Юридическая Под ред. Батыра К.И., Поликарповой Е.В. Хрестоматия по истории государства и права зарубежных стран. Том 1. Учебное пособие

Хрестоматия по истории государства и права зарубежных стран. Том 1. Учебное пособие

Возрастное ограничение: 12+
Жанр: Юридическая
Издательство: Проспект
Дата размещения: 03.08.2014
ISBN: 9785392147373
Язык:
Объем текста: 386 стр.
Формат:
epub

Оглавление

Предисловие

Раздел первый. Государство и право Древнего мира. А. Древний Восток

Б. Античный мир

Раздел второй. Государство и право средних веков. А. Франкское государство

Б. Средневековая Франция

В. Средневековая Германия

Г. Средневековая Англия



Для бесплатного чтения доступна только часть главы! Для чтения полной версии необходимо приобрести книгу



Б. АНТИЧНЫЙ МИР



ДРЕВНЯЯ ГРЕЦИЯ



I. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТРОЙ СПАРТЫ



4. ПЛУТАРХ О ВОЗНИКНОВЕНИИ СПАРТАНСКОГО ОБЩЕСТВА И ГОСУДАРСТВЕННОГО СТРОЯ


О законодателе Ликурге невозможно сообщить ничего строго достоверного... о его законах и об устройстве, которое он дал государству, существуют самые разноречивые рассказы...


Из многочисленных нововведений Ликурга первым и самым главным был Совет старейшин. В соединении с... царской властью, обладая равным с нею правом голоса при решении важнейших дел, этот Совет стал залогом благополучия и благоразумия... Двадцать восемь старейшин теперь постоянно поддерживали царей, оказывая сопротивление демократии, но в то же время помогли народу хранить отечество от тирании...


...Ликург поставил двадцать восемь старейшин скорее всего для того, чтобы вместе с двумя царями их было ровно тридцать.


...Никому из обыкновенных граждан не дозволялось подавать свое суждение, и народ, сходясь, лишь утверждал или отклонял то, что предложат старейшины и цари. Но впоследствии толпа разного рода изъятиями и прибавлениями стала искажать и уродовать утверждаемые решения, и тогда цари Полидор и Теопомп сделали к ретре такую приписку: «Если народ постановит неверно, старейшинам и царям распустить», то есть решение принятым не считать, а уйти и распустить народ на том основании, что он извращает и переиначивает лучшее и наиболее полезное.


...Первых старейшин Ликург назначил из числа тех, кто принимал участие в его замысле. Затем он постановил взамен умерших всякий раз выбирать из граждан, достигших шестидесяти лет, того, кто будет признан самым доблестным...


...Народ и в этом случае, как и во всех прочих, решал дело криком. Соискателей вводили не всех сразу, а по очереди; в соответствии со жребием, и они молча проходили через собрание. Избранным объявлялся тот, кому кричали больше и громче других...


...Ликург придал государственному управлению смешанный характер, но преемники его, видя, что олигархия все еще чересчур сильна... набрасывают на нее, словно узду, власть эфоров-блюстителей.


Создание должности эфоров послужило не ослаблению, но упрочению государства: оно лишь на первый взгляд было уступкой народу, на самом же деле — усилило аристократию.


...Отказавшись от чрезмерной власти, спартанские цари вместе с тем избавились и от ненависти, и от зависти; им не пришлось испытать того, что мессенцы и аргивяне учинили со своими правителями, не пожелавшими поступиться ничем в пользу народа...


Второе и самое смелое из преобразований Ликурга — передел земли.


...Ликург... уговорил спартанцев объединить все земли, а затем поделить их заново и впредь хранить имущественное равенство... Он разделил Лаконию между периэками, или, иначе говоря, жителями окрестных мест, на тридцать тысяч участков, а земли, относящиеся к самому городу Спарте, — на девять тысяч, по числу семей спартиатов... Каждый надел был такой величины, чтобы приносить по семидесяти медимнов ячменя на одного мужчину и по двенадцати на женщину и соразмерное количество жидких продуктов...


...Затем Ликург изгнал из Спарты бесполезные и лишние ремесла... Ремесленники, вынужденные отказаться от производства бесполезных предметов, стали вкладывать свое мастерство в предметы первой необходимости.


Чтобы нанести роскоши и страсти к богатству еще более решительный удар, Ликург провел третье и самое прекрасное преобразование — учредил общие трапезы: граждане собирались вместе и все ели одни и те же кушанья...


На трапезы собиралось человек по пятнадцати, иной раз немногим менее или более. Каждый сотрапезник приносил ежемесячно медимн ячменной муки, восемь хоев вина, пять мин сыра, две с половиной мины смокв и, наконец, совсем незначительную сумму денег для покупки мяса и рыбы...


...Одним из благ и преимуществ, которые доставил согражданам Ликург, было изобилие досуга. Заниматься ремеслом им было строго-настрого запрещено...


Землю их возделывали илоты, внося назначенную подать...


...Низким и рабским считали они всякий ручной труд, всякие заботы, сопряженные с наживой.


(Плутарх, Сравнительные жизнеописания, т.1, М., 1961;


«Ликург», с.53, 57-61, 71-72, 76)



5. АРИСТОТЕЛЬ О СПАРТАНСКИХ УЧРЕЖДЕНИЯХ


...Власть эфоров чрезвычайно велика и подобна власти тиранов.


В руках эфоров... находится власть постановлять свои решения по важным судебным процессам; однако эфорами могут оказаться первые попавшиеся; поэтому было бы правильнее, если бы они постановляли свои приговоры не по собственному убеждению, но по букве закона...


Неладно обстоит дело в Лакедемоне и с институтом геронтов.


Лица, исправляющие должность геронтов, бывают и доступны подкупу и часто государственные дела приносят в жертву своим личным выгодам. Поэтому лучше было бы, если бы геронты не были так безответственны, какими они являются в настоящее время. Правда, на это можно заметить, что все магистратуры подвластны контролю эфоров. Но это-то обстоятельство и дает в руки эфории слишком большое преимущество.


Вместе с царями, (когда они покидали страну), посылали в качестве лиц, их сопровождающих, их личных врагов и считали спасением для государства, когда между царями происходили распри.


Не могут считаться правильными и те законоположения, которые были введены при первом установлении сисситий. Средства на устройство их должно давать скорее государство, как это имеет место на Крите. В Лакедемоне же каждый участник сисситий обязан вносить на них свои деньги, несмотря на то, что некоторые по причине крайней бедности не в состоянии тратиться на сопряженные с сисситиями издержки... Он желал, чтобы институт сисситий был демократическим; но при тех законоположениях, которые к ним относятся, сисситии оказываются институтом менее всего демократическим. Дело в том, что участвовать в сисситиях людям очень бедным нелегко, между тем по традиции участие в них служит показателем принадлежности к сословию граждан, так как тот, кто не в состоянии делать взносов в сисситии, не пользуется правами гражданства.


(Аристотель, Политика, М., 1911, кн. II, с. 76–79)


II. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТРОЙ АФИН



6. АРИСТОТЕЛЬ О ДРЕВНЕЙШЕМ ГОСУДАРСТВЕННОМ СТРОЕ АФИН


...В течение долгого времени происходили раздоры между знатью и народом. ...Надо иметь в виду, что вообще государственный строй был олигархический, но главное было то, что бедные находились в порабощении не только сами, но также их дети и жены. Назывались они ...шестидольниками потому что на таких арендных условиях обрабатывали поля богачей. Вся же вообще земля была в руках немногих. При этом, если эти бедняки не отдавали арендной платы, можно было увести в кабалу и их самих и детей. Да и ссуды у всех обеспечивались личной кабалой вплоть до времени Солона. Он первый сделался простатом народа. Конечно, из тогдашних условий государственной жизни самым тяжелым и горьким для народа было рабское положение.


Впрочем, и всем остальным он был тоже недоволен, потому что ни в чем, можно сказать, не имел своей доли.


Порядок древнего государственного устройства... был следующий. На высшие должности выбирали по благородству происхождения и по богатству; правили должностные лица сначала пожизненно, а впоследствии в течение десяти лет. Важнейшими и первыми по времени из должностей были басилевс, полемарх и архонт. Из них первою была должность басилевса, она была унаследованной от отцов. Второй присоединилась к ней должность полемарха, ввиду того, что некоторые из царей оказались в военных делах слабыми. По этой причине и пригласили Иона, когда наступили затруднительные обстоятельства. Последней является должность архонта. Большинство говорит, что она возникла при Медонте, а некоторые, — что при Акаете. В доказательство последние ссылаются на то, что девять архонтов клянутся давать присягу таким же порядком, как во времена Акаста, так как при нем, по их мнению, Кодриды отказались от царского достоинства ради привилегий, данных архонту. Как бы ни было дело в действительности, разница во времени в том и другом случае небольшая. А что эта должность установлена последней из высших должностей, доказательством служит и то, что архонт не распоряжается никакими из дел, унаследованных от отцов, как басилевс и полемарх, а все только вновь заведенными. Поэтому лишь недавно эта должность приобрела важное значение, будучи расширена дополнительными обязанностями. Что же касается фесмофетов, то они стали избираться много лет спустя, когда уже выбирали должностных лиц на год. Они должны были записывать правовые положения и хранить их для суда над спорящими сторонами. Вот почему из высших должностей эта одна не была более как годичной. Итак, по времени вот в какой последовательности эти должности идут одна за другой...


Архонты имели право решать дела окончательно, а не так, как теперь, производить только предварительное расследование. Вот как обстояло дело с должностями архонтов.


Наконец, совет ареопагитов хотя имел обязанность быть только блюстителем законов, распоряжался большинством важнейших дел в государстве, налагая кары и взыскания безапелляционно на всех нарушителей порядка. Это объясняется тем, что выбор архонтов производился по благородству происхождения и по богатству, а из них-то и избирались ареопагиты. Вот почему это — единственная из должностей, которая остается пожизненной и теперь.


(Аристотель, Афинская полития, М.—Л., 1936, ч. I, главы 2-3)



7. ПЛУТАРХ О РЕФОРМАХ СОЛОНА


Поскольку неравенство между бедными и богатыми дошло тогда, так сказать, до высшей точки, государство находилось в чрезвычайно опасном положении. Весь простой народ был в долгу у богатых: одни обрабатывали землю, платя богатым шестую часть урожая, ... другие брали у богатых в долг деньги под залог тела; их заимодавцы имели право обратить в рабство, при этом одни оставались рабами на родине, других продавали на чужбину. Многие вынуждены были продавать даже собственных детей (никакой закон не воспрещал этого) и бежать из отечества из-за жестокости заимодавцев. Но огромное большинство, и к тому же люди большой физической силы, собирались и уговаривали друг друга не оставаться равнодушными зрителями, а выбрать себе одного вожана, надежного человека и освободить должников, пропустивших срок уплаты, а землю переделить и совершенно изменить государственный строй.


Тогда наиболее рассудительные люди в Афинах, видя, что Солон, — пожалуй, единственный человек, за которым нет никакой вины, который не является сообщником богатых в их преступлениях и в то же время не угнетен нуждою, как бедные, стали просить его взять в свои руки государственные дела и положить конец раздорам. Впрочем, Фаний Лесбосский рассказывает, что сам Солон для спасения отечества прибегнул к обману обеих сторон: неимущим он по секрету обещал раздел земли, а людям богатым — обеспечение долговых обязательств.


...Его выбрали архонтом, а вместе с тем посредником и законодателем. Все приняли его с удовольствием: богатые — как человека зажиточного, а бедные — как честного...


Первым актом его государственной деятельности был закон, в силу которого существовавшие долги были прощены и на будущее время запрещалось давать деньги в долг «под залог тела»...


Солон не угодил ни той, ни другой стороне. Богатых он озлобил уничтожением долговых обязательств, а бедных — еще больше — тем, что не произвел передела земли, на который они надеялись.


...Желая оставить все высшие должности за богатыми, как было и прежде, а к прочим должностям, в исполнении которых простой народ раньше не участвовал, допустить и его, Солон ввел оценку имущества граждан. Так, тех, кто производил в совокупности пятьсот мер продуктов, как сухих, так и жидких, он поставил первыми и назвал их «пентакосиомедимнами»; вторыми поставил тех, кто мог содержать лошадь или производить триста мер, этих называли «принадлежащими к всадникам»; «зевгитами» были названы люди третьего ценза, у которых было двести мер тех и других продуктов, вместе взятых. Все остальные назывались «фетами»; им он не позволил исполнять никакой должности; они участвовали в управлении лишь тем, что могли присутствовать в народном собрании и быть судьями. Последнее казалось вначале ничего не значащим правом, но впоследствии стало в высшей степени важным, потому что большая часть важных дел попадала к судьям. Далее, на приговоры по тем делам, решение которых Солон предоставил должностным лицам, он позволил также апеллировать в суд.


Солон составил совет Ареопага из ежегодно сменяющихся архонтов; он и сам был членом его как бывший архонт. Но, видя в народе дерзкие замысли и заносчивость, порожденные уничтожением долгов, он учредил второй совет, выбрав в него по сто человек от каждой из четырех фил. Им он поручил предварительно, раньше народа, обсуждать дела и не допускать внесения ни одного дела в народное собрание без предварительного обсуждения. А «верхнему совету» он предоставил надзор за всем и охрану законов...


(Плутарх, Сравнительные жизнеописания, т. I, М., 1961;


«Солон», с. 110-115)



8. АРИСТОТЕЛЬ О РЕФОРМАХ КЛИСФЕНА


...Он начал с того, что распределил всех граждан между десятью филами вместо четырех. Он хотел смешать их, чтобы большее число людей получило возможность участия в делах государства. Отсюда и пошло выражение: «не считаться филами» — в ответ тем, кто хочет исследовать происхождение. Затем он установил Совет пятисот вместо четырехсот, по пятидесяти из каждой филы, а до тех пор было по сто. Разделил же он не на двенадцать фил из того соображения, чтобы это деление не совпадало с существовавшим ранее делением на триттии: именно, в четырех филах было двенадцать триттий, так что в этом случае не удалось бы смешать народ.


Кроме того, Клисфен разделил и страну по демам на тридцать частей: десять взял из демов пригородных, десять — из демов прибрежной полосы, десять — из демов внутренней полосы. Назвав эти части триттиями, в каждую филу он назначил по жребию три триттии, так, чтобы в состав каждой филы входили части из всех этих областей. Далее, он заставил считаться демотами жителей каждого из демов, чтобы люди не выделяли новых граждан, называя их по отчеству, но чтобы публично называли по имени демов. Вот отчего афиняне и называют себя по именам демов. Учредил он и должность демархов, которые имеют те же обязанности, что прежние навкрары, так как демы он образовал вместо навкрарий. Что касается названий, то некоторым из демов он дал их по местечкам, некоторым — по основателям, так как уже не все демы связаны были с местами.


...В результате этих изменений государственный строй стал гораздо более демократичным, чем солоновский. Это и понятно: законы Солона упразднила тирания, оставляя их без применения; между тем, издавая другие, новые законы, Клисфен имел в виду интересы народа. В их числе издан был и закон об остракизме.


Впервые на восьмом году после установления этого порядка, при архонте Гермокреонте, установили для Совета пятисот присягу, которую приносят еще и теперь. Затем стали избирать по филам стратегов, по одному из каждой, предводителем же всей вообще армии был полемарх...


(Аристотель, Афинская полития, М.-Л., 1936, ч. I, гл. VIII, с. 50-52)



9. АРИСТОТЕЛЬ О ГОСУДАРСТВЕННОМ СТРОЕ АФИН В V–IV ВВ. – ДО Н.Э.


Гражданские списки


Теперешнее государственное устройство имеет следующий характер.


Гражданскими правами пользуются люди, которых родители оба — граждане. Они вносятся в списки демотов по достижении восемнадцатилетнего возраста. Всякий раз, когда производится их запись, демоты решают голосованием под присягой относительно их: во-первых, находят ли, что они достигли положенного законом возраста (в случае отрицательного решения молодые люди опять поступают в разряд несовершеннолетних); во-вторых, свободный ли каждый из них в отдельности и законно ли рожденный. ...Если его отвергнут, признав несвободным, он имеет право апеллировать в суд. Демоты выбирают в качестве обвинителей пятерых из своей среды и, если будет признано, что он не имеет право быть записанным, государство продает его в рабство; если же он выиграет дело, демоты обязаны его вписать...



Порядок избрания должностных лиц


Совет пятисот и народное собрание


На все вообще должности, входящие в круг обычного управления, афиняне выбирают кандидатов по жребию, за исключением казначея воинских сумм, заведующего зрелищным фондом и попечителя водопроводов. На эти должности избирают поднятием рук, и избранные таким порядком исполняют обязанности от Панафиней до Панафиней. Кроме того, поднятием рук избирают и на все военные должности.


Совет состоит из пятисот членов, избираемых по жребию, по 50 от каждой филы. Обязанности пританов исполняет каждая из фил по очереди, как выпадет жребий, первые четыре — по 36 дней каждая, а следующие шесть — по 35 дней каждая (как известно, афиняне считают год по луне).


Те из состава Совета, которые несут обязанности пританов, имеют общий стол в фоле, получая на это деньги от государства. Они собирают и Совет и народ — Совет ежедневно, кроме неприсутственных дней, а народ — четыре раза в каждую пританию. При этом они составляют программу, сколько дел и что именно предстоит обсуждать Совету в каждый день и где должно происходить заседание.


Кроме того, они назначают и народные собрания. Одно — главное, в котором полагается производить проверку действий властей — находит ли народ их распоряжения правильными, затем обсуждать вопросы относительно продовольствия и защиты страны; далее, в этот день могут делать чрезвычайные заявления все желающие; наконец, полагается читать описи конфискуемых имуществ и заявления об утверждении в правах наследства и о наследницах, чтобы все были осведомлены о каждом открывшемся наследстве.


В шестую пританию, кроме означенного, пританы ставят на голосование поднятием рук еще вопрос относительно остракизма — находят ли нужным производить его или нет, и наконец, такие дела, когда кто-нибудь, дав то или иное обещание народу, не выполнит его.


Другое народное собрание назначают для рассмотрения ходатайств; тут всякий желающий, возложив молитвенную ветвь, мог рассказать народу о каких пожелает личных или общественных делах. Остальные два народных собрания отводятся для всех прочих дел...


Председателем пританов бывает одно лицо, избранное по жребию. Оно состоит председателем в течение ночи и дня, и нельзя ни пробыть в этой должности дольше, ни дважды занимать ее одному и тому же человеку. Председатель хранит ключи от храмов, в которых находятся казна и документы государства и государственная печать. Он обязан все время оставаться в фоле, равно как и третья часть пританов, которой он прикажет. И когда пританы соберут Совет или народ, он избирает жребием девять проэдров по одному из каждой филы, за исключением той, которая несет обязанности пританов, и из их среды, в свою очередь, одного председателя и передает им повестку. Последние, получив ее, следят за порядком и объявляют вопросы, подлежащие обсуждению, ведут подсчет голосов и распоряжаются вообще всеми делами; они имеют право и распустить собрание. Быть председателем нельзя более одного раза в год, а проэдром можно быть однажды в каждую пританию.


Кроме того, пританы производят в народном собрании выборы стратегов, гиппархов и прочих властей, имеющих отношение к войне, сообразно с тем, как решит народ...


В прежнее время Совет имел право подвергать денежному взысканию, заключать в тюрьму и казнить... Народ отнял у Совета право предавать смертной казни, заключать в оковы и налагать денежные взыскания. Он установил закон, что если Совет признает кого-нибудь виновным или наложит взыскание, то эти обвинительные приговоры и взыскания фесмофеты должны представлять на рассмотрение суда, и то, что постановят судьи, должно иметь законную силу.


...И народ ни по какому вопросу не может вынести постановления, если об это не состоялось предварительного заключения Совета или если этого не поставили на повестку пританы. В силу этого всякий, кто проведет какой-нибудь законопроект без соблюдения этих условий, подлежит обвинению в противозаконии.



Архонты


...Что же касается так называемых девяти архонтов, то выше было уже сказано каким образом с самого начала производилось их назначение. В настоящее время избирают по жребию шестерых фесмофетов и секретаря к ним, кроме того, архонта, басилевса и полемерха — одного из каждой филы по очереди...


...Когда производят докимасию прежде всего предлагают вопрос: «Кто у тебя отец и из какого он дема, кто отец отца, кто мать, кто отец матери и из какого он дема?»... исполняет ли он свой долг по отношению к родителям, платит ли подати и отбывал ли военные походы. Допросив об этом, председатель говорит: «Пригласи свидетелей в подтверждение этого». Когда он представит свидетелей, председатель ставит вопрос: «Угодно ли кому-нибудь выступить с обвинением против него?» И, если выступит кто-нибудь обвинителем, он предоставляет слово и для обвинения и для защиты и после того ставит вопрос на голосование — в Совете поднятием рук, а в суде — подачей камешков. Если же никто не пожелает выступить с обвинением, он тотчас же производит голосование...


Архонт, басилевс и полемарх берут себе каждый двух товарищей по собственному выбору, и эти последние только тогда могут приступить к исполнению обязанностей товарищей, когда пройдут докимасию в суде, а по окончании своей службы они сдают отчет.


Архонт сейчас же по вступлении в должность первым делом объявляет через глашатая, что всем предоставляется владеть имуществом, какое каждый имел до вступления его в должность и сохранять до конца его управления...


...Ему подаются жалобы по государственным и частным делам. Он рассматривает их и направляет в суд. Сюда относятся дела о дурном обхождении с родителями (эти процессы не сопряжены ни с каким взысканием для того, кто хочет выступать обвинителем), о дурном обращении с сиротами (эти направляются против опекунов), о дурном обращении с наследницей (эти направляются против опекунов и мужей), о нанесении ущерба сиротскому имуществу (эти тоже направляются против опекунов), об умопомешательстве, когда кто-нибудь обвиняет другого в том, что он, выживши из ума, расточает свое состояние; дела по избранию ликвидационной комиссии, когда кто-нибудь не желает производить раздел общего имущества; дела об учреждении опеки, по поводу разрешения споров об опекунстве; по поводу предъявления документов, касающихся записи себя опекуном, тяжбы о наследствах и наследницах... Архонт имеет попечение также и о сиротах, о наследницах и о женщинах, которые заявляют, что по смерти мужа остались беременными. При этом он имеет право на виновных налагать дисциплинарные взыскания или привлекать к суду. Далее, он сдает в аренду имущество сирот и наследниц до того срока, пока женщине не исполнится 14 лет, и берет от арендаторов обеспечение. Наконец, он же взыскивает с опекунов содержание, если они не выдают его детям.


Вот каковы обязанности архонта. Басилевс же ведает прежде всего мистериями совместно с попечителями, из которых двоих народ выбирает поднятием рук из всех афинян — одного из Эвмолпидов и одного из Кериков, затем Дионисиями... Этот праздник состоит из процессии и состязания.


Ему подаются письменные жалобы по делам о нечестии, а также и в тех случаях, когда кто-нибудь оспаривает у другого право на жречество. Затем он разбирает все споры между родами и жрецами по вопросам богослужения. Наконец, у него возбуждаются все процессы об убийстве, и в его обязанность входит объявлять преступника лишенным покровительства законов...


Полемарх совершает жертвоприношение Артемиде-Охотнице и Эниалию, устраивает надгробные состязания в честь павших на войне и совершает поминки в честь Гармодия и Аристо-гитона. У него же возбуждаются частные судебные процессы, касающиеся метеков, равнообязанных и проксенов...


Фесмофеты имеют полномочия прежде всего назначать, какие судебные комиссии и в какие дни должны творить суд, затем передавать руководство этими комиссиями должностным лицам: эти последние действуют сообразно тому, как укажут фесмофеты. Затем они докладывают народу о поступивших чрезвычайных заявлениях, ставят на рассмотрение дела о смещении должностных лиц путем проверочного голосования, всякого рода предложения предварительных приговоров, жалобы на противо-закония и заявления о том, что предложенный закон непригоден... К ним же поступают жалобы, при которых полагается залог — на незаконное присвоение гражданских прав и на освобождение от такого обвинения путем подкупа, если кто-нибудь, дав взятку, оправдается по делу о присвоении гражданских прав. Затем о Преступлениях сикофантов, взяточничестве, облыжном внесении в список государственных должников, ложном выступлении на суде в качестве понятого, об умышленном неснятии из списка государственных должников, равно как и о невнесении в этот список, о прелюбодеянии. Затем они ставят на рассмотрение докимассии для всех должностных лиц, дела о лицах, не принятых в дем демотами, и обвинительные приговоры Совета. Кроме того, они назначают к рассмотрению и частные иски, касающиеся крупной торговли и рудников, а также относительно рабов в случае, если раб наносит словесное оскорбление свободному человеку. При этом они же распределяют по жребию между должностными лицами судебные комиссии по частным и общественным делам.


Они же утверждают соглашения с другими государствами и руководят процессами, проистекающими на основании этих соглашений, и делами о лжесвидетельстве перед Ареопагом.



Должности, избираемые поднятием рук


Избирают поднятием рук также и на все военные должности, в том числе десятерых стратегов — прежде по одному от каждой филы, а теперь из всего состава граждан...


Поднятием рук избирают еще десятерых таксиархов по одному из каждой филы. Каждый из них командует гражданами своей филы и назначает лохагов.


Поднятием рук избирают и двух гиппархов из всего состава граждан. Они командуют всадниками, причем берет каждый себе по пяти фил. Они имеют ту же власть, как стратеги над гоплитами. Они также подвергаются проверочному голосованию...



Выборы по жребию, жалованье, повторность занятия должностей


В числе назначаемых по жребию должностных лиц в прежнее время одни избирались из целой филы вместе с девятью архонтами, другие, избиравшиеся в храме Фесея, распределялись по демам. Но так как в демах началась торговля местами, то и на эти должности теперь избирают из целой филы, за исключением членов Совета и стражей. Выборы этих последних передают в демы.


Жалованье получает, во-первых, народ, за рядовые народные собрания по драхме, а за главные — по девяти оболов. Затем, в судах получают по три обола; далее, члены Совета — по пяти оболов, а тем из них, которые несут обязанности пританов, прибавляется на продовольствие один обол. Кроме того, девять архонтов получают на продовольствие по четыре обола каждый, причем они содержат глашатая и флейтиста; затем архонт, назначаемый на Саламин, получает по одной драхме в день...


Военные должности можно занимать по несколько раз, а из остальных ни одной нельзя занимать вторично; только членом Совета можно быть дважды.



Организация судов


В состав судебных отделений выборы производят по жребию девять архонтов, каждый в одной филе, а секретарь фесмофетов в десятой филе...


Судьями могут быть люди, имеющие свыше тридцати лет от роду, при условии, если они не состоят государственными должниками или не лишены гражданской чести...


Большинство судебных отделений состоит из пятисот одного члена, им предоставляется судить по общественным делам. Когда требуется поставить особенно серьезное дело на обсуждение тысячного состава, в гелиэю собирается двойной состав суда. Дела исключительной важности передаются на рассмотрение тысячи пятисот судей, т. е. тройного суда.


Баллотировочные «камешки» — медные с трубочкой посередине; одна половина их — просверленные, другая — цельные. Когда прения сторон закончены, те лица, которым выпало по жребию состоять при баллотировочных камешках, вручают каждому из судей по два камешка — просверленный и цельный, и обе спорящие стороны должны видеть это, чтобы никто не мог получить ни оба цельных, ни оба просверленных...


В суде стоят две амфоры — одна бронзовая, другая деревянная. Они поставлена порознь одна от другой, чтобы нельзя было подкинуть незаметно лишних камешков. В эти амфоры опускают свои камешки судьи. Бронзовая имеет решающее значение, деревянная не берется в расчет. Бронзовая покрыта крышкой с просверленным отверстием, через которое может пройти только один баллотировочный камешек...


Перед тем как судьи должны будут приступить к голосованию, глашатай объявляет сначала, не предполагают ли противники обжаловать свидетельские показания. Дело в том, что обжалование не допускается, когда судьи начнут подавать голоса. Затем он снова объявляет: «Просверленный камешек — за первого говорившего, цельный — за говорившего последним». После этого судья берет камешек с подставки светильника и, стараясь просунуть трубку камешка так, чтобы при этом не показывать тяжущимся ни просверленного, ни цельного, опускает камешек, выражающий его приговор, в бронзовую амфору, камешек, не имеющий такого значения, — в деревянную.


Когда все подадут голоса, служители берут амфору с решающим значением и высыпают на счетную доску, снабженную дырками, все какие есть камешки, чтобы они лежали на виду и их легко было подсчитывать и чтобы просверленные и цельные были видны тяжущимся. Лица, приставленные по жребию к баллотировочным камешкам, подсчитывают их на счетной доске, отдельно цельные, отдельно просверленные. Затем глашатай объявляет число голосов, причем просверленные идут за истца, цельные — за ответчика. За кого окажется больше, тот выигрывает дело, а если голосов окажется поровну, выигрывает подсудимый...


(Аристотель, Афинская полития, М.-Л., 1936, ч. II,


главы 42–69).


ДРЕВНИЙ РИМ



I. РАЗВИТИЕ РИМСКОГО ГОСУДАРСТВА



10. ДИОНИСИЙ О РЕФОРМЕ СЕРБИЯ ТУЛЛИЯ


Он (Сервий Туллий) приказал всем римлянам записаться и оценить свое имущество на серебро, скрепляя показания обычной клятвой, что сведения справедливы и что имущество оценено полностью и по самой высокой расценке, объявить, от какого отца кто происходит, указать свой возраст, назвать своих жен и детей и к какой филе города каждый приписан или к какому округу сельской местности. Тому, кто не даст такой оценки, он грозил лишением имущества, телесным наказанием и продажей в рабство. Закон этот просуществовал у римлян очень долгое время.


Когда все произвели оценку, он взял записи и, познакомившись с величиной имущества, ввел наилучшее из всех политическое устройство, как это показала действительность, источник величайших благ для римлян. Это политическое устройство было таково: в первый разряд он выделил из общего числа тех, у кого была наибольшая оценка имущества, не менее как в сто мин (у каждого). Разделив этих граждан на 80 центурий (лохов), он приказал им иметь полное вооружение: арголийские щиты, копья, медные шлемы, панцири, поножи и мечи. Их он в свою очередь разделил на две части: 40 центурий он заполнил молодыми людьми, которым поручил военные действия в открытом поле, и 40 — более пожилыми людьми, которым надлежало, в случае ухода молодежи, оставаться в городе и охранять его стены изнутри. Таков был первый разряд. На войне он занимал первые места в строю фаланги.


Далее, во второй разряд он выделил из остальных тех, у кого было имущества менее, чем на десять тысяч драхм или не менее чем на семьдесят пять мин (у каждого). Разделив их на 20 центурий, он приказал им иметь такое же вооружение, как и первым, только панцирей им не дал и вместо арголийских щитов дал им продолговатые четырехугольные щиты (scutum). Выделив и среди них людей старше сорока пяти лет от людей призывного возраста, он образовал из них 10 центурий молодых воинов, которые должны были сражаться перед стенами города, и 10 центурий старшего возраста, которым он указал охранять стены. Таков был второй разряд, в строю они становились среди передовых бойцов.


Третий разряд он составил из тех, среди остальных, у которых было имущества менее чем на семь тысяч пятьсот драхм или не менее чем на пятьдесят мин (у каждого). Вооружение этих центурий он уменьшил не только в отношении панцирей, которых не дал и второму разряду, но и в отношении поножий. Он разделил и этот разряд на 20 центурий и таким же образом, как и первые два разряда, распределил их по возрасту и предоставил 10 центурий молодым воинам и 10 центурий более пожилым. Место этих центурий в битве было позади командиров передовых бойцов.


Затем, отобрав опять из оставшихся тех, кто имел имущества менее чем на пять тысяч драхм, но не менее чем на двадцать пять мин (у каждого), он образовал из них четвертый разряд. И их он разделил на 20 центурий, из которых 10 заполнил людьми в расцвете сил и 10 других — более пожилыми, подобно тому как поступил с предыдущими разрядами. В качестве оружия он приказал им иметь продолговатые щиты, мечи и копья и занимать последнее место в строю.


Пятый разряд людей, имеющих имущества менее чем на двадцать пять мин, но не менее чем на двенадцать с половиной мин, он разделил на 30 центурий, но и их заполнил по возрастному признаку: 15 из этих центурий он предоставил пожилым людям и 15 — молодым. Им он предписал вооружиться метательными копьями и пращами и сражаться вне строя. Четырем центуриям, не имеющим никакого оружия, он предписал сопровождать вооруженных. Из этих четырех центурий две состояли из оружейников и плотников и других мастеров, изготовляющих все необходимое для военного дела; две других — из трубачей и горнистов и умеющих на других инструментах возглашать военные сигналы.


Центурии, составленные из ремесленников, сопровождали воинов из второго разряда, причем тоже были разделены по возрасту и одна центурия сопровождала молодых, а другая пожилых; трубачи же и горнисты находились при центуриях четвертого разряда. И из них одна центурия состояла из молодых, другая — из пожилых. Центурионы (лохаги), избиравшиеся из самых благородных, обучали каждый свою центурию исполнять все военные команды.


Таково было устройство пешего войска: фаланги и легковооруженных отрядов. Всю же конницу он (Сервий Туллий) составил из людей, имеющих наибольшее имущество и наиболее видных по своему происхождению. Он их разделил на 18 центурий и присоединил их к первым восьмидесяти центуриям фалангистов. Начальниками конных центурий (лохов) были тоже самые видные и знатные люди.


Всех же остальных граждан, имеющих имущества меньше чем на двенадцать с половиной мин, численностью превышавших всех выше названных, он поместил в одну центурию, освободил от военной службы и от уплаты налогов.


Всего центурий во всех разрядах вместе было 193. Первый класс составляли вместе с всадниками 98 центурий; второй класс — 22 центурии, считая две центурии ремесленников; третий класс — 20 центурий; четвертый — опять 22 центурии вместе с трубачами и горнистами; пятый же класс — 30 центурий; шестой класс, поставленный после всех, — всего одна центурия людей малоимущих.


(Хрестоматия по истории Древнего мира. Т. III. М., 1953).



11. ПОЛИБИЙ О РИМСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ


Консулы, пока не выступают в поход с легионами и остаются в Риме, вершат все государственные дела, ибо все прочие должностные лица, за исключением трибунов, находятся в подчинении у них и покорности; они также вводят посольства в сенат. Кроме того, консулы докладывают сенату дела, требующие обсуждения, и наблюдают за исполнением состоявшихся постановлений. Ведению консулов подлежат и все государственные дела, зависящие от решения народа: они созывают народные собрания, вносят предложения, они же исполняют постановления большинства. Далее они имеют почти неограниченную власть во всем, что касается приготовлений к войне и вообще военных походов, ибо они властны требовать по своему усмотрению войска от союзников, назначать военных трибунов, производить набор солдат и выбирать годных к военной службе. Кроме того, они властны подвергнуть наказанию всякого, кого бы ни пожелали, из подчиненных им в военном лагере. Они вправе расходовать государственные деньги сколько угодно, так как за ними следует квестор, готовый исполнить каждое их требование...


Что касается сената, то в его власти находится прежде всего казна, ибо он ведает всякий приход, равно как и всякий расход. Так, квесторы не могут производить выдачи денег ни на какие нужды без постановления сената, за исключением расходов, требуемых консулами. Да и самый большой расход, превосходящий все прочие, тот, который употребляют цензоры каждые пять лет на исправление и сооружение общественных зданий, производится с соизволения сената, который и дает цензорам разрешение. Равным образом все преступления, совершаемые в пределах Италии и подлежащие расследованию государства, каковы: измена, заговор, изготовление ядов, злонамеренное убийство, ведает сенат. Ведению сената подлежат также все те случаи, когда требуется решить спор по отношению к отдельному лицу или городу в Италии, наказать, помочь, защитить. На обязанности сената лежит отправлять посольства к какому-либо народу вне Италии с целью ли замирения, или для призыва к помощи, или для передачи приказания, или для принятия народа в подданство, или для объявления войны. Равным образом от сената зависит во всех подробностях и то, как принять явившееся в Рим посольство и что ответить ему. Ни в одном деле из поименованных выше народ не принимает ровно никакого участия...


Народ же дарует почести достойным гражданам, а это — лучшая в государстве награда за доблесть. Он же властен принять закон или отвергнуть его и — что самое важное — решает вопросы о войне и мире. Потом народ утверждает или отвергает заключение союза, замирение, договоры.


(«Хрестоматия по истории Древнего Рима», под ред. C.Л. Утченко, М., 1962, с.81-83).



12. ДИОН КАССИЙ ОБ ИМПЕРИИ


Свою единоличную власть Август следующим образом укрепил за счет власти сената и народа, желая при этом казаться демократическим деятелем, именно: он взял на себя заботу и управление всеми общественными делами, требующими особого попечения. Он сказал, что не будет управлять всеми провинциями и даже в тех, которыми будет управлять сам, не будет разрешать полностью всех вопросов управления, но более простые дела, относящиеся к мирному времени и не связанные с военным делом, он передал сенату; более же сложные дела, обманчивые и опасные, вызывающие враждебное отношение у некоторых соседей или сами по себе могущие привести к каким-нибудь серьезным потрясениям в государстве, он взял на себя. На словах он сделал это для того, чтобы сенат в безопасности пожинал наилучшие плоды управления, а на его долю пришлись бы все трудности и опасности; на самом же деле — чтобы сенаторы под этим предлогом оказались безоружными и неспособными воевать и чтобы только он один обладал оружием и мог содержать военные силы...


На самом же деле всем и постоянно распоряжался сам Цезарь как (главный) распорядитель денежных средств; на словах его личные средства были отделены от общественных, на деле же и те (и другие) расходовались по его указанию, а, имея власть нал солдатами, он подготовлял для себя монархию...


Ведь вообще еще и теперь продолжают существовать все власти, образовавшиеся на основе старинных обычаев, кроме власти цензоров, однако все делается и все управление осуществляется так, как этого хочет бессменный правитель. Но, чтобы не казалось, что они обладают такой полнотой власти по династическим традициям, а не на основании законов, им продолжают предоставляться, но только номинально, все должности, которые приобрели большое значение при демократии по доброй воле граждан, кроме власти диктатора. Они очень часто бывают консулами; проконсулами они называются всякий раз, как окажутся за чертой города; титул императора из них получают не только те, кто победил каких-нибудь врагов, но постоянно и все другие для того, чтобы отметить их неограниченные полномочия и притом не называть их ни царями, ни диктаторами. Эти последние титулы никому больше не даются, после того как они вышли из употребления при новом строе, но функции их закрепляются за лицами, получившими титул императора. На основании этого титула они получают власть набирать войско, взимать деньги, начинать войны, заключать мир, повсюду и во всем одинаково командовать как государственными регулярными, так и союзными (чужестранными) военными силами; кроме того, они получают власть присуждать к казни внутри городских стен как всадников, так и сенаторов, и вообще полностью осуществляют власть, которую имели раньше консулы и другие носители военной власти. На основании цензорских полномочий они проверяют нашу жизнь и наши нравы, составляют списки граждан и по своему усмотрению одних приписывают к сословию всадников или сенаторов, других вычеркивают. На основании того, что они участвуют во всех священнодействиях, мало того, сами раздают другим много жреческих должностей;... они распоряжаются всеми как светскими, так и духовными делами. Должность народного трибуна, которую народ приобрел, когда был в расцвете своих сил, дает им право приостановить действие всякого другого (должностного лица), чью деятельность они не одобряют, и не допускать никакого к себе пренебрежения; если же им покажется, что кто-нибудь оскорбил Их, хотя бы в самой незначительной степени, и не делом, а только словом, уничтожить такого человека, как совершившего кровавое преступление.


...Таким образом, под прикрытием этих демократических названий они приобрели всю полноту политической власти, включая и царскую, и обладают ею без тягостного для всех ее названия. Титулы же Цезаря и Августа не предоставляют им никакой особенной власти: один из них указывает на преемственность по происхождению, другой — на блестящее достоинство.


(«Хрестоматия по истории Древнего Рима», под ред. С.Л. Утченко, М., 1962, с. 520, 524–526)


II. РИМСКОЕ ПРАВО



13. ИЗ ЗАКОНОВ XII ТАБЛИЦ


Законы XII таблиц — памятник римского цивильного права. Приняты в 451450 гг. до н.э. Подлинник не сохранился. Публикуемый текст — это попытка реконструкции, предпринятая в XIX веке. Материалом для реконструкции стали фрагменты Законов XII таблиц, приведенные в сочинениях древних римских и греческих авторов буквально или в свободном пересказе. Имена авторов этих сочинений иногда указаны в скобках. Кроме того, в скобки заключены слова, помогающие пониманию лаконичного текста источников.



Таблица I


1. Если вызывают (кого-нибудь) на судоговорение, пусть (вызванный) идет. Если (он) не идет, пусть (тот, кто вызвал) подтвердит (свой вызов) при свидетелях, а потом ведет его насильно.


2. Если (вызванный) измышляет отговорки (для неявки) или пытается скрыться, пусть (тот, кто его вызвал) наложит на него руку.


3. Если препятствием (для явки вызванного на судоговорение) будет его болезнь или старость, пусть (сделавший вызов) даст ему вьючное животное. Повозки, если не захочет, предоставлять не обязан.


4. Пусть поручителем (на судоговорении) за живущего своим хозяйством будет (только) тот, кто имеет свое хозяйство. За бесхозяйного гражданина поручителем будет тот, кто пожелает.


6. На чем договорятся, о том пусть (истец) и просит (на судоговорении).


7. Если (тяжущиеся стороны) не приходят к соглашению, пусть (они) до полудня сойдутся для тяжбы на форуме или на комициуме. Пусть обе присутствующие стороны по очереди защищают (свое дело).


8. После полудня (магистрат) утвердит требование той стороны, которая присутствует (при судоговорении).


9. Если (на судоговорении) присутствуют обе стороны, пусть заход солнца будет крайним сроком (судоговорения).



Таблица II


1. (Гай. Институции. IV.14). По искам в 1000 и более ассов взыскивался (в кассу понтификов) судебный залог (в сумме 500 ассов), по искам на меньшую сумму — 50 ассов, так было установлено Законом XII таблиц. Если спор шел о свободе какого-нибудь человека, то, хотя бы его цена была наивысшей, однако тем же законом предписывалось, чтобы тяжба шла о залоге (за человека, свобода которого оспаривалась) всего лишь (в размере 50 ассов).


2. Если одна из таких причин, как... тяжкая болезнь или (совпадение дня судебного разбирательства) с днем, положенным для обвинения (кого-либо) в измене, (будет препятствовать) судье, третейскому посреднику или тяжущейся стороне (явиться на судебное разбирательство), то (таковое) должно быть перенесено на другой день.


3. Пусть (тяжущийся), которому недостает свидетельских показаний, идет к воротам дома (не явившегося на судебное разбирательство свидетеля) и в течение трех дней во всеуслышание взывает (к нему).



Таблица III


1. Пусть будут (даны должнику) 30 льготных дней после признания (им) долга или после постановления (против него) судебного решения.


2. (По истечении указанного срока) пусть (истец) наложит руку (на должника). Пусть ведет его на судоговорение (для исполнения решения).


3. Если (должник) не выполнил (добровольно) судебного решения и никто не освободил его от ответственности при судоговорении, пусть (истец) ведет его к себе и наложит на него колодки или оковы весом не менее, а, если пожелает, то и более 15 фунтов.


4. (Во время пребывания в заточении должник), если хочет, пусть кормится за свой собственный счет. Если же он не находится на своем содержании, то пусть (тот, кто держит его в заточении), выдает ему по фунту муки в день, а при желании может давать и больше.


5. (Авл Геллий. Аттические ночи. XX.I.46). Тем временем (т. е. пока должник находился в заточении), он имел право помириться (с истцом), но если (стороны) не мирились, то (такие должники) оставались в заточении 60 дней. В течение этого срока их три раза подряд в базарные дни приводили к претору на комициум и (при этом) объявлялась присужденная с них сумма денег. В третий базарный день они предавались смертной казни или поступали в продажу за границу, за Тибр.


6. В третий базарный день пусть разрубят должника на части. Если отсекут больше или меньше, то пусть это не будет вменено им в вину.


7. Пусть сохраняет свою силу навеки иск против изменника.



Таблица IV


1. (Цицерон. О законах. III.8.19). С такой же легкостью был лишен жизни, как по XII таблицам, младенец, отличавшийся исключительным уродством.


2. Если отец трижды продаст сына, то пусть сын будет свободен от власти отца.


3. (Цицерон. Филиппики. Н.28.69). Пользуясь постановлением XII таблиц, приказал своей жене взять принадлежащие ей вещи и, отняв у нее ключ, изгнал ее.


4. (Авл Геллий. Аттические ночи. Ш.16.12). Мне известно, что когда женщина... родила на одиннадцатом месяце после смерти мужа, то из этого возникло дело, будто бы она зачала после того, как умер ее муж, ибо децемвиры написали, что человек рождается на десятом, а не на одиннадцатом месяце.



Таблица V


1. (Гай. Институции. 1. 144-145). Предки наши утверждали, что даже совершеннолетние женщины вследствие присущего им легкомыслия должны состоять под опекою... Исключение допускалось только для дев-весталок, которых древние римляне в уважение к их жреческому сану освобождали от опеки. Так было постановлено Законом XII таблиц.


2. (Гай. Институции. II.47). Законом XII таблиц было определено, что res mancipi, принадлежащие женщине, находившейся под опекою агнатов, не подлежали давности, за исключением лишь того случая, когда сама женщина передавала эти вещи с согласия опекуна.


3. Как кто распорядится на случай своей смерти относительно своего домашнего имущества или относительно опеки над подвластными ему лицами, так пусть то и будет ненарушимым.


4. Если кто-нибудь, у кого нет подвластных ему лиц, умрет, не оставив распоряжений о наследнике, то пусть его хозяйство возьмет себе его ближайший агнат.


5. Если у умершего нет агнатов, пусть оставшееся после него хозяйство возьмут его сородичи.


6. По Закону XII таблиц опекунами над лицами, которым не было назначено опекуна по завещанию, являются их агнаты.


7а. Если человек впал в безумие, то пусть власть над ним самим и над его имуществом возьмут его агнаты или его сородичи.


7б. (Ульпиан. 1. 1, рг. Д. XXVII. 10). Согласно Закону XII таблиц расточителю воспрещалось управление принадлежащим ему имуществом.


8а. (Ульпиан. Lib. sing. reg. ХХХХ.1). Закон XII таблиц передавал патрону наследство после римского гражданина из вольноотпущенников в том случае, если последний, не имея подвластных ему лиц, умирал, не оставив завещания.


9а. (Гордиан. 1.6. с. 111.36). По Закону XII таблиц имущество, состоящее в долговых требованиях умершего к другим лицам, непосредственно, т. е. без выполнения каких-либо юридических формальностей, распределяется между наследниками в соответствии с их наследственными долями.


9б. (Диоклетиан. 1.26. с. II. 3). Согласно Закону XII таблиц долги умершего непосредственно разделяются между его наследниками соразмерно полученным ими долям наследства.



Таблица VI


1. Если кто заключает сделку самозаклада или отчуждения вещи в присутствии 5 свидетелей и весовщика, то пусть слова, которые произносятся при этом, почитаются ненарушимыми.


2. (Цицерон. Об обязанностях. III. 16). По XII таблицам считалось достаточным представить доказательства того, что было произнесено при заключении сделки, и отказывавшийся от своих слов подлежал штрафу вдвое.


3. Давность владения в отношении земельного участка устанавливалась в два года, в отношении всех других вещей — в один год.


4. Законом XII таблиц было определено, что женщина, не желавшая установления над собою власти мужа фактом давностного с нею сожительства, должна была ежегодно отлучаться из своего дома на три ночи и таким образом прерывать годичное давностное владению ею.


5. (Авл Геллий. Аттические ночи. XX. 17. 7. 8). Собственноручно отстоять свою вещь при судоговорении... это значит наложить руку на ту вещь, о которой идет спор при судоговорении, т. е., иными словами, состязаясь с противником, ухватиться рукой за спорную вещь и в торжественных выражениях отстаивать право на нее. Наложение руки на вещь производилось в определенном месте в присутствии претора на основании XII таблиц, где было написано: «Если кто-нибудь собственноручно отстаивает свою вещь при судоговорении».


5б. (Павел. Фрагменты. 50). Закон XII таблиц утвердил отчуждение вещи путем сделки, совершавшейся в присутствии 5 свидетелей и весовщика, а также путем отказа от права собственности на эту вещь при судоговорении перед претором.


7. Пусть собственник не трогает и не отнимает принадлежащих ему бревна или жердей, использованных другим человеком на постройку здания или для посадки виноградника.


8. (Ульпиан. В 3 титуле 47 кн. Дигест). Закон XII таблиц не позволял ни отнимать, ни требовать как свою собственность украденные бревна и жерди, употребленные на постройку или для посадки виноградника, но предоставлял при этом иск в двойном размере стоимости этих материалов против того, кто обвинялся в использовании их.



Таблица VII


1. Обход, т. е. незастроенное место вокруг здания, должен быть шириною в два с половиной фута.


2. Нужно заметить, что при иске о размежевании границ необходимо соблюдать указание Закона XII таблиц, установленное как бы по примеру следующего законодательного распоряжения, которое, как говорят, было проведено в Афинах Солоном: если вдоль соседнего участка выкапывался ров, то нельзя было переступать границы, если (ставился) забор, то нужно отступать от соседнего участка на один фут, если — дом для жилья, то отступать на два фута, если копают яму или могилу, отступать настолько, насколько глубоко выкопана яма, если колодец — отступить на 6 футов, если сажают оливу или смоковницу, отступить от соседнего участка на девять футов, а прочие деревья — на 5 футов.


3. (Плиний. Естественная история. 19, 4, 50). В XII таблицах не употреблялось совершенно слово «хутор», а для обозначения его пользовались часто словом hortus — огороженное место, придавая этому значение отцовского имущества.


4. (Цицерон. О законах. 1, 21, 55). XII таблиц запрещали приобретение по давности межи шириною в 5 футов.


5. (Цицерон. О законах. 1, 21, 55). Согласно постановлению XII таблиц, когда возникает спор о границах, то мы производим размежевание с участием 3 посредников.


6. (Гай. В 3 титуле 8 кн. Дигест). По Закону XII таблиц ширина дороги по прямому направлению определялась в 8 футов, а на поворотах — в 16 футов.


7. Пусть (собственники придорожных участков) огораживают дорогу, если они не убивают ее камнем, пусть едут на вьючном животном, где пожелают.


8б. (Павел. В 8 титуле 43 кн. Дигест). Если протекающий по общественной земле ручей или водопровод причинял ущерб частному владению, то собственнику последнего давался иск на основании Закона XII таблиц о возмещении убытков.


9а. Закон XII таблиц приказывал принимать меры к тому, чтобы деревья на высоте 15 футов кругом обрезались для того, чтобы их тень не причиняла вреда соседнему участку.


9б. Если дерево с соседнего участка склонилось ветром на твой участок, ты на основании Закона XII таблиц можешь предъявить иск об уборке его.


10. (Плиний. Естественная история. XVI, 5, 15). Законом XII таблиц разрешалось собирать желуди, падающие с соседнего участка.


11. (Юстиниан. 1.41, П. 1). Проданные и переданные вещи становятся собственностью покупателя лишь в том случае, если он уплатит продавцу покупную цену или обеспечит ему каким-либо образом удовлетворение его требования, например, представит поручителя или даст что-либо в виде залога. Так было постановлено Законом XII таблиц.


12. Если наследодатель делал следующее распоряжение: отпускаю раба на волю при условии, что он уплатит моему наследнику 10000 сестерциев, то, хотя бы этот раб был отчужден от наследника, он все-таки должен получить свободу при уплате покупателю указанной суммы. Так было постановлено в Законе XII таблиц.



Таблица VIII


1б. (Цицерон. О республике. IV. 10, 12). XII таблиц установили смертную казнь за небольшое число преступных деяний и в том числе считали необходимым применение ее в том случае, когда кто-нибудь сложил или будет распевать песню, которая содержит в себе клевету или опозорение другого.


2. Если причинит членовредительство и не помирится с потерпевшим, то пусть и ему самому будет причинено то же самое.


3. Если рукой или палкой переломит кость свободному человеку, пусть заплатит штраф в 300 ассов, если рабу — 150 ассов.


4. Если причинит обиду, пусть штраф будет 25.


5. ...Сломает, пусть возместит.


6. Если кто пожалуется, что домашнее животное причинило ущерб, то Закон XII таблиц повелевал или выдать потерпевшему животное, причинившее вред, или возместить стоимость нанесенного ущерба.


7. Если желуди с твоего дерева упадут на мой участок, а я, выгнав скотину, скормлю их ей, то по Закону XII таблиц ты не мог предъявить иска ни о потраве, ибо не на твоем участке паслась скотина, ни о вреде, причиненном животным, ни об убытках, нанесенных неправомерным деянием.


8а. Кто заворожит посевы...


8б. Пусть не переманивает на свой участок чужого урожая.


9. По XII таблицам смертным грехом для взрослого было потравить или сжать в ночное время урожай с обработанного плугом поля. XII таблиц предписывали такого обреченного богине


Церере человека предать смерти. Несовершеннолетнего, виновного в подобном преступлении, по усмотрению претора или подвергали бичеванию, или присуждали к возмещению причиненного вреда в двойном размере.


10. (Гай. Институции. 9 Титул 47 кн. Дигест). Законы XII таблиц повелевали заключить в оковы и после бичевания предать смерти того, кто поджигал строения или сложенные около дома скирды хлеба, если виновный совершил это преднамеренно. Если пожар произошел... по неосторожности, то закон предписывал, чтобы виновный возместил ущерб, а при его несостоятельности был подвергнут более легкому наказанию.


11. В XII таблицах было предписано, чтобы за злостную порубку чужих деревьев виновный уплачивал по 25 ассов за каждое дерево.


12. Если совершивший в ночное время кражу убит на месте, то пусть убийство его будет считаться правомерным.


13. При свете дня ... если сопротивляется с оружием в руках, созови народ.


14. Децемвиры предписывали свободных людей, пойманных в краже с поличным, подвергать телесному наказанию и выдавать головой тому, у кого совершена кража, рабов же наказывать кнутом и сбрасывать со скалы; но в отношении несовершеннолетних было постановлено: или подвергать их по усмотрению претора телесному наказанию, или взыскивать с них возмещение убытков.


15а. По Закону XII таблиц был установлен штраф в размере тройной стоимости вещей в том случае, когда вещь отыскивалась у кого-либо при формальном обыске или когда она была принесена к укрывателю и найдена у него.


15б. Закон XII таблиц предписывает, чтобы при производстве обыска обыскивающий не имел никакой одежды, кроме полотняной повязки, и держал в руках чашу.


16. Если предъявляется иск о краже, при которой вор не был пойман с поличным, пусть суд решает спор присуждением двойной стоимости вещи.


17. Законом XII таблиц запрещается приобретение краденой вещи по давности.


18а. (Тацит. Анналы. VI. 16). Впервые XII таблицами было постановлено, чтобы никто не брал более одного процента в месяц, тогда как до этого бралось по прихоти богатых.


18б. (Катон. О земледелии. Предисловие. 1). Предки наши имели обыкновение и положили в законах присуждать вора к уплате двойной стоимости украденной вещи, ростовщика к взысканию в четырехкратном размере полученных процентов.


19. (Павел). По Закону XII таблиц за вещь, сданную на хранение, дается иск в двойном размере стоимости этой вещи.


20б. (Трифониан. В 7 титуле 26 кн. Дигест). В случае расхищения опекунами имущества их подопечного следует установить: не допустим ли в отношении каждого из этих опекунов в отдельности тот иск в двойном размере, который был установлен в XII таблицах против опекунов.


21. Пусть будет предан богам подземным (т. е. проклятию) тот патрон, который причиняет вред своему клиенту.


22. Если кто-либо участвовал при совершении сделки в качестве свидетеля или весовщика, а затем отказывается это засвидетельствовать, то пусть он будет признан бесчестным и утратит право быть свидетелем.


23. По XII таблицам, уличенный в лжесвидетельстве сбрасывался с Тарпейской скалы.


24б. (Плиний. Естественная история. XVIII. 3.12, 8-9). По XII таблицам, за тайное истребление урожая назначалась смертная казнь... более тяжкая, чем за убийство человека.


26. ...В XII таблицах предписывалось, чтобы никто не устраивал в городе ночных сборищ.


27. Закон XII таблиц предоставлял членам коллегий (сообществ) право заключать между собою любые соглашения, лишь бы этим не нарушали какого-нибудь постановления, касающегося общественного порядка. Закон этот, по-видимому, был заимствован из законодательства Солона.



Таблица IX


1-2. (Цицерон. О законах. III, 4, 11,19, 44). Привилегий, т. е. отступлений в свою пользу от закона, пусть не испрашивают. Приговоров о смертной казни римского гражданина пусть не выносят иначе, как в центуриатных комициях... Преславные Законы XII таблиц содержали два постановления, из которых одно уничтожало всякие отступления от закона в пользу отдельных лиц, а другое запрещало выносить приговоры о смертной казни римского гражданина иначе, как в центуриатных комициях.


3. (Авл Геллий. Аттические ночи. XX, 17). Неужели ты будешь считать суровым постановление закона, карающее смертною казнью того судью или посредника, которые были назначены при судоговорении для разбирательства дела и были уличены в том, что приняли денежную мзду по этому делу?


4. (Помпоний. Во 2 титуле 1 кн. Дигест). Квесторы, присутствовавшие при исполнении смертных приговоров, именовались уголовными квесторами, о них упоминалось даже в Законе XII таблиц.


5. (Марциан. В 4 титуле 48 кн. Дигест). Закон XII таблиц повелевает предавать смертной казни того, кто подстрекает врага римского народа к нападению на Римское государство, или того, кто предает врагу римского гражданина.


6. (Сальвиан. О правлении божьем. VIII, 5). Постановления XII таблиц запрещали лишать жизни без суда какого бы то ни было человека.



Таблица X


1. Пусть мертвеца не хоронят и не сжигают в городе.


2. ...Дров для погребального костра пусть топором не обтесывают.


3. Ограничив расходы на погребение тремя саванами, одной пурпуровой туникою и десятью флейтистами, закон XII таблиц воспретил также и причитания по усопшим.


4. Пусть на похоронах женщины щек не царапают и по умершим не причитают.


5. Пусть костей мертвеца не собирают (чтобы впоследствии совершить погребение), за исключением лишь (того случая), когда смерть постигла на поле битвы или на чужбине.


6а. Кроме того, в законах устанавливаются еще следующие правила: отменяется бальзамирование ... и питье круговой чаши. «Без пышного окропления, без длинных гирлянд, без курильниц».


6б. В XII таблицах постановлено не ставить перед умершими напитков с миррою.


7. Если кто-нибудь был награжден венком или сам лично, или за своих лошадей и рабов, выступавших на играх, или если венок был дан ему за его доблесть, то при его смерти не возбранялось возложить венок на умершего как у него дома, так и на форуме, равным образом его родным дозволялось присутствовать на похоронах в венках.


8. А также золота с покойником пусть не кладут. Но если у умершего зубы были скреплены золотом, то не возбраняется похоронить или сжечь его с этим золотом.


9. Закон запрещает без согласия собственника устраивать погребальный костер или могилу на расстоянии ближе чем 60 футов от принадлежащего ему здания.


10. Закон запрещает приобретать по давности место захоронения, а равно и место сожжения трупа.



Таблица XI


1. (Цицерон. О республике. И, 36). Децемвиры второго призыва прибавили две таблицы лицеприятных законов, между прочим, санкционировали самым бесчеловечным законом запрещение браков между плебеями и патрициями.



Таблица XII


1. Законом был введен захват вещи в целях обеспечения долга, и по Закону XII таблиц это было допущено против того, кто приобрел животное для принесения жертвы, не уплатил за него покупной цены, а также и против того, кто не предоставил вознаграждения за сданное ему в наем вьючное животное, с тем условием, чтобы плата за пользование была употреблена им на жертвенный пир.


2б. Преступления, совершенные подвластными лицами или рабами порождали иски об ущербе, по которым домовладыке или собственнику раба предоставлялось или возместить стоимость причиненного вреда, или выдать головою виновного... Эти иски установлены или законами или эдиктом претора. К искам, установленным законами, принадлежит, например, иск о воровстве, созданный Законом XII таблиц.


3. Если приносит на судоговорение поддельную вещь или отрицает самый факт судоговорения, пусть претор назначит трех посредников и по их решению пусть возместит ущерб в размере двойного дохода от спорной вещи.


4. Законом XII таблиц было запрещено жертвовать храмам ту вещь, которая является предметом судебного разбирательства; в противном случае мы подвергаемся штрафу в размере двойной стоимости вещи, но нигде не выяснено, должен ли этот штраф уплачиваться государству или тому лицу, которое заявило притязание на данную вещь.


5. В XII таблицах имелось постановление о том, что впредь всякое решение народного собрания должно иметь силу закона.


(Хрестоматия по истории Древнего Рима. Под ред. C.Л. Утченко. М., 1962, с. 62-72.)



14. ИЗ ИНСТИТУЦИЙ ГАЯ


«Институции» Гая — наиболее известный учебник римского частного права (от лат. institutio — наставление). Полное имя Гая — римского юриста II в.н.э., а также точные даты и обстоятельства его жизни неизвестны.



1. Все народы, которые управляются законами и обычаями, пользуются частью своим собственным правом, частью общим правом всех людей: итак, то право, которое каждый народ сам для себя установил, есть его собственное право и называется правом гражданским... А то право, которое между всеми людьми установил естественный разум, применяется и защищается одинаково у всех народов и называется правом общенародным (ins gentium)...


Таким образом, и римский народ пользуется отчасти своим собственным правом, отчасти правом, общим всем людям.


2. Гражданское право римского народа состоит из законов, решений плебеев, постановлений сената, указов императоров, эдиктов магистратов и из ответов правоведов.


3. Закон есть то, что народ римский одобрил и постановил; плебейское решение есть то, что плебеи одобрили и постановили. Плебс отличается от народа тем, что словом «народ» обозначаются все граждане, включая сюда и патрициев; наименованием же плебса обозначаются прочие граждане, за исключением патрициев. Вот поэтому-то патриции некогда утверждали, что постановления плебеев для них не обязательны, так как они составлены без их соизволения и участия. Но впоследствии был издан закон Гортензия, которым было определено, что постановления плебейских собраний обязательны для всего народа.


4. Сенатское постановление есть то, что сенат повелевает и устанавливает; оно имеет силу закона, хотя это было спорно.


5. Указы императора есть то, что постановил император или декретом, или эдиктом, или рескриптом; и никогда не было сомнений в том, что указ императора имеет силу настоящего закона...


6. Эдикты суть постановления и предписания тех должностных лиц, которые имеют право их издавать. Право издавать эдикты предоставляется магистратам римского народа; самое важное значение... имеют эдикты двух преторов — городского и перегринского, юрисдикция которых в провинциях принадлежит их наместникам. То же самое относится к эдиктам курульных эдилов, юрисдикцию которых в провинциях римского народа имеют квесторы.


7. Ответы правоведов — это мнения и суждения юристов, которым позволено было устанавливать и творить право. Если мнения этих лиц сходятся, то приобретает силу закона то, в чем они согласны. Если же мнения юристов не согласны между собою, то судье предоставляется право следовать тому мнению, которое он считает самым лучшим, — что прямо выражается в рескрипте блаженной памяти Адриана.


8. Все право, которым мы пользуемся, относится или к лицам, или к вещам (объектам), или к искам. Прежде всего рассмотрим значение лиц.


9. Главное разделение в праве лиц состоит в том, что все люди — или свободные, или рабы.


10. Далее, из свободных людей одни — свободнорожденные, другие — вольноотпущенные.


11. Свободнорожденные суть те, которые родились свободными; вольноотпущенные — это те, которые отпущены на волю из законного рабства.


17. Лицо, удовлетворяющее следующим трем условиям: если оно старше тридцати лет, было собственностью господина по квиритскому праву и получило свободу вследствие законного отпущения на волю, то есть или посредством vindicta (юридического акта), или вследствие занесения в цензорский список, или в силу завещания — то такое лицо признается римским гражданином. В случае если одного из этих условий недостает, оно будет латином.


21 в. По квиритскому праву, мы приобретаем раба в собственность не только на основании того, что мы покупаем его за наши деньги, но законное приобретение раба связано еще с рядом условий...; поэтому вещи, которые... принадлежат к разряду res mancipi, но все-таки не приобретены ни в силу манципации, ни посредством мнимой виндикации, ни на основании давности, считаются только бонитарной собственностью приобретателя.


36. Не всякий желающий может отпускать раба на волю.


37. Отпущение раба на волю во вред кредиторам или патрону не имеет законной силы...


38. Точно также... господин, которому менее двадцати лет, только тогда может отпускать на волю, когда отпущение совершается посредством суда...


40. ...Достигший 14-летнего возраста, хотя и может составлять завещание, назначать себе в нем наследника и установлять отказы, но не может предоставлять рабу свободы, не достигши 20 лет.


42. Кроме того, закон Фуфия Каниния установил известные пределы при отпущении рабов на волю по завещательному распоряжению.


43. Итак, тому у кого более двух и не более десяти рабов, дозволяется отпускать на волю половину этого числа; тому, у кого более десяти и не более тридцати рабов, дозволяется отпускать на волю не более трети этого. Имеющий от тридцати до ста рабов может по усмотрению отпустить на волю четвертую часть рабов. Наконец, тому, кто располагает от ста до пятисот рабами, дозволяется освободить пятую часть рабов. Большее число не принимается в расчет, но закон предписывает, чтобы никто не имел права отпустить на волю более сотни, а если кто имеет всего только одного или двух рабов, то закон по отношению к нему ничего не определяет, и вследствие этого ему предоставляется возможность отпускать по усмотрению на волю.


44. Упомянутый закон не относится к тем, которые отпускают рабов не по завещательным распоряжениям. Посему те, которые отпускают рабов на волю посредством суда, или занесением в цензорский список, или в присутствии друзей, могут освобождать всех своих рабов, конечно, если освобождению не препятствует какая-нибудь другая причина.


48. Затем следует другое деление в праве лиц. Именно одни лица самовластны, другие подчинены чужому праву.


49. Из подвластных одни находятся под властью отца, другие — под властью мужа, третьи — в кабальной зависимости (mancipio) от другого.


51. Сперва разберем тех, которые находятся под властью другого.


52. Итак, под властью господ состоят рабы; эта власть над рабами есть институт общенародного права; ибо у всех народов мы можем заметить, что господа имеют над рабами право жизни и смерти и что все, что приобретается рабом, приобретается господину.


53. Но в настоящее время никому из подданных римского народа не дозволяется чрезмерно жестоко поступать со своими рабами без законной причины. По постановлению императора Антонина тот, кто без причины убьет своего раба, подвергается не меньшей ответственности, чем тот, кто убил чужого раба...


54. Так как римские граждане имеют двоякую собственность..., то мы будем считать раба только тогда под властью господина, когда он принадлежит ему по преторскому праву, хотя бы господин и не обладал по отношению к нему квиритским правом; ибо тот, кто только по квиритскому праву есть собственник раба, не считается полным его господином.


55. Равным образом под нашей властью состоят наши дети, рожденные в законном браке; право это есть особенность (исключительное достояние) римских граждан, ибо нет почти других народов, которые имели бы над детьми такую власть, какую имеем мы.


56. Римские граждане тогда вступают в законный и действительный брак и имеют над родившимися у них детьми власть, когда они женаты на римских гражданках или даже латинках и иностранках, с которыми существовало ius connubii; а так как connubium дает право детям наследовать состояние своего отца, то они не только делаются римскими гражданами, но состоят также во власти отца.


58. Что касается лиц рабского состояния, то с ними нельзя заключить настоящего брака.


59. ...Браки не могут быть заключаемы между теми лицами, которые состоят в родственной связи, ...например между отцом и дочерью, между сыном и матерью или дедом и внучкою; и если такие лица соединятся, то брак, ими заключенный, считается преступным и кровосмесительным. ...Хотя бы они стали друг к другу в отношения восходящих и нисходящих через усыновление — они не могут сочетаться браком; даже по прекращении усыновления существует то же запрещение.


60. Нечто подобное, хотя и не в столь большой степени, наблюдается между теми лицами, кои соединены узами бокового родства.


61. В самом деле, брак между братом и сестрой безусловно запрещен, рождены ли они от одного и того же отца и одной и той же матери, или от одного из них.


62. Брат может жениться на дочери брата; это вошло в обычай с тех пор, как блаженной памяти Клавдий женился на Агриппине, дочери своего брата. Не позволяется, однако, жениться на дочери сестры: так постановляют указы императоров.


82. ...От рабыни и свободного по общенародному праву происходит раб, и, наоборот, от свободной и раба рождается свободный ребенок.


89. По естественным требованиям и соображениям решено, что, если рабыня забеременеет от римского гражданина, а затем, отпущенная на волю, родит, то ребенок рождается свободным, так как зачатые незаконно приобретают состояние с того времени, когда рождаются... Но законно зачатые приобретают состояние с момента зачатия.


93. Если чужеземец получит для себя и своих детей права римского гражданства, то сыновья будут под его властью только в том случае, если император подчинит их власти родителя, что он делает лишь тогда, когда после исследования дела такое подчинение окажется выгодным для сыновей.


97. Однако же не только родные дети... состоят во власти нашей, но и те, которых мы усыновляем.


98. Акт усыновления совершается двумя способами: или властью народа, или властью высшего магистрата, например, претора.


99. Властью народа можно усыновлять тех, которые пользуются правовою независимостью; этот вид усыновления называется arrogatio, потому что и того, кто усыновляет, спрашивают, желает ли он того, кого намерен усыновить, считать законным сыном, и того, кто усыновляется, спрашивают, желает ли он этому подвергнуться... Властью магистрата усыновляют тех, которые состоят под отеческой властью...


100. Первый вид усыновления, т. е. совершающийся властью народа, может происходить только в Риме, а второй совершается и в провинциях, в присутствии их наместников.


101. Равным образом, властью народа не усыновляются женщины... В присутствии же претора (в Риме), а в провинциях перед проконсулом... усыновляются также женщины.


104. Женщины ни в коем случае не могут усыновлять, ибо они и родных детей не имеют в своей власти.


107. Свойство усыновления, которое совершается властью народа таково, что если тот, кто имеет детей в своей власти, отдает себя на усыновление другому, то не только сам подчиняется власти усыновителя, но и дети его становятся во власть усыновителя в качестве внуков.


108. Теперь поговорим о тех лицах, которые находятся под властью мужей; это право свойственно тоже только римским гражданам.


109. Под властью отца обыкновенно бывают и мужчины и женщины, семейной же власти мужа подчиняются только женщины.


110. Итак, некогда этот переход под власть мужа совершался тремя способами: давностью, жертвенным хлебом и куплею.


111. Посредством давностного сожительства вступала во власть мужа та женщина, которая в продолжение целого года оставалась беспрерывно супругою; сделавшись вследствие как бы годового владения собственностью мужа, она вступала в его семью и занимала место дочери. Поэтому законом XII таблиц постановлено, что если какая-нибудь женщина не захочет таким образом вступить под власть мужа, то она должна ежегодно отлучаться из своего дома на три ночи сряду и таким образом прерывать ежегодное давностное владение.




Хрестоматия по истории государства и права зарубежных стран. Том 1. Учебное пособие

Хрестоматия содержит документы, необходимые для изучения истории государства и права стран Древнего мира, Средних веков, Нового времени и Новейшего времени.<br /> В первый том вошли документы Древнего мира и Средних веков.<br /> Для студентов, аспирантов юридических вузов, а также всех интересующихся историей государственности.

279
Юридическая Под ред. Батыра К.И., Поликарповой Е.В. Хрестоматия по истории государства и права зарубежных стран. Том 1. Учебное пособие

Юридическая Под ред. Батыра К.И., Поликарповой Е.В. Хрестоматия по истории государства и права зарубежных стран. Том 1. Учебное пособие

Юридическая Под ред. Батыра К.И., Поликарповой Е.В. Хрестоматия по истории государства и права зарубежных стран. Том 1. Учебное пособие

Хрестоматия содержит документы, необходимые для изучения истории государства и права стран Древнего мира, Средних веков, Нового времени и Новейшего времени.<br /> В первый том вошли документы Древнего мира и Средних веков.<br /> Для студентов, аспирантов юридических вузов, а также всех интересующихся историей государственности.

Внимание! Авторские права на книгу "Хрестоматия по истории государства и права зарубежных стран. Том 1. Учебное пособие" (Под ред. Батыра К.И., Поликарповой Е.В.) охраняются законодательством!