Юридическая Под ред. Казанника А.И., Костюкова А.Н. Конституционное право: университетский курс. В 2 т. Т. II. Учебник

Конституционное право: университетский курс. В 2 т. Т. II. Учебник

Возрастное ограничение: 12+
Жанр: Юридическая
Издательство: Проспект
Дата размещения: 21.01.2015
ISBN: 9785392175741
Язык:
Объем текста: 489 стр.
Формат:
epub

Оглавление

Глава VI. Конституционно-правовой статус человека, личности и гражданина

Глава VII. Гражданство

Глава VIII. Суверенитет в конституционном праве

Глава IX. Конституционно-правовые основы гражданского общества

Глава X. Конституционно-правовое регулирование деятельности политических партий и общественных объединений

Глава XI. Конституционные формы народовластия

Глава XII. Конституционные основы государственной власти

Глава XIII. Избирательное право и избирательные системы современного государства

Глава XIV. Конституционно-правовой статус главы государства

Глава XV. Парламент – высший представительный и законодательный орган государственной власти

Глава XVI. Конституционно-правовой статус правительства

Глава XVII. Конституционные основы судебной власти

Глава XVIII. Конституционно-правовые основы прокурорско-надзорной власти

Глава XIX. Конституционно-правовые основы органов государственной власти в субъектах федерации

Глава XX. Конституционно-правовые основы местного управления и самоуправления

Глава XXI. Особенности конституционного права зарубежных государств, входивших в состав Российской империи, Советского Союза



Для бесплатного чтения доступна только часть главы! Для чтения полной версии необходимо приобрести книгу



Глава VI.
КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВОЙ СТАТУС ЧЕЛОВЕКА, ЛИЧНОСТИ И ГРАЖДАНИНА


§ 1. Понятие конституционно-правового статуса индивида (физического лица)


Большое теоретическое и практическое значение для научного понимания конституционно-правового статуса индивида имеют Декларация независимости США 1776 г. и документ Великой французской революции – Декларация прав человека и гражданина 1789 г. В их содержании с исключительной четкостью сформулировано фундаментальное положение о том, что все люди рождаются и остаются свободными и равными в правах. Каждый человек обладает некоторыми естественными неотъемлемыми и священными правами. Они возникают объективно, по факту рождения человека, характеризуются свойством неотчуждаемости и не зависят от государственного признания.


Однако революционные для своего времени декларации не проводят с помощью норм права различий между понятиями человек, личность и гражданин, зачастую употребляют их как синонимы или одно вместо другого. Между тем эти понятия, хотя и тесно связаны между собой, но являются совершенно самостоятельными и должны употребляться для обозначения строго определенных индивидов.


Во всех словарях современного русского языка под человеком понимается живое существо, обладающее даром мышления и речи, способностью создавать орудия и пользоваться ими в процессе общественного труда. Своим происхождением, анатомическим и физиологическим строением организма, биологическими закономерностями его функционирования человек органично связан с природой, является высшим звеном ее развития. Но для превращения дара и способности человека, генетически переданных ему родителями, в привычки, правила поведения и чисто практические навыки государство обязано создать благоприятные условия для реализации им своих естественных прав, формирования по объективным закономерностям свойств личности.


Однако не каждый человек может стать личностью. Если, например, родился ребенок с серьезными психическими заболеваниями, долгие годы пребывал в чисто природной среде, вскармливался дикими животными, то он никогда не приобретет качеств личности, навсегда останется всего лишь человеком. Напротив, личность, щедро одаренная талантами, может вследствие психического заболевания, тяжелого ранения или травмы утратить социальный статус личности, сохранив при этом все качества человека.


Сказанное позволяет сделать вывод, что конституционно-правовой статус человека представляет собой юридически закрепленное нормами национальной конституции и актов международного гуманитарного права его положение в обществе и государстве, позволяющее ему пользоваться в полном объеме естественными, неотчуждаемыми правами, принадлежащими каждому от рождения.


Конституционно-правовой статус человека является исходным, базисным по отношению к статусу личности и гражданина, без которого они просто существовать не могут. Он вытекает из самой природы человека, для формирования личности которого, общество и государство должны создать совместными усилиями оптимальные условия для пользования наиболее важными социальными благами, для безопасной и свободной жизни.


В отличие от человека личность характеризуется не только физическими и биологическими свойствами, но также социальными и духовными качествами, практическими навыками поведения и деятельности в основных сферах общественной жизни. «Личность, – как правильно заметил выдающийся русский философ Н. А. Бердяев, – есть категория аксиологическая, оценочная. Мы говорим об одном человеке, что у него есть личность, а о другом, что у него нет личности, хотя и тот и другой являются индивидуумом. Иногда даже натуралистически, биологически и психологически яркий индивидуум может не иметь личности. Личность есть целостность и единство, обладающее безусловной и вечной ценностью».


Человек становится личностью в результате усвоения социального опыта взаимодействия людей в обществе, включения в систему общественных связей, практического определения своего места во всем многообразии форм жизнедеятельности. На этот процесс оказывают существенное влияние материальные и духовные условия жизни общества, принадлежность человека к определенной социальной группе, цивилизационные традиции страны. Под их воздействием формируются на основе генетических задатков индивидуальные способности человека, происходит его физическое и духовное развитие, усваивается определенная сумма знаний, открывается доступ к достижениям отечественной и мировой культуры, появляются устойчивые навыки практической деятельности, выполнения многообразных социальных ролей. Хотя личность и является биологическим и социальным существом, тем не менее она склонна сохранять до некоторой степени автономность в обществе, оказывать на природную и общественную среду и на самое себя преобразующее воздействие, проявлять инициативу и свободу воли в своих действиях и поступках. Пользуясь юридической терминологией криминального цикла, можно сказать, что личность – это вменяемый человек, который отдает отчет в своих действиях и может руководить ими, просчитывая как ближайшие, так и отдаленные последствия своих поступков, оценивая их соответствие социальным нормам, внутреннему убеждению.


Таким образом, под личностью следует понимать лишь такого человека, который смог реализовать в социальной среде свой природный дар мышления и речи, способность познавать и преобразовывать окружающий мир, создавать орудия и пользоваться ими в процессе общественного труда.


Личность как живое существо, тесно связанное с природой, пользуется всеми правами человека, без которых она разрушилась бы как биологический объект. В то же время личность, как носитель определенных общественных отношений, наделяется государством принципиально новыми правами, свободами и обязанностями, объективно обусловленными ее фактическим положением в обществе каждой конкретной страны. Делается это с учетом уровня развития производительных сил и производственных отношений, результатов социальной зрелости личности, наличия демократических традиций. В этой связи недопустимо формировать на национальном уровне процессы восприятия каких-либо международных стандартов прав и свобод личности не западными культурами. Свойства универсальности, надгосударственный характер присущи лишь правам человека.


Таким образом, конституционно-правовой статус личности можно определить, как юридически закрепленное положение лица в обществе, наделенное государством правами, свободами и обязанностями, необходимыми и достаточными для проявления своих способностей, и реализации практических навыков в гражданской, экономической, социальной и экологической сферах жизни общества без нарушения прав и свобод других лиц.


В отечественной литературе по конституционному праву предпринимались попытки доказать, что понятие «личность» в праве и понятие «личность» в философии не совпадают. При этом утверждалось, что в философии не каждый человек признается личностью, в частности дети и умалишенные, как не обладающие разумностью и свободой воли, не считаются личностями. Иначе дело обстоит в праве, где каждый признается носителем прав и обязанностей, юридической личностью или субъектом права (И. Е. Фарбер).


В действительности понимание личности во всех науках является единым. Но она изучается представителями разных наук в предметно определенных аспектах. Не является исключением и наука конституционного права, призванная четко сформулировать правовой статус человека, личности и гражданина. В противном случае дети и умалишенные будут наделяться на конституционном уровне совершенно не нужными им правами и обременяться неподъемными для них обязанностями.


Отправным началом для понимания конституционно-правового статуса гражданина служит научное определение самого термина, применяемого практически во всех отраслях отечественной и зарубежной юриспруденции. Его можно вывести из содержания ст. 3 Федерального закона от 31 мая 2002 г. «О гражданстве Российской Федерации», в которой сформулировано легальное определение гражданства. Согласно законодательным нормам-дифинициям, гражданство РФ – устойчивая правовая связь лица с Российской Федерацией, выражающаяся в совокупности их взаимных прав и обязанностей. Гражданами России являются все лица, имеющие документальное подтверждение их принадлежности к государству.


Стало быть, гражданин – это лицо (личность), состоящее в устойчивой правовой связи, подтвержденной документально, с конкретным государством, которая выражается в совокупности их взаимных прав и юридических обязанностей. Юридическая категория гражданин определяет правовое положение лица не только в отечественном государстве, но и за его пределами, в международном общении. Государство обязано защищать интересы своих граждан как внутри страны, так и за рубежом.


Характерная особенность конституционно-правового статуса гражданина заключается в том, что в его содержание включаются политические права, свободы и обязанности, предоставленные ему государством с целью обеспечить активное участие в осуществлении публичной власти, реализации потенциальной возможности вступать без каких-либо ограничений в отношения с государством. В целом статус гражданина раскрывает фактическое положение личности в государстве.


С учетом изложенного можно сказать, что конституционно-правовой статус гражданина представляет собой юридически закрепленное положение личности в государстве, обусловленное правовым состоянием гражданства и установленными на его основе политическими правами, свободами и обязанностями лица, дающие ему возможность участвовать в осуществлении публичной власти страны, вступать без каких-либо ограничений в отношения с государством и пользоваться его защитой и покровительством как внутри страны, так и за ее пределами.


По вопросу о содержании конституционно-правового статуса человека, личности и гражданина в отечественной и зарубежной литературе высказываются разные мнения. Одна группа ученых полагает, что в его содержание входят не только основные права, свободы и обязанности индивида, но и общие принципы статуса, гарантии осуществления прав и свобод, их конституционно-правовые ограничения. Вторая группа государствоведов настаивает на том, что содержание конституционно-правового статуса охватывает лишь такие положения, как права, свободы и обязанности индивида, зафиксированные в основном законе государства.


Последняя позиция представляется более правильной. Конституционные принципы устанавливают исходные положения, основные начала реализации прав, свобод и обязанностей индивида, гарантии характеризуют условия их осуществления, а правовые ограничения определяют пределы пользования правами и свободами с тем, чтобы не нарушать прав и свобод других лиц.


Большинство современных конституций мира не проводят четких разграничений между конституционно-правовыми статусами человека, личности и гражданина. Они восприняли из содержания международно-правовых актов словосочетание «человек» и применили его для обозначения личности. Иногда с целью определения субъекта конституционно-правового статуса индивида употребляется понятие «каждый», под которым подразумевается не только человек, но также личность и гражданин. При этом начисто игнорируется объективная реальность, согласно которой человеком рождаются, личностью становятся, а гражданство приобретают в установленном законом порядке.


Выгодно в этом отношении отличаются конституции Украины и ЮАР. В Конституции Украины фактически признано исходное значение конституционно-правового статуса человека относительно соответствующего статуса гражданина. В ее преамбуле отмечено, что Верховная Рада Украины приняла настоящую Конституцию, «проявляя заботу об обеспечении прав и свобод человека и достойных условий его жизни». Развивая декларативные положения преамбулы Конституции Украины, нормы ст. 3 Основного закона устанавливают, что «права и свободы человека и их гарантии определяют содержание и направленность деятельности государства... Утверждение и обеспечение прав и свобод человека является главной обязанностью государства». Как видно из содержания процитированных положений Конституции Украины, в нем права гражданина даже не упоминаются.


В структуре Конституции ЮАР выделена специальная, исключительная емкая по своему содержанию статья под названием «Дети», в которой в соответствии с Конвенцией ООН о правах ребенка от 20 ноября 1989 г. закреплены только права человека, поскольку он еще не сформировался как личность и не пользуется в силу этих причин гражданскими правами и свободами, не несет обязанности перед обществом (ст. 28). Но поскольку общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются согласно ст. 15 Конституции РФ составной частью ее правовой системы, то можно с полным основанием утверждать, что и в нашей стране имеются все условия для изучения конституционно-правового статуса индивида дифференцированно с учетом фактического положения человека, личности и гражданина в обществе и государстве. Это дает более полное представление о содержании их конституционно-правового статуса, гарантиях защиты основных прав и свобод.


§ 2. Конституционно-правовой статус человека


В содержание конституционно-правового статуса человека включаются естественные и неотъемлемые (неотчуждаемые) права, существующие вне зависимости от факта их признания государством и кодификации в письменных текстах. Человек приобретает их с момента своего рождения и будет пользоваться ими до самой смерти. Государство лишь подтверждает в национальной конституции наличие у человека естественных прав, берет на себя обязательства по их защите. Соответствующие нормы имеются почти во всех новейших конституциях, поскольку права и свободы человека являются высшей ценностью, служат основой всякого сообщества, мира и справедливости на земле, определяют содержание и применение законов и иных нормативных правовых актов (ст. 2 Конституции РФ, ст. 1 Основного закона ФРГ, ст. 12 Конституции Казахстана). Среди важнейших прав человека, признанных разными суверенными государствами и международным сообществом, выделяются следующие:


[1] Право человека на жизнь. Оно означает возможность человека родиться в достойных условиях, получить нормальное физическое и духовное развитие, уйти из жизни в силу естественных причин. В научной литературе оно справедливо рассматривается как самое главное фундаментальное естественное право человека, без которого все другие лишаются всякого смысла, ибо покойникам никакие права не нужны. По существу, это право определяет базовый юридический статус каждого человека.


Реализация права человека на жизнь осуществляется с помощью гарантий, закрепленных в новейших конституциях демократических государств и в международно-правовых актах. Они формулируются как определенные обязанности государства и международного сообщества, их своеобразное поручительство, меры политической и правовой ответственности за обеспечение права человека на жизнь.


При научном анализе гарантий права человека на жизнь и их практической реализации возникает много серьезных проблем, требующих своего решения. Камнем преткновения остается проблема, с какого момента развивающийся в утробе матери организм, следует считать человеком, когда начинается человеческая жизнь. Именно от ответа на эти вопросы зависит своевременность применения гарантий права человека на жизнь, их эффективность.


Сущность первой концепции заключается в том, что жизнь человека возникает с момента рождения ребенка. Поэтому эмбрион не нуждается в какой-то особой защите и не наделяется правом на жизнь.


Эта концепция нашла свое юридическое выражение в содержании Инструкции об определении критериев живорождения, мертворождения, перинатального периода, утвержденной приказом Минздрава РФ от 4 декабря 1992 г. № 318. Согласно Инструкции «живорождением является полное изгнание или извлечение продукта зачатия из организма матери вне зависимости от продолжительности беременности, причем плод после такого отделения дышит или проявляет другие признаки жизни, такие как сердцебиение, пульсация пуповины или произвольные движения мускулатуры независимо от того, перерезана пуповина и отделилась ли плацента. Каждый продукт такого рождения рассматривается как живорожденный».


Вторая концепция сводится к тому, что каждый человеческий эмбрион является живым существом. Это значит, что он, как любое человеческое существо, обладает правом на жизнь. Поэтому нельзя предпринимать ничего, что затрудняло бы или прекращало его внутриутробное развитие. Если же этому препятствуют какие-то естественные процессы, следует им противодействовать подобно тому, как врач противодействует заболеваниям, угрожающим жизни и здоровью человека.


Конституционно-правовой гарантией права человека на жизнь в данном случае служит запрет абортов. Так, в ст. 15 Конституции Словакии, закрепляющей право человека на жизнь, записано: «Жизнь достойна охраны уже до рождения». Аналогичная формулировка имеется в Конституции Чехии (ст. 6).


Еще более четко эта мысль выражена в Конституции Ирландии. «Государство, – говорится в ст. 40 Конституции, – признает право на жизнь не рожденного и, имея в виду равное право на жизнь матери, гарантирует в своих законах уважение и, насколько это возможно, защищает и поддерживает своими законами это право».


В несколько иной редакции соответствующая норма воспроизведена в ст. 12 Конституции Филиппин, согласно которой «государство в равной степени защищает жизни матери и нерожденного младенца».


Еще более категорично в этом отношении Конституция Аргентины. Нормами ст. 19 Конституции признается право человека на жизнь с момента зачатия и до наступления естественной смерти. В этой связи Уголовный кодекс Аргентины устанавливает суровое наказание за производство абортов.


Признание жизни человека еще до его рождения возведено в принцип Американской конвенцией о правах человека, принятой Межамериканской конвенцией по правам человека 22 ноября 1969 г. Конвенция установила, что каждый человек имеет право на уважение его жизни, которая охраняется законом в целом с момента зачатия.


В феврале 1975 г. Федеральный конституционный суд Германии сформулировал правовую позицию, согласно которой нет принципиального различия между развивающейся жизнью родившегося ребенка и находящегося в утробе матери. Несколько позднее, рассматривая законодательство об абортах, Федеральный конституционный суд Германии подтвердил свою позицию, что право человека на жизнь требует государственной защиты с момента зачатия.


Такой подход к обеспечению конституционно-правовыми гарантиями права человека на жизнь является более правильным. Медико-биологическими исследованиями установлено, что жизнь человека возникает задолго до рождения. На сессии Совета Европы по биоэтике в декабре 1996 г. приводились серьезные доказательства, что эмбрион является человеком уже на 14-й день после зачатия. Во многих высокоразвитых странах проводятся уникальные операции по спасению детей, находящихся еще в утробе матери. Благодаря достижениям в области реанимации и интенсивной терапии выживают и дети, родившиеся до 28 недель, в то время когда нормальная беременность длится до 40 недель. Британский телеканал Channel-4 в 30-минутном документальном фильме «Мой зародыш» в апреле 2004 г. показал полную видеозапись операции аборта, которая производилась острыми хирургическими инструментами. На экране четко видно, как эмбрион всячески изворачивается, чтобы избежать гибельных порезов.


Отсюда вытекает вывод, что законодатель должен чутко реагировать на открытия ученых в области биомедицины, на достижения естественных наук, гарантируя право человека на жизнь, причем гораздо ранее факта рождения.


Серьезные дискуссии в отечественной и зарубежной литературе вызвал вопрос о допустимости эвтаназии, о ее соотношении с конституционно-правовыми гарантиями права человека на жизнь.


Эвтаназия означает намеренное ускорение смерти или умерщвление неизлечимого больного с целью прекращения его страданий.


В литературе принято различать активную и пассивную эвтаназию. При активной эвтаназии принимаются меры по умышленному причинению смерти человеку из сострадания к нему по просьбе самого умирающего либо его родных и близких. Пассивная эвтаназия означает прекращение мероприятий по поддержанию жизни больного, сокращающего время неизбежного наступления смерти.


Законы об эвтаназии теперь приняты в таких демократических странах, как Бельгия, Нидерланды и Австралия. Их примеру намерена последовать и Великобритания, в парламент которой уже внесен проект закона об эвтаназии. В нашей литературе также обосновываются предложения о принятии Федеральным Собранием РФ аналогичного закона.


Несмотря на существенные различия между действующими законами об эвтаназии, все они закрепляют обязанность врачей принять после медицинского консилиума решение о намеренном ускорении смерти или умерщвлении неизлечимого больного. Решение принимается на основании письменного заявления больного, а в отношении малолетних детей – по просьбе родителей. Процедура умерщвления должна быть произведена с использованием безболезненных способов и медикаментозных средств.


Так, в Законе Австралии «О правах неизлечимо больных людей» (1996 г.) записано: «Врач, по меньшей мере, с пятилетним стажем работы, должен поставить диагноз, что болезнь неизлечима, а доступные обезболивающие средства неэффективны. Втрое мнение должен высказать врач-специалист, третье – психиатр. С момента подписания больным заявления в присутствии двух врачей, должно минуть, по крайней мере, семь дней, а если пациент подтверждает свое решение, после этого должно пройти еще 48 часов. Врач должен находиться при пациенте до момента его смерти».


Законы об эвтаназии подрывают в самой основе конституционно-правовые гарантии права человека на жизнь. Они с неизбежностью проводят различия между человеческой жизнью «хорошего качества», достойной уважения и защиты на конституционном уровне, и жизнью «плохого качества», которая не заслуживает того, чтобы быть прожитой. Смерть или небытие в данном случае становятся ценностью, превалирующей над жизнью человека, а право на жизнь подменяется правом быть умершим. Более чудовищной дискриминации людей в зависимости от качества жизни трудно себе представить.


Нормы законов об эвтаназии противоречат нормам национального законодательства демократических стран о здравоохранении, предписывающим врачам бороться за жизнь человека до последней минуты и принимать все необходимые меры, чтобы максимально облегчить страдание больного. Но, поскольку конституции гарантируют право человека на жизнь, объявляют его высшей социальной ценностью, то все законы об эвтаназии должны утратить свою юридическую силу или подлежать отмене теми органами государственной власти, которые их приняли.


Совершенно недопустимо принимать законы об эвтаназии в странах с низкой общей и правовой культурой населения, с высоким уровнем коррупции, широким распространением взяточничества. Если, например, реализовать «научно обоснованные» предложения отечественных ученых и публицистов о необходимости принятия закона об эвтаназии в России, то нетрудно предугадать, сколько будет за взятки отправлено на тот свет людей под предлогом, что они неизлечимо больны и испытывают невыносимые страдания. И лишь в исключительных случаях будут выявляться истинные причины умерщвления человека: стремление родственников скорее получить богатое наследство, замысел выгодно продать жилье покойного, намерение уклониться от возврата долга по договору займа и т. д.


В конституциях многих стран Западной Европы в качестве важнейшей гарантии права человека на жизнь введен запрет на применение смертной казни как исключительной меры наказания за совершение особо тяжелых преступлений. В соответствии с предписаниями конституционных норм в Швейцарии смертная казнь запрещена (ст. 10), в Португалии ее применение не допускается (ст. 24), в Финляндии никто не может быть приговорен к смертной казни (§7), в Бельгии смертная казнь отменена и не может быть восстановлена (ст. 18). В Италии и Испании смертная казнь отменена, за исключением случаев, предусмотренных военными уголовными законами на время войны (ст. 27 Конституции Италии, ст. 15 Конституции Испании).


Конституции некоторых стран в принципе не отменяют смертную казнь, но нормативно ограничивают ее применение. К их числу относятся, например, такие страны, как Россия, Беларусь, Венгрия, Греция, Казахстан, Украина.


Вопрос о введении или отмене смертной казни должен решаться в зависимости от характера криминогенной ситуации, состояния и динамики преступности, ее структуры, удельного веса особо тяжких преступлений против личности. В этой связи вполне оправдано поступила Беларусь, которая провела всенародный референдум по вопросу об отношении граждан к отмене смертной казни как меры наказания за совершение особо тяжких преступлений.


Обобщение конституционно-правовой практики насильственного лишения жизни человека на законных основаниях показывает, что в качестве таковых в большинстве стран мира выступают:


• приговор суда с назначением лицу, виновному в совершении особо тяжкого преступления, высшей меры наказания;


• акты судебно-следственных органов об установлении состояния необходимой обороны;


• законодательные нормы о применении оружия сотрудниками правоохранительных органов для пресечения общественно опасных деяний и задержания лиц, их совершивших;


• нормы общевойсковых уставов вооруженных сил государства;


• нормативные правовые акты, регулирующие процедуру применения оружия государственными инспекторами, инкассаторами и другими специально уполномоченными лицами;


• акты высших органов государственной власти об объявлении войны;


• приказы командования о воинских заданиях.


Лишение жизни человека при наличии должных оснований служит мерой социальной защиты личных, государственных и общественных интересов, в том числе права человека на жизнь. При их отсутствии лишение жизни человека, напротив, приобретает признаки преступления, которое должно квалифицироваться как убийство.


[2] Право на имя и национальность от рождения. Оно означает подтвержденную государством возможность человека получить собственное имя и определить свою национальность по факту рождения. При регистрации ребенка в национальных органах загса его имя и национальность должны назвать родители или лица их заменяющие, а при отсутствии таковых органы опеки и попечительства.


Нормативное оформление этого права в ст. 28 Конституции ЮАР позволяет родителям выбирать для своих детей традиционные имена и определять их национальность по данным собственной регистрации. Тем самым закладывается правовая основа для самоидентификации человека, связанная с осознанием им принадлежности к тому или иному народу.


В отличие от Конституции ЮАР в Основном законе Азербайджана закреплено лишь право человека на национальную принадлежность. Как сказано в ст. 28 Конституции Азербайджана, каждый обладает правом сохранять свою национальную принадлежность. Никто не может быть принужден к ее изменению.


В то же время в некоторых конституциях современных государств закрепляется только право человека на собственное имя. Соответствующие нормы сформулированы в ст. 18 Конституции Испании и ст. 26 Конституции Португалии.


В Конституции РФ ничего не говорится о праве человека на имя. Но каждый вправе самостоятельно указывать свою национальную принадлежность. Никто не может быть принужден к определению и указанию своей национальной принадлежности (ст. 26).


Отказ государства от правового регулирования отношений по выбору имени человека и предоставление беспредельного усмотрения по определению своей национальности вряд ли стоит считать серьезным достижением демократической России, существенным расширением прав и свобод человека. Контент-анализ содержания документальных источников показывает, что в России любящие родители не щадят собственных детей, давая им нелепые, длинные и неблагозвучные имена, которые, образно говоря, можно расценивать как фактическое основание для обращения в суд с исковым заявлением о защите чести и достоинства человека. Об этом можно судить по содержанию следующей таблицы:


Таблица 5.


№ п/п Личное имя человека Логическое обоснование выбора имени
Женские имена
1. Алеша-Каприня Мечтали о мальчике Алеше
2. Ангел Мария Мария, прекрасная как ангел
3. Аркана Дочь ковбоя, владеющего арканом
4 Виагра В честь популярного эстрадного ансамбля "ВИА ГРА"
5. Выборина Первые демократические выборы в России
6. Луна Памятная прогулка при луне
7. Медмия Медведев Д.А. – Президент РФ
8. Мечта Долгожданный ребенок
9. Милина Милая девочка
10. Миллионера Дочь состоятельных родителей
11. Олимпиада Навстречу Сочинской олимпиаде
12. Приватизация Получение приватизационного ваучера стоимостью двух автомобилей "Волга"
13. Принцесса Анжелина В честь Анжелины Джоли
14. Радость Поздний ребенок
15. Россия Радость по поводу принятия Конституции РФ
16. Цветана Букет цветов
17. Юлка Подвижная, вертлявая
Мужские имена
1. Амулет Защита от всех напастей
2. Апофез Возвеличенный
3. Бнел Б.Н. Ельцин
4. БОЧрВФ26.06.02 Биологический объект человек рода Ворониных-Фроловых, родился 26 июня 2002 г.
5. Ваучер Документ для участия в приватизации
6. Ветер Быстрый, могучий
7. Владпут Владимир Путин
8. Гандзю Геннадий Андреевич Зюганов
9. Дельфин Умный, преданный
10. Жилвкред Жилье в кредит
11. Ельпумед Ельцин, Путин, Медведев
12. Еремей-Покровитель В честь святого Еремея
13. Огнеслав Прославляющий одну из трех земных стихий
14. Юмлуж Юрий Михайлович Лужков
15. Энергид Гидроэнергетика
16. Явор Белый клен

Произвольный выбор родителями имени своему ребенку может затормозить процесс формирования человека как личности. Имя не только подчеркивает уникальность человека, но и в значительной степени обосабливает его от других людей. Он может стесняться знакомиться со своими сверстниками и педагогами, поскольку не захочет лишний раз называть свое экзотическое имя, привлекая к себе излишнее внимание. У таких людей, как считают психологи, могут формироваться комплексы неполноценности, препятствующие адаптации в обществе.


Во время последней переписи населения России 42 тыс. граждан, воспользовавшись конституционным правом свободно определять и указывать свою национальную принадлежность, причислили себя к несуществующим национальностям и сказочным героям. В стране из небытия вдруг воскресли булгары, скифы, печенеги, варяги, хазары. Многие граждане обратились в эльфов, джедаев, волхвов, леших, гномов, патерчат, локов. В стране появились «первопроходцы», «жители земли», «граждане мира», «затундренные крестьяне», «кочевники», «интернационалисты», «помесь», «дворняги». Свои притязания считаться самостоятельными этносами заявили: казаки, калининградцы, сибиряки, кавказцы.


Совершенно очевидно, что результаты переписи населения России выражают в какой-то мере протестное отношение определенных кругов общества к существующей власти, которое им не удалось проявить в силу известных причин через свободные, демократические выборы. В то же время стоит отметить, что проведение таких дорогостоящих мероприятий, как государственная перепись населения, должно давать максимальное представление о России и ее жителях, о реализации права на имя и на национальность от рождения. Эти права входят в состав основных, неотъемлемых прав человека, провозглашенных Международным пактом о гражданских и политических правах ребенка 1989 г.


[3] Право ребенка на заботу родителей или государства. Это право следует понимать, как охраняемую законом возможность ребенка пользоваться вниманием и попечением своих родителей, заменяющих их лиц или государства с целью нормального физического и духовного развития человека, формирование его личности. С исключительной лаконичностью оно закреплено в конституциях России (ст. 38), Македонии (ст. 40), Португалии (ст. 36), Румынии (ст. 44), Словакии (ст. 41), Украины (ст. 51), ЮАР (ст. 28) и в ряде конституций других современных государств.


Вместе с тем Конституция Беларуси увязывает право ребенка на заботу родителей или государства с их обязанностями по воспитанию детей, формированию личности. В соответствии с ее предписаниями родители или лица их заменяющие, имеют право и обязаны воспитывать детей, заботиться об их здоровье, развитии и обучении. Ребенок не должен подвергаться жестокому обращению или унижению, привлекаться к работам, которые могут нанести вред его физическому, умственному или нравственному развитию. Дети могут быть отделены от своей семьи против воли родителей и других лиц, их заменяющих, только на основании решения суда, если они не выполняют своих конституционных обязанностей (ст. 32).


[4] Право на защиту от трудовой эксплуатации ребенка. Под этим правом понимается гарантированная законом возможность ребенка не выполнять работу или предоставлять услуги, которые являются вредными для лиц такого возраста, ставят под угрозу его благополучие, образование, физическое или психологическое здоровье, моральное или социальное развитие, затрудняют формирование личности.


Международные правовые рамки, устанавливающие обязательства государств, связанные с правом на защиту от трудовой эксплуатации ребенка, определены Конвенцией ООН о правах ребенка 1989 г. и тремя факультативными протоколами, принятыми в развитие ее положений. Однако имплементация положений Конвенции о правах ребенка в содержание национальных конституций современных государств далеко отстает от потребностей практики. Почти все конституции закрепляют свободу труда, которая означает исключительное право лица распоряжаться своими способностями к производительному и творческому труду. Но дети такими способностями не обладают, поскольку они еще не сформировались как личности. Тем не менее, только Конституция ЮАР полностью запрещает эксплуатацию детского труда (ст. 28), тогда как Конституция Польши не допускает лишь занятость детей в возрасте до 16 лет (ст. 65).


В более широком контексте запрет на эксплуатацию детского труда закреплен в Конституции Албании. Согласно ст. 54 Конституции каждый ребенок подлежит защите от насилия, плохого обращения, эксплуатации, использования для работы, особенно малолетних для непосильного труда, который может подорвать их здоровье и нравы, угрожает их жизни и нормальному развитию.


В России, как и во многих других странах мира, эксплуатация детского труда запрещается не нормами Конституции РФ, а нормами текущего законодательства. Трудовой кодекс РФ, например, разрешает работать на постоянной основе лицам не моложе 16 лет. Но если подросток получил основное общее образование, то он может работать на постоянной основе и с 15 лет, а с согласия родителей и органов опеки заниматься предпринимательской деятельностью даже с 14 лет, не имея при этом никакого опыта.


Положение с эксплуатацией детского труда вызывает серьезную озабоченность мирового сообщества. В настоящее время, по данным Международной организации труда (МОТ), более 215 млн детей в возрасте от 5 до 14 лет вынуждены работать за нищенскую плату или даже за дешевую и плохую пищу. Многие из них трудятся в условиях, которые опасны для физического, духовного и эмоционального развития человека. В силу занятости на постоянной работе они не могут получить даже начального образования, что не позволяет им освоить какую-либо профессию, вырваться из порочного круга.


[5] Право человека на образование. Его следует понимать, как гарантированную законом возможность человека получить систематизированные знания и навыки, необходимые для освоения будущей профессии, приобретения какой-либо специальности с целью занятия физическим или умственным трудом. В соответствии с Конвенцией о правах ребенка государства вводят на конституционном уровне бесплатное и обязательное начальное образование, поощряют развитие различных форм основного общего и профессионального образования, обеспечивают его доступность для всех детей. Они должны принимать меры по содействию регулярному посещению детьми школ и других образовательных учреждений, по снижению числа учащихся, вынужденных прервать обучение в силу тяжелых материальных условий и других жизненных обстоятельств.


В конституциях стран Африки обычно закрепляется обязанность государства обеспечить начальное образование детей в возрасте 6–12 лет. Однако на практике начальным образованием охвачено 55–60% детей школьного возраста, что является главной причиной экономической отсталости большинства стран Африканского континента.


Право человека на образование лишь частично входит в содержание его конституционно-правового статуса. Его реализация закладывает основу для духовного и нравственного развития личности, получения основного общего и профессионального образования, а при необходимости и дополнительного. Поэтому оно включается в качестве составного элемента преимущественно в структуру конституционно-правового статуса личности.


[6] Право человека на физическую и психическую целостность. Оно представляет собой гарантированную законом возможность человека сохранить генетически обусловленную форму своей личности, нормальное функционирование всех органов целостного организма, способность мозга адекватно отражать объективную действительность в виде ощущений, восприятий, представлений, мыслей, чувств и стремлений. Это право с исключительной четкостью сформулировано в ст. 22 Конституции Румынии.


Физическая целостность человека может быть нарушена путем нанесения увечья, в процессе проведения медицинских или научных экспериментов, в результате удаления тканей или органов для пересадки. Поэтому государство запрещает на конституционном уровне подвергать человека пыткам, жестоким наказаниям, применять к нему физическое насилие, наносить какие-либо телесные повреждения, участвовать в медицинских или научных экспериментах против его воли и осведомленного согласия. Соответствующие запреты установлены в конституциях России (ст. 21), Болгарии (ст. 29), Словакии (ст. 18), Украины (ст. 28), Эстонии (ст. 12). Конституция ЮАР уточняет, что только человек самостоятельно может принимать решение относительно своего здоровья, защищать и распоряжаться своим телом (ст. 12).


Ущерб психологической целостности человека может быть нанесен путем преднамеренного изменения его генетического кода, применения без медицинских показаний гипноза, наркотических и психотропных препаратов, вызывающих потерю памяти, адекватное восприятие реальной действительности. В этой связи государство запрещает применение психологического насилия, гарантирует психическую неприкосновенность человека, обеспечивает сохранение его генетической индивидуальности, в том числе в ходе создания, развития и использования новейших технологий, постановки научных экспериментов (ст. 7 Конституции Греции, ст. 28 Конституции Португалии, ст. 12 Конституции ЮАР).


[7] Право человека на достойную жизнь и свободное развитие. Это право можно определить, как гарантированную законом возможность человека жить в условиях, заслуживающих уважения других людей, формироваться как личность без чрезмерных материальных, духовных, политических и административных ограничений и стеснений. В его содержание входят практически все права ребенка, предусмотренные Конвенцией о правах ребенка 1989 г.


Такая особенность законодательного оформления права человека на достойную жизнь и свободное развитие вполне объяснима, поскольку в состав его гарантий включаются многие конституционные права как материального, так и процессуального характера, имплементированные из содержания международно-правовых актов. Наглядным подтверждением тому может служить ст. 17 Конституции РФ, где записано: «В Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией» (ч. 1).


Еще более четко эта мысль выражена в ст. 22 Конституции Бельгии, согласно которой «каждый имеет право вести жизнь, соответствующую человеческому достоинству. С этой целью закон, декрет или норма гарантируют с учетом соответствующих обязательств экономические, социальные и культурные права и определяют условия их осуществления».


Вполне естественно, что без создания государством благоприятных условий для достойной жизни человека и его свободного развития он не сформируется как личность, не станет полноправным членом общества, хорошим семьянином. В каждой стране должна быть ликвидирована бедность, создана материальная основа развития общего и профессионального образования, обеспечена личная безопасность человека, сохранена благоприятная природная среда для нынешних и будущих поколений людей, внедрены в производство надлежащие меры техники безопасности и предупреждения несчастных случаев, налажена профилактика дорожно-транспортных происшествий, устранена угроза локальных конфликтов и терроризма.


Таким образом, права человека являются неотъемлемыми или неотчуждаемыми правами, поскольку они принадлежат ему не по милости государства, а в силу рождения. Для их реализации совсем не обязательно, чтобы человек обладал социальными и правовыми качествами личности и гражданина. Они должны пользоваться полным уважением и защитой как государства, так и международного сообщества. Любые национальные законы или другие нормативные правовые акты, ограничивающие или отменяющие эти права, признаются ничтожными с момента их издания и не имеют юридической силы. Нарушение прав человека может служить основанием для вмешательства международного сообщества в рамках Устава ООН во внутренние дела суверенного государства.


§ 3. Особенности конституционно-правового статуса личности


В содержание конституционно-правового статуса личности (лица) входят основные права, свободы и обязанности индивида, позволяющие ему активно проявлять себя во всех сферах жизни общества. Принципиальных различий между правами и свободами личности не существует, поскольку субъекты конституционного права всегда наделяются государством, с одной стороны, правами и свободами, а с другой – корреспондирующими им юридическими обязанностями. В чисто семантическом плане право означает гарантированную законом возможность индивида обрести определенное социальное благо, а свобода истолковывается как отсутствие установленных государством стеснений и ограничений в его личной жизни и в практической деятельности в различных сферах общества. Как верно заметил известный украинский компаративист В. Н. Шаповал: «Право по существу означает «дай», а свобода – «не мешай».


Естественные права человека складываются объективно и не зависят от государственного признания. В национальных конституциях большинства современных государств они провозглашаются на основе важнейших международно-правовых актов универсального и регионального уровней. Сам термин «права человека» указывает на их общесоциальную значимость, надгосударственный характер, общечеловеческие требования и стандарты к составу и защите этих прав. В то же время личность нормативно наделяется правами и свободами с учетом экономического и социального развития страны, сложившихся демократических традиций, наличия зрелого гражданского общества, состояния общей и правовой культуры населения, уровня законности. Это значит, что они не могут быть механически скопированы с каких-то международных стандартов, закреплены в национальные конституции в раз и навсегда очерченном составе, без какой-либо модификации и реальных возможностей их осуществления.


В отечественной и зарубежной литературе конституционные права и свободы личности классифицируются по разным основаниям. Но чтобы не заслонить леса деревьями, разумно в учебном курсе конституционного права ограничиться их классификацией в зависимости от содержания. По этому критерию выделяются гражданские (личные), социально-экономические, культурные и экологические права и свободы.


Гражданские права и свободы представляют собой определенную национальной конституцией совокупность возможностей личности по осуществлению индивидуальной свободы, сохранению своей чести и достоинства, доброго имени и репутации. В их состав входят следующие основные права и свободы:


[1] Право на уважение человеческого достоинства, личной чести, доброй репутации и на охрану имени. Именно в такой точной формулировке закреплено это гражданское право личности в ч. 1 ст. 19 Конституции Словакии. Оно означает гарантированную государством возможность индивида требовать от органов государственной и муниципальной власти, предприятий, учреждений и организаций, должностных лиц и граждан почтительного отношения к своей личности, полученному при регистрации имени, объективной оценки признанных обществом личностных и деловых качеств, личной известности в определенных кругах общества. Это помогает индивиду психологически осознать свое место и значимость в обществе и государстве, трудовом коллективе, в высокой самооценке своих нравственных качеств, деловых способностей и трудовых навыков, стать уважаемым человеком, настоящей личностью.


В России правовая защита достоинства личности возведена в ранг конституционного принципа. Согласно ст. 21 Конституции РФ достоинство личности охраняется государством. Ничто не может быть основанием для его умаления. Никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию. Никто не может быть, без добровольного согласия, подвергнут медицинским, научным или иным опытам.


Правовым нормам ст. 21 Конституции РФ присущи определенные конструктивные недостатки. Во-первых, с их помощью сформулированы конституционные запреты, которые касаются преимущественно обеспечения права человека на физическую целостность, а не на охрану достоинства личности. Во-вторых, в России стало национальной традицией унижение достоинства личности чиновниками органов государственной и муниципальной власти при попытке лица получить положенные ему по закону услуги или какие-либо блага. Поэтому на конституционном уровне следовало бы закреплять юридические гарантии от чиновничьего произвола, повседневного унижения достоинства личности.


[2] Право на свободу и личную неприкосновенность. Под этим названием объединены по существу два разных, хотя и тесно связанных между собой, конституционных прав личности. Право на свободу означает возможность лица совершать любые действия и поступки, не запрещенные законом. В то же время под правом на личную неприкосновенность понимается гарантированная конституционными нормами возможность человека рассчитывать на государственную охрану и защиту от противоправных посягательств на свою личность.


В национальных конституциях современных государств, право на свободу и личную неприкосновенность закрепляется в одной или в двух самостоятельных статьях. Первый вариант нашел свое текстуальной воплощение в ст. 22 Конституции РФ, согласно которой каждый имеет право на свободу и личную неприкосновенность. Арест, заключение под стражу и содержание под стражей допускается только по судебному решению. До судебного решения лицо не может быть подвергнуто задержанию на срок более 48 часов.


Второй вариант нормативного оформления права на свободу и личную неприкосновенность удачно применен в Конституции Португалии. В ней сущностные свойства каждого из прав личности раскрываются в отдельных статьях, что способствует глубокому пониманию их смысла и юридического содержания (ст. 25, 27).


Вместе с тем следует отметить, что в мире существует немало конституций, в которых закрепляется не только право на свободу и личную неприкосновенность, но одновременно и его правовые ограничения, а также процессуальные гарантии практической реализации. В первую очередь это касается конституций Индии, Кипра, Мальты, Словакии, Турции и Филиппин. Их содержание перегружено такими конституционными положениями, которым место, скорее всего, в уголовно-процессуальном законодательстве.


[3] Право на частную жизнь. Его следует понимать, как гарантированную конституционными нормами возможность лица не допускать незаконного и произвольного вмешательства общества и государства в свою частную жизнь, не предавать огласке сведений личного характера и не давать своего согласия на их обнародование и разглашение сторонними лицами. Оно закреплено в ст. 23 Конституции РФ, согласно которой каждый имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени, на тайну переписки, телефонных переговоров, телеграфных и иных сообщений. Ограничение этого права личности допускается «только на основании судебного решения».


Правовая категория частной жизни исключительно емкая по своему содержанию. Она охватывает непосредственно личную жизнь человека, его жизнь в семье, специфику трудовой деятельности, круг личного общения с другими людьми, в том числе с использованием современных технических средств. С ее помощью очерчивается специфическая область жизнедеятельности личности, которая упорядочивается только на основе саморегуляции и не подпадает под какой-либо внешний контроль.


Право личности на частную жизнь почти во всех конституциях современных государств увязывается с юридической обязанностью третьих лиц соблюдать тайну о свойствах ее реализации, которая стала им известной в силу профессиональной деятельности. Отраслевое законодательство устанавливает правовые запреты на разглашение тайны переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, банковской, врачебной, нотариальной и адвокатской тайны, тайны усыновления, тайны персональных данных и тайны исповеди. За нарушение запретов в большинстве случаев предусмотрена дисциплинарная, административная или уголовная ответственность.


В современных условиях информация о частной жизни известных лиц, их персональные данные все чаще рассматривается государственными и коммерческими структурами как ценный рыночный товар, как эффективный источник манипулирования людьми в экономической и политической сферах, в шоу бизнесе. В этой связи большой практический интерес представляют правовые нормы ст. 32 Конституции Болгарии, устанавливающие, что «никто не может быть подвергнут слежке, сфотографирован, снят на пленку, записан или подвергнут другим подобным действиям без его знания или вопреки его специальному несогласию, кроме случаев, предусмотренных в законе» (ч. 2).


В целях обеспечения реализации права личности на частную жизнь в национальных конституциях закрепляются корреспондирующие ему обязанности органов государственной и муниципальной власти, а также их должностных лиц. Так, в ст. 24 Конституции РФ установлено, что сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия не допускается. Органы государственной власти и органы местного самоуправления страны, их должностные лица обязаны обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом. Вполне естественно, что это в первую очередь касается права личности на частную жизнь.


[4] Право на неприкосновенность жилища. Оно представляет собой гарантированную конституционными нормами возможность обитателей жилища не допускать незаконного или произвольного проникновения в помещение каких-либо посторонних лиц, в том числе представителей власти.


Под жилищем понимается не только помещение для постоянного или преимущественного проживания людей, но и помещение, официально оформленное для временного проживания (студенческое общежитие, гостиница, дом отдыха, пансионат и т. п.). Однако правом на неприкосновенность жилища обладают только лица, проживающие в нем на законных основаниях.


Жилище служит местом уединения проживающих в нем лиц, занятия домашними делами, творческой работой, проведения досуга, подходящим помещением для полноценного сна и отдыха. Поэтому никто из посторонних не должен входить в жилище и находиться в нем без разрешения проживающих там лиц.


Право на неприкосновенность жилища закреплено почти во всех национальных конституциях современных государств. Так, в ст. 25 Конституции РФ записано: «Жилище неприкосновенно. Никто не вправе проникать в жилище против воли проживающих в нем лиц иначе как в случаях, установленных федеральным законом, или на основании судебного решения».


Конституция Болгарии несколько расширила содержание права на неприкосновенность жилища. Согласно ст. 33 Конституции без согласия обитателя жилища «никто не может входить или оставаться там, кроме случаев, специально указанных в законе». Это значит, что посторонние лица не только не могут входить в жилище против воли его обитателей, но и должны немедленно покинуть помещение по их первому требованию. Такая формулировка более точно выражает суть конституционного права на неприкосновенность жилища.


В России юридические ограничения права личности на неприкосновенность жилища установлены федеральными законами. Как говорится в ст. 3 Жилищного кодекса РФ, проникновение в жилище без согласия проживающих в нем на законных основаниях граждан допускается только в целях спасения жизни людей и (или) их имущества, обеспечения их личной безопасности при аварийных ситуациях, стихийных бедствиях, катастрофах, массовых беспорядках либо иных обстоятельствах чрезвычайного характера. Это допускается также в целях задержания лиц, подозреваемых в совершении преступлений, или установления обстоятельств совершенного преступления либо произошедшего несчастного случая (ч. 3).


Уголовно-процессуальный кодекс РФ, регулируя судебный порядок получения разрешения на производство следственных действий в жилых помещениях, установил, что осмотр жилища производится только с согласия проживающих в нем лиц или на основании судебного решения. Однако в исключительных случаях, когда производство осмотра жилища, обыска и выемки в жилище, а также личного обыска не терпит отлагательства, указанные следственные действия могут быть произведены на основании постановления следователя без получения судебного решения (ст. 12, 165).




Конституционное право: университетский курс. В 2 т. Т. II. Учебник

На основе сравнительного конституционного права, новейших федеральных и региональных законодательных и подзаконных актов, судебных решений, практики их применения раскрывается самобытность конституционного права России в сравнении с лучшими мировыми достижениями конституционно-правовой мысли.<br /> Для студентов, слушателей, аспирантов, преподавателей юридических факультетов, работников органов государственной власти, а также всех, кто интересуется вопросами организации государственной власти.

349
 Под ред. Казанника А.И., Костюкова А.Н. Конституционное право: университетский курс. В 2 т. Т. II. Учебник

Под ред. Казанника А.И., Костюкова А.Н. Конституционное право: университетский курс. В 2 т. Т. II. Учебник

Под ред. Казанника А.И., Костюкова А.Н. Конституционное право: университетский курс. В 2 т. Т. II. Учебник

На основе сравнительного конституционного права, новейших федеральных и региональных законодательных и подзаконных актов, судебных решений, практики их применения раскрывается самобытность конституционного права России в сравнении с лучшими мировыми достижениями конституционно-правовой мысли.<br /> Для студентов, слушателей, аспирантов, преподавателей юридических факультетов, работников органов государственной власти, а также всех, кто интересуется вопросами организации государственной власти.

Внимание! Авторские права на книгу "Конституционное право: университетский курс. В 2 т. Т. II. Учебник" (Под ред. Казанника А.И., Костюкова А.Н.) охраняются законодательством!