История Аникин В.И., Вайлов А.М. Историческая трансформация стран Магриба (алжирский вариант)

Историческая трансформация стран Магриба (алжирский вариант)

Возрастное ограничение: 0+
Жанр: История
Издательство: Проспект
Дата размещения: 14.01.2016
ISBN: 9785392202126
Язык:
Объем текста: 189 стр.
Формат:
epub

Оглавление

Предисловие

Глава 1. История Алжира

Глава 2. Крупнейшие города Алжира

Глава 3. Следы древних цивилизаций

Глава 4. Великая пустыня Сахара

Вместо заключения



Для бесплатного чтения доступна только часть главы! Для чтения полной версии необходимо приобрести книгу



Глава 1. История Алжира


1.1. Коренные жители Северной Африки


Если взглянуть на атлас Африки, то можно заметить, что на севере страны Магриба образуют на карте усеченный треугольник, который своим южным острием врезается в границы Мали и Нигера, а правой почти прямою стороной граничит с Ливией. Извилистая линия основания треугольника длиной 2500 км омывается Средиземным морем, а северо-западное побережье протяженностью около 1000 км — водами Атлантического океана. Магриб — это «запад» в переводе с арабского. На юге прибрежная зона охраняется горными хребтами Атласа и грандиозной пустыней Сахара, которые отделяют ее от Центральной Африки.




Картография стран Магриба сегодня



Традиционное берберское захоронение в виде мавзолея


Магриб был одним из центров возникновения человеческих рас и развития древних культур. Недаром древние греки считали Атлас местом обитания легендарных атлантов, населявших Атлантиду. Теперь, когда Магриб поделен границами, многие там проживающие любят говорить: «Магриб — священная птица. Тело ее — Алжир, правое крыло — Тунис, левое — Марокко». Материалы раскопок свидетельствуют о том, что до прихода римлян существовали традиционные берберские памятники. Это грандиозные могилы в виде мавзолеев. Данные сооружения можно увидеть в районах Батны и Тиарета.


Территорию нынешнего Алжира с незапамятных времен заселяли люди, и первыми жителями этих мест являлись берберы. Этот период относится к X в. до н. э. На протяжении тысячелетий эти земли подвергались различным завоеваниям. Здесь были финикийцы и карфагеняне, римляне и вандалы, арабы и византийцы, турки и, наконец, французы. Вообще принято считать, что в древние времена в Северной Африке существовала ливийская, или ливийско-берберская, цивилизация. Лингвистическая основа названия данной цивилизации очевидно исходит из принадлежности проживающих на данных территориях народов к различным ветвям этногенеза, имея в виду, что «либик» — это северная часть Африки, а слово «бербер» приравнено римлянами к любому коренному населению, чуждому их цивилизации. Слово «Африка» имеет греко-карфагенский корень «афри», обозначающий народы, находящиеся под контролем Карфагена.


Как известно, выходцы из современного Ливана и Сирии, так называемые финикийцы, основали на территории Туниса государство Карфаген. Датой его основания считается 814 г. до н. э. Карфаген являлся морской империей­ и был владельцем ряда колоний. На территории Алжира колонисты построили торговые центры — порты, которые протянулись по всему побережью вплоть до Атлантики. Расстояние между портами не превышало 30 км. Эта цивилизация на севере Африки носила название пунической. Основными поселениями оказались хорошо известные ныне портовые города Аннаба (ранее Гиппо-Региус), Скикда (Рузикаде), Колло (Шуллю), Беджая (Сальде), Жижель (Игильгили), Деллис (Рузукури), Борджэль Бахры (Рузгинис), Алжир (Икозим), Шершель (Йоль), Терез (Картенне) и ряд городов внутри страны.


1.2. Римская провинция


Уже в 3 в. до н. э. после третьей Пунической войны Рим становится великой морской державой и все владения Карфагена были превращены в римскую провинцию под названием Провинция Африка. Первое историческое правление на территории Алжира начинается с 174 г. до н. э. Это было Нумидийское царство. Оно существовало 56 лет. Главным городом царства стала Сирта (Сirta) — резиденция нубийских царей. Во времена римских колоний он был переименован в Константину (Constantina) в честь императора Константина. Нумидийское царство постоянно испытывало давление со стороны Рима. Хорошо исследована деятельность двух нумедийских царей Юба I и Юба II.



Шестой легион Цезаря в бою


В гражданской борьбе между Помпеем и Цезарем Юба I был на стороне Помпея. В предпоследнем ожесточенном сражении с войсками Помпея в 46 году до н. э. Цезарь одержал победу. Битва происходила при Тапсе, который расположен немногим южнее Карфагена. Рядом растянулось царство Нумидия с родным городом царя Замом. После решающей победы Цезаря при Тапсе разбитое войско Помпея побросало оружие и просило пощады, но воины Цезаря были беспощадны к врагам, одержав полную победу. Более 50 000 трупов покрывало поле при Тапсе. Цезарь не пощадил ни одного из своих противников, невзирая на их звание или происхождение. Не меньшую жестокость проявил Цезарь в окончательном сражении с остатками армии Помпея в марте 45 г. до н. э. при Мунде на юге Испании. Царь Юба I понимал, что его не пощадят, поэтому решил уйти из жизни царственным образом. Он приказал соорудить на площади своего города Замы грандиозный костер, который вместе с его телом должен был поглотить все его сокровища и воинов разбитого войска.


Но жители города не имели ни малейшего желания стать декорацией при погребении африканского диктатора и закрыли ворота перед царем, когда он, спасаясь бегством с поля сражения, появился у городских стен вместе со своим спутником Марком Петрея и остатками войска. После этого вполне понятного действия своих сограждан Юба I со своими спутниками удалился на одну из своих вилл, где велел приготовить обильную трапезу. После возлияний царь предложил сподвижнику Марку принять смертельный поединок. В нем Марк получил роковой удар от рук царя. После этого царю Нумидии не оставалось другого способа лишить себя жизни, как приказать заколоть себя одному из своих рабов, что тот с радостью выполнил.


После победы свое возвращение в Рим Юлий Цезарь отметил грандиозным шоу, впервые показанном в Древнем Риме в 46 г. до н. э. Он приказал выкопать на Марсовом поле на правом берегу Тибра огромный водоем, устроив гладиаторское морское сражение. В этой битве участвовало 2000 гладиаторов и 16 галер.



Гладиаторские морские сражения (навмахии) в Древнем Риме


Самое крупное морское сражение было организовано в 52 г. н. э. императором Клавдием на Фуцинском озере к востоку от Рима на высоте 660 м. В представлении были задействованы 50 боевых кораблей (римских триммер) и 20 000 гладиаторов и преступников. Холмистые склоны озера, образующие естественный амфитеатр, позволили разместить более 500 000 зрителей. Из-за опасности мятежа к месту событий были стянуты войска. Они разместились на плотах вдоль берега озера. Сигнал к началу битвы подавал серебряный тритон, трубящий в раковину, который поднимался из воды по команде императора, который в роскошном военном плаще вместе с императрицей Мессалиной находился на центральной трибуне. Били барабаны, играли трубы. Команды на кораблях салютовали оружием. После боя все выжившие гладиаторы были отпущены на свободу.


Здесь хочется сказать несколько слов об императоре Клавдии, вписавшем своим именем ряд событий. Родственники будущего императора долго не допускали его к общественной деятельности, считая его умственно неполноценным, кроме того, он хромал и заикался. На трон он попал после убийства Калигулы, так как был единственным наследником царствующей династии. Клавдий был женат четырежды. С первой женой он расстался в силу объективных причин, со второй — по сварливости характера, третья, Мессалина, была казнена вместе со своим любовником, а четвертая, горячо любимая Агриппина, на втором году супружества угостила императора грибами собственного приготовления, от которых он умер. Перед этим он усыновил сына жены от первого брака. Этот юноша получил имя Тиберий Клавдий Нерон. В день смерти своего «отца» этот шестнадцатилетний «удалец» получил от матери практически неограниченную власть над империей.


Через три года разгульной жизни Нерон заподозрил мать в дворцовых интригах и решил избавиться от нее. Он предпринял три неудавшихся отравления, совершил три покушения, одно из которых привело к гибели Агриппины. Сенату он сообщил, что она покончила с собой.


Правление Нерона сопровождалось гонениями и публичными казнями христиан (апостолов Петра и Павла в их числе). Во времена Великого пожара Рима, когда огонь бушевал пять дней, в поджогах обвинили христиан. По Риму прокатились волны погромов. По не подтвержденным данным представителей иудаизма, полагают, что Нерон был первым и единственным римским императором, принявшим иудаизм, хотя точных доказательств этому нет.


Император проводил в состязаниях поэтов, игре на музыкальных инструментах, гонках на колесницах и, конечно, в необузданном разврате. История упоминает, что Нерон имел множество любовников и любовниц, но он был единственным, кто праздновал свадьбы со своими особами мужского пола, создавая театрализованную имитацию римского ритуала. В 60-е гг. в Риме возобновились забытые со времен императора Калигулы оргии. Они достигли тогда невиданных размеров и зачастую продолжались несколько дней. В 65 г. пьяный Нерон ударил свою беременную жену Поппею в живот, что привело к выкидышу и ее смерти, но это не остановило императора. Его бесчинства могли продолжаться долго, но в империи росло недовольство. В 68 г. восстали легионы Гальбы (наместника в Испании) и начали свое движение к Риму. Нерон понял, что дни его сочтены, и с помощью своего секретаря 9 июня 68 г. перерезал себе горло. Было ему тогда 30 лет.



Император Нерон


После такого кровавого отступления вернемся к событиям в Алжире. После смерти отца младший Юба попал в плен и был привезен в Рим. Здесь он был воспитан. Император Август дал ему римское гражданство и назначил главой Мавританского царства со столицей в Цезарии (Шершель). Правление Юбы II продолжалось 48 лет, начиная с 25 г. до н. э. На монетах он с гордостью писал «Царь Юба».



Последний царь Нумидии Юба II


Царь имел внешность римлянина. Царская диадема напоминала о его высоком происхождениии. Его скульптурные изображения, а также монетные оттиски свидетельствуют, что даже в прическе он подражал императору Августу. На приведенной в книге иллюстрации Юба II изображен двадцатипятилетним в тот момент, когда он стал правителем. Это мечтательный и задумчивый молодой человек. Вступив на престол, молодой царь отдался своим увлечениям. Он собирал произведения искусства, писал книги по истории Ливии, истории театра, истории Аравии и Ассирии. Он превратил свою столицу в культурный центр. Он изучал медицину, написал исследования о свойствах молочая, используемого при лечении щитовидной железы. Было известно, что молодой царь использовал скульптурные изображения своего отца для украшения города. Характерной чертой этого являлась мраморная голова Юбы I, опознанная по густым вьющимся волосам, ниспадающим на лоб. Известно, что Юба II был женат на Клеопатре Селене, дочери Клеопатры VII, царицы Египта. Селене принадлежали земли Киренаики и Ливии, все, что юго-восточнее Карфагена. После смерти Юбы его сын Птоломей был убит императором Калигулой в 40 г. н. э. Именно так закончилось так называемое нумидийское царствование.


Римское владычество в Алжире продолжалось шесть веков. Оно наложило огромный отпечаток на облик страны. Его архитектурные особенности будут отражены во второй главе. Римские провинции в Северной Африке снабжали Рим пшеницей, оливковым маслом и вином. Алжир — это горная страна, покрытая отрогами Атласа. Склоны Атласа были покрыты лесами. Долины, пересекавшие Большой и Малый Атлас, представляли собой роскошные оазисы с достоинствами южного климата. Южная часть Алжира опускалась к равнине, переходила в пустыню с отличными оазисами. Главными продуктами страны были различные сорта хлеба, оливковое масло, виноград и фрукты. Постоянная борьба с племенами варваров делала жизнь этой богатой области опасной и неспокойной. Чтобы обеспечить земледелие в районе побережья, где была сосредоточена большая часть населения, римским наместникам пришлось держать гарнизоны во всех оазисах на пути от внутренних областей до побережья. Охрану несли когорты африканских легионеров и конные отряды местных князей.


Чтобы побороть прохладное отношение к Риму у местного населения, императоры стали создавать в провинциях поселения римских граждан, которые занимались управлением и обороной. Чтобы отразить внезапные нападения варваров, римляне строили дороги от городов на побережье к внутренним лагерям. Из трех легионов, стоящих на африканском побережье, два располагались на границе Туниса и Алжира, третий – в Александрии. Легионы насчитывали 15 000 римлян и были усилены наемной местной конницей.


Жители страны вели кочевой образ жизни и только под влиянием Карфагена и позднее Рима стали образовывать небольшие центры. Отвага и хитрость делали их полезными в войнах Карфагена и римлян. Позднее главным городом стала Сирта (Сirta) — резиденция нубийских царей. Во времена римских колоний он был переименован в Константину (Constantina) в честь императора Константина.


Известный римский писатель Луций Апулей был родом из Нумбии, как и Аврелий Августин — известный христианский проповедник. Апулей был из семьи видного африканского чиновника, учился сначала в Карфагене, где познакомился с греческой философией Платона. Затем он переместился в Рим и занялся юриспруденцией. Он много путешествовал. Долго жил в Карфагене, где он создает известный роман «Золотой осел», полный пародий на современную жизнь. Ведь до сих пор не нашлось произведений, где с такой сатирической силой описывалась бы жизнь Карфагена.



Колизей. Гладиаторские бои в римской провинции


1.3. Эпоха вандалов


В середине IV столетия новой эры начинается распад Римской империи. Во всех провинциях начинаются восстания местного населения против своих господ. Этим характеризуется и Северная Африка. Всеобщие беспорядки способствовали ослаблению римского влияния на этот регион и привели к тому, что в 429 г. прибывшие из Испании вандалы и аланы захватили Северную Африку.


Вандалы — это восточные германцы, обитавшие в I в. н. э. в междуречье Одера и Вислы, которые в результате переселения народов в 409 г. в союзе с аланами перешли Пиренеи и ворвались в Испанию. Свое название — вандалы — они получили из-за жестокого преследования католического духовенства и разрушения католических церквей в тех районах, где они появлялись. В Испании вандалы и аланы нашли благодатные земли и пастбища, но они столкнулись с преследованием вестготских и римских армий, стремящихся их полностью истребить. После смерти короля вандалов Гундериха в 428 г. к власти пришел его брат Гейзерих, правивший 49 лет. Уже через год в мае 429-го новый король переправил 80 000 войско вандалов и аланов через Гибралтар.


Не встретив серьезного сопротивления, вандалы и аланы почти за год продвинулись на расстояние более 2000 км от Тингиса до Карфагена. В переходе они использовали римские прибрежные дороги. Если учесть необычайную скорость продвижения войска, то они пользовались специальной технологией организации движения. Древнеримские историки сообщают, что кавалерия войска была построена по аланскому образцу. Аланы — языческое племя сарматского происхождения, которое в I в. обитало в Приазовье и в Предкавказье. Великое переселение народов перебросило часть аланов в Европу, а часть кавказских аланов являются предками современных осетин. Длительное время европейские аланы проживали в Галии, затем вторглись в Италию, а потом в союзе с вандалами вошли в Испанию и перебрались в Северную Африку. Аланы были единственным негерманским народом, основавшим значительную часть населения Западной Европы.



Отправление войска вандалов из Испании на завоевание Северной Африки


В практике ведения войны аланы использовали известные ранее сарматские приемы. При отправлении в поход каждый воин брал с собою две лошади. В походе они пересаживались с одной лошади на другую, чтобы дать им отдохнуть. Это позволяло им преодолевать огромные расстояния до 220–230 км за один день. Воины имели меч, копье и лук. Меч длиною 70–110 см оказался незаменимым в конном бою. Наконечники стрел покрывались ядом, который вызывал быструю смерть. В качестве защиты воины носили панцири из резаных и выпрямленных кусков рога, нашитых на льняную одежду. Их легкое вооружение, быстрые и послушные лошади помогали им преодолевать огромные пространства во время преследования или отступления. Римские легионеры многое переняли у аланов.


В первый период местное население рассматривало пришедших как защитников, позволивших бы улучшить свою участь и освободиться от налогового гнета римлян. Многие рабы присоединялись к войску. Довольно скоро вандалы захватили крупные и мелкие города. Только Константина, ставшая так называться в 312 г. вместо древней столицы Сирта, и Карфаген продолжали отбиваться от захватчиков. В 420 г. положение изменилось.


С этого времени вандалы провели конфискацию земель римлян и католической церкви. Их король и приближенные захватили эти богатейшие земли. Даже рядовые воины — вандалы и аланы (около 50 000 человек) получили в наследие огромные земельные наделы и были освобождены от уплаты налогов. Большая часть свободных вандалов и аланов поселилась в Проконсульской Африке и получили небольшие земельные наделы, которые перешли в их частную собственность. В крупных земельных владениях использовался труд колонов (в Римской империи — арендаторы небольших земельных участков) и рабов. Теперь уже римляне превращали в рабов или прислугу. Следовательно, в Вандальском государстве сохранялись черты рабовладельческого общества. Местные берберские племена подчинялись вандалам или вступали с ними в союзнические отношения. Военные отряды вандалов, среди которых главную роль играла конница, размещались вдоль южной границы и в портах. Военную службу несли только вандалы и аланы, а во вспомогательных отрядах использовались мавры.


Следует отдать должное королю вандалов Гензериху, которому благодаря своим дипломатическим и военным талантам удавалось избегать генерального сражения с войсками Рима и Византии. С Римом ему позволили заключить статус федератов. Вандалы поставляли Риму остро необходимые масло, зерно и фрукты. Однако мир был непродолжителен. В октябре 439 г. Гензерих, нанеся неожиданный удар, захватил Карфаген и ряд областей Проконсульской Африки (прибрежная область с городами Карфаген, Утика, Гиппон, Лепсис, Магна и другими центрами римской культуры). Овладев карфагенским флотом для перевозки зерна, он оснастил его и превратил в военную флотилию. Таким образом, он стал господствовать над Западным и Центральным Средиземноморьем. Уже через два года вандальский флот захватил побережье Сицилии и Южной Италии. 439 г. является датой основания королевства вандалов, которое охватывало территорию современного Туниса, Алжира и северо-западной Ливии.



Король вандалов Гензерих


Перечень подвигов короля Гензериха можно продолжать довольно долго, но нельзя не упомянуть о его взятии Рима. Пользуясь сменой власти в Риме и желая расторгнуть договор от 442 г., немолодой король сам возглавил свой флот и в последние дни мая 455 г. высадился в гавани в устье Тигра. В Риме началась паника. Тогдашний император Петроний Максим погиб. После четырнадцатидневного разграбления города Гензерих со своим войском покинул Рим, уведя с собой вдову императора Валентиана III и его дочерей Евдокию и Галлу Платидию. На некоторых кораблях были размещены тысячи пленных римских ремесленников. Евдокия была сразу выдана замуж за своего родственника Хунериха. Только в 472 г. ей удалось бежать в Иерусалим. В результате этих событий король приобрел огромные богатства и укрепил свое господство в Западном Средиземноморье, захватил Сардинию, Корсику, Сицилию и Балеарские острова. Однако мир для вандалов длился недолго.


В июне 533 г. в Северной Африке появился византийский полководец Велизарий, посланный сюда императором Юстицианом. Через полгода в решающей битве под Карфагеном вандальское войско было разбито наголову, взят в плен сам король Велимер. Государство вандалов стало легкой добычей для византийского войска. Остатки вандалов и аланов, не истребленные византийским оружием, бесследно исчезли среди местного населения Северной Африки.


Такое быстрое падение и исчезновение вандальского государства, а просуществовало оно около ста лет, было бы невозможно, если бы ему не предшествовало полное физическое и нравственное истощение всего народа. Отрезанные от общения с родственными племенами, но находясь в плену традиций роскошной жизни Рима, вандалы и аланы предавались удовольствиям и наслаждениям. В изнеженности и роскоши они не знали меры. Еще король Гензарих рядом строгих вердиктов старался остановить нравственный упадок своего народа, пытаясь поднять культурный уровень знатных вандалов и аланов изучением латинского языка, общением с поэтами. Язык вандалов не стал литературным, нет ни вандальской литературы, ни собственного кодекса законов. Господствующим языком был латинский. В суде действовали поздние римские законы. Только в изготовлении оружия и прикладном искусстве местные умельцы проявили оригинальность. Ученые имеют дело только с рядом собственных имен и двух строк одной вандальской молитвы. Так бесславно пришел конец столетнему господству вандалов и аланов в Северной Африке.


1.4. Под властью Византии


Убедительная победа 15-тысячной армии Велизария над вандалами послужила основанием для захвата Северной Африки византийцами. Правда, оккупирована была только восточная часть страны и ряд морских портов — Типаза, Шершель, Биджаи и далее на восток.


Византия, или Восточно-Римская империя со столицей в Константинополе, возникла в восточной части Римской империи в 330 г. и просуществовала до 1453 г. Немного слов об истории создания Константинополя. Уже с начала IV в. город Рим перестал быть столицей императоров. Опасаясь вторжения, императоры располагали свои резиденции в городах, которые отвечали стратегическим целям обороны государства. Такими были Трир в Германии, Никомедия в Малой Азии, Аквилия и Милан в Северной Италии. Император Константин решил создать новую столицу, которая ознаменовала бы начало новой эры в истории Рима. Основой для будущей столицы послужил греческий город Византий, расположенный на европейском побережье Босфора. В нем возводится ипподром, множество храмов христианских и языческих. Со всей империи в Византий свозились произведения искусства: колонны с капителями, скульптуры и картины. Строительство закончилось в 324 г., и через шесть лет Константин Великий перенес столицу Римской империи в Византий и нарек его Новым Римом. Со временем это название было забыто, и при жизни императора город стал называться Константинополем — столицей Восточно-Римской империи.


Старый Рим пал под ударами варварских племен вестготов, гуннов, вандалов и остготов. Гибель империи растянулась почти на полвека. 476 г. стал временем гибели Западной римской империи и рубежным концом античности. На территории Италии обосновались варварские государства. Это произошло после свержения римского императора Ромула Августула. По иронии судьбы он носил имя основателя Рима и самой империи. Варвары постоянно угрожали Константинополю, но новый Рим устоял и возвеличился благодаря падению старого Рима и своей близости к Востоку.


После 476 г. эта Восточная часть империи осталась единственной римской. Титул сохранил за ней значительный престиж в глазах варварских государей, которые «накроили» себе королевства в Галии, Испании, Северной Африке, Италии. Новая Восточно-Римская империя под названием Византия со столицей в Константинополе охватывала почти весь Балканский полуостров, Малую Азию вплоть до гор Армении, Сирию вплоть до левого берега Ефрата, Египет и благодатную Киренаику (современную Ливию). Эти страны образовали 64 провинции, или епархии, империи.


Могущественного территориального развития Византия достигла с 527 г. при императоре Юстициане, который правил 38 лет. Это был умный, властный и энергичный правитель, инициатор многих реформ, посвященных идее былого могущества Римской империи. Его лозунгом стали «единая власть, единая вера, единый закон». Этот крестьянский сын стал одним из образованнейших людей своей эпохи, человеком большой культуры. Его величие нашло отражение в размахе его политических планов и в невероятной распространенности его начинаний. Это он построил грандиозный православный храм Св. Софии в Константинополе, который существует доныне. Он обладал феноменальной работоспособностью, спал очень мало, но нередко попадал под чужое влияние, особенно жены Феодоры.


Простолюдинка с Крита Феодора (500–548 гг.) в молодости выступала в цирке акробаткой и прослыла куртизанкой. «Феодора необыкновенно изящна и остроумна, из-за этого все приходили в восторг», — так писал о ней современник Прокопий. В 521 г. Феодора покинула Константинополь и последовала за своим любовником Гекеболом в Александрию, где была им оставлена. Ей пришлось вернуться к прежнему образу жизни. Находясь в крупном культурном и научном центре своего времени Александрии, Феодора попала под влияние просвещенной среды и изучила основы философских воззрений. Там она познакомилась с патриархом Тимофеем VI и Севиром Антиохийским, которые в своих проповедях часто обращались к женщинам, и, вероятно, это способствовало изменениям в ее образе жизни.


После возвращения в Константинополь Феодора стала зарабатывать рукоделием (прядением пряжи) и оставила прежние способы добывания денег. Красотой, умом, необычайным обаянием и твердой волей она покорила сердце будущего императора Юстициана, подходившего к своему 40-летнему юбилею. Юстициан никогда не придавал значения происхождению Феодоры, считал ее равной себе. Это объясняется тем, что сам Юстициан был выходцем из крестьянской семьи, хотя получил благодаря дяде хорошее образование и власть. К сожалению, история не оставила нам достоверного описания Феодоры. Известно, что она была небольшого роста, симпатична лицом, стройная фигура, бледная, с пронзительным взглядом, сросшимися у переносицы бровями. Так выглядела возлюбленная Юстициана в 525 г. Однако можно предположить, что она покорила императора не только своей красотой, сколько очарованием и силой своей личности. Это проявлялось в жестах и движениях, в звучании голоса и манере речи. Это было точно как 100 лет тому назад совсем не красавица Клеопатра очаровала Юлия Цезаря.



В 527 г. после дворцовых перестановок и возражений матери императора патриарх Епифан в храме Св. Софии короновал бывшую проститутку на императорский трон. Став императрицей, Феодора развила бурную государственную деятельность. Она правила государством наравне с Юстицианом: назначала и смещала должностных лиц в империи, влияла на внешнеполитическую деятельность, принимала иностранных послов и т. д. О ее воле и находчивости свидетельствует много эпизодов. Например, она побудила императора и преданные ему войска подавить восстание Ника в январе 532 г., когда мятежники осадили правительство во дворце и требовали смены императора. Тогда верные императору войска в районе ипподрома (оплота восставших) уничтожили около 30 000 смутьянов, а руководители мятежа по настоянию Феодоры были казнены. Она была мстительной женщиной и никогда не прощала своих врагов. Феодора, изведав жизнь куртизанки, заставила императора издать множество законов в помощь женщинам. Для бывших куртизанок и проституток Феодора открыла монастырь на берегу Босфора — так называемый монастырь раскаяния. Она уговорила Совет начать кампанию против готов и вандалов, что позволило значительно расширить границы империи и принесло Юстициану славу.



Византийская империя после завоеваний Юстициана Великого, 550 г.


Пробыв на престоле 21 год, она умерла в 548 г. в страшных мучениях от болезни. Юстициан тяжело переживал утрату. Он клялся ее именем, которое увековечил в названиях многих городов провинций Византии. Об этом свидетельствует переименование крепости Аназара (Сирия) в Федориаду и образование той же епархии в Сирии. Образовав первый в мире христианский монастырь, Юстициан в память о жене в главной базилике, приказал сделать надпись: «Упокоению блаженной памяти императрицы Феодоры». Этот всемирно известный монастырь был построен на Синае на высоте 1570 м на месте, где, согласно Ветхому Завету, Господь разговаривал с Моисеем. После кончины Феодоры овдовевший император остался верен ее памяти и больше не женился, хотя и пережил ее на 17 лет.


Единственное изображение императора и Феодоры имеется в итальянском городе Равенна, расположенном в 10 км от Адриатического моря. В базилике Сан-Витале сохранились два мозаичных панно, выполненных в годы правления Юстициана.



Современная реконструкция колонны Юстициана Великого



Миниатюра Пероне Лами с видом Константинополя за 20 лет до его падения


Среди сооружений, построенных Юстицианом, надо отметить множество церквей, мостов, крепостей, замков, которые сейчас уже частично разрушены. Наиболее значительным событием является сооружение уникального и грандиозного собора Св. Софии (532–537 гг.) в Константинополе, который на протяжении тысячи лет оставался самым большим храмом в христианском мире — вплоть до постройки собора Св. Петра в Риме. К другим сохранившимся памятникам отнесена Цистерна Базилика — замечательное сооружение для хранения питьевой воды для нужд города. Вызывает сожаление, что была разрушена уникальнейшая колонна Юстициана, возведенная в честь побед его армий в 543 г. Мотивы этого скульптурного произведения сотни лет являлись образцом для многих архитекторов и ваятелей.


Колонна стояла в западной части площади Августеон, между собором Св. Софьи и Большим дворцом в Константинополе. Существует множество описаний колонны многими путешественниками и русскими паломниками. Сама колонна характеризовалась как чрезвычайно большая, более 70 метров, и была видна с моря. Колонна была установлена на вершине ступенчатой пирамиды, на ступеньках которой могли сидеть жители города. На верху колонны была установлена конная статуя Юстициана, обращенная на восток. Конь был изображен в движении, как будто он собирался наступить своей поднятой ногой на находящуюся под ним землю. Император одет, как греческий полубог Ахиллес. В левой руке он держал шар, увенчанный крестиком, символ власти императора над землей, достигнутой не силой оружия, а верой. Правая рука статуи обращена на восток. Высота статуи в четыре раза превосходила реальные размеры.


После падения Константинополя в 1453 г. османы не стали демонтировать статую. Разрушение колонны и статуи произошло только через 62 года. Имелись исторические свидетельства о том, что в 1540 году видели фрагменты статуи во дворце Топкапы, перед тем как они были переплавлены на пушки.


Основой Византийской империи являлся ряд провинций, заложенных Юстицианом Великим в 532–555 г. Главными из них были Карфагенский в Северной Африке и Равеннский в Италии. Еще при жизни Феодоры Византия превратилась в самое могущественное государство Средиземноморья. Вся страна была покрыта защитными стенами, крепостями и фортами. Следы этих сооружений остались в Оресе, в районах Тепассы, Гельмы и Константины. Когда осенью 533 г. византийцы вернули прежние римские провинции, то показалось, что они возобновили имперские традиции Рима, но византийская Африка совсем не походила на римскую Африку. Поэтому, когда появились арабские завоеватели, оказалось, что византийцы сыграли незначительную роль.


Территории, занятые ими, стали гораздо меньше: Мавритания Тангитанская ограничивалась Сеутой, Цезарейская — Шершелем, Ситифенская потеряла западную часть, Триполитания — южную часть; только Нумидия, Проконсульская провинция и Биацена остались в прежних границах. Таким образом, существующие провинции постепенно отходили от римской цивилизации, постепенно возвращаясь к прежним берберским обычаям. Не в пример римлянам, сами византийцы не принесли в Северную Африку основ прочной власти и государственного устройства. Они пришли сюда со своими мелочными обидами и ожесточенными религиозными спорами, сея везде семена раздора.


Византийские царедворцы (чиновники) не всегда оказывались надежными слугами центральной власти. Например, с приходом к власти императора Константина II, который был тогда юношей, центробежные силы стали нарастать. В 646 г. византийский наместник Африки патриций Григорий восстал против правительства и провозгласил себя императором. То есть в момент нападения арабов страна оказалась без внутриполитического единства и жесткой системы управления, а сами наместники стремились отделиться от метрополии.


К периоду арабских завоеваний не сохранилось ни архивов, ни европейских хроник. Поэтому, чтобы воссоздать скудность письменных материалов, историкам приходится прибегать к арабским летописцам, писавшим много лет спустя после прошедших событий. При этом все описанные событий имеют четыре основные традиции: восточную, испанскую, африканскую и египетскую, воспроизведенную различными потомками арабских завоевателей. Следовательно, для описания арабских завоеваний приходится пользоваться жизнеописаниями, которым придана форма романов, поучений или легенд.


1.5. Арабские завоевания Северной Африки


Начало войны между Византией и арабами за господство над Северной Африкой можно характеризовать рядом сражений, но весь период борьбы растянулся на несколько столетий. Невозможно описать его без указания грандиозных успехов сынов аравийской пустыни: под ударами их кривых сабель содрогнулись все древние империи и государства Востока и Запада.


Еще в VI в. н. э. Аравийский полуостров воспринимался как край света. На огромной части «каменистой Аравии» кочевали племена арабов-бедуинов, живших в шатрах и пивших верблюжье молоко. Лишь в Западной Аравии было несколько городов, в которых правило купечество. Это были Медина и Мекка — центр племени курейша (курейшидов). Через 100 лет в жизни кочевников произошли некоторые изменения. Выделилась племенная знать, владевшая большими стадами и рабами-пленниками. Дальнейшая история арабов (народа семитского происхождения и говорящего на арабском языке) связана с именем Мухамада, выходца из купеческой курейшидской семьи. Именно с его именем связано происхождение новой религии — ислама (ислам — это «покорность богу»), или мусульманства (от арабского «правоверный»). В целом ислам многое почерпнул из иудаизма, христианства и аравийских древних верований.



Лига арабских государств (численность около 350 млн чел.)


«Мухамаду было 40 лет. Тогда в окрестностях Мекки с уединившимся Мухамадом (по его словам), заговорил верховный бог арабов — Аллах. Это был месяц рамазан. Свои слова Аллах заставил Мухамада повторить в Священной книге. После этого Мухамад начал прилюдно проповедовать открывшиеся ему истины, свод законов, которые он назвал Кораном («знанием»). Коран представляет собою проповедь от имени Аллаха. Провозглашается вера в единого бога — Аллаха, сотворившего мир и правящего им. Главными принципами провозглашаются покорность Богу, частная собственность и определенные нравственные заповеди. Ислам закреплял разделение общества на богатых и бедных, повиновение властям, утверждал безраздельную власть мужчины над женщиной. Далее требовал отказа от свинины, вина, азартных игр и ростовщичества».




Историческая трансформация стран Магриба (алжирский вариант)

Книга посвящена истории возникновения и трансформации стран Магриба (Тунис, Алжир и Марокко) с выделением особого места и роли государства Алжир в развитии региона Северной Африки. Приводится сравнительный анализ их развития и взаимосвязи со странами Европы, история и основные тенденции с позиций качественной исторической аналогии. Рассматривается влияние стран Европы на индустриальное развитие и экономическое положение различных районов Алжира, даются оценки текущего состояния и перспектив развития деятельности крупнейших корпораций на современном этапе, связанные с амбивалентным характером диверсификации транснациональных корпораций.<br /> Книга предназначена для широкого круга читателей, специалистов-международников, научных работников, а также студентов, бакалавров и магистров по программам «Международные отношения» и «Зарубежное регионоведение».

129
История Аникин В.И., Вайлов А.М. Историческая трансформация стран Магриба (алжирский вариант)

История Аникин В.И., Вайлов А.М. Историческая трансформация стран Магриба (алжирский вариант)

История Аникин В.И., Вайлов А.М. Историческая трансформация стран Магриба (алжирский вариант)

Книга посвящена истории возникновения и трансформации стран Магриба (Тунис, Алжир и Марокко) с выделением особого места и роли государства Алжир в развитии региона Северной Африки. Приводится сравнительный анализ их развития и взаимосвязи со странами Европы, история и основные тенденции с позиций качественной исторической аналогии. Рассматривается влияние стран Европы на индустриальное развитие и экономическое положение различных районов Алжира, даются оценки текущего состояния и перспектив развития деятельности крупнейших корпораций на современном этапе, связанные с амбивалентным характером диверсификации транснациональных корпораций.<br /> Книга предназначена для широкого круга читателей, специалистов-международников, научных работников, а также студентов, бакалавров и магистров по программам «Международные отношения» и «Зарубежное регионоведение».

Внимание! Авторские права на книгу "Историческая трансформация стран Магриба (алжирский вариант)" (Аникин В.И., Вайлов А.М.) охраняются законодательством!