Наука Мисюк М.Н. Пластическая анатомия

Пластическая анатомия

Возрастное ограничение: 12+
Жанр: Наука
Издательство: Проспект
Дата размещения: 15.08.2012
ISBN: 9785392082599
Язык:
Объем текста: 199 стр.
Формат:
epub

Оглавление

I. Цели и задачи дисциплины, ее место в учебном процессе

II. Содержание дисциплины

III. Курс лекций

IV. Вопросы для самоподготовки по дисциплине «Пластическая анатомия»



Для бесплатного чтения доступна только часть главы! Для чтения полной версии необходимо приобрести книгу



III. КУРС ЛЕКЦИЙ


Ни искусство, ни мудрость


не могут быть достигнуты, если им не учиться.


Демокрит


Лекция 1
Введение в пластическую анатомию


Те, кто влюбляется


в практику без науки,


подобны кормчим,


выходящим в плавание без руля и компаса,


ибо они никогда не могут быть уверены,


куда идут.


Леонардо да Винчи


Анатомия — это наука, изучающая форму и строение человеческого организма в связи с его функциями, развитием и влиянием условий существования. Своё название она получила от метода исследования — рассечение, или препарирование (греч. anatemno — рассекаю), который был сначала единственным, а затем главным в изучении строения тела. На современном этапе развития науки различают:


а) системную анатомию, изучающую организм по системам (костно-суставная система, мышечная, сердечно-сосудистая и др.);


б) топографическую анатомию, рассматривающую пространственные взаимоотношения структур в отдельных областях тела;


в) пластическую анатомию, которая изучает внешние формы и пропорции тела;


г) возрастную анатомию, исследующую изменения в строении тела и его частей в процессе индивидуального развития организма;


д) сравнительную анатомию, изучающую структурные преобразования сходных органов у разных животных;


е) функциональную анатомию, рассматривающую структуры отдельных частей организма под углом зрения выполняемых ими функций.


Пластическая анатомия человека принадлежит к биологическим наукам, изучающим внешний вид человека, анализируя его внутреннее строение и развитие. Она составляет фундамент для изображения человека, который имеет подготовительное и прикладное значение для специалистов в области изобразительного искусства. В буквальном переводе слово «пластическая» происходит от греческого слова «plastic» и обозначает «ваяние».


Правильное практическое применения анатомии в творческом рисунке возможно тогда, когда освоена «анатомическая азбука». Это длительный процесс, при котором начинающие художники широко пользуются рисунком костных и мышечных препаратов, муляжей, гипсовых слепков костей, скелета, гипсовых торсов и целых фигур. Студентами изучаются анатомические таблицы, пластическая связь фигуры на основе скелета и мышечных массивов, расположение в пространстве частей тела и методика построения фигуры по законам анатомической связи. Это дает возможность грамотно «поставить» и «посадить» фигуру, построить ее в покое или в движении, с натуры или по воображению и т.д. Сам процесс изучения пластической анатомии граничит с изучением изобразительных дисциплин: рисунка, живописи и основ скульптуры.


Общеобразовательное значение пластической анатомии состоит в том, что она не только позволяет получить правильное представление о строении организма, но и даёт возможность убедиться в материальности мира, в наличии материальной основы, которая обеспечивает всё многообразие внешнего вида человека. Эта наука убедительно подтверждает, что организм и все составляющие его элементы — разнообразные формы живой натуры, которой свойственны законы диалектики и виды движения. Изучение пластической анатомии даёт понятие о целостности организма, о единстве его структур.


Подготовительное значение пластической анатомии связано с тем, что она закладывает фундамент для такой дисциплины как изображение человека в любой технике. Основные положения этой дисциплины базируются на анатомических данных. Без знания строения организма нельзя представить его функции, познать закономерности изменения их в процессе движения. Без анатомических знаний невозможно изобразить правильно человеческое тело, как в движении, так и в покое.


Пластическая анатомия изучает строение тела человека или животного, базируясь на их внешних формах, определяющих визуальную фактуру, индивидуальные особенности и общие закономерности их строения. Это скелет, мышцы, суставы, детали лица, их взаиморасположение и взаимоотношения в сложных локомоторных актах.


Пластическая анатомия изучает статику и динамику движений, пропорции в строении человеческого тела в зависимости от возраста и половой принадлежности, а также методики изображения человека на основе скелета и обобщённых мышечных массивов и проработку деталей на основе отдельных анатомических образований.


Пластическая анатомия изучает связующую роль скелета, взаимоотношение его отдельных частей, образование обобщенных мышечных массивов, их взаимодействие в зависимости от движений и напряжений той или иной части тела, в соответствии с индивидуальными особенностями конкретного изображаемого тела человека или животного.


Задачей изучения пластической анатомии является изображение человеческого тела в движениях и ракурсах.


Тело человека — это совершенный, гибкий, пластический организм, в котором связи внутреннего строения и внешнего силуэта едины. Движения человека возникают при сложном взаимодействии скелета и мышц. От того или иного положения отдельных частей тела, изменяется его пластический силуэт. Напряженная мышца укорачивается и увеличивается в объёме, а расслабленная мышца удлиняется и визуально становится менее рельефной. Различия в возрасте, полах, расах, наследственности, профессии влияют на внутреннее строение человека, отражаясь на внешней, анатомической пластике тела. Без знания анатомии — внутреннего строения человеческого тела, невозможно понять изменчивость внешних форм человека в движениях.


Пути изучения пластической анатомии:


а) изучение живой натуры (методом зарисовок);


б) изучение мертвой натуры (препарирование трупа);


в) изучение произведений искусства, классического наследия;


г) изучение препаратов, муляжей и рисунков художников.


Несколько слов о методах изучения с помощью зарисовок.


Изучая какую-нибудь кость, прежде всего, надо ее подержать в руках, внимательно осмотреть и ощупать. Затем, и это обязательно, важно понять, где и в каком направлении она залегает в мышцах, где имеет костные выступы на поверхности тела и какой обусловливает вместе с мышцами массив. Для этого надо приставить кость к соответствующей части тела натурщика и прощупать ее залегание среди мышц его тела, если возможно, в классе под контролем преподавателя и непременно на себе — дома.


Кость внутри данной части тела натурщика зарисовывается таким образом, чтобы объемная кость как бы просвечивала сквозь мышцы, которые тоже непременно должны быть объемными. Рисунок мышц в виде линейного плоского контура вокруг кости не достигает поставленной цели — получить понятие об объемной форме кости внутри объемной формы мышц, поэтому следует избегать такого рисунка.


Изучая кости какой-нибудь конечности целиком, например, руки, приложите смонтированные кости руки к руке натурщика в том же положении, что и рука, и еще раз разберитесь, как залегают кости внутри мышц, прощупайте на живой руке кости среди мышц, насколько возможно; повторите костями движения живой руки. А потом объемно зарисуйте всю руку целиком с просвечивающими насквозь объемными костями. Разберите и зарисуйте по такому способу всю фигуру по частям. У вас, благодаря этому, получится объемное представление обо всем скелете и не отвлеченное, а конкретное: оно все время будет ассоциироваться с соответствующими частями тела, что является главным. Наоборот, даже очень четкое знание отдельных костей без представления об их расположении в теле человека, совершенно бесполезно.


Начинающий художник, при зарисовке отдельной мышцы, должен зрительно представить её на живом теле. Найдите, где она залегает, проверьте, как движется, как меняет форму; проверьте в спокойном состоянии; проследите, в состав какого объема (группы мышц и костей) она входит. Изучив группу мышц, обратите внимание на то, какую обобщенную форму они образуют и как совместно с другими обобщенными группами мышц, окружающими костное основание, создают обобщенную форму части конечности или части туловища, например, обобщенная форма бедра, состоит из 3 обобщенных мышечных групп (см. мышцы бедра). Обобщенная форма предплечья состоит из двух обобщенных мышечных групп, пластическим стержнем которых является локтевая кость (см. мышцы предплечья). Все время надо следить, как из отдельных мышц и костей лепится большая форма. Постепенно эти отдельные большие формы, объединенные на основании скелета, зрительно создадут сложную объемную форму всей фигуры. И когда фигура будет обобщенно построена, можно будет возвращаться к отдельным нужным анатомическим деталям — не всем, но только нужным, которые будут, усиливая выразительность рисунка, подчеркивать самое главное.


Познание большой формы, умение ее воссоздать из отдельных анатомических элементов, а затем отработать нужные детали и есть основная задача изучения пластической анатомии.


При изучении мускулатуры тоже производятся объемные зарисовки, используя при этом уже полученные знания для грамотного построения рисунка. Зарисовки желательно делать с живой модели в виде экорше, пользуясь муляжами и таблицами. Желательно, чтобы при изображении мышц намечались внутри рисунка кости.


Во всех зарисовках самое важное — правильное объемное построение, связь; ни тушевать, ни отделывать рисунки не нужно, да для этого и не хватит времени. Впечатления объема добиваются правильным построением и условной светотенью. При этом художнику необходимо представлять, как эти объемные формы соотносятся в пространстве и под каким ракурсом они расположены к художнику.


По окончании изучения скелета строят фигуры на основании скелета и обобщенных мышечных массивов с прорисовкой всего скелета.


Затем строят фигуры на тех же основаниях, но с детализацией мускулатуры в виде экорше в различных позах и с разных сторон. В каждой из этих фигур намечают схематически скелет.


При успешном выполнении указанных заданий можно считать, что зрительное, пространственное восприятие пластической анатомии освоено. А это и есть главная задача нашего курса. Но при этом не следует забывать, что те чисто анатомические сведения, которые излагаются в книге: кости, суставы, мышцы, их названия, функции, расположение, формы — надо четко помнить как азбуку «анатомического алфавита»; без этого невозможна творческая работа над фигурой человека ни с натуры, ни в композиции «от себя».


Для лучшего освоения мышц нужно иметь на занятиях муляжи, таблицы фигур в виде экорше в разных позах и с разных сторон, но ничто не может заменить живой натуры, без которой, как и без живого показа движений и изменений формы получаемые сведения не осваиваются по-настоящему. Это касается не только изучения мускулатуры, но и, конечно, скелета. Получаемые в аудитории сведения желательно закрепить. Для начала надо найти на себе или на товарище все опорные костные точки — это возможно при любом телосложении и упитанности. Труднее обнаружить отдельные мышцы, они видны при рельефной мускулатуре, но даже тогда, когда мускулатура не рельефна, а видны лишь общие массивы, все равно необходимо топографически разобраться, где, какая мышца залегает, а это возможно при любом рельефе мышц.


Опыт показывает, что такое освоение анатомического материала наиболее продуктивно, сведения крепко запоминаются, а, кроме того, анатомически возникает как бы постоянный объемный справочник, который всегда при себе и может дать нужную справку даже во время экзамена.


Однако следует запомнить, что эту ориентацию на себе необходимо переносить на тело натурщика и постоянно в этом упражняться и практически, и мысленно. Кроме того, можно работать, ориентируясь на собственное изображение в зеркале.


Значение пластической анатомии


1) Даёт возможность выявить особенности строения человеческого тела и связать его с особенностями характера, черт натуры:


а) психология портрета, где форма строит характер;


б) связь внутренней сути с внешностью;


в) тип строения — меланхолик, сангвиник, холерик или флегматик — структура отражает внутреннюю суть.


2) Даёт возможность увидеть и определить диапазон нормальной формы, т.е. художник в полной мере применяет знания пропорций человеческого тела.


3) Даёт возможность работать без натуры, т.к. художнику известны формы, соответствующие данному человеку.


Недостаточность анатомических знаний раскрывается на выставках самодеятельных (примитивных) художников, где поверхностные, непрофессиональные навыки в пластической анатомии сказываются на натуралистичном, слишком анатомически детальном показе модели.


Две основные цели стоят перед будущими мастерами при изучении анатомии человеческого тела.


Во-первых, перейти от чистого внешнего, поверхностного восприятия человека и слепого копирования его форм к правдивому изображению, опирающемуся на знания закономерностей внутренней структуры. Рисуя человека, художник должен познавать логику строения его тела и правильно передавать, строить, конструировать тело так, чтобы его части гармонично сочетались между собой и целым.


Во-вторых, знание тела человека развивает художественное зрение, формирует подлинно творческое, конструктивно-пространственное мышление будущего художника.


В целом, пластическую анатомию следует рассматривать как упрощенный инструмент для анатомической интерпретации и как пособие, помогающее осмысленному наблюдению, распознаванию и, следовательно, отображению (достаточно свободному) характеристик человеческого тела. Без таких основных познаний начинающий художник будет испытывать большие затруднения. Необходимостью является отход от анатомических диаграмм (правильных, но стереотипных) к более интенсивному изучению живых моделей. Проблема, с которой чаще всего сталкиваются начинающие, сводится к тому, что они, находя правильную с анатомической точки зрения позицию и нужный ракурс, применяя все полученные прежде знания, тем не менее, делают свой рисунок скучным, лишенным жизни и не приносящим радости. Знание пластической анатомии поможет начинающим художникам в изучении окружающей действительности и станет стимулом к пониманию и интерпретации этого мира в рисунке. Например, изучение карты города, не может заменить впечатления от увиденных собственными глазами его улиц, домов, памятников и людей, но может шаг за шагом стать помощником для планирования, изучения натуры и исключения возможных ошибок, которые хотя и могут порой быть интересными, но все же создают впечатление незаконченности и неубедительности.


Общая структура человеческого организма состоит из многих систем, или групп органов, объединенных общими функциями. Это сердечнососудистая, дыхательная, пищеварительная, нервная, эндокринная системы и ряд других, объединенных общими функциями. Знакомство с ними может быть полезным и рекомендуется тем, кто желает изучить строение человеческого тела. Однако, применительно к изображению живой натуры, наибольший интерес представляет двигательная система (локомоторный аппарат). Цель художника — проанализировать строение скелета, мышечно-суставной системы применительно к функции поддержки и формирования внешних форм и их движений.


Однако не следует забывать, что внешние формы тела обусловлены костными и мышечными структурами и их поведением (так же, как и двигательным аппаратом в целом — важным для индивидуальных морфологических характеристик подвижной натуры), тесно связанными с другими системами организма взаимными и активными соединениями.


Человеческое тело разделяется на различные части (именуемыми у художников массами): голова, шея, туловище (подразделяемое в свою очередь на грудь и живот), конечности (разделяемые на равные и симметричные верхние и нижние конечности). Для удобства и простоты изучения каждая из этих частей человеческого тела делится на более мелкие части.


Верхняя и нижняя части туловища — грудная клетка и таз — имеют твёрдую основу. Между ними находятся мягкие ткани области живота, форма которого меняется в зависимости от движения грудной клетки или таза. Области грудной клетки и таза соединяются при помощи позвоночного столба, проходящего по средней линии. Границы костной основы верхней части туловища, именуемой грудной клеткой, обрисовываются и выступают при вдохе. Костной основой нижней части туловища служат кости таза; верхние его границы легко можно прощупать на себе. Костная основа головы — череп — в большей своей части ясно обрисовывается под кожей. Костная основа конечностей местами выступает, местами теряется под мягкими тканями тела, но всё же расположение этих костей под мышцами можно проследить.


При движении, в особенности, если модель астенического сложения, можно заметить, что форма тела резко меняется: образуются выпуклости и впадины, отчётливо различимы формы и направления мышц — мягкого, эластичного и мощного аппарата, который связывает между собой отдельные участки скелета и приводит в движение, как туловище, так и конечности. Внешние формы тела обусловлены скелетом и мышцами, совместно образующими опорно-двигательный аппарат тела, скрытый подкожно-жировой клетчаткой и кожным покровом. Вместе с тем, этот аппарат является вместилищем таких важных органов человеческого тела, как органы пищеварения, кровообращения, нервной системы, дыхания, которые с внешней формой тела прямой связи не имеют, почему описание их не входит в курс изучения.


Кожа (cutis) образует общий покров человеческого тела. Она представляет собой самый большой орган человека, в среднем её площадь равна 1,7 кв. метра. Строение кожи весьма сложное, кроме того, она обладает многочисленными функциями. Она защищает тело от внешних воздействий, делая его водонепроницаемым. Также она выделяет «секреты» — пот и жир, принимает участие в газообмене, регулирует температурный режим, является органом чувств, посредством которого организм воспринимает тепло, холод, прикосновение, давление, боль и др.


В тех местах, где полости тела имеют выход во внешнюю среду, кожа переходит в слизистую оболочку, например в области рта.


Состояние кожи тесно связано с функцией других органов тела, в частности с функцией нервной и кровеносной систем, эндокринной системой.


Молодость и старость, состояние здоровья, влияние внешних условий резко отражаются на коже, изменяя её строение и внешний вид.


Кожа большей частью непосредственно не примыкает к мускулам и костям. Под кожей залегает рыхлая соединительная ткань, которая распространяется на все органы тела, сглаживает неровности от выступающих над кожей частей скелета и придает телу округлость и мягкость. Эта ткань накапливает жир, который в зависимости от различных условий деятельности и здоровья данного организма обладает способностью или равномерно понемногу распределяться под кожей всего тела, или накапливаться неравномерно в разных местах иногда в большом количестве. Жир скапливается чаще всего в области ягодиц, живота, затылка, подбородка. Неравномерность отложения жира зачастую делает фигуру уродливой. Можно встретить фигуру на тощих ногах и с впалой грудью, но с отвислым животом; часто встречаются фигуры с жировыми отложениями на подбородке (двойной подбородок) и на затылке. Люди, в молодости, обладавшие стройной фигурой, могут в более пожилом возрасте вследствие накопления жира неузнаваемо измениться.


Жировая ткань не влияет на основную анатомическую структуру, которая сохраняется полностью и у худых и у полных; в пластической анатомии жировая ткань специально не описывается, за исключением тех мест, где она несет защитную функцию, например на костях стопы и на подушках пальцев. Надо добавить еще, что жировая ткань в значительном количестве имеется в теле здоровых новорожденных и малолетних детей. Кроме того, жировая ткань в значительно большем количестве откладывается на женском теле, нежели на мужском, чем и объясняется более гладкая поверхность женского тела.


Краткий очерк истории пластической анатомии


Изучение строения человека началось со времён глубокой древности, на заре истории человечества. Сведения по анатомии при первобытнообщинном строе носили чисто случайный характер. Они добывались при всевозможных жертвоприношениях и наблюдениях за ранами, полученными во время охоты или войны.


Тщательное исследование дошедших до нас образцов скульптуры и ремёсел Древнего Египта показало, что искусство того времени имело каноны, то есть образцы, в которых древние художники обобщали свой опыт в изображении тела человека.


Так, в древнеегипетских гробницах были найдены выполненные в технике круглой скульптуры или рельефа фигуры людей, которые получили название «скульптурных моделей».


Модели были покрыты сетками квадратов, с помощью которых выяснялись соотношения размеров различных частей тела. Следы тех же сеток были обнаружены и в фигурах настенных росписей. Полагают, что такие изображения служили египтянам своего рода наглядными пособиями для овладения мастерством изображения человека.


Более поздние египетские каноны сейчас хорошо изучены. Согласно одному из них, единицей измерения (модулем) высоты человеческой фигуры служила длина среднего пальца руки, укладывающаяся в длине тела 19 раз. Лучшие образцы искусства Древнего Египта свидетельствуют о большой культуре изображения тела человека, особенно головы (голова царицы Нифертити).


Очень мало известно о принципах и правилах, лежащих в основе изображения человеческого тела в Древней Индии. Однако добытые археологами образцы древнеиндийской культуры говорят о культуре и мастерстве в изображении нагого тела в Индии ещё задолго до нашей эры. Большое мастерство изображения тела человека, характерное для торса из Хараппы или женской фигуры Якшини, позволяет сопоставить их с более поздними греческими скульптурами.


В дошедших до нас памятниках Крита, Микен, Трои, а также раннего античного периода формы тела человека ещё примитивны и непропорциональны. Но в эпоху расцвета древнегреческого искусства (V—VI вв. до н. э.) человеческое тело изображалось уже с исключительным мастерством. Многие произведения скульптуры того времени стали образцами, канонами для художников последующих эпох, вплоть до наших дней.


Передача особенностей внешних форм человека, его пропорций и изменений при движении достигала у древнегреческих мастеров совершенства. Историки искусств не без основания объясняют это характером общественного уклада той эпохи — возможностью постоянного наблюдения обнажённого живого тела на состязаниях, во время Олимпийских игр, в так называемых палестрах — школах физического воспитания.


Хорошо известны каноны, созданные выдающимися греческими скульпторами V и VI веков до нашей эры — Мироном, Фидием, Праксителем, Лисиппом и особенно Поликлетом.


В более поздние периоды истории Древней Греции и Древнего Рима эти каноны считались образцами и широко применялись. Описание их оставили Цицерон, Плиний Старший, Гален и другие.


Мастера античного мира внесли много принципиально нового в изображение человеческого тела по сравнению со своими предшественниками. Новый принцип, получивший название «античного перекоса», заключался в том, что человеческая фигура изображалась опирающейся не на обе (как у египтян), а на одну ногу, вторая нога не являлась опорной, была отставлена несколько назад и согнута в колене. Горизонтальная ось таза при этом оказывалась наклонённой в сторону полусогнутой ноги. Одновременно руки располагались таким образом, что вперёд выдвигалась рука, противоположная опорной ноге, а, следовательно, плечевой пояс имел наклон в противоположную сторону по отношению к тазу. В результате античные мастера получали большую, по сравнению со своими предшественниками, возможность показать фигуру в динамике, в движении, разнообразить образы задуманных произведений.


Богатое наследие художников периода расцвета античного искусства не получило дальнейшего развития в мрачную эпоху средневековья.


Ислам и христианство — господствующие религии того времени — исключали возможность свободно наблюдать и изображать нагое человеческое тело. В свою очередь, анатомия, возникшая из потребностей медицины и связанная с наблюдением и изучением человеческих трупов, также испытывала большие трудности, находилась в застое, упадке и развиваться не могла.


Типичные произведения той эпохи имели, как правило, религиозное духовное содержание, далёкое от потребности изображать реального живого человека.


Начало развития анатомии как науки относится к периоду формирования буржуазного общества и разложения феодализма. В то время возобновились занятия астрономией, механикой, физикой, анатомией, физиологией. Буржуазии для развития промышленности нужна была наука, которая исследовала бы свойства физических тел и формы проявления сил природы.


Начиная с XV столетия во многих странах Европы, стало правилом изучать анатомию путём вскрытия человеческих трупов. Позднее, в XV—XVI столетиях, трудами многих анатомов, и особенно Андрея Везалия (1514—1564), анатомия человека стала основываться на точном опытном исследовании тела человека. Были низвергнуты некоторые догмы Галена, которые в связи с накоплением новых фактов и наблюдений становились тормозом в развитии анатомии.


К изучению анатомии в ту эпоху обратились не только врачи и естествоиспытатели, но живописцы и скульпторы. Первыми из них были Антонио Полайоло (1429—1488) и Андреа Верроккио (1435—1488). Величайший художник и учёный эпохи Возрождения Леонардо да Винчи (1452—1519) многие годы посвятил анатомическим исследованиям. Именно его труды положили начало пластической анатомии как науки. В тесном содружестве и под руководством анатома того времени Марка Антонио делла Торе (1482—1512) он изучал внешнее и внутреннее строение тела человека, его пропорции и изменения при движениях.


Результаты своих наблюдений Леонардо да Винчи сгруппировал в виде зарисовок в 13 анатомических папках, которые можно рассматривать как руководство по пластической анатомии. Помимо этого он написал «Трактат по живописи», в котором ряд глав посвящён анатомическому строению сухожилий, суставов и мышц. Обобщая свои наставления, Леонардо да Винчи писал: «Пусть тело человека и его члены будут расположены так, чтобы обозначили намерение его духа».


Велика роль в развитии пластической анатомии другого скульптора и живописца эпохи Возрождения, современника Леонардо да Винчи —Микеланджело Буонаротти (1475—1564). Микеланджело сам вскрывал трупы, делал зарисовки с них. Он оставил много анатомических этюдов, снабжённых описаниями, соображениями о пропорциях и соотношениях частей тела. Глубокие знания структуры тела, законов пластики нашли своё отражение в творениях Микеланджело, остающихся образцами мастерства в наши дни.


Интерес к анатомии являлся правилом, а не исключением для художников той эпохи. Современник Леонардо да Винчи немецкий художник Альбрехт Дюрер (1471—1528) много внимания уделял изучению анатомии и изображению человеческого тела. До нас дошли исследования Дюрера о пропорциях, содержащие сложные математические формулы и расчёты.


Хорошо известны анатомические рисунки Рафаэля (1483—1520), отличающиеся точностью передачи структуры тела, особенно скелета.


Исполнение рисунков к книге Везалия «О строении человеческого тела» приписывается не только Иоганну Калькару, но и его учителю — знаменитому Тициану. Мастера эпохи Возрождения сделали новый шаг в познании общих законов изображения человеческого тела. Было подмечено, что при движениях человека, как и животного, нижние и верхние конечности перемещаются крестообразно: если вперёд выдвигается правая нога и горизонтальная ось таза перемещается, таким образом, вправо, то вперёд всегда выносится левая рука, следовательно, горизонтальная ось плечевого пояса смещается в противоположном направлении — под углом к оси таза. Правила, которым следовали Леонардо да Винчи и другие художники, используя эти закономерности, получили название «простого и сложного винта». Согласно им, при развороте фигуры в сторону стопы остаются на месте, но поворачиваются таз, плечевой пояс и голова. В случае «простого винта» все они повёрнуты в одну сторону; в случае «сложного винта» голова поворачивается в противоположную сторону по отношению к повороту таза.


В середине XVIII века, в 1757 году, в России была открыта самостоятельная Академия художеств, воспитавшая в последующие десятилетия в своих стенах плеяду выдающихся живописцев, скульпторов и архитекторов. В план учебных предметов для старших классов Академии была введена и анатомия, как обязательный предмет.


В качестве преподавателя в Академию художеств был приглашён врач Максим Шеин (1712—1762) — хирург и художник, автор переводов на русский язык немецких руководств по анатомии, создатель многих анатомических терминов и рисунков к анатомическим атласам.


В 70-х годах XVIII столетия вышло в свет «Изъяснение краткой пропорции человека, основанной на достоверном исследовании разных пропорций древних статуй, старанием Императорской Академии художеств, профессора живописи, господина Лосенко для пользы юношества, упражняющегося в рисовании, изданное». Это было первое русское руководство к детальному изучению анатомии, составленное выдающимся русским художником профессором Академии художеств А.П. Лосенко. Гравировали листы для этого пособия знаменитые гравёры того времени Панин и Скородумов. «Изъяснение краткой пропорции» Лосенко сменило старое, переведенное с немецкого языка руководство Прейслера, не удовлетворяющее уже ни художников, ни учёных, как в теоретическом, так и в практическом отношении.


Лосенко был первым русским художником, который последовательно, с неизменным увлечением и настойчивостью изучал нагое человеческое тело и рисовал его с большим мастерством — живо, сильно и выразительно. Особенно это сказалось в таких его полотнах, как «Каин», «Авель», «Правосудие», а также в многочисленных этюдах и рисунках.


Академические рисунки Лосенко, существовавшие в виде коллекции из 200 штук, были весьма ценны и поучительны. В них особенно ярко выразилась настойчивая работа автора в области изображения живого человеческого тела, его долголетний анатомический опыт.


Следует отметить важную особенность, принципиально отличающую систему обучения молодёжи в русской Академии художеств того времени от системы многих художественных учебных заведений Западной Европы, особенно Германии. Отличие это заключалось в реалистической направленности творческого метода русских художников и как следствие этого в выдвижении принципиального значения натурного класса —«главного источника к достижению совершенства». К прохождению натурного класса допускались лишь учащиеся, изучившие анатомию. Анатомические рисунки в Академии рассматривались как важнейшее учебное пособие. Изготовлялись рисунки целыми сериями с гипсовых экорше и, позднее, с гипсовых и восковых моделей, сделанных с натуры. Изображалось тело человека и отдельные его части в разных положениях покоя и при движении (например, экорше мышц боргезского борца).


Серия рисунков начиналась изображением скелета и его частей, затем мышц головы, шеи, торса, конечностей. Мышцы изучались и рисовались в движении и в покое, в первую очередь наружные, те, от которых зависят движения и внешние формы тела.


Важно отметить, что стремление к получению научных представлений о человеке в процессе образования и обучения молодёжи, признание необходимости смотреть на натуру «просвещённым оком» характеризует одно из главных направлений педагогической системы русской Академии художеств в XVIII—XIX столетиях и до наших дней.


Литература: [27, с. 19—23, 26—32], [35, с. 4—7, 37—40], [47, с. 46—103], [49, с. 5—7, 35—39], [52, с. 7, 30—42].


Лекция 2
Общее учение о строении тела человека


Художник должен знать то,


что он рисует, но нарисовать то,


что он видит.


Леонардо да Винчи


Внешние формы тела


Тело человека принято разделять на туловище, шею, голову и парные конечности — верхние и нижние.



Рисунок 1. Мужчина и женщина (вид спереди)


Туловище имеет переднюю, заднюю, и две боковые поверхности. На передней поверхности туловища хорошо различимы грудная и брюшная области. Граница между ними проходит по нижнему краю рёбер. В грудной области у женщин располагаются грудные, или молочные, железы, у мужчин — грудные соски. В брюшной области по средней линии на поверхности живота находится пупок. Нижняя часть живота, суживаясь, переходит в лобок.


На задней (спинной, дорсальной) поверхности туловища по средней линии идёт борозда, в глубине которой можно прощупать остистые отростки позвонков. При наклоне туловища вперёд они хорошо проступают под кожей.


Шея по форме напоминает цилиндр, несколько расширенный книзу. На передней поверхности шеи отчётливо выступают, особенно у мужчин, хрящи гортани, а ниже — верхний край грудины и ключицы, являющиеся границей области шеи и груди. На боковых поверхностях шеи резко выделяются грудино-ключично-сосцевидные мышцы, обусловливающие характерный рельеф шеи при повороте головы в стороны. На задней поверхности шеи имеется углубление, в котором также прощупываются, а при наклоне головы вперёд хорошо заметны остистые отростки шейных позвонков.


Голова подразделяется на мозговую и лицевую части.


Мозговая часть включает в себя лобную, височную, теменную и затылочную области. В лицевой части черепа резко выступают под кожей различные костные образования, покрытые хрящами и мышцами — это края глазниц, корень носа, скуловая кость и нижняя челюсть. Все они обусловливают собой внешние формы лица. На боковой поверхности головы располагаются ушные раковины.


Конечность разделяют на пояс и свободную конечность.


Верхняя конечность присоединяется к туловищу посредством плечевого пояса, состоящего с каждой стороны из ключицы и лопатки. Ключицы хорошо прощупываются под кожей и являются границей туловища и шеи. Лопатки выступают под кожей в области спины.


Кости плечевого пояса вместе с покрывающими их мышцами в значительной степени обусловливают форму верхнего отдела туловища.


Свободная верхняя конечность делится на плечо, предплечье и кисть.


Плечо напоминает фурму цилиндра, значительно утолщенного в верхней своей части. Оно соединяется с предплечьем посредством локтевого сустава.


Область локтевого сустава имеет сзади значительный выступ — отросток локтевой кости, а спереди углубление — локтевую ямку.


Предплечье сужено книзу. Под кожей в нижней части предплечья хорошо заметны поверхности составляющих его костей, особенно головка локтевой кости.


Кисть разделяется на запястье, пясть и пальцы. Кисть вогнута с ладонной стороны и имеет выпуклую поверхность с тыльной. Нижняя часть тыльной поверхности пальцев покрыта ногтями.


Нижняя конечность присоединяется к туловищу посредством тазового пояса. Формой костей таза и покрывающих их мышц обусловлена пластика всей нижней части туловища. Это относится, в первую очередь, к степени развития и форме мощных ягодичных мышц (ягодицы).


Свободная нижняя конечность делится на бедро, голень и стопу. На задней поверхности тела границей между тазовой областью и бедром служат хорошо выраженные кожные складки.


Бедро книзу суживается и соединяется с голенью посредством коленного сустава.


Передняя поверхность области коленного сустава выпуклая, на ней рельефно вырисовываются костные выступы бедра и надколенника.


На задней поверхности в области коленного сустава располагается довольно глубокая подколенная ямка.


Выступы костей голени образуют в нижней её части на границе со стопой две лодыжки — внутреннюю и наружную. Задняя поверхность голени всегда значительно более выпукла, чем передняя, благодаря наличию мощной икроножной мышцы («икры»). Икроножная мышца внизу переходит в пяточное («ахиллово») сухожилие, которое заметно выступает под кожей, определяя форму задней поверхности ноги в её нижней части.


Стопа имеет форму свода и состоит из предплюсны, плюсны и пальцев. Пальцы стопы короткие, наиболее массивный из них — первый, или большой, палец. Верхняя поверхность стопы выпуклая, а нижняя — имеет свод, углубление, как в продольном, так и в поперечном направлении, что имеет большое физиологическое значение для упругости и опоры при ходьбе и беге, а также в пластическом изображении стопы.


Обозначения положения тела, плоскости и оси


Для обозначения положения тела человека в пространстве, расположения и движения его частей относительно друг друга используются понятия о плоскостях и осях.


Исходными принято считать такое положение тела, когда человек стоит, ноги вместе, руки опущены вниз, ладони обращены вперёд (положение супинации). При анатомическом описании пользуются плоскостями и направлениями, проходящими через тело соответственно трём плоскостям и осям системы прямоугольных координат. Из трёх плоскостей одна проходит горизонтально и называется горизонтальной, а две, идущие перпендикулярно к ней, являются вертикальными и называются одна — фронтальной, другая — сагиттальной. Горизонтальная плоскость проходит параллельно плоскости горизонта; фронтальная плоскость — в поперечном направлении, соответствуя плоскости лба, откуда и произошло её название (frons — лоб, frontalis — лобный); сагиттальная плоскость — проходит через тело в переднезаднем направлении (sagitta — стрела). Сагиттальная плоскость проходит строго по середине тела. Она делит его на правую и левую половины и называется срединной или медианной линией. Оси, идущие в местах пересечения горизонтальных и фронтальных плоскостей, называются поперечными; идущие в местах пересечения горизонтальных и сагиттальных плоскостей — сагиттальными, или переднезадними; находящиеся на пересечении фронтальных и сагиттальных плоскостей —вертикальными. Естественно, что фронтальных, горизонтальных и сагиттальных плоскостей можно провести через тело любое количество. Исключение составляет медианная плоскость — её можно провести только одну.


Фронтальная плоскость, проходящая через продольную ось тела, делит его на передние и задние отделы. Передний отдел называется также брюшным или вентральным (venter — живот), а задний отдел — спинным, или дорсальным (dorsum — спина). Поверхность какого-либо органа. обращённая в сторону передней поверхности тела, называется передней, или вентральной, а направленная в сторону спины — задней, или дорсальной. Поверхность органа, которая обращена в сторону срединной плоскости тела, называется внутренней или медиальной. Поверхность, обращённая в сторону головы, называется краниальной (cranialis —черепной), или верхней. Противоположная поверхность, обращенная к тазу, называется каудальной (caudalis — хвостовой), или нижней.


Соответственно плоскостям и осям тела названы и направления, по которым располагается тот или иной орган. Если расположение ближе кверху, то говорят о краниальном расположении, т.е. по направлению к голове, а если расположение органа ближе книзу — говорят о каудальном расположении, т.е. по направлению к тазу. Если орган расположен кпереди, говорят о его вентральном расположении, а если кзади, то о его дорсальной локализации. Если орган располагается внутри — говорят о его медиальном расположении, а если кнаружи, то о латеральном расположении. Термины «краниальное» и «каудальное» употребляют только тогда, когда речь идёт о туловище или шее. Для конечностей пользуются другими терминами, обозначающими более близкое (проксимальное) или отдалённое (дистальное) расположение по отношению к туловищу. Для определения направления применяют термины «проксимальное» и «дистальное».


Термины, обозначающие движение


Следующие термины описывают действия, происходящие за счет подвижных частей тела.


Сгибание — вращательное движение в сагиттальном направлении (переднезаднем) в направлении передней проекции.


Разгибание — противоположное движение, направленное назад (к спине).


Применительно к конечностям, однако, термин «сгибание» обозначает движение, перемещающее их вперед и заставляющее изгибаться. «Разгибание» обозначает движение, распрямляющее конечность, вытягивая и отводя её назад.


Отведение — движение в сторону от средней линии (от центра).


Приведение — движение в направлении средней линии (всегда в передней проекции), приближающее руку или ногу к телу.


При описании боковых движений туловища используются термины «боковой» и «сгибание».


Круговое движение — движение тела вокруг своей оси.


Вращательное движение — круговое движение, происходящее в разных проекциях, как правило, представляющее собой сумму некоторых или всех описанных выше движений.


Общая остеология


Остеология это учение о костях.


Одна из функций человеческого организма — изменение положения частей тела, передвижение в пространстве. Движения происходят при участии костей, выполняющих функции рычагов, и скелетных мышц, которые вместе с костями и их соединениями образуют опорно-двигательный аппарат. Кости и соединения костей составляют пассивную часть опорно-двигательного аппарата, а мышцы, выполняющие функции сокращаться и изменять положение костей, — активную часть.


Скелет (от греч. skeletos — высохший, высушенный), представляет собой совокупность костей, образующих в теле человека твердый остов, обеспечивающий выполнение ряда важнейших функций. Скелет защищает от повреждений более глубоко расположенные структуры (например, костный мозг, центральную нервную систему, сердце, лёгкие и многие другие внутренние органы и системы человека). Он выполняет в организме функции опоры, передвижения, защиты, является депо солей кальция, фосфора и др.


В состав скелета человека входит 206 костей — 85 парных (всего 170) и 36 непарных. Из них 33—34 непарные, остальные парные; 29 костей образуют череп, 26 — позвоночный столб, 25 костей составляют ребра и грудину, 64 кости образуют скелет верхних конечностей и 62 — скелет нижних конечностей. Общая масса костей человека равна 1/5—1/7 массы его тела. Не подвергнутая специальной обработке, кость взрослого человека содержит около 50% воды, 16% жира, 12% органических и 22% неорганических веществ (неорганическое вещество представлено солями кальция, придающих кости прочность и хрупкость; органическое вещество кости представлено, в основном, белком оссеином, придающим костям гибкость).


В связи с тем, что с возрастом происходит обезвоживание костной ткани, удельный вес самих костей увеличивается.


Кости (ossa) являются твердой опорой мягких тканей тела и рычагами, перемещающимися силой сокращения мышц. Кости в целом теле образуют его скелет. Кость покрыта снаружи надкостницей. В ней различают два слоя — наружный и внутренний. Надкостницей не покрыты лишь суставные поверхности кости; их покрывает суставной хрящ. По форме различают длинные кости, короткие, плоские. Ряд костей имеет внутри наполненную воздухом полость; такие кости называют воздухоносными, или пневматическими. Некоторые кости конечностей напоминают по строению трубку и называются трубчатыми. В длинных костях различают концы, и среднюю часть — тело. Конец, который располагается ближе к туловищу, называют проксимальным концом, а конец этой же кости, занимающий в скелете более отдаленное от туловища положение, называют дистальным концом. На поверхности костей имеются различной величины и формы возвышения, углубления, площадки, отверстия. В связи с особенностями процесса развития костей дистальному, как и проксимальному, суставному концу кости дают название эпифиза, средней части кости —диафиза. На распиле почти каждой кости можно различить компактное вещество, составляющее поверхностный слой кости, и губчатое вещество, образующее в кости более глубокий слой. В середине диафиза трубчатых костей имеется различной величины костномозговая полость, в которой, как и в ячейках губчатого вещества, находится костный мозг.



Рисунок 2. Скелет взрослого человека


Интенсивность роста, размеры и особенности рельефа костей зависят от механических нагрузок. В 70-х годах прошлого столетия П. Ф. Лесгафт сформулировал правило, в соответствии с которым рост костей определяется деятельностью окружающих мышц. Учитывая современные данные, существуют функциональные законы роста костей:


а) механические нагрузки, стимулирующие рост костей, должны иметь ритмический характер воздействия;


б) активация роста костей происходит при оптимальном уровне нагрузок; недостаточная или избыточная нагрузка тормозит их рост;


в) реакция растущей кости на механические нагрузки определяется (в числе прочих факторов) индивидуально своеобразными особенностями нормы реакции на нагрузку.


Занятия физическими упражнениями способствуют улучшению таких механических свойств кости, как сопротивляемость на излом, изгиб, сдавливание, растяжение, скручивание. В местах наибольшей нагрузки компактный слой увеличивается, изменяются направление и строение костных перекладин. Губчатое вещество кости становится крупноячеистым, а кость более прочная.


Функции скелета


1. Опорная функция — наличие мест прикрепления для мягких тканей (мышц, связок, фасций, внутренних органов).


2. Локомоторная функция — перемещение тела и его частей в пространстве (кости являются рычагами).


3. Антигравитационная функция — противодействие силе земного притяжения.


4. Защитная — предотвращение повреждения жизненно важных органов, крупных сосудов и нервов (череп, грудная клетка, таз).


5. Кроветворная и иммунная — образование форменных элементов крови, уничтожение попавших в организм микроорганизмов и антител (обеспечиваются красным костным мозгом).


6. Обменная функция — участие в минеральном обмене (депонируются преимущественно соли кальция, фосфора и другие микроэлементы).


Учение о соединении костей


Выделяют три вида соединений костей.


1. Непрерывные соединения, в которых между костями имеется прослойка соединительной ткани или хряща. Щель или полость между соединяющимися костями отсутствует.


Непрерывные соединения подразделяются на фиброзные, хрящевые и костные соединения.


Фиброзные соединения (синдесмозы) — это межкостные связки, перепонки и швы.


Хрящевые соединения подразделяются на собственно хрящевые соединения, или синхондрозы, и сращения, или симфизы.


Костные соединения — синостозы, образуются при окостенении швов костей черепа, а также при окостенении хрящевой ткани между крестцовыми позвонками; в тазовых и других костях скелета.


2. Прерывные соединения, или суставы (синовиальные соединения), характеризуются наличием между костями полости и синовиальной мембраны, выстилающей изнутри суставную капсулу. Они бывают различной формы, от чего зависит степень подвижности в суставе.


3. Симфизы, или полусуставы, имеют небольшую щель в хрящевой или соединительнотканной прослойке между соединяющимися костями (переходная форма от непрерывных соединений к прерывным соединениям).


Если непрерывное соединения неподвижны или слабо подвижны, то прерывные соединения — подвижные. Непрерывные соединения связаны или при помощи волокнистой соединительной ткани (синдесмозы) — это связки, перепонки, швы (соединения костей черепа), или при помощи хряща (синхондрозы), например соединения тел позвонков. В некоторых отделах тела хрящи замещаются костной тканью (синостозы) —например, сращения крестцовых позвонков.


В каждом суставе имеются три основных элемента:


— суставные поверхности;


— суставная сумка;


— суставная полость.


Суставные поверхности большинства суставов покрыты хрящом. Суставная сумка натянута между сочленяющимися костями и переходит в надкостницу. Различают наружный — фиброзный и внутренний —синовиальный слои. Снаружи суставная сумка укреплена связками. В полости сумки находится небольшое количество жидкости — синовии, которую выделяет синовиальный слой. Синовия смазывает суставные хрящи и способствует уменьшению трения. По форме суставных поверхностей различают следующие суставы:


— шаровидные (движение вокруг трех осей и более);


— эллипсоидные и седловидные (двухосные);


— цилиндрические и блоковидные (одноосные).


Шаровидные суставы — плечевой и бедренный; двухосные — лучезапястный; одноосные — межфаланговые суставы пальцев.


Простой сустав образован двумя костями, сложный — тремя и более костями (коленный сустав); два или несколько суставов, в которых движения могут происходить только одновременно, составляют вместе так называемый комбинированный сустав.



Рисунок 3. Пример сложного сустава: коленный сустав


Форма суставов


Шаровидные суставы являются наиболее подвижными. Они имеют бесконечное количество осей вращения, проходящих через центр головки кости, среди которых обычно выделяют три взаимно перпендикулярные:


1) поперечную или фронтальную;


2) переднезаднюю или сагиттальную;


3) вертикальную или продольную.


Вокруг поперечной оси в области конечностей возможно сгибание и разгибание, в области головы и туловища — наклоны вперёд и назад. Вокруг переднезадней оси в области конечностей возможны отведение и приведение.


В области туловища и головы — наклоны в сторону. Вокруг вертикальной оси в области конечностей —повороты внутрь и наружу (пронация, супинация), в области туловища и головы — повороты в стороны, которые объединяются под общим названием ротация (вращение). Кроме того, в шаровидных суставах возможно, так и называемое, круговое движение (циркумдукция).


Примером шаровидного сустава является плечевой сустав.


К суставам с множеством осей вращения принадлежит чашеобразный или ореховидный, сустав. В нём головка кости глубоко погружена в суставную впадину. Движения в нём совершаются, как и в шаровидном суставе, однако размах их значительно меньше. Примером чашеобразного сустава является тазобедренный сустав.


Эллипсовидные суставы имеют две оси вращения — поперечную и переднезаднюю. В них возможны сгибание и разгибание, приведение и отведение, а также круговое движение. Повороты внутрь и наружу —невозможны.


Седловидные суставы — принадлежат к двухосным суставам. Поверхность сочленяющихся в них костей несколько напоминает форму седла. В этих суставах возможны движения:


— приведение;


— отведение;


— сгибание;


— разгибание;


— круговое движение.


Примером седловидного сустава является запястно-пястный сустав большого пальца кисти. В этом суставе употребляются термины «противопоставление» и «отведение» большого пальца (оппозиция и репозиция).


Блоковидные и цилиндрические суставы относятся к одноосным суставам. Примером являются суставы между фалангами пальцев. В блоковидных суставах одна фронтальная ось вращения, вокруг которой возможны сгибание и разгибание, повороты вокруг вертикальной оси внутрь и наружу (лучелоктевой сустав).


Плоские суставы характеризуются тем, что их суставные поверхности представляют собой отрезки шара с большим радиусом и незначительной кривизной. Движения в этих суставах могут заключаться лишь в небольшом скольжении одной суставной поверхности относительно другой. Они происходят отчасти и за счёт деформации суставных хрящей. Примером плоских суставов являются соединения многих костей запястья или костей предплюсны друг с другом.


Есть суставы, в которых движения тесно связаны между собой. Например, движение в одном височно-нижнечелюстном суставе невозможно без одновременного движения и в другом суставе. Такие два сустава объединяются под общим названием комбинированный сустав.


Классификация костей


1. По расположению:


— кости черепа;


— кости туловища;


— кости конечностей.


2. По внутреннему строению:


— диплоические (теменная, затылочная, решетчатая, лобная кости и верхняя челюсть).


3. По форме и строению различают:


— трубчатые кости;


а) длинные (плечевая кость, кости предплечья, бедренная кость, кости голени, ключица);


б) короткие (кости пясти, плюсны, кости пальцев);


— плоские (тазовая кость, грудина, лопатка, ребра);


— объемные (кости запястья, кости предплюсны);


— смешанные кости — позвонки.


4. По развитию:


— первичные: развиваются на основе соединительной ткани (кости свода черепа, небная, носовая, слезная кости; верхняя челюсть и сошник);


— вторичные: развиваются на основе хряща (кости туловища, конечностей, решетчатая и подъязычная кости, нижняя носовая раковина);


— смешанные кости — затылочная, клиновидная и височная кости, нижняя челюсть.


В современной анатомии принято описывать кости в соответствии с их геометрической формой или функциональными особенностями так, как это было установлено еще в древности. Форма костей описывается такой, какой она представляется в очищенном от мягких тканей виде. Существует опасность, что поскольку кости окружены мягкими тканями, человек, интересующийся анатомией только с художественной точки зрения, может недооценить значение костей. Однако знание костных структур, и особенно их устройства в целом, необходимо для понимания статики и динамики тела и позволяет передать многообразные позы, которые оно способно принимать, при сохранении в рисунке биологически точных характеристик человека.


Внешние характеристики и сочленения костей также очень важны для художника, поскольку их знание —путь от внимательного рассмотрения к пониманию разнообразных движений, которые способны совершать различные части тела. И от понимания костных соединений к точному расположению на рисунке мускулов и крепящих их сухожилий, что придаст изображению естественность и выразительность при передаче портретных и динамических телесных позиций. Чтобы получить системообразующие ощущения от изучения анатомии (без которых это изучение будет сухим и неполным), художник должен понимать строение, «конструктивные» особенности костей и быть способным точно определить положение каждой кости, изучая все их видимые под кожей части или те их части, которые легко можно прощупать.


Замечания относительно мускульной структуры


Мускулы, имеющие отношение к локомоторной, или двигательной, системе, относятся к категории свободных мускулов, что означает их движение в соответствии с нашим желанием (командами центральной нервной системы). Другая группа — несвободные мускулы — состоит в основном из висцеральных мускулов, которые сокращаются непроизвольно и относятся к автономным системам организма. Итак, те мускулы, о которых мы будем говорить, это активные органы движения, подчиняющиеся воле человека. Они прикреплены к костям с помощью сухожилий и при растягивании или сокращении перемещают кости в определенных границах.




Рисунок 4. Поверхностные скелетные мышцы (вид спереди и сзади)


Нормальная анатомия рассматривает мышечный аппарат (миологию), и изучение данного вопроса крайне важно для художника, желающего понять и передать (с той или иной степенью произвольности) человеческое тело во всем многообразии его статических и динамических поз. Мышечные ткани покрыты подкожно-жировой клетчаткой и кожей. Они составляют мышечную часть человеческого тела, которая доступна непосредственному наблюдению. Простого рассматривания обнаженной натуры совершенно недостаточно для воспитания серьезного художника, который обязан связывать каждое движение с известной ему работой внешних тканей и функционированием мышечного аппарата.


Всего в человеческом теле насчитывается более 400 мышц, и их вес составляет значительную часть массы индивидуума: от 24—25% у детей и стариков, а у атлетов — до 50% общего веса. Предполагается, что в русском и латинском языках происхождение этого термина одинаковое. «Мышца» от слова «мышь» muscules, что в переводе означает «мышонок». Подобное словообразование связано с тем, что мышечные образования всегда находятся в тонусе, и если рассечь мышцу поперек, то ее свободные концы быстро скрываются в подкожных каналах, как бы прячась в норки наподобие мышей. Основная функция мышечных волокон в организме — это их способность к сокращению, т.е. укорочению своей длины. Именно благодаря этой способности реализуется возможность передвижения.




Пластическая анатомия

УМК содержит курс лекций по всем рассматриваемым в процессе преподавания «Пластической анатомии» темам, раскрыто содержание дисциплины, определены ее цели и задачи, место в учебном процессе, представлены вопросы для самоподготовки и список литературы, рекомендуемой для изучения в процессе самостоятельной работы. <br><br> <h3><a href="https://litgid.com/read/plasticheskaya_anatomiya/page-1.php">Читать фрагмент...</a></h3>

33
 Мисюк М.Н. Пластическая анатомия

Мисюк М.Н. Пластическая анатомия

Мисюк М.Н. Пластическая анатомия

УМК содержит курс лекций по всем рассматриваемым в процессе преподавания «Пластической анатомии» темам, раскрыто содержание дисциплины, определены ее цели и задачи, место в учебном процессе, представлены вопросы для самоподготовки и список литературы, рекомендуемой для изучения в процессе самостоятельной работы. <br><br> <h3><a href="https://litgid.com/read/plasticheskaya_anatomiya/page-1.php">Читать фрагмент...</a></h3>

Внимание! Авторские права на книгу "Пластическая анатомия" (Мисюк М.Н.) охраняются законодательством!