Наука Сальникова Е.Н., Стаценко Л.Г. Акустические системы. Учебное пособие

Акустические системы. Учебное пособие

Возрастное ограничение: 12+
Жанр: Наука
Издательство: Проспект
Дата размещения: 15.08.2015
ISBN: 9785392189533
Язык:
Объем текста: 96 стр.
Формат:
epub

Оглавление

Введение

1. Громкоговорители

2. Внешнее оформление громкоговорителей

3. Практические рекомендации по проектированию и изготовлению домашних акустических систем

4. История развития современных систем звуковоспроизведения

Словарь некоторых терминов



Для бесплатного чтения доступна только часть главы! Для чтения полной версии необходимо приобрести книгу



4. ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ СОВРЕМЕННЫХ СИСТЕМ ЗВУКОВОСПРОИЗВЕДЕНИЯ


Интенсивное развитие всех видов звуковоспроизводящей и звукозаписывающей аппаратуры с каждым годом возрастает. Наряду с многообразием относительно недорогих массовых моделей большую часть составляют высококачественные акустические системы, относящиеся к категории Hi-Fi (HighFidelity – высокая точность). Этот термин отражает основной принцип развития определенного направления звуковоспроизводящей и звукозаписывающей аппаратуры, заключающийся в обеспечении максимальной точности воспроизведения речевых или музыкальных программ.


Существующее многообразие акустических систем категории Hi-Fi заставило Международный электротехнический комитет (МЭК) разработать рекомендации по стандартизации их минимально допустимых параметров.


Создание и дальнейшее совершенствование акустической аппаратуры потребовало решения ряда основных задач: разработки методов оптимального машинного синтеза основных элементов АС – громкоговорителей, фильтров, корпусов и т.д., создания новой метрологической базы с применением цифровой обработки сигналов, синтеза новых материалов и обработки технологии изготовления из них акустических систем, исследования субъективных порогов слышимости основных видов искажений – переходных, амплитудно-частотных, фазочастотных и др. В связи с растущим спросом на высококачественные акустические системы в их разработке и производстве принимает участие все большое число специалистов, и их интерес к современным методам и задачам проектирования АС постоянно увеличивается.


Впервые успешное коммерческое использование многоканального звука осуществилось в начале 50-х гг. XX в. в "целлулоидном" кинематографе. Киноиндустрия испытывала серьезные трудности, связанные со стремительным развитием вещательного телевидения. Нужно было как-то привлечь зрителей в кинозалы, для этого требовались качественно новые возможности полноэкранного кино. Именно в это время появились широкоформатные фильмы, и сразу же фильмы со стереофоническим звуковым сопровождением. Заметим, что термин "стерео" (stereo) привычно употребляется нами для обозначения звука с двумя каналами. В отличие от домашнего аудио и видео, до сих пор использующего двухканальный звук, в кино с самого начала для объемного звучания использовались как минимум 4 звуковых канала. Одними из первых многоканальных звуковых форматов были 4-канальный CinemaScope (пленка 35 мм) и 6-канальный Тоdd-АО (пленка 70 мм). Оба формата использовали для каждого канала звука отдельную магнитную дорожку, нанесенную поверх светочувствительного материала пленки.


Первоначально кинозалы были оборудованы несколькими акустическими системами, расположенными фронтально – перед зрителями. Затем добавился еще один звуковой канал, громкоговорители которого размещались в задней части зала за спинами зрителей. Изначально этот канал получил название канала звуковых эффектов (effects channel) и использовался не постоянно, а только для организации единовременных эффектов (голоса призраков, ангелов, и т. п.). Зачастую канал вообще не использовался: из-за ограниченного места на пленке ширина дорожки для этого канала (effects channel) была меньше, чем для основных каналов, поэтому канал имел ограниченную полосу частот и более ощутимый уровень шума.


В широкоэкранных форматах (70 мм) для всех звуковых каналов предусматривались дорожки с одинаковыми характеристиками, поэтому оказалось возможным использовать канал эффектов постоянно – даже для передачи относительно негромких и продолжительных звуков. Результат превзошел ожидания пространственное восприятие звука значительно приблизилось к реальному. Так канал эффектов стал пространственным каналом – surround сhаnnеl, а акустические системы, расположенные в задней части кинозала (а в современных кинозалах – и по бокам) получили название "the surrounds".


Тем временем техника домашнего аудио развивалась и совершенствовалась совершенно независимо от разработок для кино. Первые бытовые аппараты со стереозвуком, появившиеся в 1958 г., имели только два звуковых канала. Это не было обусловлено ни требованиями потребителей, ни рекомендациями разработчиков-профессионалов: просто существующие к тому времени магнитофоны и проигрыватели можно было относительно легко адаптировать только для двухканального звука.




Акустические системы. Учебное пособие

Настоящее пособие предназначено для студентов, обучающихся по специальностям «Радиосвязь, радиовещание, телевидение» (дисциплина «Электроакустика и звуковое вещание») и «Акустические приборы и системы» (дисциплина «Электроакустические преобразователи и аппаратура») очной, заочной и дистанционной форм обучения. Содержит общие сведения, классификацию, технические характеристики, внешнее оформление, особенности конструкций громкоговорителей, описание акустических систем, практические рекомендации по расчету акустических систем, историю развития современных систем звуковоспроизведения.<br /> Данное пособие может быть использовано для самостоятельной работы студентов.

139
 Сальникова Е.Н., Стаценко Л.Г. Акустические системы. Учебное пособие

Сальникова Е.Н., Стаценко Л.Г. Акустические системы. Учебное пособие

Сальникова Е.Н., Стаценко Л.Г. Акустические системы. Учебное пособие

Настоящее пособие предназначено для студентов, обучающихся по специальностям «Радиосвязь, радиовещание, телевидение» (дисциплина «Электроакустика и звуковое вещание») и «Акустические приборы и системы» (дисциплина «Электроакустические преобразователи и аппаратура») очной, заочной и дистанционной форм обучения. Содержит общие сведения, классификацию, технические характеристики, внешнее оформление, особенности конструкций громкоговорителей, описание акустических систем, практические рекомендации по расчету акустических систем, историю развития современных систем звуковоспроизведения.<br /> Данное пособие может быть использовано для самостоятельной работы студентов.

Внимание! Авторские права на книгу "Акустические системы. Учебное пособие" (Сальникова Е.Н., Стаценко Л.Г.) охраняются законодательством!