Философия Ивин А.А. Философское измерение истории

Философское измерение истории

Возрастное ограничение: 12+
Жанр: Философия
Издательство: Проспект
Дата размещения: 17.08.2015
ISBN: 9785392179633
Язык:
Объем текста: 569 стр.
Формат:
epub

Оглавление

Предисловие

Глава 1. История и философия истории

Глава 2. Общая схема мировой истории

Глава 3. Индивидуалистическое общество

Глава 4. Коллективистическое общество

Глава 5. Стиль коллективистического мышления

Глава 6. Коллективистический образ жизни

Глава 7. Социальное развитие современной России



Для бесплатного чтения доступна только часть главы! Для чтения полной версии необходимо приобрести книгу



ГЛАВА 7.
СОЦИАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ


§ 1. Посткапитализм как перспектива


В результате перестройки и последовавших за нею событий в современном российском обществе все типично коммунистические способы устройства социальной жизни успешно замещены прямо противоположными. Разрушена централизованная экономика, радикально изменены принципы внешней торговли. В целом в экономике идет движение, общее направление которого от плана к рынку. Исчезла единая для всего общества шкала ценностей: в одном и том же месте, и притом не обязательно в суде, могут собраться люди, одни из которых отстаивают социализм, другие — какую-то новую форму коммунизма, а третьи вообще выступают за современный капитализм. Исчезает пренебрежительное отношение к той демократии, которую коммунизм неизменно называл «формальной», слово «демократ» постепенно приобретает хвалебный оттенок. Справедливость не отождествляется с распределением немногого, но зато на всех и поровну.


Перемены, произошедшие в стране за последние десятилетия, очевидны, как очевидно и то, что новое общество, несмотря на все стоящие перед ним трудности, не намерено возвращаться в оказавшееся экономически несостоятельным прошлое.


Все чаще высказывается идея, что Россия «строит капитализм», хотя само слово «капитализм» пока что кажется непривычным и имеет для большинства явный негативный оттенок. Уточняя эту идею, будем говорить, однако, не о капитализме вообще, поскольку он бывает столь же разным, как и его противоположность – социализм, а о постепенном формировании в стране современного капиталистического общества, или посткапитализма. Одна из важных задач духовного преобразования нашего общества заключается как раз в том, чтобы постепенно утвердить в общественном сознании идею, что в стране постепенно формируется новый социальный строй.


Развитое капиталистическое общество, называемое также «современным капитализмом» или «посткапитализмом», пришло в прошлом веке на смену раннему, или «дикому», капитализму. Различия между ранним капитализмом и посткапитализмом настолько велики, что иногда посткапитализм вообще не считается новой стадией капитализма, а объявляется новым типом общества. Такая точка зрения не может быть признана обоснованной. Посткапитализм — итог радикальных внутренних трансформаций капитализма, начавшихся более столетия назад.


Современное посткапиталистическое общество является чрезвычайно сложной и динамичной социальной системой. Самым общим образом посткапитализм можно охарактеризовать как общество, имеющее следующие черты: экономической основой общества являются частная собственность и частное предпринимательство, децентрализованная рыночная система и конкуренция; индивиды автономны и располагают защищаемой законом сферой частной жизни, в пределах которой они вправе самостоятельно принимать любые решения на свой собственный страх и риск; индивиды обладают безусловными и неотчуждаемыми фундаментальными правами и свободами, в числе которых свобода мысли и свобода слова, свобода создания ассоциаций и организаций, свобода совести, свобода передвижения, свобода выбора страны проживания и др.; это многопартийное общество, в котором политические партии не имеют никаких непосредственных публично-властных полномочий; представительные органы государственной власти и местного самоуправления избираются населением; законодательная, исполнительная и судебная ветви власти отделены друг от друга; сформировалась и устоялась идеология потребления как особого способа жизни, в принципе доступного почти всем слоям общества; материальному производству удается предоставлять те товары и услуги, которые необходимы для поддержания этой идеологии; новая идеология постепенно проникает во все слои общества, изменяя и вытесняя их собственные ценности, что создает, в конце концов, иллюзию растворения буржуазии в нации в целом; вмешательство государства в экономику позволяет предотвращать резкий и опасный разрыв между наиболее обеспеченными «верхами» и наименее обеспеченными «низами».


В определенной мере эти черты посткапитализма уже реализованы у нас в стране. Если посткапиталистическое общество – перспектива нашего развития, можно ожидать, что в недалеком будущем основные черты такого общества обрисуются у нас более ясно.


Помешать этому могут обстоятельства, связанные со своеобразием исторического развития страны. Прежде всего, недопустима поспешность и тем более администрирование в достаточно длительном, способном занять десятилетия процессе становления российского посткапиталистического общества. Пока что слово «капитализм» и даже выражение «современное развитое капиталистическое общество» имеют для большинства наших граждан явный отрицательный оттенок. Остается одно: ждать времени, когда формы, в которых предстает современный посткапитализм, важным образом изменятся. Они должны утратить нынешнюю резкость и постепенно стать способными создавать иллюзию «общечеловеческого государства».


§ 2. Современная идеология


Вопрос о приемлемости для общественного сознания развитого капитализма как перспективы отечественного развития прямо связан с темой современной российской идеологии.


Начиная с середины XIX в. споры по поводу идеологии стали обычным делом, а расхождение мнений о природе идеологии настолько велико, что некоторые объявляют всякую идеологию «ложным сознанием» (К. Маркс), другие же считают, что возможна даже «научная идеология» (марксизм-ленинизм).


Идеология — это принятая в конкретном обществе система представлений и идей, в которых осознаются и оцениваются отношения людей к обществу и друг к другу, осмысляются социальные проблемы и конфликты и намечаются цели социальной деятельности. Идеология говорит не только о том, что «есть» в социальной жизни, но и о том, что «должно быть» в ней. В задачи идеологии входят, во-первых, понимание общества и человека и, во-вторых, стандартизация сознания людей, управление ими путем формирования определенного типа их сознания. Идеология имеет, таким образом, два аспекта: мировоззренческий (общее представление об обществе и человеке) и практический (правила мышления и поведения).


Человек всегда ориентирован на смысл. Стремление к поиску и реализации человеком смысла своей жизни некоторые психологи рассматривают как врожденную мотивационную тенденцию, присущую всем людям и являющуюся двигателем поведения и развития личности. Общество, как и человек, также нацелено на смысл. Оно стремится понять смысл своего существования и ощущает фрустрацию или вакуум, если это стремление остается нереализованным. Результатом поиска обществом смысла своего существования и является создаваемая им идеология.


Особенность идеологии как средства социализации индивидов в том, что она не просто вписывает человека в общество, в систему социальных связей, а стремится сделать его приверженцем вполне конкретного общества и противником всякого иного общественного устройства и любой иной идеологии.


Всякое общество имеет идеологию. Однако идеологии разных обществ чаще всего принципиально различны. Наглядно это можно продемонстрировать на примере идеологии современного развитого индустриального общества. Эта идеология складывается стихийно, подобно морали, у этой идеологии есть история, но нет конкретных авторов. Буржуазная идеология не систематична, она расплывчата и аморфна, не является чем-то подобным связной доктрине или концепции и не имеет ясно очерченного обоснования. Она не является, далее, государственной идеологией, и государство не следит за тем, чтобы все члены общества имели о ней ясное представление и строго следовали ей. За отступления от этой идеологии не предусматривается специальных наказаний, самые активные ее оппоненты не могут ущемляться в своих правах и свободах. Можно отметить, что коммунистическая идеология являлась государственной идеологией, ее основные положения закреплялись в конституции и законах коммунистического государства, и малейшее отступление от нее сурово преследовалось. Буржуазная идеология не обслуживается какой-то особой, направляемой из единого центра группой, или кастой, людей. Внедрение этой идеологии в умы и души людей не является чьей-то профессией. Коммунистическую идеологию обслуживали многочисленные профессиональные идеологи, следившие за тем, чтобы она проникала во все, самые мельчайшие поры коммунистического общества; распространением данной идеологии занимался специальный аппарат, направляемый из единого центра. Коротко говоря, буржуазная идеология незаметна, почти как тот воздух, которым дышит человек. Коммунистическая идеология была жестка, как те поручни на трапах корабля, за которые вынуждены держаться его пассажиры в неспокойную погоду.




Философское измерение истории

В книге представлена новая концепция человеческой истории. История рассматривается с точки зрения противопоставления индивидуалистической и коллективистической форм организации общества. Эти формы представляют собой два крайних полюса, между которыми располагается большинство обществ, движущихся в своем развитии то к одному, то к другому из полюсов. В центре внимания – современное общество и две полярные его разновидности: современный капитализм и радикальный социализм. Эти формы коллективистического общества сопоставляются с древним и средневековым коллективизмом. История понимается широко, так что в нее включается не только политическая и экономическая история, но и эволюция целостных культур, философия человека, смена стилей мышления и способов жизни, форм любви и т. д.<br /> Книга рассчитана на философов, историков, политологов и представителей других социальных и гуманитарных специальностей.

249
Философия Ивин А.А. Философское измерение истории

Философия Ивин А.А. Философское измерение истории

Философия Ивин А.А. Философское измерение истории

В книге представлена новая концепция человеческой истории. История рассматривается с точки зрения противопоставления индивидуалистической и коллективистической форм организации общества. Эти формы представляют собой два крайних полюса, между которыми располагается большинство обществ, движущихся в своем развитии то к одному, то к другому из полюсов. В центре внимания – современное общество и две полярные его разновидности: современный капитализм и радикальный социализм. Эти формы коллективистического общества сопоставляются с древним и средневековым коллективизмом. История понимается широко, так что в нее включается не только политическая и экономическая история, но и эволюция целостных культур, философия человека, смена стилей мышления и способов жизни, форм любви и т. д.<br /> Книга рассчитана на философов, историков, политологов и представителей других социальных и гуманитарных специальностей.

Внимание! Авторские права на книгу "Философское измерение истории" (Ивин А.А.) охраняются законодательством!