесия системы элементов. Системный подход позволяет устанавливать общие, универсальные закономерности функционального действия политических систем. В качестве систем могут быть рассмотрены любой политический институт или организация, государство, партии, профсоюзы, церковь.


Но системный подход не учитывает таких существенных особенностей политической жизни, как национальная, этническая, религиозная и иные особенности. Дополнением и корректировкой системно-функциональной методологии служит сравнительный метод. Этот метод опирается на предпосылку, что имеются определённые общие закономерности проявления политического поведения, поскольку в политической жизни, политической системе, культуре различных народов много общего. Сравнительный метод предполагает сопоставление однотипных политических явлений: государственного устройства, политических партий, электоральных систем и т. д. Применение сравнительного метода расширяет кругозор исследования, способствует плодотворному использованию опыта других стран и народов.


Такова краткая характеристика некоторых наиболее важных теоретических методов исследования политических явлений. Но политология стала подлинной наукой с тех пор, когда она от умозрительных рассуждений и построения теоретических конструкций перешла на почву реальной жизни. А исследование этой жизни требует использования эмпирических методов: наблюдения, опроса, изучения статистических материалов и документов, лабораторных экспериментов. Использование этих методов позволяет проводить квантификацию, т. е. количественное выражение в измерении политических явлений, а следовательно, и возможность использования математических методов и компьютерной техники. Политология заимствует эти методы из арсенала методов конкретно-социологического исследования.


Наиболее доступным и не требующим больших финансовых и трудовых затрат является контент-анализ. Он предполагает целенаправленное изучение определенных документов (конституций, законодательств, партийных программ, инструкций, выступлений в печати или электронных средствах информации политических лидеров и т. д.). Иначе говоря, контент-анализ в политологии – это количественный анализ любого рода политической информации. В современных условиях применение этого метода связано с широким использованием компьютерных технологий. Преимущество его – в оперативном получении фактографических данных о том или ином политическом явлении на основе объективной информации.


К контент-анализу тесно примыкает факторный анализ, сводящий множество эмпирических данных к основным, определяющим. Этот методический прием позволяет создавать когнитивные карты, фиксирующие наиболее типичные проявления того или иного политического поведения.


Анализ документов удовлетворяет исследователя лишь в том случае, если для решения проблемы достаточно фактографической информации. В тех случаях, когда задача перед политологом поставлена шире, необходимо прибегнуть к таким методам сбора информации, как наблюдение, опрос. Под наблюдением понимают метод сбора первичных эмпирических данных, который заключается в преднамеренном, целенаправленном, систематическом непосредственном восприятии и регистрации политических фактов. Наблюдение бывает двух типов: невключенным и включенным. При невключенном наблюдении события и факты отслеживаются как бы со стороны. Включенное наблюдение предполагает участие наблюдателя в том или ином событии, деятельности организаций и т. д. Наблюдатель становится участником митинга, демонстрации, входит в состав или руководство партии, движения и т. д.


Одним из самых распространенных методов сбора политической информации является опрос. Опрос – это устное или письменное обращение исследователя к определенной совокупности людей – респондентам – с вопросом, содержание которого представляет изучаемую проблему. В политологии опросы проводятся для изучения общественного мнения по самому широкому кругу проблем.


Функции политологии. Вопрос о функциях политологии не является формальным. Речь идет о выяснении ее социальной роли, основных обязанностей перед обществом, важнейших направлений и круга деятельности данной науки. Если говорить о самом общем виде политология выполняет две основные функции: 1) познавательную, служащую решению узко познавательных задач; 2) прикладную, помогающую реализации результатов научных исследований в политической практике. Однако выделение указанных функций хотя и полезно с дидактической точки зрения, но недостаточно для полного и детального выяснения социальной роли политологии и ее отличия от других обществоведческих дисциплин. В рамках данных функций политология решает и более узкие задачи. Перечни таких частных функций, приводимые различными авторами, как правило, не совпадают. По нашему мнению, в этот перечень могут быть включены методологическая, теоретическая, описательная, объяснительная, прогностическая, инструментальная, мировоззренческая и идеологическая функции.


Методологическая функция политологии заключается в выработке способов и приемов анализа политических явлений и процессов. Результатом такого поиска является система социально апробированных принципов и способов рационального познания политической действительности, правил и нормативов построения политической теории и образцов организации практической политической стельности. Важнейшие исследовательские методы политической науки мы рассмотрели выше.


Теоретическая функция – это концентрация, объяснение, пополнение и обогащение имеющегося политологического знания, разработка законов и категорий данной науки. Результатом этой функции выступает политическая теория – целостное, с высокой степенью достоверности, систематически развиваемое знание о существенных связях и закономерностях, присущих явлениям и процессам политической сферы общества. Значение теоретического знания состоит в том, что оно является наиболее совершенной формой научного обоснования практической политической деятельности. В теоретической функции политологии синтезируются и все другие ее функции.


Описательная функция – изучение, накопление, описание, систематизация фактов, явлений политической жизни, определение на их основе тенденций и закономерностей политического развития. Описательная функция политологии связана с поиском ответа на вопрос: какова на самом деле политическая действительность? Результатом исследования в данном случае выступают определенные суждения и высказывания, в которых утверждается или отрицается что-либо о рассматриваемых явлениях политики.


Объяснительная функция – это поиск ответов на возникающие вопросы политической жизни, в частности: зачем, почему, в силу каких причин данные явления или процессы возникли, почему им присущи именно эти, а не иные особенности? Суть процедуры объяснения состоит в подборе неизвестных, гипотетических причин к уже известным следствиям. И хотя эта процедура не дает полной гарантии истинности причин того или иного явления, ею все же не следует пренебрегать на том основании, что она «хуже» описания. Объяснительная функция делает возможным переход от наблюдаемых разнородных явлений к непосредственно не наблюдаемым их причинам. Следовательно, она помогает понять сущность данных явлений.


Прогностическая функция – выработка прогнозов относительно развития процессов в политической сфере. Эта функция заключается в поиске ответа на вопрос: какой будет действительность в будущем и когда наступят определенные события? Результатом данного поиска являются, прежде всего, гипотезы. Прогнозы-гипотезы опираются на вскрытые тенденции развития политического явления, на существующие общие закономерности общественного развития. Такие гипотезы можно назвать прогностическими в отличие от ранее означенных объяснительных гипотез.


Инструментальная функция – нахождение ответов на вопросы практической политики типа: какие следует предпринять действия, решения, чтобы достигнуть желаемого политического результата; что надлежит сделать, чтобы предвидения, касающиеся проектов действительности, оказались возможными? Выполнение этих задач требует установления достоверных сведений о реальном положении вещей, а также знания средств достижения положительного результата. Итогом данного вида исследования будут определенные принципы поведения – правильные, если они ведут к желаемому результату, неправильные, если прогнозируемый политический результат окажется утопическим.


Мировоззренческая функция выражается в поиске ответа на вопросы о том, какое место занимают политические явления в системе представлений человека об обществе, мире в целом, о своем месте в системе общественных отношений и своей роли в политических процессах. Результатом такого поиска является развитие политического сознания от обыденного уровня к научно-теоретическому, формирование ценностных ориентаций, помощь в определении политической позиции гражданина, группы, партии.


Идеологическая функция – выработка, обоснование и защита определенного политического идеала, способствующего устойчивости той или иной политической системы. Данная функция находит свое выражение в поиске ответа на вопрос: к каким общественным идеалам следует стремиться или какие ценности нужно реализовывать в своей практической деятельности? Результатами исследования в данном случае будут хорошо обоснованные политические цели. Однако, как будет показано далее, выдвинутые при этом цели всегда в той или иной мере имеют нормативный характер, поскольку они связаны с интересами участников политических действий. Поэтому политология может способствовать поиску достижимых целей только в той мере, в какой она обеспечивает объективно значимые знания о политической действительности.


Лекция 2. Политическая мысль Античности, Средневековья и Нового времени


Античная политическая мысль. Учения Платона и Аристотеля


Правя уделом, способным выставить


тысячу боевых повозок, надо


быть тщательным в делах, правдивым, любить людей,


экономить средства и побуждать народ к


труду в соответствии со сменой сезонов.


Конфуций. Изречения.


В Древней Греции политические идеи обрели форму теорий с присущими им признаками целостности, системности. Этому способствовал ряд обстоятельств:


– Общественное разделение труда дало возможность определенному слою людей, освободив их от хозяйственной деятельности, заниматься исключительно умственным трудом, созданием теорий общественного устройства.


– Активное развитие политических теорий было востребовано самим способом организации общественной жизни. Такой уникальной формой выступал полис – город-государство с немногочисленным населением и прилегающей к городу сельской местностью. В полисе занятие политикой было правом и обязанностью всех свободных граждан, которые в форме голосования в народном собрании участвовали в решении государственных дел. В полисах шла бесконечная борьба, поэтому поиски средств и методов цивилизованного совместного проживания групп с различными интересами были весьма актуальны. Обсуждение законопроектов в народном собрании, требовавшее всесторонней аргументации, стимулировало развитие ораторского искусства. В период наивысшего расцвета полиса (V–IV вв. до н.э.) в Афинах и других городах Греции возникли многочисленные школы риторики, в которых граждане могли обучиться основным приемам политического искусства. Первыми стали обучать принципам профессиональной политики «платные учителя мудрости» – софисты (Протагор, Продик, Горгий, Гиппий и др.).


Требованиям традиционного обычая софисты противопоставили «веления природы», причем природа рассматривалась ими в качестве критического принципа, определяющего независимую интеллектуальную позицию индивида в отношении любых предписаний и установлений. Опираясь на этот принцип, Антифонт, Алкидамант, Ликофрон – представители младшего поколения софистов – отрицали существование «по природе» каких-либо различий между варварами и греками, свободными и рабами, знатными и простолюдинами. Софист Фразимах отрицал саму возможность возникновения в государстве, раздираемом борьбой богатых и бедных, общей для всех справедливости, определяя ее как «чужое благо, устраивающее сильнейшего».


Платон


В споре с софистами Платон развивал идеи своего учителя Сократа (469–399 гг. до н.э.), который рассматривал справедливость, добродетель и знание как абсолютные божественные истины, способные дать надежный ориентир и в политике. Демократической трактовке софистами политики как сферы, в которой компетентным может быть любой рядовой гражданин полиса, Сократ противопоставил основанное на «истинном знании» «царское искусство» государственного управления, присущее исключительно «мудрым пастырям». К Сократу восходит и ставшее традиционным в политических теориях Средневековья и Нового времени противопоставление правильных государственных форм неправильным (монархия – тирания, аристократия – олигархия, демократия – охлократия, т. е. разнузданная власть толпы, не связанная никаким законом).


Принимая это разделение, Платон (427–347 до н.э.) в диалоге «Государство» рассматривает как единственно правильное, истинное государственное устройство аристократию, которая основана на четырех добродетелях – мудрости, мужестве, благоразумии и справедливости и реализуется на практике только при условии правления философов.


Опровергая софистическую теорию общественного договора, Платон стремится доказать, что государство возникло с целью взаимного удовлетворения различных потребностей людей, возможного только в «совместном поселении», полисе. Описывая эти потребности, он воспроизводит многообразную структуру общественного производства с целью выявить принцип разделения труда и специализации различных видов деятельности, политики в том числе. Отождествляемая с государственным управлением политика является достоянием только философов и частично воинов, объединенных в корпорацию стражей, противопоставленную «третьему сословию», т. е. основной массе производителей.


Суть политического учения Платона, изложенного им в своих трудах, «сводится к следующему:


1. Наиболее важной и непосредственной формой существования общества Платон считал государство. Философ стремился нарисовать картину идеальных общества и государства.


2. Подлинная добродетель – истинное знание – возможна только при идеальном государстве. Таким государством Платон считал совершенную аристократию – правление лучших и благородных философов-мудрецов. Другие четыре формы государства – тимократию (правление военных), олигархию, демократию и тиранию он называл несовершенными.


3. Платон первым указал на взаимосвязь политики, государства с социальными изменениями (разделением труда, появлением классов, неравенства).


4. Философ утверждал, что идеальное общество состоит из трех сословий: правителей-философов, воинов-стражей, ремесленников.


Иерархия сословий основана на их соответствии трем началам человеческой души – разумному, яростному и деловому. Каждое сословие занято своим делом: философы-мудрецы осуществляют справедливое правление, поскольку только им доступно истинное знание; стражи защищают общество; ремесленники и земледельцы создают материальные средства жизни.


Политическое учение Аристотеля (384–322 гг. до н.э.)


Аристотель – ученик Платона. Его учение было более реалистичным, поскольку он обобщил опыт существования 158 греческих полисов. В аристотелевской философии политике отводится особое место. Развитие всех вещей в природе осуществляется как реализация их «изначальной потенции», или цели, как движения от первичного к завершенному состоянию. Соответственно конечной целью развития человека как природного существа является достижение самодовлеющего существования (автаркии), возможного только в государстве. Таким образом, для Аристотеля понятия «природный» и «политический» совпадают в сфере общественных отношений.


Человеку как «политическому существу» свойственно безотчетное стремление к совместной жизни, реализуемое через ряд ступеней «естественного развития», т. е. через организацию в семью, в селение вплоть до государственного сообщества.


Жизнь в государстве является высшим благом. Соответственно политика является высшей наукой по отношению к другим наукам и определяет при помощи законов, «какие поступки следует совершать и от каких воздерживаться».


Свои выводы философ изложил в работе «Политика»:


1. Отрицал возможность существования идеального государства, утверждая, что государство является результатом естественного развития, а не божественного промысла.


2. В его представлении город-государство – это высшая форма общения людей, отражение сущности человека как «политического животного».


3. Главная цель государства – достижение «лучшей жизни», общего блага для всех граждан. Государство является воплощением справедливости, закона, сферой выражения общего интереса. В нем есть место частной собственности, семье.


4. Аристотель классифицировал формы государства по двум критериям: 1) количеству правящих; 2) цели правления. Монархию, аристократию и политию он называл правильными формами, поскольку в них правители преследуют общее благо всех граждан; неправильными – тиранию, олигархию, демократию, которые служат корыстным интересам правителей.


5. Лучшей формой государства Аристотель считал политию – правление большинства, обладающего имущественным и образовательным цензом. Полития объединяет в себе все лучшие черты аристократии (добродетель правителей), олигархии (богатство), демократии (свобода). Переводя эту мысль Аристотеля на современный язык, можно сказать, что это – правление в интересах среднего класса.


Типология форм политического устройства по Аристотелю


Качественный критерий Власть одного Власть немногих Власть многих
Правильные формы правления(ориентация на общественное благо) Монархия Аристократия Полития
Неправильные формы правления (ориентация на личное благо Тирания Олигархия Демократия

Политические идеи Древнего Рима


Для античности, как, впрочем, и для других периодов истории, характерна та особенность, что наиболее важные в теоретическом отношении политические идеи появляются в период кризиса и ломки традиционной государственности или как попытка ее «критического преодоления» (ниспровержения) или в форме реставрации приходящих в упадок ценностей и норм. Политическая философия Платона и Аристотеля отмечена стремлением к реставрации полисных форм. Эти же черты свойственны периоду кризиса Римской республики политической философии Цицерона (106–43 до н.э.) – выдающегося римского идеолога, защитника римских институтов и политических нравов.


Политическое учение Цицерона, основывается на двух идеях: справедливость осуществляется в государстве путем принятия наилучшей конституции; 2) законы – ничто без людей, которые могут заставить эти законы уважать. Он исходит из убеждения, что политика при всех своих противоречиях является результатом «разумной установки», существующей вне сиюминутных человеческих устремлений в виде «непосредственного разума», позволяющего людям действовать в соответствии со справедливостью.


Развивая идеи греческих стоиков, Цицерон в сочинении «О Законах» отмечал, что «по истине существует только одно право, которое связывает воедино человеческое сообщество и устанавливает единый закон». Наилучшим является государство со смешанной конституцией, соединяющей царскую, аристократическую и народную разновидности власти. Воплощение этой конституции Цицерон видел в римских институтах, соответственно, во власти консулов, сената и народного собрания. Отклонение от нравов предков несет угрозу тирании. Предотвратить ее может только сохранение духа законов, гарантирующих органическое равновесие между народной свободой, полномочиями магистратов и влиянием состоятельных людей. Высшим гарантом такого равновесия должен стать принцепс – главное-лицо в государстве, примиряющее конфликтующие интересы.


Реальность оказалась, однако, иной. Выдвижение на римскую политическую авансцену «сильных личностей» способствовало окончательному упадку республиканских институтов. «Спаситель отечества» – Октавиан-Август, объявленный принцепсом, – создал основу для нового периода римской государственности, периода империи.


Диктатура – институт, придуманный в демократическом Риме


Одна из особенностей политического устройства Римской империи заключалась в том, что она, будучи абсолютистским по характеру правлением, номинально базировалась на определенных правовых и политико-теоретических принципах. Если не на практике, то в сфере идеологии сохраняла силу идея, согласно которой императорская власть основана на добровольном согласии подданных, которые считались римскими гражданами. Хотя само право все больше становилось правом повиноваться распоряжениям правителя, тем не менее формула «что постановил принцепс, имеет силу закона» вытекала из представления, согласно которому правитель получил власть для того, чтобы творить закон, воплощающий в себе деятельность законодательных органов.


Эта традиция на протяжении нескольких веков закреплялась и оформлялась в трудах римских юристов и не претерпела (с точки зрения политической теории) значительных изменений и после признания христианства в качестве официальной религии.


Основные политические идеи Средневековья (Августин Аврелий, Фома Аквинский)


В Средние века (V–XV в. н.э.) господствовало религиозное мировоззрение, носителем которого была христианская церковь. Она исходило из того, что все сущее возникло по воле Бога; изменения же в обществе вызываются Богом для, того, чтобы покарать или вознаградить людей. В условиях такого жестокого религиозного диктата, поддерживаемого государственной властью, философия была объявлена «служанкой религии», в рамках которой все философские вопросы решались с позиции теоцентризма (источник всего сущего – Бог), креационизма (Бог из ничего сотворил живую и неживую природу), провиденциализма (Бог – управленец всех мировых событий). В средневековой философии можно выделить, как минимум, два этапа ее становления – патристику и схоластику, четкую границу между которыми провести довольно трудно.


Патристика (лат. pater – отец) – обоснование христианства, с опорой на античную философию и прежде всего на идеи Платона – христианское богословие II–VIII вв., апологетика «отцов церкви», отстаивавших догматы христианской религии против язычества, утверждавших несовместимость религиозной веры с античной философией; начиная с III в., Патристика старалась приспособить философию эллинизма (неоплатонизм) к обоснованию христианства. Представители: Тертуллиан (150–222), Климент Александрийский (150–215), Августин Аврелий (354–430).


Схоластика (греч. scholasticos – школьный) – средневековая «школьная философия», представители которой – схоласты – стремились рационально обосновать и систематизировать христианское вероучение. Для этого они использовали идеи античной философии (Платона и особенно Аристотеля, взгляды которого схоласты приспосабливали к своим целям). Представитель – Фома Аквинский (1225–1274).


Августин Аврелий (354–430)


В работе «О граде Божьем» мыслитель Средневековья Августин изложил основы христианской политической доктрины. Работа была написана в целях объяснения с позиций христианства исторического события – взятия Рима готами в 410 г.: священный город пал потому, что Рим был градом дьявола. Вся история человечества представлялась Августину борьбой между «градом Божьим» и «градом земным». «Град Божий», высшим выражением которого является Церковь, составляют, по мысли Августина, праведники и ангелы, «град земной» – грешники и дьяволы. Единственное спасение человека – в приобщении к Богу, христианской добродетели.


Фома Аквинский (1225–1274)


Средневековый мыслитель-богослов. Полагал, что государственная власть происходит от Бога и потому должна быть подчинена духовной. Это положение было связано со стремление средневековых теологов обосновать верховенство духовной (церковной) власти над светской. Несмотря на божественную природу государственной власти, ее приобретение и использование, считал Фома Аквинский, зависит от людей. Следовательно, сущность власти божественна, но формы ее реализации определяются самими людьми. Возмущение народа против власти монарха признавалось смертным грехом, поскольку было равносильно выступлению против Бога. Однако сама светская власть должна следовать христианским заповедям и не угнетать свой народ. В противном случае Фома Аквинский признавал правомерным свержение тирана.


Для аквината государство является не продуктом греха, но скорее результатом общественной природы человека. Аристотелевскую концепцию благой жизни в автаркическом полисе он рассматривает в понятиях жизни христианской и видит высшую цель государства в приближении спасения. Таким образом, оказывается возможным поддерживать церковные требования без того, чтобы сводить роль государства к некоей негативной власти, призванной только препятствовать тому, чтобы человеческие вожделения не довели общество до анархии. Но что является еще более важным, Фома Аквинский создал концепцию государства как органа положительного благосостояния, миссией которого является служба обществу. Такой переворот в представлении о роли государства мог быть осуществлен только в рамках томистской концепции человека как существа, наделенного общественными потенциями, которые нуждаются в реализации.


ТОМИЗМ (лат. Thomas – Фома) – ведущее направление в католической философии, основанное Фомой Аквинским.


Политические теории Нового времени


Учение Н. Макиавелли в истории политической мысли


Макиавелли часто называют основателем реалистического направления в политической теории, создавшим концептуальную базу прагматического подхода к политике. Объявленный сторонником чистой политики, Макиавелли рассматривается в литературе как мыслитель, отделивший политику от этики и религии, как защитник принципа «цель оправдывает средства».


Родоначальник политической науки Н. Макиавелли, в своих работах «Государь» (1513) и «Размышления о первой декаде Тита Ливия» (1520) сформулировал предмет и метод политологии. В обоих произведениях Макиавелли развивает мысль о том, что общественное и частное благосостояние взаимосвязаны. Но если в спокойное время постепенное просвещение граждан посредством обучения участию в управлении приводит к укреплению гражданского духа без всякой опасности для прочности государства, то во времена анархии и распада общественное и личное благосостояние должны быть связаны применением жестких мер, возможных только с установлением диктаторского режима.


Н. Макиавелли в течение четырнадцати лет работал секретарем правительства Итальянской республики и наблюдал политику изнутри. Непосредственное участие в политической жизни укрепило его во мнении, что политическая наука – это наука практическая, служащая решению жизненно важных задач.


Вклад Н. Макиавелли в политическую науку состоит в следующем:


1. Он обосновал самостоятельность политической сферы, ее относительную автономность от других областей жизни общества (экономики, культуры и т. д.), поскольку политика имеет собственную логику, содержание которой определяет политическая власть. Именно власть во всех ее проявлениях и является предметом политической науки.


2. Макиавелли изучал политику как социальную реальность, а не воображаемый, идеальный мир. Он перенес политику из сферы воображаемого и желаемого в плоскость объективного и реального. Политическая наука, по Макиавелли, должна постигать истинное положение вещей, непосредственно наблюдая за фактами: поведением политических лидеров, масс, их взаимодействием. Метод политического реализма, который ввел в политологию Н. Макиавелли, окончательно освободил ее от религии.


3. Макиавелли различал понятия «общество» и «государство». Государство он рассматривал как политическую форму организации общества. Формы государства имеют тенденцию сменять друг друга, отражая тем самым состояние общества. Макиавелли сформулировал концепцию циклического развития государственных форм, в основе которой лежит идея кругооборота добра и зла. Выделив шесть форм государства, он рассматривал три из них как «дурное во всех отношениях» (тирания, олигархия и охлократия), а относительно трех других писал, что они «хороши сами по себе» (монархия, аристократия, демократия). Согласно Макиавелли, достигнув предела совершенства, форма государства клонится к упадку, переходя в свою противоположность. Это происходит потому, что природа не позволяет вещам пребывать в состоянии покоя. Монархия сменяется тиранией, тирания – аристократией, аристократия уступает место олигархии, на смену последней приходит демократия, которая, в свою очередь, перерастает в охлократию (власть толпы). Наилучшей формой государства Макиавелли считал смешанную, воплощением которой была для него умеренная республика, сочетающая достоинства монархии (сильное объединяющее начало), аристократии (мудрость и добродетельное правление) и демократии (свобода и участие народа в управлении).


4. Макиавелли отделил политику от морали. Политика, по его мнению, должна исходить из целесообразности, соответствовать опыту, практике, конкретной ситуации. Она подчинена достижению определенных целей. Выбор цели зависит от обстоятельств, а не от морали. Поэтому цель следует сообразовывать со средствами, а средства – с обстоятельствами и результатами. «Государь, – отмечал мыслитель, – если он желает удержать в повиновении подданных, не должен считаться с обвинениями в жестокости». Макиавелли большое внимание уделяет личности самого государя, анализирует его черты и качества.


Важно отметить, что Макиавелли считает закон и право основой свободы. Поэтому при стабильном положении дел народные режимы имеют высшую силу. В исключительной ситуации немедленный расчет и принятие решений, на которые способен только наделенный чрезвычайными полномочиями правитель, являются более ценными, чем формальная и медлительная процедура народовластия.


Анализ идей Макиавелли показывает, что в ренессансную эпоху теоретическая защита монархических принципов правления является вполне индивидуалистической по своим ориентациям. Именно это свойство позволило быстро продвигать политическую теорию вперед. Свидетельством ее стремительного развития является и учение другого выдающегося политического мыслителя Возрождения – Жана Бодена (1530–1596), а в более позднее время теория другого защитника монархической власти – Томаса Гоббса (1588–1679).


Т. Гоббс, Ж. Боден, Ш.Л. Монтескье о регулировании взаимоотношений между государством и гражданами


Политические теории Нового времени были направлены на обоснование возможности устройства общества на принципах рационализма, свободы и гражданского равенства. Эти теории отражали требования зарождавшейся буржуазии, которая боролась против феодальных устоев. Исхода из принципов естественного права, согласно которым каждый человек рождается с неотъемлемыми правами (право на жизнь, свободное развитие, труд, участие в делах общества и государства), мыслители Нового времени стремились доказать противоестественность и неразумность существовавших феодальных политических порядков и учреждений. В тот период выводы политической науки все больше приобретали практический характер, ориентируясь на решение назревших социальных проблем.


Одной из фундаментальных политических идей Нового времени была версия о договорном характере государства, пришедшем на смену средневековой теории его божественного происхождения. Экономически господствовавший класс буржуазии стремился отобрать у феодалов и политическую власть. Идеологическим обоснованием правомерности такого шага стала теория «общественного договора». В ее основе лежит идея о том, что независимый самостоятельный индивид, появившийся благодаря утверждению частной собственности, составляет первооснову социального мироздания. Для реализации своих священных и неотчуждаемых естественных прав и свобод независимые индивиды заключают общественный договор. Этот договор означает переход от естественного состояния общества, когда человек был частью природы и проявлял свои природные страсти (эгоизм, жестокость), к цивилизованному, т. е. к государственно-организованному существованию.




Политология. Учебно-методический комплекс

Учебно-методический комплекс «Политология» включает курс лекций по дисциплине, рабочую учебную программу, требования к выполнению контрольных работ для студентов заочной формы обучения, а также комплект тестов по дисциплине.<br> Предназначено для студентов высших учебных заведений. <br><br> <h3><a href="https://litgid.com/read/politologiya_uchebno_metodicheskiy_kompleks/page-1.php">Читать фрагмент...</a></h3>

179
 Чалапчий А.А. Политология. Учебно-методический комплекс

Чалапчий А.А. Политология. Учебно-методический комплекс

Чалапчий А.А. Политология. Учебно-методический комплекс

Учебно-методический комплекс «Политология» включает курс лекций по дисциплине, рабочую учебную программу, требования к выполнению контрольных работ для студентов заочной формы обучения, а также комплект тестов по дисциплине.<br> Предназначено для студентов высших учебных заведений. <br><br> <h3><a href="https://litgid.com/read/politologiya_uchebno_metodicheskiy_kompleks/page-1.php">Читать фрагмент...</a></h3>

Внимание! Авторские права на книгу "Политология. Учебно-методический комплекс" (Чалапчий А.А.) охраняются законодательством!