Юридическая Под ред. Батыра К.И., Поликарповой Е.В. Хрестоматия по истории государства и права зарубежных стран. Том 1. Учебное пособие

Хрестоматия по истории государства и права зарубежных стран. Том 1. Учебное пособие

Возрастное ограничение: 12+
Жанр: Юридическая
Издательство: Проспект
Дата размещения: 03.08.2014
ISBN: 9785392147373
Язык:
Объем текста: 386 стр.
Формат:
epub

Оглавление

Предисловие

Раздел первый. Государство и право Древнего мира. А. Древний Восток

Б. Античный мир

Раздел второй. Государство и право средних веков. А. Франкское государство

Б. Средневековая Франция

В. Средневековая Германия

Г. Средневековая Англия



Для бесплатного чтения доступна только часть главы! Для чтения полной версии необходимо приобрести книгу



В. СРЕДНЕВЕКОВАЯ ГЕРМАНИЯ



28. ИЗ «ЗОЛОТОЙ БУЛЛЫ» 1356 г.


«Золотая булла», получившая свое название от привешенной золотой печати, была принята в 1356 г. при императоре Карле IV, который одновременно являлся богемским (чешским) королем. Другое название — «Курфюрстская булла» — более соответствует содержанию этого документа, окончательно закрепившего в раздробленной Германии власть великокняжеской (курфюрстской) олигархии. Три духовных (архиепископы майнцский, кельнский и трирский) и четыре светских князя избирали императора, имели право суда над ним и его смещения. На их съездах должны были решаться важнейшие общеимперские вопросы; в своих владениях они обладали фактически неограниченным суверенитетом. «Золотая булла» оказала влияние на последующее развитие государственного права в Германии, где она считалась действующим законом вплоть до XIX в.



Глава II.


Об избрании римского короля


1. После того, как... князья-избиратели или их послы вступят в город Франкфурт, они должны... на другой же день, рано утром прослушать в присутствии их всех в церкви св. апостола Варфоломея заказанную ими мессу... И архиепископ майнцский даст им форму присяги, и он с ними и они или, в случае их отсутствия, (их) послы с ним принесут на народном языке присягу...


3. ...По принесении князьями-избирателями или (ибс) послами... присяги... пусть приступят они к избранию и никак уже названного города Франкфурта не покидают, прежде чем большая часть их не выберет временного главу мира или христианского народа, то есть римского короля, долженствующего стать императором.


4. ...И мы постановляем и предписываем всей полнотой данной нам императорской власти, что тот, кто вышеуказанным способом будет избран римским королем, тотчас же по окончании избрания, прежде чем он в силу власти Священной империи займется какими-нибудь другими делами или предприятиями, должен всем вместе и каждому в отдельности князьям-избирателям, духовным и светским, которые считаются ближайшими членами Священной империи, незамедлительно и беспрекословно подтвердить и одобрить своими грамотами и печатями все их привилегии, грамоты, права, вольности, пожалования, старинные обычаи, а также почетные саны и все, что они от империи получали и чем обладали вплоть до дня выборов, и все перечисленное повторить еще раз им, после того как будет коронован императорской короной.


Глава IV.


О князьях-избирателях вообще


2. Далее, когда бы и сколько бы раз в будущем ни случалось (престолу) Священной империи быть вакантным, архиепископ майнцский будет тогда иметь власть — как он имел (эту) власть, насколько известно, сыздавна, — созывать письменными извещениями прочих вышеупомянутых князей, своих соучастников по упомянутым выборам; когда же они все или те, которые смогут и пожелают присутствовать (на выборах), соберутся к назначенному дню выборов, названный архиепископ майнцский... должен будет опросить голоса своих соизбирателей, каждого в отдельности, в следующем порядке: первого, разумеется, он опросит архиепископа трирского, коему мы предоставляем первый голос, который, как нам известно, принадлежал ему до сих пор; второго — кельнского архиепископа, коему по рангу и должности присвоено возлагать королевскую корону на римского короля; третьего — короля Богемии...; четвертого — пфальцграфа рейнского; пятого — герцога саксонского; шестого — маркграфа бранденбургского; о голосах их всех названный архиепископ майнцский расспросит в указанном порядке. После этого названные князья-избиратели, его соучастники (по выборам), спросят, в свою очередь, его, чтобы и он сам выразил свое мнение и объявил им (за кого подаст) свой голос.


Глава XX.


О неотделимости курфюршеств от прав, с ними связанных


Так как все княжества и каждое (из них) в отдельности, в связи с которыми светские князья-избиратели получают, как известно, права и голос на выборах римского короля, долженствующего потом стать императором, до такой степени сопряжены и неразрывно соединены с этим правом, должностями, санами и с другими правами, с ними связанными и от них проистекающими, что право, голос, должность и сан, а также другие права, относящиеся к какому-либо из этих княжеств, не могут доставаться никому другому, кроме того, о ком известно, что он владеет самим курфюршеством с его территорией, вассально-зависимыми землями, ленами и доменами и со всем, к нему относящимся, — то настоящим императорским эдиктом, долженствующим сохранять силу на вечные времена, мы предписываем, что каждое из названных курфюршеств должно... оставаться и быть навеки нераздельно соединенным и связанным с избирательным правом, голосом, должностью и всеми прочими санами, правами, и всем, к нему относящимся...



29. ИЗ «САКСОНСКОГО ЗЕРЦАЛА»


«Саксонское зерцало» — памятник германского права первой половины XIII века. Эту частную кодификацию составил судья Эйке фон Репхоф, обобщивший казуистическую практику тогдашних судов. «Саксонское зерцало» состоит из двух частей. В первой излагается «земское право» северо-восточных областей Германии, во второй — «ленное право», т. е. отношения сюзеренитета-вассалитета в среде германских феодалов, порядок держания и утраты ленов.



ЗЕМСКОЕ ПРАВО


Книга I


Статья 1


Два меча предоставил Бог земному царству для защиты христианства. Папе — духовный, императору — светский... Это значит: кто противится папе и не может быть принужден церковным судом, того император обязан принудить при помощи светского суда, чтобы был послушен папе. Точно так же и духовная власть должна помогать светскому суду, если он в этом нуждается.


Статья 2


1. Каждый христианин обязан по достижении им совершеннолетия участвовать трижды в году в церковном суде в том епископстве, где он проживает. Свободные же люди бывают трех родов: шеффенские люди... чиншевики... и поселенцы...


2. Равным образом они должны участвовать в светских судах. Шеффены — в суде графа через каждые 18 недель по королевскому приказу...


3. Чиншевики тоже обязаны на основе их земельной собственности участвовать в суде шультгейса (префекта) через каждые 6 недель. Из их среды должен быть избран судебный пристав...


4. Поселенцы, не имеющие никакой земельной собственности в данном месте, обязаны участвовать в суде гографа через каждые 6 недель.


Статья 3


2. ...Установлено 7 военных щитов, из которых королю принадлежит первый; епископам, аббатам и аббатисам — второй; светским князьям — третий...; сеньорам — четвертый; шеффенским людям и вассалам — пятый; а их вассалам — шестой... О седьмом щите не известно, имеет ли он ленное право и военный щит.


...Как феодальная лестница кончается на седьмом щите, точно так же и родство заканчивается седьмой степенью.


3. ...Кто может причислить себя к более близкому родству, тот прежде получает наследство. Родство кончается на седьмой степени для наследования...


Статья 6


1. Что бы человек ни оставил после себя из своего имущества называется наследством.


2. Кто принимает наследство, тот должен по закону Платить долги в пределах стоимости движимого имущества. Долг, вытекающий из кражи, разбоя или по игре, он не обязан покрывать...


Статья 14


1. Хотя по ленному праву господин (сеньор) передает лен отца только одному сыну, но этого нет по земскому праву, чтобы он (сын) один его получал, разве только он предоставляет своим братьям то, что им причитается в ленном праве.


Статья 16


1. Никто не может обрести иного права, кроме того, которое ему свойственно по рождению. Если он, однако, отказывается перед судом от своего права и притязает на другое право, которое он не может обосновать, он теряет оба права. Исключение составляет крепостной, отпущенный на свободу: тот приобретает права свободного поселенца.


2. Если ребенок рожден свободным и законным, то он сохраняет права отца. Если же отец или мать — министериалы господина, то ребенок приобретает права согласно рождению.


Статья 17


1. Если мужчина умирает бездетным, то его наследство получает его отец. Если у него нет отца, то наследство получает мать преимущественно перед его братом. Наследство после отца или матери, сестры или брата получает сын, а не дочь, разве только что сына нет, тогда его получает дочь. Если наследство переходит к более дальним, чем сестры и братья, наследникам, тогда все находящиеся в одинаково близком родстве получают равные доли, будь то мужчина или женщина: эти называются саксонскими сонаследниками.


...Кто не равен другому по рождению, тот не может получить его наследства.


Статья 23


1. Если сыновья не достигли совершеннолетия, то военное снаряжение ... берет старший способный носить меч родственник, равный по рождению, и становится опекуном детей до их совершеннолетия. Тогда он должен вернуть им все их имущество, разве только он сможет доказать, куда он израсходовал его в их интересах, или что он утратил это имущество вследствие грабежа или несчастного случая и без его вины.


Статья 24


1. После выделения военного снаряжения пусть жена возьмет ее утренний дар... К нему относятся все рабочие лошади, рогатый скот, козы и свиньи, ... огороженный усадебный участок и дом.


3. Затем она берет все, что относится к женской доле... Это овцы, и гуси, и шкатулка, вся пряжа, постели, подушки, простыни, скатерти, полотенца, купальные простыни, умывальники, подсвечники, льняное белье, все женские платья, перстни, браслеты, головные украшения, ...все богослужебные книги, которые обычно читают женщины, кресла, лари, ковры, пологи... Это все то, что принадлежит к женской доле. ...Материя, которая не скроена для женских платьев, и золото и серебро не в изделиях — не принадлежат женщинам. Все, что имеется, кроме перечисленных вещей, все относится к наследству.


2. Каждый мужчина рыцарского рода оставляет двоякого рода наследство: наследство ближайшему родственнику, равному ему по рождению, кто бы он ни был, и военное снаряжение ближайшему способному носить меч родственнику. Кто не принадлежит к рыцарству и военного щита не имеет, тот в случае смерти оставляет только наследство, но не военное снаряжение.


Статья 31


1. Муж и жена не имеют раздельного имущества при их жизни.


...Жена не может без согласия мужа... отчуждать что-либо из ее имущества так, чтобы он этим потерпел ущерб, (в своих) правах.


2. Если муж берет жену, то он берет в свое владение все ее имущество на правах законной опеки. Поэтому жена не может давать мужу никакого дара ни из ее земельной собственности, ни из ее движимого имущества, так как тем самым она отнимает это имущество у своих законных наследников после своей смерти: муж не может приобрести никакого другого права владения на имущество жены, кроме того, которое он приобрел с самого начала в силу его права на опеку.


Статья 34


2. Если кто-нибудь отчуждает свое имение, а затем его обратно получает в виде лена, то господин от этого дара ничего не будет иметь, если он не сохранит имение в своем непосредственном владении год и день. После этого он может неоспоримо опять передать имение тому же в лен, причем ни тот, ни его наследники тогда не смогут претендовать на аллодиальное (право) собственности на это имение.


Статья 35


1. Все сокровища, находящиеся в земле глубже, чем вспахивает плуг, принадлежат королевской власти.


Статья 38


1. Наемные бойцы (в судебном поединке) и их дети, актеры и все незаконнорожденные и... осужденные за кражу и грабеж или возвращающие (награбленное)... или которые откупаются от смертной казни или телесных наказаний... — все они лишены прав.


Девушки и женщины должны иметь опекуна при всяком иске...


Статья 62


1. Никого нельзя принуждать приносить жалобу, которой он не возбуждал. Каждый может умолчать о своем ущербе, доколе он желает.


10. Во всех городах имеется суд, где судьи судят на основании суждения шеффенов.


Статья 63


1. Кто хочет вызвать на судебный поединок лицо равного с ним сословия, тот должен просить судью, чтобы управомочил его на это...


3. Каждый может отказаться от поединка с тем, кто низшего по сравнению с ним рождения. Тому, кто выше стоит по рождению, нижестоящий не может отказать в поединке по мотивам высшего рождения, если только тот его вызвал...


4. ...Если будет побежден тот, против кого жалуются, то его будут судить, если же он победит, то его освобождают от штрафа и возмещения.


Книга II


Статья 7


Четыре случая... признаются законным препятствием явки в суд: арест и болезнь, служба богу вне страны и имперская служба...


Статья 13


1. Теперь внемлите о преступлениях и какое за них наказание ожидает. Вора надлежит повесить. Если же в деревне произойдет кража днем ценою меньше трех шиллингов, то за это сельский староста в тот же день может подвергнуть телесному наказанию (побоям и выстриганию волос) или (дать) откупиться тремя шиллингами. Затем тот считается обесчещенным и лишенным прав.


3. Такое же наказание полагается за неверные меры и неверные весы, за обман в торговле, если это раскрывается.


4. Всех тайных убийц и тех, которые ограбят плуг или мельницу, или церковь, или кладбище, а также изменников и тайных (ночных) поджигателей или тех, которые выполняют чужое поручение в своих корыстных целях, — их всех следует колесовать.


5. Кто убьет кого-нибудь или (незаконно) возьмет под стражу, или ограбит, или подожжет, кроме тайных (ночных) поджогов, или изнасилует девушку или женщину, или нарушит мир, или будет застигнут в нарушении супружеской верности, тем следует отрубить голову.


6. Кто укрывает краденое или награбленное или оказывает этому помощь, и если он будет изобличен в этом, его следует наказать, как тех.


7. Христианина-мужчину или женщину, — если он неверующий, и того, кто имеет дело с волшебством или с отравлениями, если он будет в том изобличен, следует подвергнуть сожжению на костре.


8. Судья, который не наказывает за преступление, тот сам подлежит тому же наказанию, которому должен был подвергнуться преступник. Никто не обязан посещать судебное заседание этого судьи и участвовать с ним в суде, поскольку он сам пренебрег правосудием.


Статья 16


1. Каждый должен давать поруку за своего господина, которому он обязан верностью, и за способных носить меч родственников по делам об убийстве, искалечении и о нанесении ран.


2. Кто искалечит или ранит другого и будет в этом изобличен, тому отрубают руку. За преступление, (в совершении которого) кого-либо изобличили поединком, его лишают жизни.


3. Каждый получает возмещение сообразно своему рождению, если он не был лишен этого права.


5. За рот, нос и глаз, язык, уши и мужские половые органы, за руки и ноги, если кому-либо изувечат и нужно будет возместить ему за это, то должны оплатить ему половиною вергельда.


6. Каждый палец (руки) и палец ноги имеет особое возмещение — причитающегося ему вергельда десятая часть.


8. Если кого-либо побьют без кровавых ран или обругают лжецом, тому должны дать возмещение сообразно его рождению.


Статья 19


2. Господин может освободить один раз своего человека — осужденного, если он присягнет на священной реликвии в том, что тот в силу рождения является его человеком и что он невиновен в том, в чем его обвиняют.


3. Если слуга сбежит от своего господина самовольно, то он должен господину уплатить столько же, сколько ему господин обещал; а то, что ему было уплачено, то он должен вернуть вдвойне.


Статья 36


1. Если кто-нибудь на другой день найдет украденную или ограбленную у него вещь у кого-нибудь, который ее открыто купил и не скрываясь пользовался и о том имеет свидетелей, то его нельзя обвинить в том, что он пойман с поличным, даже если у него найдут украденную вещь, разве только он раньше был лишен прав...


2. Если тот откажется вернуть вещь без суда, то он должен потребовать от него вернуть ему вещь на суде. Если тот от этого откажется, то он должен позвать (соседей) на помощь и схватить его как вора, как если бы он был застигнут с поличным и выдал себя попыткой к бегству. Если же тот добровольно явится в суд, он должен законным путем добиваться вещи.


4. Если он скажет, что он вещь купил на общем рынке, но что он не знает у кого, то его нельзя обвинить в краже, если он только докажет место покупки и принесет в том присягу. Он теряет, однако, свои деньги, которые он за вещь заплатил, а тот получает свою вещь, которая была у него украдена или ограблена...


5. Если он говорит, что вещь ему передана или он ее купил, то он должен назвать правопередатчика.., от которого он купил, и указать то место, где он купил. Он должен, однако, присягнуть в том, что он отсылает к надлежащему правопредшественнику.


...Правопередатчик должен отвечать вместо него за вещь. Если же с правопередатчиком он потерпит неудачу, то он должен вещь вернуть с возмещением и со штрафом; и если его будут привлекать за кражу или ограбление, то он должен очиститься по закону.


8. У кого найдут по своду вещь, тот должен сохранить ее в своем владении до тех пор, пока она законно не будет у него отсужена.


Статья 38


Должен быть ... возмещен вред, причиненный чьей-либо небрежностью, будь то от пожара или колодца, который не был обнесен оградой..., или если кто-либо застрелит человека или животное тогда, когда он целился в птицу. За это ему не отказывают в жизни и здоровье (не подвергают его смертной казни или изувечивающим наказаниям), хотя бы человек умер, но он должен отплатить за него его вергельдом.


Статья 58


2. Теперь внемлите, когда что причитается. В день св. Варфоломея (24 августа) причитаются всякого рода чинши и повинности. В день св. Вальбурга (11 мая) причитается десятина с ягнят. В праздник Успения Богородицы (15 августа) десятина с гусей. В день св.Иоанна Крестителя (24 июня) всякого рода десятина с мяса, где ежегодно десятины выкупаются деньгами. Там, где они не выкупаются, там срок взноса наступает тогда, когда животное получает потомство. В день св. Маргариты (13 июля) — все десятины с хлебов... В день св.Урбана (25 мая) причитается десятина с виноградников и садов. С чьего-либо посева, который он произведет своим плугом, десятина причитается с того момента, когда прошла борона, и с сада с того момента, как он засажен и расчищен. Чинш с мельниц ... причитается тогда, когда наступает день, назначенный для его уплаты.




Хрестоматия по истории государства и права зарубежных стран. Том 1. Учебное пособие

Хрестоматия содержит документы, необходимые для изучения истории государства и права стран Древнего мира, Средних веков, Нового времени и Новейшего времени.<br /> В первый том вошли документы Древнего мира и Средних веков.<br /> Для студентов, аспирантов юридических вузов, а также всех интересующихся историей государственности.

279
Юридическая Под ред. Батыра К.И., Поликарповой Е.В. Хрестоматия по истории государства и права зарубежных стран. Том 1. Учебное пособие

Юридическая Под ред. Батыра К.И., Поликарповой Е.В. Хрестоматия по истории государства и права зарубежных стран. Том 1. Учебное пособие

Юридическая Под ред. Батыра К.И., Поликарповой Е.В. Хрестоматия по истории государства и права зарубежных стран. Том 1. Учебное пособие

Хрестоматия содержит документы, необходимые для изучения истории государства и права стран Древнего мира, Средних веков, Нового времени и Новейшего времени.<br /> В первый том вошли документы Древнего мира и Средних веков.<br /> Для студентов, аспирантов юридических вузов, а также всех интересующихся историей государственности.

Внимание! Авторские права на книгу "Хрестоматия по истории государства и права зарубежных стран. Том 1. Учебное пособие" (Под ред. Батыра К.И., Поликарповой Е.В.) охраняются законодательством!