История Алтайская Е.М., Булатникова А.А., Малоземова А.В. История Странноприимного дома

История Странноприимного дома

Возрастное ограничение: 12+
Жанр: История
Издательство: Проспект
Дата размещения: 08.10.2014
ISBN: 9785392162734
Язык:
Объем текста: 176 стр.
Формат:
epub

Оглавление

Введение. «И доколе не померкнет солнце...»

Глава 1. История места

Глава 2. Строительство дома

Глава 3. Французы в Москве

Глава 4. Эпоха Николая I

Глава 5. Крымская и Русско-Турецкая войны. Санитарный отряд и стационарные бараки

Глава 6. Начало столетия: Русско-Японская и Первая мировая войны

Глава 7. Организация станции скорой помощи. Изменения после революции

Глава 8. Рассказ о C. С. Юдине, его личности и достижениях института в этот период

Глава 9. Институт в период Великой Отечественной войны

Глава 10. Институт в 70–80-е годы

Глава 11. Институт в 90-е

Глава 12. Наши дни и итоги 200-летней деятельности



Для бесплатного чтения доступна только часть главы! Для чтения полной версии необходимо приобрести книгу



Глава 2.
СТРОИТЕЛЬСТВО ДОМА


Граф Николай Петрович Шереметев


«Во всех веках и у всех народов бедные люди, не имеющие способов к пропитанию, болезнями удрученные и от многочисленности семейств своих бедствующие, обращали на себя предусмотрительную внимательность государей и возбуждали сострадание избыточествующих граждан...» — писал императору Александру I в апреле 1803 года граф Николай Петрович Шереметев, внук сподвижника Петра I фельдмаршала Бориса Петровича Шереметева, под блистательным началом которого русская армия одержала победу в Полтавской битве. «Руководствуясь непреложными обязанностями закона Христианского и следуя побуждениям патриотического усердия, — продолжал он в обращении к государю, — издавна положил я за непременное учредить в Москве Странноприимный дом для содержания в оном на моем иждивении богадельни, состоящей из ста человек обоего пола и всякого звания неимущих и увечных и больницы на 50 человек для безденежного лечения в оной также всякого состояния бедных».


Фельдмаршал Борис Петрович Шереметев


Будущая Шереметевская больница — так назовут Странноприимный дом в народе — строилась в память о горячо любимой жене графа (в прошлом крепостной актрисе) Прасковье Ивановне, умершей в том же 1803 году, спустя три недели после рождения сына Дмитрия. Шереметев чувствовал, что недолго проживет после невосполнимой потери (предчувствие оказалось пророческим), и в письме к императору упоминал о возможной кончине и действиях, предписанных в ее случае. Он желал, чтобы дом призрения стал памятником покойной супруге, которая и сама принимала участие в создании благотворительного учреждения. Открытие должно было состояться непременно 23 февраля, в день смерти Прасковьи Ивановны, с освящением Странноприимной церкви в честь Святителя Димитрия Ростовского и поминовением графини. В этот же день граф распорядился раздать 50 тысяч рублей «на милостыню и на всякие дела богоугодные, обществу полезные».


Герб рода Шереметевых


Решение Николая Петровича о строительстве больницы и богадельни при ней возникло не вдруг. Еще отец его, Петр Борисович Шереметев, в 1788 году перед самой смертью говорил о желании построить каменный «гофшпиталь» для бедных на «Черкасском огороде, что за Сухаревой башней» в Москве. Эти земли близ Сретенских ворот старый граф взял когда-то в числе прочего движимого и недвижимого имущества (включая имения Останкино, Марьину Рощу и другие) в приданное за своей супругой Варварой Алексеевной: та принадлежала к богатейшей фамилии князей Черкасских, состоявших в родстве с Романовыми, и считалась в то время самой завидной невестой Москвы. В результате этого союза Шереметевы стали обладателями одного из крупнейших состояний империи. Впрочем, земное благополучие не затмевало вельможных мыслей о милости к ближним и спасении души. Спустя четыре года после кончины Петра Борисовича благодаря усилиям наследника его намерение начало обретать материальное воплощение: был составлен план строительных работ и заложен первый камень в основание будущего Странноприимного дома.


Николай Петрович унаследовал от отца не только огромное состояние и завет о милосердии, но и великую страсть к театру, которой отдал дань сполна, прежде чем закончить богоугодное начинание, задуманное родителем.


Сам Петр Борисович был одним из первых создателей крепостного театра в России, сын его прославил домашний театр Шереметевых на всю империю. В имении Кусково, помимо уже открытых там Зеленого и Малого театров, молодой граф возвел еще один, а затем в усадьбе Останкино соорудил самое большое театральное здание той эпохи. Покровитель искусств, меценат, Николай Петрович водил знакомство со многими художниками, скульпторами, архитекторами. Особенно близкие отношения связывали его со знаменитым зодчим Джакомо Кваренги, которому он помогал в планировании строительства московского Художественного музея, привлекал к проектированию сооружений в собственных усадьбах. Граф не жалел средств на поддержку молодых талантов. Однако средоточием его помыслов оставался театр.


Барин сам нередко принимал участие в музыкальных спектаклях: «брося гостей, садился меж холопов своих» с виолончелью (игра на этом инструменте «составляла главную страсть его во всю жизнь»). Человек прогрессивных взглядов, проведший молодость в европейских университетских кругах, он чуждался сословных предрассудков. Уважительно относился к крепостным актерам, хорошо содержал их и даже платил им жалованье.


Разница в общественном положении не стала препятствием и для возникновения искренней привязанности к крепостной актрисе Прасковье Ковалевой-Жемчуговой. Романтическая история любви влиятельного вельможи и простой крестьянки даже вошла в фольклор. Почти все русские песенники начиная с 1819 года включали в свой репертуар «Песню кусковской крестьянки Параши Кузнецовой-Горбуновой», в которой рассказывалось о встрече едущего с поля барина с девушкой-крестьянкой.


Высший свет смотрел на подобный мезальянс иначе — с глубочайшим осуждением. По этой причине обвенчаться влюбленным, пусть даже тайно, удалось лишь спустя многие годы после начала романа.


Прасковья Ивановна Ковалева-Жемчугова, графиня Шереметева


Посвященная лишь искусству московская жизнь не могла продолжаться бесконечно. В 1796 году на трон взошел Павел I, чьим товарищем юношеских лет был граф Шереметев. Царь тут же призвал старинного друга на службу в Петербург, произведя его в чин обер-гофмаршала. Теперь в числе обязанностей Николая Петровича было «пробовать все блюда, назначенные к царскому столу». Уезжая из Москвы, граф забрал с собой лучшую часть труппы, включая приму Жемчугову. Теперь ей предстояло блистать на столичных подмостках и даже обрести нового поклонника своего дарования в лице самого императора: за исключительный талант ей был пожалован перстень. Однако взлет ее театральной карьеры был недолгим. В сыром климате туберкулез, мучивший ее с детства, обострился, и вскоре ей пришлось оставить сцену.


Доверенным лицом Шереметева в первопрестольной остался Алексей Федорович Малиновский. На него были возложены обязанности управляющего домовой канцелярией графа и поручено наблюдение за строительством будущего Странноприимного дома. Алексей Федорович был сыном протоирея Федора Малиновского, духовника Николая Петровича. Отец Федор также принимал участие в работах: вел переговоры с архитекторами, наблюдал за ходом строительства. А кроме того, утешал и ободрял прослышавших о сооружении бесплатной больницы и приходивших искать помощи страждущих.


Когда Малиновский приступил к обязанностям смотрителя, работы шли уже два года и была закончена левая часть корпуса (собственно богадельня) с церковью Живоначальной Троицы. Исходный проект здания и смета на строительство принадлежали бывшему крепостному архитектору Елизвою Семеновичу Назарову. Весьма способный ученик зодчего Василия Ивановича Баженова, он прошел обучение в его «архитекторской команде» при Экспедиции кремлевских строений. В 1798 году митрополит Московский Платон дал разрешение на постройку новой церкви — поскольку Ксенинский храм (так по-прежнему называли церковь на Черкасских Огородах) к тому времени пришел в ветхость. В том же году император Павел одобрил начинание Шереметева и дал разрешение продолжить строительство.




История Странноприимного дома

Издание рассказывает о 200-летней истории Странноприимного дома: с момента основания в 1810 г. графом Шереметевым до настоящего дня. Странноприимный дом был одним из первых благотворительных учреждений в России для беднейших слоев населения –  здесь лечили, давали еду и кров, помогали сиротам. Бесплатная амбулатория и лучшие специалисты способствовали росту популярности Шереметевской больницы среди москвичей. В ХХ в. на базе этого заведения возник Научно-исследовательский институт скорой помощи им. Н. В. Склифосовского, который благодаря передовым специалистам и технологиям стал ведущим медицинским центром  России.<br /> Книга содержит редкие фотографии и богатый фактографический материал.

179
История Алтайская Е.М., Булатникова А.А., Малоземова А.В. История Странноприимного дома

История Алтайская Е.М., Булатникова А.А., Малоземова А.В. История Странноприимного дома

История Алтайская Е.М., Булатникова А.А., Малоземова А.В. История Странноприимного дома

Издание рассказывает о 200-летней истории Странноприимного дома: с момента основания в 1810 г. графом Шереметевым до настоящего дня. Странноприимный дом был одним из первых благотворительных учреждений в России для беднейших слоев населения –  здесь лечили, давали еду и кров, помогали сиротам. Бесплатная амбулатория и лучшие специалисты способствовали росту популярности Шереметевской больницы среди москвичей. В ХХ в. на базе этого заведения возник Научно-исследовательский институт скорой помощи им. Н. В. Склифосовского, который благодаря передовым специалистам и технологиям стал ведущим медицинским центром  России.<br /> Книга содержит редкие фотографии и богатый фактографический материал.

Внимание! Авторские права на книгу "История Странноприимного дома" (Алтайская Е.М., Булатникова А.А., Малоземова А.В.) охраняются законодательством!