Юридическая Рожкова М.А. Интеллектуальная собственность: основные аспекты охраны и защиты. Учебное пособие

Интеллектуальная собственность: основные аспекты охраны и защиты. Учебное пособие

Возрастное ограничение: 12+
Жанр: Юридическая
Издательство: Проспект
Дата размещения: 10.09.2014
ISBN: 9785392161843
Язык:
Объем текста: 259 стр.
Формат:
epub

Оглавление

Вступительное слово

Глава 1. Основные положения права интеллектуальной собственности

Глава 2. Правовая охрана авторских прав

Глава 3. Правовая охрана смежных прав

Глава 4. Правовая охрана патентных прав

Глава 5. Правовая охрана интеллектуальных прав на секретные изобретения и секреты производства (ноу-хау)

Глава 6. Правовая охрана интеллектуальных прав на селекционные достижения

Глава 7. Правовая охрана интеллектуальных прав на топологию интегральной микросхемы

Глава 8. Правовая охрана интеллектуальных прав на фирменное наименование и коммерческое обозначение

Глава 9. Правовая охрана интеллектуальных прав на товарный знак, знак обслуживания и наименование места происхождения товара

Глава 10. Общая характеристика защиты интеллектуальных прав

Приложения к главе 10



Для бесплатного чтения доступна только часть главы! Для чтения полной версии необходимо приобрести книгу



ГЛАВА 2.
ПРАВОВАЯ ОХРАНА АВТОРСКИХ ПРАВ


§ 2.1. Объекты авторского права


Объектами авторских прав являются:


• литературные произведения (произведения художественного, публицистического, прикладного характера, включая, в частности, роман, повесть, поэму, стихотворение, статьи в газетах и журналах, дневники, письма), в том числе:


– драматические и музыкально-драматические произведения, сценарные произведения (пьеса, сценарий, либретто и т. п.);


– произведения научной и учебной направленности (научная монография, диссертация, учебник, учебное и научно-практическое пособие, практикум, справочник, словарь и т. д.);


• музыкальные произведения с текстом или без текста (произведения, воплощенные в форме нотной записи и литературном тексте; партитуре, либретто);


• хореографические произведения и пантомимы (произведения, воплощенные в форме словесного и словесно-графического способа нотации, графического рисунка, фотоснимков танцевальных па);


• произведения изобразительного искусства, в том числе:


– произведения живописи (произведения, нашедшие материальное воплощение в картине на холсте, картоне, деревянных досках и проч. (произведения станковой живописи) либо фреске или картине, выполненной на стенах и потолках зданий (произведения монументальной живописи));


– произведения скульптуры (произведения, нашедшие материальное воплощение в объемной форме из твердых или пластических материалов);


– произведения графики (произведения, воплощенные в форме рисунков и графических знаков, набросков и эскизов произведений живописи, скульптуры, архитектуры и проч.);


– произведения дизайна (произведение искусства, нацеленное на последующее промышленное применение его материального воплощения);


– графические рассказы, комиксы и проч.;


• произведения декоративно-прикладного искусства (произведения, нашедшие материальное воплощение в бытовых предметах, имеющих не только утилитарное назначение, но и предназначенных для украшения);


• произведения сценографического искусства (произведения, нашедшие материальное воплощение в декорациях, сценических костюмах и особо сложном гриме, театральных куклах и проч.);


• произведения архитектуры (произведения, нашедшие воплощение в архитектурных проектах (архитектурных решениях) зданий и сооружений, а также в проектах, чертежах, изображениях и макетах – в соответствии с п. 1 ст. 1294 ГК автор вправе использовать свое произведение однократно, если иное не установлено договором, в соответствии с которым создан проект);


• произведения градостроительства (произведения, нашедшие материальное воплощение в градостроительном зонировании для создания удобной среды обитания и производства, а также в проектах, чертежах, изображениях и макетах территориального планирования – в соответствии с п. 1 ст. 1294 ГК автор вправе использовать свое произведение однократно, если иное не установлено договором, в соответствии с которым создан проект);


• произведения садово-паркового искусства (произведения, нашедшие материальное воплощение в организации паркового пространства и композициях усадеб, дворцово-парковых ансамблей, ботанических садов, мемориально-парковых комплексов, а также в соответствующих проектах, чертежах, изображениях и макетах – в соответствии с п. 1 ст. 1294 ГК автор вправе использовать свое произведение однократно, если иное не установлено договором, в соответствии с которым создан проект);


• фотографические произведения и произведения, полученные способами, аналогичными фотографии (произведения, нашедшие материальное воплощение в отображении объектов в определенный момент времени; во многих странах фотографии относятся к объектам смежных прав – см. о них далее);


• географические, геологические и другие карты, планы, эскизы и пластические произведения, относящиеся к географии, топографии и к другим наукам;


• программы для ЭВМ, в том числе операционные системы и программные комплексы (в соответствии со ст. 1261 ГК РФ программой для ЭВМ является представленная в объективной форме совокупность данных и команд, предназначенных для функционирования ЭВМ и других компьютерных устройств в целях получения определенного результата, включая подготовительные материалы, полученные в ходе разработки программы для ЭВМ, и порождаемые ею аудио-визуальные отображения; права на программу ЭВМ охраняются как права на литературное произведение);


• сложные, производные и составные произведения, которые возникли вследствие способности произведений к интегрированию, т. е. объединению однородных или разнородных объектов воедино, и переработке, влекущей появление нового объекта интеллектуальной собственности:


Сложные объекты 
(ст. 1240 ГК)

Производные объекты 
(подп. 1 п. 2 ст. 1259, п. 1 ст. 1260 ГК)

Составные объекты 
(подп. 2 п. 2 ст. 1259, п. 2 ст. 1260 ГК)

Объект, который включает в себя несколько самостоятельных объектов интеллектуальной собственности.

Это, в частности:

– кино-, теле– и видео фильмы, а также иные аудиовизуальные произведения (п. 1 ст. 1263 ГК);

– театрально-зрелищные представления;

– мультимедийные продукты;

– базы данных.

Право использования сложного объекта приобретает лицо, организовавшее создание этого объекта (на основании договоров об отчуждении исключительного имущественного права или лицензионных договоров, заключенных с обладателями исключительных прав на соответствующие результаты)

Объекты, которые возникают вследствиепереработки других оригинальных произведений.

Это, в частности:

– переводы;

– обработки;

– экранизации;

– аранжировки;

– инсценировки;

– пародии;

– карикатуры.

Авторам оригинального произведения принадлежат права на оригинальное произведение, авторам перевода или иной переработки – права на осуществленный перевод или иную переработку другого (оригинального) произведения

Объекты, которые возникли вследствие творческого труда по подбору или расположению материалов (статей, карт, расчетов, нормативных правовых актов, судебных решений и т. д.).

Это, в частности:

– базы данных;

– антологии;

– энциклопедии;

– интернет-сайты;

– атласы.

Авторам-составителям принадлежат правана осуществленный ими подбор или расположение материалов. Если в составной объект входят оригинальные произведения, права на эти произведения сохраняются за их авторами

При использовании сложного объекта личные неимущественные права на имущественные права на объекты, входящие в состав сложного объекта, сохраняются за авторами (п. 3 ст. 1240 ГК). 

В частности, авторами аудиовизуального произведения являются: режиссер-постановщик, автор сценария, композитор (п. 2 ст. 1263 ГК), а также иные авторы, произведения которых вошли составной частью в аудиовизуальное произведение, например автор оригинального произведения (ставшего основой сценария), автор-исполнитель роли, оператор-постановщик, художник-постановщик и др. (п. 5 ст. 1263 ГК). Изготовителем, организовавшим создание аудиовизуального произведения, являетсяпродюсер, который приобретает право использовать такое произведение; именно изготовителю (продюсеру) принадлежит исключительное имущественное право на произведение в целом, если иное не вытекает из договоров, заключенных им с авторами аудиовизуального произведения (п. 4 ст. 1263 ГК). Согласно п. 4 ст. 1318 ГК, при заключении с исполнителем (актером) договора о создании аудиовизуального произведения согласие исполнителя на использование исполнителя в составе аудиовизуального произведения предполагается.

Права переводчика, составителя и иного автора производного или составного произведения охраняются как права на самостоятельные объекты авторских прав независимо от охраны прав авторов произведений, на которых основано производное или составное произведение (п. 4 ст. 1260 ГК).

Авторские права на производное или составное произведение не препятствуют другим лицам переводить или иным образом перерабатывать произведение, а также создавать свои составные произведения путем иного подбора или расположения тех же материалов (п. 6 ст. 1260 ГК)


• проекты официальных документов, символов и знаков (ст. 1264 ГК);


• другие произведения, которые можно отнести к произведениям науки, литературы и искусства (п. 1 ст. 1259 ГК).


§ 2.2. Произведения науки, литературы и искусства как объекты правовой охраны


Согласно п. 1 ст. 1259 ГК РФ, произведения науки, литературы и искусства признаются объектами авторских прав независимо от их:


– достоинств;


– назначения;


– способа (формы) выражения.


Таким образом, произведение литературы получит правовую охрану в качестве объекта авторских прав независимо от его реальной литературной ценности, стиля, предназначения и проч.


Широко распространено мнение, согласно которому предметом правовой охраны в авторском праве является форма (способ) выражения произведения (например, любовь к матери можно выразить в форме стихотворения, скульптуры, фотографии или музыкального произведения), а предметом правовой охраны в патентном праве – содержание (сущность) технического и иного решения (изобретения или полезная модель; см. о них гл. 4). Поддерживая данную точку зрения, нужно подчеркнуть, что в отношении литературно-художественных произведений следует говорить о правовой охране совокупности их содержания и формы (способа), выражающих это произведение.


Согласно п. 7 ст. 1259 ГК, правовая охрана распространяется не только на все произведение в целом, но и на (1) часть произведения; (2) название произведения; (3) персонажей произведения, если по своему характеру они могут быть признаны самостоятельным результатом творческого труда автора.


Права на объекты авторских прав не нуждаются в подтверждении их каким-либо охранным документом – они возникают в силу создания самого произведения в любой объективной форме (т. е. с момента их объективизации; см. §. 1.4). В соответствии с п. 2 ст. 5 Бернской конвенции права на объекты авторских прав не требуют их регистрации либо регистрации самого произведения или соблюдения каких-либо иных формальностей (что подтверждает п. 4 ст. 1259 ГК).


Правообладатель для оповещения о принадлежащих ему правах на произведение вправе использовать знак охраны авторского права (ст. 1271 ГК), который помещается на каждом экземпляре произведения и состоит из следующих элементов:


• латинской буквы «C» в окружности (т. е. ©), что происходит от первой буквы английского слова copyright (дословно – право копирования);


• имени или наименования правообладателя;


• года первого опубликования произведения.


§ 2.3. Государственная регистрация программ для ЭВМ и креативных баз данных


По общему правилу для правовой охраны интеллектуальных прав на объекты авторского права не требуется регистрация произведения или соблюдение иных формальностей (п. 4 ст. 1259 ГК). Исключением из этого правила являются: программы для ЭВМ, включая операционные системы и программные комплексы, а также креативные базы данных (как составные объекты), которые допускают регистрацию, осуществляемую по желанию правообладателя (абз. 2 п. 4 ст. 1259, 1262 ГК).




Интеллектуальная собственность: основные аспекты охраны и защиты. Учебное пособие

В учебном пособии в авторской интерпретации изложены основы законодательства, регулирующего интеллектуальную собственность (Гражданский кодекс РФ дан в редакции Федерального закона от 12 марта 2014 г. № 35-ФЗ). Нормативный материал был творчески переработан и систематизирован автором, результатом чего стало четкое и структурированное изложение основополагающих институтов, категорий и понятий права интеллектуальной собственности. Простой и ясный язык, снабжение текста схемами, таблицами и примерами значительно облегчают восприятие и усвоение сложных правовых конструкций права интеллектуальной собственности.<br /> Книга, учитывая простоту и содержательность ее формы, может использоваться не только студентами, аспирантами, преподавателями в качестве учебного пособия по курсу «Право интеллектуальной собственности», но и в практической деятельности — судьями, адвокатами и практикующими юристами, а также лицами, которые не имеют юридического образования, но испытывают интерес к изучению права интеллектуальной собственности (изобретателями, авторами, творческими работниками и др.).

319
Юридическая Рожкова М.А. Интеллектуальная собственность: основные аспекты охраны и защиты. Учебное пособие

Юридическая Рожкова М.А. Интеллектуальная собственность: основные аспекты охраны и защиты. Учебное пособие

Юридическая Рожкова М.А. Интеллектуальная собственность: основные аспекты охраны и защиты. Учебное пособие

В учебном пособии в авторской интерпретации изложены основы законодательства, регулирующего интеллектуальную собственность (Гражданский кодекс РФ дан в редакции Федерального закона от 12 марта 2014 г. № 35-ФЗ). Нормативный материал был творчески переработан и систематизирован автором, результатом чего стало четкое и структурированное изложение основополагающих институтов, категорий и понятий права интеллектуальной собственности. Простой и ясный язык, снабжение текста схемами, таблицами и примерами значительно облегчают восприятие и усвоение сложных правовых конструкций права интеллектуальной собственности.<br /> Книга, учитывая простоту и содержательность ее формы, может использоваться не только студентами, аспирантами, преподавателями в качестве учебного пособия по курсу «Право интеллектуальной собственности», но и в практической деятельности — судьями, адвокатами и практикующими юристами, а также лицами, которые не имеют юридического образования, но испытывают интерес к изучению права интеллектуальной собственности (изобретателями, авторами, творческими работниками и др.).

Внимание! Авторские права на книгу "Интеллектуальная собственность: основные аспекты охраны и защиты. Учебное пособие" (Рожкова М.А.) охраняются законодательством!