Юридическая Луткова О.В., Терентьева Л.В., Шахназаров Б.А. Основные проблемы охраны интеллектуальной собственности в международном частном праве. Учебное пособие для магистров

Основные проблемы охраны интеллектуальной собственности в международном частном праве. Учебное пособие для магистров

Возрастное ограничение: 0+
Жанр: Юридическая
Издательство: Проспект
Дата размещения: 10.11.2016
ISBN: 9785392235933
Язык:
Объем текста: 206 стр.
Формат:
epub

Оглавление

Предисловие

Глава I. Основные проблемы регулирования трансграничных авторско-правовых отношений

Глава II. Основные проблемы охраны объектов промышленной собственности в трансграничных отношениях

Глава III. Проблемы охраны интеллектуальной собственности в сети Интернет



Для бесплатного чтения доступна только часть главы! Для чтения полной версии необходимо приобрести книгу



Глава I.
ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ ТРАНСГРАНИЧНЫХ АВТОРСКО-ПРАВОВЫХ ОТНОШЕНИЙ


§ 1.1. Система основных международно-правовых источников


Систему международного авторского права составляют следующие основные источники.


Бернская конвенция об охране литературных и художественных произведений 1886 г. (далее — Бернская конвенция 1886 г.). В Конвенции заложены основы охраны авторских прав в трансграничных отношениях, актуальные до настоящего времени:


– предусмотрена обратная сила документа, т. е. в принимающем государстве охрана авторских прав должна распространяться не только на те произведения иностранных авторов, которые появятся после даты вступления в Конвенцию, но и на те, которые были созданы ранее этой даты и не охранялись, что дает возможность правообладателям требовать выплату роялти за ранее опубликованные произведения во вновь присоединившемся государстве, если еще не истек срок их охраны;


– установлен принцип национального режима охраны произведений иностранных правообладателей, в силу которого стало возможным автоматическое предоставление охраны произведениям, созданным в одной из стран или гражданами стран Союза вне зависимости от соблюдения авторами каких-либо формальностей;


– сформулированы и закреплены материально-правовые нормы, регламентирующие ряд вопросов для трансграничных отношений в сфере авторских прав, таких как: круг субъектов и объектов охраны и изъятия из него, классификация прав авторов и их преемников, случаи свободного использования произведений третьими лицами и другие.


При общей целостности содержания Бернская конвенция 1886 г. пересматривалась и подвергалась изменениям по принципу «редакций»: в 1896 г. — в Париже, в 1908 — в Берлине, в 1914 — в Берне, в 1928 — в Риме, в 1948 — в Брюсселе, в 1967 — в Стокгольме, в 1971 г. — в Париже. Бернской конвенцией был учрежден Международный союз для охраны литературной и художественной собственности со своим международным бюро, которое с 1893 г. входило в состав Международного бюро по охране интеллектуальной собственности (БИРПИ). Функции БИРПИ с 1967 г. переданы Всемирной организации интеллектуальной собственности (ВОИС). РФ участвует в Конвенции с 1995 г. в «редакции» Парижского акта 1971 г., существовавшая ранее оговорка РФ в отношении обратной силы Конвенции снята.


Всемирная (Женевская) конвенция об авторском праве 1952 г. (далее — Всемирная конвенция 1952 г.) действует в основном в двух редакциях: 1952 и 1971 г., к которым РФ присоединилась, соответственно, с 1973 и 1995 г. Несмотря на более позднее происхождение Всемирной конвенции 1952 г., закрепленный в ней подход к охране трансграничных авторско-правовых отношений, по сравнению с Бернской конвенцией, ослаблен: не предусмотрена обратная сила документа, сроки охраны авторских прав снижены, нормы Конвенции в значительно меньшей степени детализируют материально-правовое регулирование трансграничных отношений в сфере авторских прав, вопрос о возможности требовать от авторов соблюдения формальностей для получения ими статуса правообладателей оставлен на усмотрение государств и др. Вместе с тем, хотя и не на таком высоком уровне, как в Бернской конвенции 1886 г., в нормах Всемирной конвенции 1952 г. достигнута цель частичного преодоления территориальности, т. е. охрана прав авторов потенциально распространена на территорию всех государств-участников Конвенции и действует в случае объективного возникновения авторско-правовых отношений.


Конвенция, учреждающая Всемирную организацию интеллектуальной собственности 1967 г. с изменениями 1979 г. (далее — Конвенция ВОИС 1967 г.) была заключена для создания отраслевого органа международного сотрудничества с целью обеспечения эффективной защиты прав авторов и других правообладателей в этой сфере. ВОИС является специализированным учреждением ООН, ответственным за функционирование международной системы защиты интеллектуальной собственности и занимающимся разработкой соответствующих правовых вопросов. СССР присоединился к Конвенции в 1968 г., и РФ стала участницей в порядке правопреемства.


Соглашение о торговых аспектах прав интеллектуальной собственности 1994 г. (далее — Соглашение ТРИПС 1994 г.). В Соглашении урегулирован ряд вопросов о судебных, административных и таможенных мерах в сфере торговли объектами интеллектуальной собственности, а также установлены требования к национальному законодательству по интеллектуальной собственности для государств, желающих вступить во Всемирную торговую организацию (ВТО). РФ вступила в ВТО и стала участницей Соглашения ТРИПС в 2012 г.


Договор ВОИС по авторскому праву 1996 г. Договор имеет обратную силу и специально посвящен охране авторских прав в современных условиях, в том числе в цифровых сетях, а также применительно к «новейшим» объектам авторских прав. РФ участвует в Договоре ВОИС по авторскому праву 1996 г. с 2009 г.


Современная система охраны авторских прав в трансграничных частноправовых отношениях основана на базовых международных соглашениях — Бернской конвенции 1886 г., Всемирной конвенции 1952 г., а также на принимаемых в соответствии с этими конвенциями международных соглашениях, адаптирующих международную систему охраны авторских прав к современным условиям. В настоящее время РФ является участницей практически всех базовых международных соглашений в сфере охраны трансграничных авторско-правовых отношений.


Детализируют обязательства государств в сфере охраны прав авторов региональные и двусторонние соглашения. Большое количество Директив по этому вопросу принято в Европейском Союзе. В рамках сотрудничества СНГ заключено региональное Соглашение о сотрудничестве в области охраны авторского права и смежных прав 1993 г., согласно которому большинство государств, ранее представлявших собой республики СССР, обязались гармонизировать национальное законодательство, обеспечивающее охрану авторского права на уровне требований базовых универсальных конвенций.


Двусторонние соглашения Россия имеет с Австрией, Болгарией, Венгрией, Польшей, Швецией и другими государствами.


Национальными источниками авторского права, нормы которых в силу территориальности права интеллектуальной собственности применимы для регулирования трансграничных авторско-правовых отношений на территории РФ, являются Часть четвертая Гражданского Кодекса РФ и некоторые друге законы.


Вопросы и задания для самоконтроля



1. Дайте общую характеристику международной системы источников охраны авторских прав.


2. Что представляет собой Всемирная организация интеллектуальной собственности: ее создание и основные задачи?


3. В каких международных соглашениях по охране авторских прав участвует Российская Федерация, и какими внутренними источниками регулируются авторско-правовые отношения?


§ 1.2. Основы конвенционной охраны


1.2.1. Критерии предоставления охраны


В международных договорах по охране авторских прав круг произведений, подпадающих под конвенционное регулирование, обособлен на основании двух критериев, которым они должны соответствовать: гражданства или обычного места жительства автора и места опубликования/выпуска произведения в свет (территориальный). При этом генеральным является критерий гражданства автора, тогда как территориальный критерий действует субсидиарно, т. е. только в отношении произведений тех авторов, которые не являются гражданами государств-участников базовой Конвенции (каждой в отдельности) и также не имеют ни в одном из государств-участников этой Конвенции обычного места жительства.


В соответствии с критерием гражданства автора охране подлежат опубликованные и неопубликованные (выпущенные и невыпущенные в свет произведения), авторы которых являются гражданами либо имеют обычное место жительства в одном из государств-участников базовых конвенций (ч. 1 (а) и ч. 2 ст. 3 Бернской конвенции 1886 г.; ст. II Всемирной конвенции 1952 г.). Поскольку критерий гражданства автора приоритетен, в случае его применения уже не имеет значения, в каком государстве произведение было впервые опубликовано/выпущено в свет.


В случае применения территориального критерия конвенционная охрана предоставляется произведению только при условии, что оно было впервые опубликовано/выпущено в свет на территории одного из государств-участников соответствующей Конвенции (ч. 1 (в) ст. 3 Бернской конвенции 1886 г.; ч. 1 ст. II Всемирной конвенции 1952 г.). Дополнительно в Бернской конвенции 1886 г. охрана распространена на произведения, которые впервые выпущены в свет одновременно в государстве-участнике и в государстве, не участвующем в Конвенции, если между датами выпусков прошел срок, не превышающий 30 дней.


В соответствии с Бернской конвенцией 1886 г. для кинематографических произведений и произведений архитектуры территориальный критерий действует с уточнениями. В отношении кинематографического произведения, помимо условия наличия обычного места жительства его изготовителя в государстве-участнике Конвенции, применимо также условие местонахождения штаб-квартиры изготовителя в одном из таких государств (ст. 4(а)). Для архитектурных сооружений и других художественных произведений, являющихся частью здания или другого сооружения, охрана наступает, помимо общих критериев, также в случае, если произведение было сооружено или расположено в одном из государств-участников Конвенции.


В нормах Соглашения ТРИПС 1994 г. и Договора ВОИС по авторскому праву 1996 г. в отношении определения критериев предоставления международной охраны произведениям авторов содержится отсылка к Бернской конвенции 1986 г.


1.2.2. Правовой режим охраны произведений


В нормах базовых конвенций для охраняемых произведений на территории иностранного государства-участника установлен национальный режим. Во Всемирной конвенции 1952 г. под национальным режимом понимается такой уровень охраны, который предоставляется соответствующим государством впервые выпущенным в свет на собственной территории произведениям или не выпущенным в свет произведениям отечественных авторов (ст. II). В Бернской конвенции 1886 г. также закреплена обязанность государств-участников обеспечивать для подпадающих под конвенционную охрану иностранных авторов национальный режим охраны: такие права, «которые предоставляются в настоящее время или будут предоставлены в дальнейшем соответствующими законодательствами этих стран своим гражданам» (ст. 5(1)).


В обеих базовых конвенциях для иностранных авторов на территории государств-участников, помимо национального режима, дополнительно предусмотрен конвенционный режим — возможность пользоваться правами, особо предоставляемыми в конвенциях. Это правило было особенно актуальным в начале формирования системы международной охраны авторских прав и рассчитывалось на ситуацию, когда во внутреннем законодательстве государств-участников уровень охраны авторских прав мог оказаться ниже конвенционного.


В Соглашении ТРИПС 1994 г. (ст. 3) также закреплен национальный режим в качестве основного для охраны интеллектуальной собственности иностранных правообладателей на территории договаривающихся государств. Дополнительно, для особой ситуации (ст. 4) установлено правило о режиме наибольшего благоприятствования: если государство-участник Соглашения ТРИПС 1994 г. предоставит лицам третьего государства льготу или иную привилегию по вопросу об охране интеллектуальной собственности, такая же льгота или привилегия должны быть немедленно и безоговорочно предоставлены лицам всех государств-участников Соглашения.


1.2.3. Формальности


Термин «формальности» в международном авторском праве означает установленные внутренним правом конкретного государства административные процедуры, выполнение которых связывается с возникновением у заинтересованного лица (как правило, автора) статуса правообладателя и, соответственно, распространением на это лицо охраны авторских прав на произведение. В зависимости от установлений национального права конкретного государства к формальностям могут относиться применение знака охраны авторского права, регистрация и депонирование произведений, нотариальное удостоверение, регистрация авторского договора и др.


В целом в международных соглашениях охрана авторских прав не связывается с соблюдением формальностей. Однако в безусловной форме это правило закреплено только в Бернской конвенции 1886 г. в формулировке: пользование авторскими правами и их осуществление «не связано с выполнением каких бы то ни было формальностей» (ст. 5(2)), — тогда как по поводу формулировки соответствующего правила во Всемирной конвенции 1952 г. принято утверждать, что оно содержит компромисс. Компромисс достигается следующим образом: если в соответствии с национальным правом государства-участника Всемирной конвенции 1952 г. соблюдение формальностей является обязательным, то формальности для иностранных авторов в отношении подпадающих под охрану этой Конвенции произведений считаются выполненными при условии, что все экземпляры таких произведений, начиная с первого выпуска в свет, будут снабжены знаком охраны авторского права — латинской буквой «С» в окружности с указанием полного имени правообладателя и года первого выпуска произведения в свет (ч. 1 ст. III). Таким образом, собственные граждане государства, в праве которого требование соблюдения формальностей для получения статуса автора сохранено, а также иностранные граждане, впервые выпускающие в свет свои произведения на территории этого государства, обязаны следовать требованиям национального права государства и соблюсти все предписанные формальности. От авторов, являющихся гражданами государств-участников Всемирной конвенции 1952 г., в национальном праве которых формальности не предусмотрены, а также от иностранных авторов, впервые выпускающих в свет свои произведения на территории таких государств, требуется только разместить знак охраны на всех экземплярах своего произведения, без осуществления специальных действий (формальностей) для получения разрешения на это.


В настоящее время большинство государств, желая защитить интересы собственных граждан, а также под влиянием законов рынка, одновременно участвуют в Бернской конвенции 1886 г. и во Всемирной конвенции 1952 г. Соответственно, таким государствам приходится кумулировать требования обеих конвенций, в том числе относительно вопроса о формальностях. В силу этого государства, правом которых ранее императивно предусматривалось соблюдение формальностей (США), после присоединения к Бернской конвенции 1886 г. обязаны были отказаться от этого предписания, трансформировав его в некоторых случаях в возможность добровольного характера, но не обязанность авторов, осуществляемую по личному желанию авторов. Многие государства, не предъявлявшие ранее к авторам требований по соблюдению формальностей для получения соответствующего статуса, ввели в национальное законодательство нормы, позволяющие правообладателям добровольно в целях улучшения охраны своих прав осуществлять регистрацию произведений.


В соответствии с национальным правом Испании и некоторых латиноамериканских стран, например, Аргентины и Колумбии, условием возникновения авторского права на произведение является депонирование экземпляров всех публикаций в законодательно установленных органах. В соответствии с законодательством большинства современных государств, как и в ч. 4 ст. 1259 ГК РФ, для возникновения, осуществления и защиты авторских прав регистрация произведения или соблюдение каких-либо иных формальностей не требуется.


Законодательство США позволяет осуществлять регистрацию произведений специальным государственным органом — Бюро по авторским правам США (The U. S. Copyright Office) при Библиотеке Конгресса США (Library of Congress Copyright Office). Государственная регистрация как неопубликованных, так и опубликованных произведений носит заявительный характер и может быть произведена в любой момент в течение жизни автора.


В Законе Украины «Об авторском праве и смежных правах» от 23 декабря 1993 г. № 3792-XII закреплено, что субъект авторского права для удостоверения авторства (авторского права) на обнародованное или необнародованное произведение, факта и даты опубликования произведения или договоров, касающихся права автора на произведение, в любое время в течение срока охраны авторского права может зарегистрировать свое авторское право в соответствующих государственных реестрах. Согласно Постановлению Кабинета Министров Украины № 1756 от 27 декабря 2001 г. права автора на произведения науки, литературы и искусства, а также договоры, касающиеся права автора на произведения, регистрирует Министерство образования и науки Украины.


По законодательству Российской Федерации возможна регистрация в отношении программ для ЭВМ и баз данных, осуществляемая по желанию правообладателя (ч. 4 ст. 1259 ГК РФ).


1.2.4. Сроки охраны авторского права


В базовых конвенциях по международному авторскому праву предусмотрены сроки охраны произведений: стандартный срок охраны и сроки, применимые в специальных случаях.


Самые продолжительные сроки охраны авторских произведений закреплены в Бернской конвенции 1886 г. Общий срок — период жизни автора и 50 лет после его смерти (ст. 7(1)) либо смерти одного из соавторов (ст. 7 bis).


Специальные сроки:


– для произведений, выпущенных анонимно или под псевдонимом (ст. 7(3)), — 50 лет после того, как произведение правомерно стало доступным для всеобщего сведения (если личность анонимного автора не вызывает сомнений, то действует общее правило о сроках);


– для кинематографических произведений (ст. 7(2)) — 50 лет, отсчет которых может начинаться с момента, когда произведение с согласия автора было сделано доступным для всеобщего сведения, либо с момента создания произведения (если автор не сделал его доступным);


– для фотографических произведений и произведений прикладного искусства срок охраны — не короче 25 лет с момента создания произведения (ст. 4).


Исчисление всех видов сроков по Бернской конвенции 1886 г. начинается с 1 января года, следующего после наступления юридического факта, явившегося основанием для начала авторско-правовой охраны.


Более краткие сроки охраны авторских произведений предусмотрены во Всемирной конвенции 1952 г. (ст. IV). Общий срок устанавливается законодательством договаривающегося государства, но не может быть короче периода, охватывающего жизнь автора и 25 лет после его смерти. Специальные сроки — если внутренним законодательством государства срок охраны некоторых произведений исчисляется с момента первого выпуска в свет и не связан с продолжительностью жизни автора, то этот срок не может быть короче 25 лет; срок охраны фотографических произведений и произведений прикладного искусства не может быть короче 10 лет.


Любое государство-участник Бернской конвенции 1886 г. или Всемирной конвенции 1952 г. может усилить охрану авторских прав, установив во внутреннем законодательстве сроки охраны, превышающие конвенционные. В Бернской конвенции 1886 г. по этому поводу даже предусмотрено прямое разрешение (ст. 7(6)). Многие современные государства установили общий срок охраны произведений, равный жизни автора и 70 годам после его смерти: страны Европейского Союза (в соответствии с Директивой ЕС «О гармонизации сроков охраны авторского права и отдельных смежных прав» № 93/98/EEC 1993 г.), Российская Федерация (ст. 1281 ГК РФ); Украина (ст. 28 Закона «Об авторском праве и смежных правах» 1993 г.) и др.


В обеих конвенциях закреплено так называемое правило о сравнении сроков охраны, которое, являясь изъятием из общего принципа национального режима, означает, что срок охраны авторского права во всех государствах-участниках конвенций устанавливается внутренним законом государства, в котором испрашивается охрана, но этот срок не может быть более продолжительным (если иное специально не оговорено), чем срок, установленный в стране происхождения произведения (ст. 7(8) Бернской конвенции 1886 г., ч. 4 ст. IV Всемирной конвенции 1952 г.).


Так, если страной происхождения произведения является Алжир, то во Франции срок охраны этого произведения будет равен не 70 годам после смерти автора, как закреплено в Кодексе интеллектуальной собственности, а 50 лет, в соответствии с авторским правом Алжира.


Вопросы и задания для самоконтроля



1. Каковы критерии предоставления международно-правовой охраны авторским произведениям?


2. Что такое «национальный режим» и «конвенционный режим» охраны авторских произведений? В соответствии с какими международными соглашениями эти режимы предоставляются, и каково их содержание?


3. Как регулируется вопрос о формальностях в международном авторском праве?


4. Какова классификация конвенционных сроков охраны авторских прав, и каковы правила их предоставления (сравнение сроков)?


§ 1.3. Объекты охраны


Круг объектов охраны международного авторского права в базовых конвенциях определен с некоторыми различиями. В Бернской конвенции 1886 г. (ст. 2(1)) к объектам охраны отнесены литературные и художественные произведения, с уточнением, что таковыми являются все произведения в области литературы, науки и искусства, каким бы способом и в какой бы форме они не были выражены, а также с перечислением незакрытого перечня таких форм. Таким образом, охрана объектов по Бернской конвенции 1886 г., называемых произведениями, не зависит от формы их выражения, однако государствам-участникам оставлено право исключать из охраны не закрепленные в какой-либо материальной форме произведения (ст. 2(2)).


В ГК РФ указано, что «объектами авторских прав являются произведения науки, литературы и искусства независимо от достоинств и назначения произведения, а также от способа его выражения» (п. 1 ст. 1259), при этом уточняется, что произведения должны находиться в «какой-либо объективной форме» (п. 1 и 2 ч. 1 ст. 1256). Перечень объектов не закрыт.


В соответствии с нормами Всемирной конвенции 1952 г. охраняются литературные, научные и художественные произведения, и предписываются конкретные формы, в которых они должны быть выражены: произведения письменные, музыкальные, драматические и кинематографические, произведения живописи, графики и скульптуры (ст. I).


Таким образом, общий перечень объектов охраны в соответствии с базовыми международными источниками авторского права в целом идентичен: это произведения литературы, науки и искусства. При этом целесообразно отметить особенности, касающиеся охраны отдельных групп объектов: 1) полные и частичные изъятия произведений из-под охраны; 2) специфика охраны произведений в соответствии с их статусом; 3) специфика охраны отдельных видов произведений.


1. Полные и частичные изъятия произведений из-под конвенционной охраны. В соответствии с нормами Бернской конвенции 1886 г. все объекты, которые могут быть потенциально отнесены к произведениям, по критерию объема предоставляемой охраны условно разделены на категории: охраняемые, неохраняемые и ограниченно охраняемые.


Охраняемые — объекты, на которые конвенционная охрана распространяется в полном объеме (ст. 2 (1, 3, 5)).


Неохраняемые объекты полностью изъяты из-под конвенционного регулирования (ст. 2(8)). В соответствии с нормами Бернской конвенции 1886 г. таким объектом являются сообщения о новостях или событиях, имеющие характер простой пресс-информации, во всей видимости, из-за отсутствия творческого характера в деятельности по их созданию. Дополнительные исключения из охраны установлены в Договоре ВОИС по авторскому праву 1996 г.: не охраняются идеи, процессы, методы функционирования или математические концепции как таковые (ст. 2).


Так, в соответствии с частью 4 ГК РФ авторские права не распространяются на идеи, концепции, принципы, методы, процессы, системы, способы решения технических, организационных или других задач, открытия, факты, языки программирования (ч. 5 ст. 1259 ГК РФ). Кроме того, не являются объектами авторских прав сообщения о событиях и фактах, имеющие исключительно информационный характер (п. 4 ч. 6 ст. 1259 ГК РФ).


Ограниченно охраняемые — объекты, которые на основании диспозитивных норм Бернской конвенции 1886 г. могут быть частично или полностью изъяты из-под правовой охраны посредством предписаний норм национального права конкретного государства-участника (ст. 2 bis (1)). Так, на усмотрение государств-участников оставлены вопросы о полной или частичной охране в рамках авторского права, во-первых, официальных текстов законодательного, административного и судебного характера, а также официальных переводов таких текстов (ст. 2(4)). Во-вторых, политических речей и речей, произнесенных в ходе судебных процессов (ст. 2 bis (1)), однако с императивным предписанием, что в случае изъятия этих объектов из охраны за автором сохраняется исключительное право издания таких речей в сборниках (ст. 2 bis (3)). Кроме того, в национальном законодательстве таких государств должно быть предусмотрено, на каких именно условиях лекции, обращения и другие произнесенные публично произведения того же рода могут воспроизводиться в прессе, передаваться в эфир, сообщаться для всеобщего сведения по проводам и составлять предмет публичных сообщений (ст. 2 bis (2)). В-третьих, допускается ограничение охраны произведений, впервые опубликованных на территории государства-участника Конвенции, авторами которых являются граждане государств, не участвующих в Конвенции, при условии, что такие государства не обеспечивают достаточной охраны произведениям авторов — граждан государств-участников Бернской конвенции 1886 г. (ст. 6).


2. Специфика охраны произведений в соответствии с их статусом. В обеих базовых конвенциях применительно к охраняемым произведениям устанавливаются по два несколько отличающихся по содержанию статуса: «опубликованные» и «неопубликованные» произведения — в ст. 4(3) Бернской конвенции 1886 г.; «выпущенные в свет» и «не выпущенные в свет» произведения — в ч. 1 и 2 ст. II Всемирной конвенции 1952 г.


Для того чтобы произведение получило статус опубликованного, согласно ст. 3(3) Бернской конвенции 1886 г., требуется соблюдение следующих императивных условий: согласие автора на опубликование, а также изготовление такого количества экземпляров произведения, которое способно удовлетворить разумные потребности публики, вне зависимости от способа изготовления этих экземпляров. Подчеркивается, что опубликованием не будет считаться представление драматического, музыкально-драматического или кинематографического произведения, исполнение музыкального произведения, публичное чтение литературного произведения, сообщение по проводам или передача в эфир литературных или художественных произведений, показ произведения искусства и сооружение произведения архитектуры.


Для получения статуса выпущенного в свет произведения, в соответствии со ст. VI Всемирной конвенции 1952 г., требуется соблюдение несколько иных императивных условий: осуществление воспроизведения произведения обязательно в материальной форме, а также требование к кругу лиц, которому экземпляры произведения будут предоставлены для чтения или ознакомления путем исключительно зрительного восприятия, который не должен быть заведомо определенным.


При помощи квалифицирующих признаков, закрепленных в конвенциях, устанавливается статус правомерно доведенного до сведения публики произведения. На основании классификации объектов международного авторского права как опубликованных/выпущенных в свет и неопубликованных/не выпущенных в свет устанавливается определенный юридический факт, имеющий значение для решения многих правовых вопросов, в частности, выбора правопорядка, который будет регулировать объем прав автора; сроки, средства защиты авторских прав и т. д. Уровень правовой охраны неопубликованных/не выпущенных в свет произведений в соответствии с нормами обеих базовых конвенций по авторскому праву оставлен «на усмотрение» национальных систем государств-участников, тогда как опубликованные/выпущенные в свет произведения подпадают под конвенционное регулирование.


3. Специфика охраны отдельных видов произведений. В отношении отдельных объектов международного авторского права установлены дополнительные правила.


Переделки — т. е. переводы, адаптации литературного или художественного произведения, музыкальные аранжировки и др., охраняются как самостоятельное произведения только при условии, что соблюдены права автора первичного произведения (ст. 2 (3) Бернской конвенции 1886 г.). Аналогично регулируются права в отношении кинематографических произведений (ст. 14 bis (1) Бернской конвенции 1886 г.).


В российском законодательстве используется термин «производные произведения», под которыми понимаются «…произведения, представляющие собой переработку другого произведения» (п. 1 ч. 2 ст. 1259 ГК РФ): переводы, обработки, экранизации, аранжировки, инсценировки и др. (ч. 1 ст. 1260 ГК РФ). Переводчик или иной автор производного произведения осуществляет свои авторские права при условии соблюдения прав авторов первоначальных произведений (ч. 3 ст. 1260 ГК РФ).


Сборники литературных и художественных произведений охраняются международным авторским правом, если по подбору и расположению материалов представляют собой результат интеллектуального творчества и не наносят ущерб правам авторов каждого из произведений, составляющих часть таких сборников (ст. 2 (5) Бернской конвенции 1886 г.).


В соответствии с ГК РФ составные произведения также должны представлять собой по подбору и расположению материалов результат творческого труда, автор получает исключительные права именно на составительство (п. 2 ч. 2 ст. 1259), и к нему предъявляется требование соблюдать авторские права на первоначальные произведения (ч. 3 ст. 1260). Понятие «составное произведение» расширено по сравнению с конвенционным понятием «сборник» и включает как собственно сборники, так и антологии, энциклопедии, базы данных, атласы и др. (ч. 2 ст. 1260).


Перечень видов охраняемых международным авторским правом объектов под воздействием развития общественных отношений постоянно расширяется. В Соглашении ТРИПС 1994 г. (ст. 10) и Договоре ВОИС по авторскому праву 1996 г. (ст. 5 и 6) в качестве объектов охраны закреплены компьютерные программы и базы данных (компиляции данных). Компьютерные программы приравнены в охране к литературным произведениям в смысле ст. 2 Бернской конвенции. Компиляции данных или другой информации по подбору и расположению содержания должны представлять собой результат интеллектуального творчества и охраняются как таковые; охрана не распространяется на сами данные или информацию и не затрагивает какое-либо авторское право на них. Базы данных могут быть выражены в любой форме, включая машиночитаемую.


Российское законодательство в этой сфере в полной мере соответствует международному регулированию: к объектам авторских прав отнесены программы для ЭВМ, которые охраняются как литературные произведения (ч. 1 ст. 1259 ГК РФ).


Вопросы и задания для самоконтроля



1. Как решается в базовых конвенциях по авторскому праву вопрос об объекте охраны?


2. Охарактеризуйте полные и частичные изъятия из-под охраны конвенций по авторскому праву.


3. В чем заключается специфика конвенционной охраны произведений в соответствии с их статусом: (не)опубликованные, (не)выпущенные в свет?


4. В чем заключается специфика конвенционной охраны отдельных видов произведений?


5. Решите задачу.


В 2006 г. в издательстве «ЭКСМО» (Россия) был подготовлен к печати и отправлен в типографию новый роман Виктора Пелевина «Ампир В». Однако к этому времени отрывки из этого романа уже появились на нескольких сайтах в Интернете. Текст был значительно искажен и имел весьма отдаленное сходство с оригинальным произведением Виктора Пелевина.


А. Какие авторские права В. Пелевина нарушены? Обоснуйте свои выводы, опираясь на нормы конвенций.


Б. Какой статус в соответствии с квалификацией базовых конвенций по авторскому праву имеет произведение В. Пелевина с учетом того, что публике оно стало известно без разрешения автора?


В Что изменилось бы относительно прав и обязанностей автора, если бы произведение было сделано доступным публике правомерно?


6. Решите задачу.


В 1914 г. художник Марсель Дюшан купил металлическую конструкцию — бытовое приспособление для сушки бутылок. Дюшан, следуя исключительно собственному желанию, поместил эту вещь среди своих скульптурных работ на выставке и назвал «Сушилка для бутылок».


А. Является ли в описанной ситуации «Сушилка для бутылок» объектом авторского права?


Б. Какие требования предъявляются к потенциальному объекту авторских прав для того, чтобы признать за ним соответствующий статус, с точки зрения международно-правового регулирования?


В. Какие требования предъявляются к потенциальному объекту авторских прав для того, чтобы признать за ним соответствующий статус, с точки зрения национально-правового регулирования (право РФ или право других государств)?


7. Решите задачу.


Специализирующаяся на издании региональных телефонных справочников фирма «Feist Publications, Inc.» (США) без разрешения скопировала информацию из готового справочника другой фирмы — «Rural Telephone Service». В новом телефонном справочнике «Feist Publications, Inc.» в алфавитном порядке были расположены фамилии абонентов отдельного региона с номерами их телефонов и адресами. Фирма «Rural Telephone Service», выпускающая справочник «Белые страницы», из которого была взята информация, подала судебный иск о нарушении ее авторского права.


А. Может ли справочник «Белые страницы» быть признан объектом авторского права?


Б. Какие требования предъявляются к потенциальному объекту авторских прав для того, чтобы признать за ним соответствующий статус, с точки зрения международно-правового регулирования?


В. Какие требования предъявляются к потенциальному объекту авторских прав для того, чтобы признать за ним соответствующий статус, с точки зрения национально-правового регулирования (право РФ или право других государств)?


§ 1.4. Коллизионное регулирование


В Бернскую конвенцию 1886 г. включены лишь несколько норм, которые бесспорно следует отнести к коллизионным началам международного авторского права. Во-первых, это п. 2 ст. 5, в котором закреплено, что «…помимо установленных настоящей Конвенцией положений, объем охраны, равно как и средства защиты, представляемые автору для охраны его прав, регулируются исключительно законодательством страны, в которой истребуется охрана» — коллизионная формула «закон государства охраны произведения» (lex loci protectionis). Этому же коллизионному подходу следует требование об общем порядке определения сроков охраны авторских прав — «срок определяется законом страны, в которой истребуется охрана» (п. 8 ст. 7).


Из грамматического анализа текста приведенных татей следует, что право государства охраны произведения будет регулировать (помимо положений Конвенции, т. е. в дополнение к ним) следующие вопросы: объем охраны правообладателя; выбор средств защиты, предоставляемых правообладателю для охраны его прав; определение срока охраны авторских прав (в случае, если государство не пожелает следовать правилу о сравнении сроков охраны).


В мировой доктрине международного авторского права, равно как и в материалах правоприменительной практики разных государств встречаются различные подходы к толкованию содержания отдельных конвенционных терминов (словосочетаний), которые могут влиять на решение о выборе применимого права к правоотношению.


Существует позиция, что фразу «страна, в которой истребуется охрана» следует толковать в смысле «страна, для которой истребуется охрана». Такое толкование прослеживается в правоприменительной практике большинства государств. В Регламенте Европейского Союза о праве, подлежащем применению к внедоговорным обязательствам 2007 г. («Рим II») о коллизионном подходе «lex loci protectionis» говорится как об «универсальном принципе», который следует сохранить, применительно к вопросу определения применимого права к спорам из нарушения прав интеллектуальной собственности во внедоговорных отношениях (ст. 26 Преамбулы). Согласно этому принципу «правом, подлежащим применению к внедоговорному обязательству, возникающему вследствие нарушения права интеллектуальной собственности, является право страны, применительно к которой предъявляется требование о защите» (п. 1 ст. 8). Таким образом, речь идет о заинтересованном правопорядке, т. е. таком, на территории государства которого возникла необходимость в защите интеллектуальных прав. При этом возможно, само нарушение прав, повлекшее некие юридически значимые последствия, могло произойти в другой юрисдикции (или нескольких юрисдикциях), но восстановить нарушенное право требуется в конкретном государстве, и для его восстановления должно быть применено право этого заинтересованного государства.


Иная позиция состоит в том, чтобы считать, что объем охраны, равно как и средства защиты, обеспечиваемые автору для охраны его прав (п. 2 ст. 5 Бернской конвенции 1886 г.), связаны исключительно с ответственностью за нарушение права и в силу этого должны регулироваться законодательством страны, в которой осуществляется защита — рассмотрение спора. При таком подходе коллизионная формула «страна, где истребуется охрана» приравнивается к коллизионной формуле «закон страны суда» (lex fori), что представляется ошибочным, поскольку: во-первых, «объем охраны» — категория не судебного характера и также не может быть истолкована как касающаяся только лишь последствий нарушения исключительного права; и во-вторых, категория «средства защиты» также не носит исключительно судебного характера. Ошибочность позиции можно проиллюстрировать примером: автор вправе подать иск в другой суд, нежели суд страны, где имело место нарушение авторских прав, в частности, используя принципы подсудности споров с иностранным элементом (например, в суд государства, где нарушитель имеет собственность). В этом случае основания для применения закона страны суда отсутствуют. Поэтому представляется некорректным сводить действие п. 2 ст. 5 Бернской конвенции 1886 г. к коллизионной привязке «закон страны суда» (lex fori).




Основные проблемы охраны интеллектуальной собственности в международном частном праве. Учебное пособие для магистров

В учебном пособии представлена значительная часть проблемных вопросов в сфере материального и коллизионного регулирования авторско-правовых отношений и отношений по поводу объектов промышленной собственности (патентуемые объекты и знаки), а также вопросов охраны интеллектуальной собственности в сети «Интернет».<br> Законодательство приведено по состоянию на 1 мая 2016 г.<br> Учебное пособие предназначено для студентов, специалистов и преподавателей юридических вузов. <br><br> <h3><a href="https://litgid.com/read/osnovnye_problemy_okhrany_intellektualnoy_sobstvennosti_v_mezhdunarodnom_chastnom_prave_uchebnoe_posobie_dlya_magistrov/page-1.php">Читать фрагмент...</a></h3>

209
 Луткова О.В., Терентьева Л.В., Шахназаров Б.А. Основные проблемы охраны интеллектуальной собственности в международном частном праве. Учебное пособие для магистров

Луткова О.В., Терентьева Л.В., Шахназаров Б.А. Основные проблемы охраны интеллектуальной собственности в международном частном праве. Учебное пособие для магистров

Луткова О.В., Терентьева Л.В., Шахназаров Б.А. Основные проблемы охраны интеллектуальной собственности в международном частном праве. Учебное пособие для магистров

В учебном пособии представлена значительная часть проблемных вопросов в сфере материального и коллизионного регулирования авторско-правовых отношений и отношений по поводу объектов промышленной собственности (патентуемые объекты и знаки), а также вопросов охраны интеллектуальной собственности в сети «Интернет».<br> Законодательство приведено по состоянию на 1 мая 2016 г.<br> Учебное пособие предназначено для студентов, специалистов и преподавателей юридических вузов. <br><br> <h3><a href="https://litgid.com/read/osnovnye_problemy_okhrany_intellektualnoy_sobstvennosti_v_mezhdunarodnom_chastnom_prave_uchebnoe_posobie_dlya_magistrov/page-1.php">Читать фрагмент...</a></h3>

Внимание! Авторские права на книгу "Основные проблемы охраны интеллектуальной собственности в международном частном праве. Учебное пособие для магистров" (Луткова О.В., Терентьева Л.В., Шахназаров Б.А.) охраняются законодательством!