Юридическая Марченко М.Н. Проблемы общей теории государства и права (право). Том 2. 2-е издание. Учебник

Проблемы общей теории государства и права (право). Том 2. 2-е издание. Учебник

Возрастное ограничение: 12+
Жанр: Юридическая
Издательство: Проспект
Дата размещения: 21.01.2015
ISBN: 9785392165490
Язык:
Объем текста: 760 стр.
Формат:
epub

Оглавление

Глава 1. Многогранный характер права и проблемы определения его понятия. § 1. Проблемы правопонимания

§ 2. Основные признаки позитивного права

§ 3. Проблемы соотношения права и закона

Глава II. Классификация национальных правовых систем. Правовые семьи. § 1. Теоретическая и практическая значимость классификации правовых систем

§ 2. Проблемы выбора критериев классификации национальных правовых систем

§ 3. Отличительные черты и особенности романо-германского права

§ 4. Общая характеристика англосаксонской правовой семьи. Система общего права

§ 5. Мусульманское право как разновидность религиозного права

Глава III. Проблемы взаимосвязи и взаимодействия светского и религиозного права на современном этапе развития общества (на примере религиозного иудейского и светского израильского права)

§ 1. Иудейское право и его основные особенности

§ 2. Основные принципы иудейского права

§ 3. Основные источники иудейского права

§ 4. Иудейское право как подсистема общей системы израильского права

§ 5. Основные формы взаимосвязи и взаимодействия иудейского религиозного права с современным израильским правом

Глава IV. Теоретические и методологические проблемы форм и источников права. § 1. Форма права: проблемы понятия и значения

§ 2. Понятие источника права и его соотношение с понятием формы права

§ 3. Формы и источники позитивного права

§ 4. Естественное право: формы и источники

§ 5. Системно-иерархический характер форм и источников права

§ 6. Проблемы определения понятия источника романо-германского права

§ 7. Основные виды источников романо-германского права и критерии их классификации

§ 8. Понятие и основные виды источников англосаксонского права

Глава V. Закон в системе источников права. § 1. Проблемы познания и идентификации законов

§ 2. Классификация законов: критерии, виды

§ 3. Коллизия и конкуренция законов

§ 4. Закон в системе источников романо-германского права

§ 5. Место и роль законов в системе источников англосаксонского права

§ 6. Соотношение закона и прецедента в системе общего права

Глава VI. Проблемы определения места и роли договора в системе источников права. § 1. Общая теория договора: основные положения

§ 2. Характерные черты нормативно-правового договора как источника права

§ 3. Особенности индивидуального (частного) договора как регулятора общественных отношений

§ 4. Договор в англосаксонском праве: основные положения

§ 5. Место и роль международного договора в системе источников современного российского права

Глава VII. Формы (источники) судейского права. § 1. Понятие и виды форм судейского права

§ 2. Судебная практика как источник права: разнообразие понятий и многообразие форм проявления

§ 3. Судебный прецедент в системе источников судейского права

§ 4. Судебный прецедент в английском праве

§ 5. Особенности судебного прецедента в системе романо-германского права

§ 6. Прецедентный характер решений европейского суда справедливости

§ 7. Правовые позиции конституционного суда (на примере Конституционного Суда РФ)

Глава VIII. Правовой обычай, правовая доктрина и другие источники права. § 1. Правовой обычай: общее понятие, место в системе источников права

§ 2. Обычай как источник романо-германского права: особенности понятия, роль, виды

§ 3. Обычай в англосаксонском праве

§ 4. Правовая доктрина и «Разум» как источники англосаксонского права

§ 5. Общепризнанные принципы и нормы международного права как составная часть правовой системы россии

Глава IX. Нормы права: вопросы теории и методологии. § 1. Отличительные черты и особенности правовых норм

§ 2. Внутреннее строение и формы изложения норм права

§ 3. Критерии классификации и виды правовые норм

§ 4. Нормы права и другие социальные нормы: общее и особенное

Глава X. Методологические проблемы правовых отношений. § 1. Определение понятия правоотношений и их основные признаки

§ 2. Субъекты и объекты правоотношений

§ 3. Основания возникновения, изменения и прекращения правоотношений

Глава XI. Правомерное поведение, правонарушения и юридическая ответственность. § 1. Правомерное поведение: понятие, роль в жизни общества

§ 2. Основные признаки правонарушений и их виды

§ 3. Понятие и основные принципы юридицической ответственности



Для бесплатного чтения доступна только часть главы! Для чтения полной версии необходимо приобрести книгу



§ 3. Основные источники иудейского права


1. Будучи религиозным по своей природе и характеру, иудейское право имеет и соответствующие этой природе и характеру источники.


С общетеоретической точки зрения они традиционно определяются израильскими авторами, с одной стороны, как «точно переданные слова Бога», а с другой — как их божественно вдохновленная интерпретация (толкование).


Первоначально иудейское право было устным, содержавшим, по словам исследователей, целый ряд «иррациональных установок и форм, связанных с поисками истины, таких, в частности, как испытание подозреваемых в совершении непристойных поступков огнем и водой, обращение в процессе рассмотрения судебных дел в поисках доказательств вины подозреваемого к «небесному голосу» и др.


Постепенно иудейское право приобретало письменную форму и освобождалось от свойственных ему прежде «иррациональных особенностей». Уже примерно к 100 г. н. э. «иррациональная» техника добывания судебных доказательств была замена «рациональным способом правового мышления» и соответствующими ему методами добывания судебных доказательств. В результате такой эволюции священные писания, отражавшие мудрость человеческую, стали цениться в этом праве гораздо выше, нежели различные «небесные пророчества». В системе источников иудейского права они приобрели доминирующее положение и постепенно вышли на первый план.


Высокая значимость письменных источников иудейского права — священных писаний, как свидетельствует история, проявлялась по-разному и сохранялась во все последующие времена. Даже в самые трагичные периоды истории еврейского народа, когда, как констатирует Илларион Киевский, под натиском «разбивших до основания» и «пленивших» Иерусалим римлян иудейство пало, их «закон, как вечерняя заря, угас», а сами иудеи были «рассеяны по странам, чтобы зло не пребывало вместе», значимость этих источников, с учетом сложившихся обстоятельств, никогда не уменьшалась.


2. О каких источниках иудейского права, обобщенно именуемых священными писаниями, идет речь?


Имеется в виду прежде всего Библия (в переводе с греческого biblia, буквально — книги). Она представляет собой «сборник разновременных и разнохарактерных религиозных сочинений VIII в. до н. э. — II в. н. э.», включая мифы о сотворении мира, исторические повествования, записи различных отражающих в себе разнообразные социальные, политические и этические воззрения норм.


В известном словаре Вебстера поясняется, что под Библией следует разуметь: а) священную книгу христианства, состоящую из в равной мере признаваемых христианами Ветхого Завета и Нового Завета; б) священную книгу иудаизма, состоящую только из признаваемого иудеями Ветхого Завета; в) «любое собрание священных писаний и книг, неразрывно связанных с постулатами той или иной религии». Например, вполне допустимо, по мнению издателей упомянутого словаря, называть Коран «мусульманской Библией».


Наиболее полное представление о Библии как о священном писании и одновременно как об источнике религиозного права дается в «Толковой Библии». Со словом «Библия», говорится в этом произведении, у нас «соединяется представление об одной большой книге, заключающей в себе все священное Писание как Ветхого, так и Нового Завета». Однако в сущности это не одна книга, а «целый, строго определенный Церковью сборник священных книг, написанных в разное время, в разных местах и с различными целями и принадлежащих или богодуховенным (книги канонические), или только богопросвященным мужам (книги неканонические)».


Библия состоит из двух основных частей: Ветхий Завет, куда вошли священные книги, «которые были написаны до пришествия Христа и лишь пророчески Его предизображали», и Новый Завет, книги которого «возникали уже после пришествия в мир Спасителя». Ветхий и Новый Заветы складываются из книг, которые делятся на главы, а последние, в свою очередь, — на стихи.


3. В силу того что иудейская религия признает в качестве священных только книги Ветхого Завета, последний зачастую называет еврейской Библией. В христианской богословской литературе все ветхозаветные книги в зависимости от их характера и содержания подразделяются на три основные группы: книги «законоположительно-исторические», книги «пророческие» и книги «поэтическо-назидательные». Суть каждой из них в значительной мере отражена в их названии. Разумеется, в плане рассмотрения источников иудейского права особый интерес представляет первая группа священных книг — книги «законоположительно-исторические».


В иудейской религиозной литературе книги Ветхого Завета, так же как и в христианских богословских исследованиях, делятся на три части, хотя критерии такого разделения и названия этих групп книг разные. Так, в первую группу входят книги Моисея, центральное место в которых отводится законам и правилам жизнедеятельности иудеев. Эту группу чаще всего называют Пятикнижием Моисея, или Торой. В иудейской правовой системе Пятикнижие Моисея выступает традиционно в качестве самостоятельного источника права.


Ко второй группе священных книг иудеи относят ранние и более поздние книги пророков. Иудейское название данной группы — «Небиим». Наконец, в третью группу книг, согласно иудейской классификации, входят все остальные священные книги под общим названием «Кетубим».


По свидетельству экспертов иудейского права, до II в. до н. э. Пятикнижие Моисея рассматривалось как одна книга. Позднее, «вероятно по техническим причинам» (содержание книги не умещалось на одном свитке), книгу Моисея разделили на пять книг (свитков) с общим названием «Пятикнижие». Каждая из них отличалась не только по названию, но и содержанием. Так, Книга Бытие повествует о сотворении мира из хаоса, рождении человечества и «сынов Израилевых». И хотя рассказ в Бытии начинается с момента сотворения мира и человека как такового, в конечном счете он сводится лишь к истории одного народа — израильтян, начиная с его мифического прошлого. Причем речь идет не только о бытии как таковом, но и правилах (законах) проживания и общения иудеев друг с другом, складывавшихся обычаях, традициях и прочих регуляторах их повседневной жизни.




Проблемы общей теории государства и права (право). Том 2. 2-е издание. Учебник

Учебник включает как традиционные темы по курсу «Проблемы теории государства и права», так и целый ряд других, выходящих за рамки обычной общевузовской программы. Рассмотрены вопросы, касающиеся государства и права переходного типа, принципа разделения властей, соотношения международного и национального права и др. Особое внимание уделено проблемам классификации национальных правовых систем, критериям классификации, источникам права в различных правовых семьях, определению места и роли правовой системы России среди других правовых систем, соотношению светской и религиозной систем права.<br /> Для студентов, аспирантов и преподавателей вузов.

419
Юридическая Марченко М.Н. Проблемы общей теории государства и права (право). Том 2. 2-е издание. Учебник

Юридическая Марченко М.Н. Проблемы общей теории государства и права (право). Том 2. 2-е издание. Учебник

Юридическая Марченко М.Н. Проблемы общей теории государства и права (право). Том 2. 2-е издание. Учебник

Учебник включает как традиционные темы по курсу «Проблемы теории государства и права», так и целый ряд других, выходящих за рамки обычной общевузовской программы. Рассмотрены вопросы, касающиеся государства и права переходного типа, принципа разделения властей, соотношения международного и национального права и др. Особое внимание уделено проблемам классификации национальных правовых систем, критериям классификации, источникам права в различных правовых семьях, определению места и роли правовой системы России среди других правовых систем, соотношению светской и религиозной систем права.<br /> Для студентов, аспирантов и преподавателей вузов.

Внимание! Авторские права на книгу "Проблемы общей теории государства и права (право). Том 2. 2-е издание. Учебник" (Марченко М.Н.) охраняются законодательством!