Юридическая Марченко М.Н. Проблемы общей теории государства и права (право). Том 2. 2-е издание. Учебник

Проблемы общей теории государства и права (право). Том 2. 2-е издание. Учебник

Возрастное ограничение: 12+
Жанр: Юридическая
Издательство: Проспект
Дата размещения: 21.01.2015
ISBN: 9785392165490
Язык:
Объем текста: 760 стр.
Формат:
epub

Оглавление

Глава 1. Многогранный характер права и проблемы определения его понятия. § 1. Проблемы правопонимания

§ 2. Основные признаки позитивного права

§ 3. Проблемы соотношения права и закона

Глава II. Классификация национальных правовых систем. Правовые семьи. § 1. Теоретическая и практическая значимость классификации правовых систем

§ 2. Проблемы выбора критериев классификации национальных правовых систем

§ 3. Отличительные черты и особенности романо-германского права

§ 4. Общая характеристика англосаксонской правовой семьи. Система общего права

§ 5. Мусульманское право как разновидность религиозного права

Глава III. Проблемы взаимосвязи и взаимодействия светского и религиозного права на современном этапе развития общества (на примере религиозного иудейского и светского израильского права)

§ 1. Иудейское право и его основные особенности

§ 2. Основные принципы иудейского права

§ 3. Основные источники иудейского права

§ 4. Иудейское право как подсистема общей системы израильского права

§ 5. Основные формы взаимосвязи и взаимодействия иудейского религиозного права с современным израильским правом

Глава IV. Теоретические и методологические проблемы форм и источников права. § 1. Форма права: проблемы понятия и значения

§ 2. Понятие источника права и его соотношение с понятием формы права

§ 3. Формы и источники позитивного права

§ 4. Естественное право: формы и источники

§ 5. Системно-иерархический характер форм и источников права

§ 6. Проблемы определения понятия источника романо-германского права

§ 7. Основные виды источников романо-германского права и критерии их классификации

§ 8. Понятие и основные виды источников англосаксонского права

Глава V. Закон в системе источников права. § 1. Проблемы познания и идентификации законов

§ 2. Классификация законов: критерии, виды

§ 3. Коллизия и конкуренция законов

§ 4. Закон в системе источников романо-германского права

§ 5. Место и роль законов в системе источников англосаксонского права

§ 6. Соотношение закона и прецедента в системе общего права

Глава VI. Проблемы определения места и роли договора в системе источников права. § 1. Общая теория договора: основные положения

§ 2. Характерные черты нормативно-правового договора как источника права

§ 3. Особенности индивидуального (частного) договора как регулятора общественных отношений

§ 4. Договор в англосаксонском праве: основные положения

§ 5. Место и роль международного договора в системе источников современного российского права

Глава VII. Формы (источники) судейского права. § 1. Понятие и виды форм судейского права

§ 2. Судебная практика как источник права: разнообразие понятий и многообразие форм проявления

§ 3. Судебный прецедент в системе источников судейского права

§ 4. Судебный прецедент в английском праве

§ 5. Особенности судебного прецедента в системе романо-германского права

§ 6. Прецедентный характер решений европейского суда справедливости

§ 7. Правовые позиции конституционного суда (на примере Конституционного Суда РФ)

Глава VIII. Правовой обычай, правовая доктрина и другие источники права. § 1. Правовой обычай: общее понятие, место в системе источников права

§ 2. Обычай как источник романо-германского права: особенности понятия, роль, виды

§ 3. Обычай в англосаксонском праве

§ 4. Правовая доктрина и «Разум» как источники англосаксонского права

§ 5. Общепризнанные принципы и нормы международного права как составная часть правовой системы россии

Глава IX. Нормы права: вопросы теории и методологии. § 1. Отличительные черты и особенности правовых норм

§ 2. Внутреннее строение и формы изложения норм права

§ 3. Критерии классификации и виды правовые норм

§ 4. Нормы права и другие социальные нормы: общее и особенное

Глава X. Методологические проблемы правовых отношений. § 1. Определение понятия правоотношений и их основные признаки

§ 2. Субъекты и объекты правоотношений

§ 3. Основания возникновения, изменения и прекращения правоотношений

Глава XI. Правомерное поведение, правонарушения и юридическая ответственность. § 1. Правомерное поведение: понятие, роль в жизни общества

§ 2. Основные признаки правонарушений и их виды

§ 3. Понятие и основные принципы юридицической ответственности



Для бесплатного чтения доступна только часть главы! Для чтения полной версии необходимо приобрести книгу



§ 5. Основные формы взаимосвязи и взаимодействия иудейского религиозного права с современным израильским правом


1. Проблемы определения основных путей и форм взаимосвязи и взаимодействия иудейского религиозного права с формируемым в Израиле светским, или «гражданским», правом имеют не только теоретическое, но и сугубо практическое значение. Они в значительной степени затрагивают религиозные и иные интересы как тех иудеев, которые проживают на территории своей исторической родины, так и тех, кто, оставаясь приверженцами своей религии, живет в других странах. В силу этого данным вопросам в юридической литературе всегда уделялось повышенное внимание.


2. Являясь неотъемлемой составной частью общей системы израильского права, иудейское право, несмотря на многочисленные сложности и противоречия в его взаимоотношениях с израильским гражданским правом, тем не менее решает с ним общие для всего израильского общества и государства проблемы.


Вместе с другими составными частями — подсистемами общей системы израильского права иудейское право разрешает проблемы, связанные с регулятивной деятельностью государства и религиозных институтов. С помощью норм, содержащихся в традиционных иудейских законах и заповедях, это право опосредует определенную область общественных отношений. Устоявшейся сферой «приложения» иудейского права является семейное право — преимущественно семейно-брачные отношения, касающиеся заключения браков, оформления разводов. Кроме того, во взаимодействии со светским правом оно разрешает проблемы, связанные с поддержанием социальной и национальной общности евреев, проживающих внутри Израиля и в других странах, на основе таких ярко выраженных по своей национальной окраске законов, как Закон о возвращении (1950) и Закон об израильском гражданстве (Nationality Law — 1952).


Первый предоставляет право на иммиграцию в Израиль только евреям. «Каждый еврей имеет право иммигрировать в эту страну» (ст. 1 Закона). Исключение из данного правила составляют согласно этому Закону и практике его применения Министерством внутренних дел Израиля, которое ведает вопросами гражданства, лишь евреи, которые: а) совершали или совершают действия, противоречащие интересам еврейского народа; б) «могут нанести вред общественному благополучию (public health) или безопасности государства» и в) «имели криминальное прошлое, которое может угрожать общественному благосостоянию».


Закон об израильском гражданстве автоматически предоставляет израильское гражданство любому еврею-иммигранту, прибывшему в эту страну.


Оба закона, будучи весьма далекими от принципа равенства граждан по национальному признаку, а тем самым — от широко прокламируемого в современном мире принципа интернационализма, тем не менее, как показывает практика их применения, весьма эффективно служат в системе израильского законодательства «объединительным» интересам еврейского сообщества, решению проблем поддержания социальной и национальной общности евреев, проживающих внутри Израиля и за его пределами.


На достижение в конечном счете этих же целей направлено вместе с гражданским и иудейское религиозное право. Имея формальную и реальную монополию на решение вопросов, касающихся браков и разводов евреев независимо от их гражданства и места их проживания, иудейское право в процессе его реализации скрепляет не только семейно-бытовые, но и социально-политические, национальные и этнические узы правоверных евреев. В силу этого совсем не случайно, как подчеркивается в израильской юридической литературе, при возникновении споров, касающихся изменения юрисдикции иудейских религиозных судов по рассмотрению семейно-брачных отношений в пользу гражданских судов, одним из центральных аргументов ортодоксальных религиозных кругов был тезис, согласно которому ограничение круга вопросов, рассматриваемых религиозными судами в области семейного права, в значительной мере подорвет национальную этническую и социально-политическую общность евреев.


Подчеркивая, что проблемы «религиозной юрисдикции и применения религиозного права являются в Израиле постоянным источником юридических, политических и социальных конфликтов», исследователь израильского права И. Энглард не без основания замечает, что «недопустимость гражданских браков и признание исключительности в решении этих вопросов религиозного права превратились в глазах религиозной части населения, в важнейший символ еврейской сути израильского государства». Данное утверждение, продолжает автор, не подлежит сомнению, поскольку оно отражает сложившийся в Израиле status quo. Нарушение последнего, точнее, возможные негативные последствия такого нарушения, «для единства еврейского народа» выступают в качестве главного аргумента — политического средства защиты существующей в этой стране системы. Причем данный аргумент, как показывает практика, в политическом отношении срабатывает весьма эффективно, поскольку «национальное единство евреев — это по своему характеру сугубо рациональная, если не сказать довольно утилитарная цель, ради достижения которой в значительной степени складывается консенсус среди различных политических партий».


3. Наряду с названными общими для всего еврейского сообщества и государства проблемами иудейское религиозное право в тесной взаимосвязи и взаимодействии со светским правом решает и многие другие аналогичные им проблемы. Среди них особо выделяется круг вопросов, непосредственно связанных с национально-патриотическим воспитанием иудеев, с воспитанием их в духе преданности своему народу и лояльности Израильскому государству


Решению данных вопросов традиционно уделялось огромное внимание в религиозных законах, священных книгах, заповедях и писаниях. Не меньшее внимание в религиозном и светском законодательстве Израиля им уделяется и сейчас. Об этом свидетельствует как государственная и общественная жизнь Израиля, так и действующее законодательство.


В качестве примера можно сослаться на принятый в 1953 г. Закон о государственном образовании, в котором закрепляется «цель государственного образования», сводящаяся прежде всего к тому, чтобы построить систему «первоначального обучения в стране на основе ценностей еврейской культуры», «преданности своему государству и еврейскому народу».


Примерами национально-патриотической направленности действующего законодательства Израиля могут служить и другие нормативно-правовые акты, в частности Закон о радиовещании в стране (The Broadcasting Authority Law) 1965 г. Согласно этому акту на руководящий орган, отвечающий за все радиовещание и телевидение Израиля, среди прочих возлагается задача содействовать с помощью радио- и телевизионных программ «углублению знаний и укреплению связей» радиослушателей и телезрителей «с еврейским наследием и его ценностями», а также способствовать достижению целей воспитания граждан Израиля в духе преданности своему государству и еврейскому народу, которые стоят перед системой государственного образования в стране.


4. Среди общих принципиально важных для нормального существования израильского общества и государства проблем, которые решаются совместными усилиями официальных, государственных и религиозных кругов, в том числе средствами религиозного и светского права, далеко не последнее место занимают проблемы установления и поддержания в стране общественного порядка и законности, обеспечения всесторонних гарантий прав и свобод граждан, сохранения и развития традиционных иудейских национальных, моральных и иных ценностей, поддержания и развития не противоречащих современной израильской действительности исторических традиций и обычаев, повышения эффективности существующих в стране государственных и общественных, включая религиозные, институтов и др.




Проблемы общей теории государства и права (право). Том 2. 2-е издание. Учебник

Учебник включает как традиционные темы по курсу «Проблемы теории государства и права», так и целый ряд других, выходящих за рамки обычной общевузовской программы. Рассмотрены вопросы, касающиеся государства и права переходного типа, принципа разделения властей, соотношения международного и национального права и др. Особое внимание уделено проблемам классификации национальных правовых систем, критериям классификации, источникам права в различных правовых семьях, определению места и роли правовой системы России среди других правовых систем, соотношению светской и религиозной систем права.<br /> Для студентов, аспирантов и преподавателей вузов.

419
Юридическая Марченко М.Н. Проблемы общей теории государства и права (право). Том 2. 2-е издание. Учебник

Юридическая Марченко М.Н. Проблемы общей теории государства и права (право). Том 2. 2-е издание. Учебник

Юридическая Марченко М.Н. Проблемы общей теории государства и права (право). Том 2. 2-е издание. Учебник

Учебник включает как традиционные темы по курсу «Проблемы теории государства и права», так и целый ряд других, выходящих за рамки обычной общевузовской программы. Рассмотрены вопросы, касающиеся государства и права переходного типа, принципа разделения властей, соотношения международного и национального права и др. Особое внимание уделено проблемам классификации национальных правовых систем, критериям классификации, источникам права в различных правовых семьях, определению места и роли правовой системы России среди других правовых систем, соотношению светской и религиозной систем права.<br /> Для студентов, аспирантов и преподавателей вузов.

Внимание! Авторские права на книгу "Проблемы общей теории государства и права (право). Том 2. 2-е издание. Учебник" (Марченко М.Н.) охраняются законодательством!