|
Оглавление§ 2. Основные признаки позитивного права § 3. Проблемы соотношения права и закона § 2. Проблемы выбора критериев классификации национальных правовых систем § 3. Отличительные черты и особенности романо-германского права § 4. Общая характеристика англосаксонской правовой семьи. Система общего права § 5. Мусульманское право как разновидность религиозного права § 1. Иудейское право и его основные особенности § 2. Основные принципы иудейского права § 3. Основные источники иудейского права § 4. Иудейское право как подсистема общей системы израильского права § 2. Понятие источника права и его соотношение с понятием формы права § 3. Формы и источники позитивного права § 4. Естественное право: формы и источники § 5. Системно-иерархический характер форм и источников права § 6. Проблемы определения понятия источника романо-германского права § 7. Основные виды источников романо-германского права и критерии их классификации § 8. Понятие и основные виды источников англосаксонского права Глава V. Закон в системе источников права. § 1. Проблемы познания и идентификации законов § 2. Классификация законов: критерии, виды § 3. Коллизия и конкуренция законов § 4. Закон в системе источников романо-германского права § 5. Место и роль законов в системе источников англосаксонского права § 6. Соотношение закона и прецедента в системе общего права § 2. Характерные черты нормативно-правового договора как источника права § 3. Особенности индивидуального (частного) договора как регулятора общественных отношений § 4. Договор в англосаксонском праве: основные положения § 5. Место и роль международного договора в системе источников современного российского права Глава VII. Формы (источники) судейского права. § 1. Понятие и виды форм судейского права § 2. Судебная практика как источник права: разнообразие понятий и многообразие форм проявления § 3. Судебный прецедент в системе источников судейского права § 4. Судебный прецедент в английском праве § 5. Особенности судебного прецедента в системе романо-германского права § 6. Прецедентный характер решений европейского суда справедливости § 7. Правовые позиции конституционного суда (на примере Конституционного Суда РФ) § 2. Обычай как источник романо-германского права: особенности понятия, роль, виды § 3. Обычай в англосаксонском праве § 4. Правовая доктрина и «Разум» как источники англосаксонского права § 2. Внутреннее строение и формы изложения норм права § 3. Критерии классификации и виды правовые норм § 4. Нормы права и другие социальные нормы: общее и особенное § 2. Субъекты и объекты правоотношений § 3. Основания возникновения, изменения и прекращения правоотношений § 2. Основные признаки правонарушений и их виды § 3. Понятие и основные принципы юридицической ответственности Для бесплатного чтения доступна только часть главы! Для чтения полной версии необходимо приобрести книгу§ 2. Основные принципы иудейского права1. Среди составных компонентов иудейского, равно как и любой иной системы права, важную роль играют принципы права. Традиционно они выступают как основополагающие идеи и положения, которые лежат в основе процесса формирования и развития права, пронизывают собой всю систему права и в значительной мере предопределяют сущность, содержание и характер всего права. Принципы иудейского права не содержатся в открытом и систематизированном виде ни в одном документе или источнике права. Это свойственно многим правовым системам. Но они достаточно легко распознаются и формулируются в процессе изучения самого права. Принципы права не остаются раз и навсегда данными и неизменными. Вместе с развитием государства, права и общества они также развиваются и изменяются. Одни из них при этом в силу кардинального изменения материальной и политико-социальной среды утрачивают свою актуальность, другие, наоборот, приобретают и усиливают ее. Вместе же они, создавая и поддерживая на всем пути развития правовой системы ее целостность, динамизм и целенаправленность, обеспечивают тем самым наряду с нормами и другими компонентами права ее действенность и практическую значимость. В тех же случаях, когда правовая система, как это случилось с современным иудейским правом, «главной проблемой» которого является «стагнация», утрачивает в силу своей ортодоксальности и неприспособленности к современной жизни и порождаемым ею проблемам свою прежнюю практическую значимость, она остается тем не менее неотъемлемой составной частью культурного наследия народа и одним из важнейших факторов, оказывающих влияние как на процесс формирования и развития правового сознания общества и его правовой культуры, так и на процесс правотворчества и правоприменения. Именно поэтому, как не без оснований отмечается некоторыми исследователями, было бы «трагическим разрывом со всем прошлым еврейского народа, если бы Израиль провозгласил себя чисто светским (purely secular) государством и отказался от иудейского права». Будущее «еврейского государства во многом зависит от способности сохранения им культурной самобытности (identity) и от непрерываемой религиозности избранных людей». 2. Говоря об основных принципах иудейского права, следует выделить прежде всего такой, как принцип органического сочетания в данной правовой системе религиозного начала с этническим, а позднее, по мере формирования нации, — с национальным началом. Данный принцип прослеживается на протяжении всей истории развития иудейского права — со времени его возникновения и вплоть до наших дней. Разница между его ранним и более поздними периодами развития, включая современный, заключается лишь в выражении и проявлении этого принципа. Суть же его и назначение на протяжении всей истории оставались без изменения. В конечном счете они сводились чаще всего к решению проблем этнического, а затем национального плана в первую очередь с помощью средств религиозного характера и реже — этического. По общему правилу эти проблемы ассоциировались с сохранением и укреплением иудейской общности, этнической и национальной идентичности, религиозной и социальной самобытности. На ранних этапах развития иудейского общества и его правовой системы эти проблемы решались исключительно на религиозном уровне, с помощью религиозных законов и заповедей. Для сохранения иудейской общности и этнической идентичности, а также в целях сохранения своего уклада жизни, своей религиозной и социальной самобытности существовавшие в тот период законы и заповеди запрещали, например, иудеям вступать в брак с чужеземками и чужеземцами. В священной Книге Неемии говорится, в частности, что иудейский народ «вступил в обязательство с клятвою и проклятием» «не отдавать дочерей своих иноземным народам, и их дочерей не брать за сыновей своих». Тем же, кто нарушил данный закон, женившись на иноземках, и чьи сыновья теперь «не умеют говорить по-иудейски», Бог «сделал за это выговор и проклинал их, и некоторых из мужей бил, рвал у них волоса» и заклинал их, «чтобы они не отдавали дочерей своих за сыновей их, и не брали дочерей их за сыновей своих и за себя». Порицая царя Соломона, который «был любимым Богом своим», которого «Бог поставил царем над всеми израильтянами», но которого «однако же чужеземные жены ввели в грех», один из библейских пророков по имени Неемия риторически обращался к иудейскому народу: «И можно ли нам слышать о вас, что вы делаете все сие великое зло, грешите пред Богом нашим, принимая в сожительство чужеземных жен?» Однако в этом риторическом вопросе заложен глубокий смысл. А именно — беспокойство по поводу того, что, нарушая существующие законы и заповеди, иудеи, сами того не подозревая, разрушают основы сложившегося религиозного и социального уклада жизни, благодаря которому они не один раз преодолевали жизненные невзгоды, размывают этническую общность всех евреев, исторически сложившуюся на базе их определенной самодостаточности и самоизолированности, подрывают их самобытность. Наиболее высокие требования в сфере семейно-брачных и многих других отношений предъявлялись к священникам. По закону священнику, который «не должен порочить семени своего в народе своем», разрешалось брать в жены «девушку лишь из народа своего», но при этом запрещалось брать «вдову, или отверженную, или опороченную, или блудницу». Кроме жестокой регламентации семейно-брачных отношений, исключавших браки с чужеземцами, этнические, религиозные и иные проблемы, как они воспринимались иудеями на ранних стадиях развития их общества, государства и права, решались также с помощью других средств. Например, путем законодательного закрепления далеко не одинакового статуса иудеев и проживающих на территории их государства иноземцев. Так, согласно священному закону иудея нельзя было вечно держать в рабстве, налагать на него «труд рабский», жестоко обращаться с ним, в то время как в отношении иноземца это дозволялось. «Когда обеднеет у тебя брат твой и продан будет тебе, — говорится по этому поводу в Книге Левит, — то не налагай на него работы рабской». Он «должен работать у тебя как наемник, как поселенец до юбилейного года пусть работает у тебя». А с наступлением «юбилейного года», который согласно древне-иудейским законам праздновался каждые пятьдесят лет, «пусть он отойдет от тебя, сам и дети его с ним, и возвратится в племя свое и вступит опять во владение отцов своих». Их «не должно продавать, как продают рабов». Не господствуй над таким иудеем, предупреждается в Книге Левит, «с жестокостью и бойся Бога твоего». Внимание! Авторские права на книгу "Проблемы общей теории государства и права (право). Том 2. 2-е издание. Учебник" (Марченко М.Н.) охраняются законодательством! |