История Деревянко А.П., Шабельникова Н.А., Усов А.В. История России: с древнейших времен до наших дней. 4-е издание. Учебное пособие

История России: с древнейших времен до наших дней. 4-е издание. Учебное пособие

Возрастное ограничение: 12+
Жанр: История
Издательство: Проспект
Дата размещения: 20.05.2015
ISBN: 9785392191482
Язык:
Объем текста: 791 стр.
Формат:
epub

Оглавление

Глава 1. История как наука

Глава 2. Первобытная эпоха человечества

Глава 3. Рабовладельческие цивилизации Закавказья, Средней Азии и Причерноморья. Древние славяне (I тыс. до н. э. – IV в. н. э.)

Глава 4. Восточные славяне на пороге образования государства (VI–IX вв.)

Глава 5. Древняя Русь в IX – XIII вв.

Глава 6. Образование русского централизованного государства (конец XIII – первая половина XVI в.)

Глава 7. Российское государство в XVI в. Иван Грозный

Глава 8. Россия в XVII в.

Глава 9. Русская империя в XVIII в.

Глава 10. Россия в XIX в.

Глава 11. Россия в конце XIX – начале ХХ в.

Глава 12. Советская Россия в 1917 – начале 20-х гг.

Глава 13. Советское государство в первой половине 20-х гг. Хх в.

Глава 14. СССР во второй половине 20-х – 30-е годы ХХ в.

Глава 15. СССР в годы Великой Отечественной войны (1941–1945 гг.)

Глава 16. Послевоенное восстановление и развитие СССР

Глава 17. СССР в 1953–1964 гг. Десятилетие Хрущева

Глава 18. СССР в середине 60-х – середине 80-х г.

Глава 19. Перестройка в СССР (1985–1991 гг.)

Глава 20. Россия в 90-е гг. XX – начале ХХI в.

Глава 21. Культура России (IX – начало XXI в.)



Для бесплатного чтения доступна только часть главы! Для чтения полной версии необходимо приобрести книгу



ГЛАВА 21.
КУЛЬТУРА РОССИИ (IX – НАЧАЛО XXI В.)


Исторический путь России своеобразен и самобытен. «Россия совмещает в себе несколько исторических и культурных возрастов, от раннего средневековья до ХХ в., от самых первоначальных стадий, предшествующих культурному состоянию, до самых вершин мировой культуры…» – подчеркивал Н. А. Бердяев. Отечественная культура на протяжении всех веков ее формирования неразрывно связана с историей России.


Культурное наследие России складывалось в процессе становления и развития национального самосознания, обогащалось собственным и мировым опытом. Слово «культура» в переводе с латинского означает «возделывание», «развитие», «воспитание», «образование», «почитание». О культуре общества судят по тому, как организованы в нем жизнь и деятельность людей, каковы их взаимоотношения друг с другом и окружающей средой; о культуре человека – по его знаниям, эрудиции, поведению. Принято различать материальную культуру (машины, сооружения, предметы потребления и т. п.) и духовную (искусство, обычаи, нормы морали, права и т. п.).


Исследователи рассматривают особенности формирования российской культуры в следующих факторах:


– утверждение православия как особой ветви христианства, сосредоточенной на духовности, приверженности устоявшимся традициям;


– длительная временная изолированность развития от западно-европейских цивилизационных процессов и напряженная борьба за преодоление этой замкнутости;


– необходимость освоения огромного географического пространства, на котором соединялись и взаимодействовали многочисленные этнические группы и народности;


– преобладание идеи приоритета государственности над личными интересами, подчинение интересов личности интересам государства;


– открытость русской культуры, ее необыкновенная способность культурное достояние одного народа делать достоянием всех. (Именно в связи с этим положением в настоящее время существует точка зрения, согласно которой отрицается правомерность даже самой постановки вопроса о русской культуре, отвергается «русскость» как таковая).


Русская культура понимается как образ жизни населения России, его веками складывавшиеся в трудах и жертвах традиции и святыни. Содержание культуры составляют такие компоненты, как образование и просвещение, издательство и печать, наука и техника, литература и драматургия, театр и музыка, живопись и скульптура, архитектура и строительство, народные промыслы и народное творчество, религия.


На богатство и многообразие русской культуры оказывает значительное влияние деятельность исторических личностей, их роль и влияние как субъектов исторического процесса.


21.1. Культура древнерусского государства и эпохи удельных княжеств (IX–XIII вв.)


Во второй половине IX в. на территории Восточной Европы сложилось Древнерусское государство, неоднородное в области социально-экономических отношений и культуры. В одних районах – в Поднепровье, в Новгородской земле – процесс феодализации шел интенсивнее, в других – пережитки патриархально-родовых отношений сохранились дольше. Это накладывало определенный отпечаток на развитие самобытной культуры Древней Руси. Существовали общие тенденции в развитии ее культуры. Они заключались:


– в тесной связи с культурными традициями земледельческих скифов, а затем раннеславянских племен;


– во взаимодействии древнерусской культуры с культурой соседних народов. (Развитие русской культуры происходило в условиях борьбы и тесной взаимосвязи со степными кочевыми народами – хазарами, печенегами, половцами);


– в складывании в рамках древнерусского государства единой народности.


Характерной чертой древнерусской культуры является двоеверие – сочетание христианской веры и прежних языческих (ведических) обычаев.


Древнерусская культура по своему происхождению и характеру была европейской культурой, впитавшей значительное воздействие культур Востока. Наиболее важными и плодотворными были связи Киевской Руси с Византией, которая в то время являлась мировым культурным центром. Непосредственно выросшая из эллинизма, византийская культура несла в себе богатое античное наследие, составляющее общую основу европейской цивилизации. Значительное византийское влияние не означало того, что древнерусская культура превращалась в копирование византийской. Усваивая более развитую византийскую культуру и через нее – опыт и достояние европейской и частично восточных культур, культура Киевской Руси проявила яркие самобытные черты.


В XI–XII вв. Русь поддерживала весьма широкие отношения и с восточными соседями, и со странами Центральной и Западной Европы. В то время Древнерусское государство занимало важное место в политической жизни всего континента, о чем, в частности, свидетельствуют разветвленные династические браки великих киевских князей.


Период феодальной и политической раздробленности не стал периодом упадка русской культуры и утраты ее общерусского содержания. Напротив, русская культура переживала подъем и достигла высокого по меркам своего времени развития. В XII–XIII вв. наиболее крупными из местных культурных центров были Великий Новгород, Псков, Владимир-на-Клязьме, Галич и другие.


К сожалению, значительная часть памятников древнерусской культуры погибла во время нашествия и войн, в огне пожаров. Большая утрата произошла и в годы фашистского нашествия. Тем не менее история сохранила некоторые источники и сведения о той далекой эпохе.


Литература и образование. Письменность у славянских племен зародилась еще до принятия христианства. Известен алфавит южных славян из 24 греческих и 14 «своих», не имевшихся в греческом языке, букв. Арабские авторы X в. упоминают о надписях по-русски на камне и дереве; текст договора князя Олега с греками (911) был составлен на двух языках – греческом и русском; в Новгороде, Смоленске, Полоцке, Пскове и других городах найдено более 600 берестяных грамот, которые содержат хозяйственные и бытовые сообщения. Создателями славянского бытового алфавита – кириллицы – были просветители, братья Кирилл (826–869) и Мефодий (820–885).


Широкое распространение грамотности на Руси (среди духовенства, князей, бояр, горожан) началось с распространением христианства. Дочь Ярослава Мудрого Анна была одной из первых грамотных русских женщин. Образованные жители страны знали иностранные языки. Обычно они владели греческим и латинским, а сын Ярослава Мудрого Всеволод – пятью языками.


Учить на Руси в школах стали при Владимире Святом. В XI в. Ярослав Мудрый повелел создать школы для мальчиков из «лучших людей» и поповичей; в школах учили писать, читать и считать. Специального образования на Руси не существовало. Зодчие, врачи, полководцы учились на практике.


Происходило постепенное накопление научных знаний. Получают распространение сведения по географии, медицине, зоологии, всемирной истории и др. Религиозное объяснение многих явлений природы мешало развитию научных знаний. Но точные описания таких природных явлений, как затмения, кометы, бури, грозы, землетрясения, наводнения и проч., способствовали накоплению фактического материала и элементов научных знаний, необходимых для будущего развития науки. Сведения по математике, механике, астрономии, химии, агрономии, географии использовались в земледелии, ремесленном производстве, живописи.


Значительно обогатились географические знания русских людей. Образованный человек того времени имел представление не только о Европе, но и о Китае, Индии, Ближнем Востоке и части Африки, к которой примыкала Палестина. Русские паломники посещали Царьград и Иерусалим. Приобретению знаний способствовали:


– торговые связи;


– военные походы;


– путешествия отдельных лиц.


При Владимире Святом на Руси стали переводить и переписывать книги. В период правления Ярослава в Софийском соборе в Киеве завели мастерскую по созданию книг и книгохранилище. Писцы-монахи копировали Библию, Евангелие. Из отрывков сочинений византийских и античных авторов составлялись «изборники», которые были очень популярны.


Книги писали на телячьей коже – пергаменте. На большую книгу «уходило» стадо телят. Книги имели небольшие рисунки – миниатюры, рисованные заставки. Обложки изготовлялись из дерева и кости, оковывались драгоценными металлами, украшались самоцветами. До сих пор сохранилось выражение: «Прочесть от доски до доски», или «от корки до корки». Книги ценились очень дорого, поэтому их хранили, передавая как часть наследства.


Литературных произведений времен древнерусского государства сохранилось немного. Наиболее выдающиеся из них: «Остромирово Евангелие», «Изборник» князя Святослава, «Моление Даниила Заточника», «Поучение детям» Владимира Мономаха, «Сказание о Борисе и Глебе» Иакова Мниха или Лазаря, «Слово о законе и благодати», «Повесть временных лет» и другие. Хотя эти произведения писались по заказу князей и духовенства, они донесли до наших дней сведения о жизни и быте людей того времени, содержали призыв к единению против общих врагов, прославление веры и сильной княжеской власти, гордость за свой народ и Отечество.


Период феодальной раздробленности нашел отражение в летописях отдельных земель. «Псковская летопись» звучит, как героическая военная хроника; «Ипатьевская летопись» описывает княжеские усобицы Галицко-Волынской земли; «Новгородская летопись» подробно описывает наводнения, пожары, постройку дворов, крепостных стен и т. д.; «Лаврентьевская летопись» проводит идею единой и сильной великокняжеской власти Владимиро-Суздальской земли.


Глубина мысли, яркость образов и меткость языка отличают «Слово о полку Игореве» – повествование о неудачном походе новгород-северского князя Игоря против половцев (1185). Автор с горечью пишет о проблемах Отечества, раздираемого усобицами князей и разоряемого половцами, горячо выступает за единение русских земель, воспевает мирный труд земледельца.


В «Притче о человеческой душе» (конец XII) епископ города Турова Кирилл, опираясь на христианское учение, дает свое толкование смысла человеческой жизни, рассуждает о взаимоотношениях церковной и светской власти, защищает национально-патриотическую идею единства Русской земли.


Широкое распространение получило устное народное творчество: местные сказания, «рыцарские» песни дружинников о походах, былины о богатырях – Илье Муромце, Добрыне Никитиче, Алеше Поповиче и др. Легенды попали на страницы летописей: известны предания о Кие и об основании Киева, о мести Ольги и многие другие. Былины и сказания обогатили наш язык поговорками, яркими образами мудрой народной речи.


Музыка. Древнерусские былины, как и песни дружинников, исполняли под музыку. Свадьбы и похороны на Руси сопровождались хоровым пением и песнями-плачами. Под сводами храмов звучала византийская церковная музыка. Церковные хористы знали ноты, которые записывали с помощью букв.


О бродячих народных артистах – скоморохах рассказывают летописи и фрески. Играли скоморохи на флейтах, трубах, щипковых инструментах – лютне и псалтыри, на барабанах, тарелках (кимвалах), гуслях, небольших органах.


Ремесло. Древняя Русь славилась мастерством ремесленников, изготовлявших изделия из железа и стали более 50 видов. Больших успехов достигло искусство русских ювелиров. Для изготовления украшений использовалась сложная техника:


– зернь: на изделие напаивался узор, состоящий из множества мельчайших шариков;


– скань: орнамент или рисунок наносился тонкой золотой или серебряной проволокой, которая напаивалась на металлическую поверхность (кружевное плетение из проволоки);


– перегородчатая эмаль: промежутки между сканными перегородками заполнялись разноцветной эмалью;


– филигрань: скань плющилась, надрезалась под разными углами и полировалась, наполнялась блестящими камешками и узорами.


На весь мир были известны «русские» мечи с узором на клинке и художественной отделкой рукояти. В совершенстве владели своим ремеслом резчики по дереву, гончары, косторезы, каменщики, плотники.


Древнерусское зодчество долгое время было деревянным. Из дерева строились крестьянские избы, княжеские и боярские терема, городские крепости. Для русской деревянной архитектуры была характерна многоярусность строений, увенчание их башенками, теремками, наличие разного рода пристроек – клетей, переходов, сеней. Художественная резьба по дереву была традиционным украшением русских деревянных строений.


В конце X в. на Руси началось каменное строительство. В 989 г. Князь Владимир заложил в Киеве так называемую Десятинную церковь, посвященную Успению богородицы.


Всего на территории Руси известно около 15 каменных храмов XI–XII вв. преимущественно крестово-купольного типа, пришедшего к нам из Византии и как бы в уменьшенном виде отображавшего мироустройство: четыре, шесть или более столбов (столпов) в плане образовывали крест, над которым возвышался купол. Восточная часть храма называлась алтарной. Она отделялась от церковного зала, где находились верующие, невысокой преградой, задрапированной богатыми тканями. Сюда же вешали иконы. Впоследствии их количество увеличилось и место преграды занял иконостас с 5–7 рядами икон. В западной части располагался балкон для князя и его семьи, куда переходом можно было попасть непосредственно с княжеского двора.


Первые русские храмы были выстроены греческими мастерами в соответствии с византийскими архитектурными традициями, а построенный при Ярославе Мудром Софийский собор в Киеве отразил сочетание славянских и византийских традиций: однокупольный византийский храм преобразовывался в многокупольную пирамиду, характерную для русского деревянного зодчества.


В XII–XIII вв. древнерусское зодчество пополнилось прекрасными образцами архитектуры: Собор св. Софии в Новгороде, церковь Спаса на Нередице, величественные Успенский и Дмитриевский соборы, белокаменные Золотые ворота во Владимире, церковь Покрова на Нерли около Боголюбова. Храмы в Древней Руси издавна были средоточием нескольких видов искусства. Иконы, фрески и мозаики торжественное богослужение, церковное пение – все это составляло в них удивительное единство.


Живопись в основном носила религиозный характер. Русские художники вносили в произведения авторскую манеру исполнения и живые черты народного искусства. Это особенно было заметно в Новгородской живописи – «Николы», где преобладали яркие краски – красная, зеленая, синяя. В лицах святых было меньше, чем раньше, строгости и аскетизма, а их черты приобретали характерный славянский тип.


Фрески Владимиро-Суздальской земли тоже были яркими и красочными. На них нередко изображались реальные события и человеческие образы. А на иконах святые иногда очень походили на князей.


Самой почитаемой на Руси иконой считалась «Владимирская богоматерь», выполненная неизвестным греческим живописцем XI–XII вв. Художнику удалось передать чувства молодой матери: радость материнства, любовь к сыну и одновременно предвидение мук, которые его ожидают.


Большой успех приходит к русским мастерам- иконописцам XI в. Алимпию, Олисею, Георгию и др.


Широкое распространение получила резьба по дереву и камню. Монументальная скульптура языческих времен не нашла применение, так как церковь видела в ней напоминание о низвергнутых идолах языческой веры. На капителях (верхушках) колонн и стенах вырезали скульптуры святых и фантастических животных. На шиферных и известковых плитах художники делали полуобъемные изображения – рельефы. Причем иногда на рельефах встречались античные греческие персонажи. Например, на рельефах Киево-Печерской лавры изображены Геракл и волшебница Кибела.


Влияние ордынского владычества на русскую культуру. Расцвет русской культуры был прерван нашествием Батыя и установившимся ордынским владычеством. Погибли иконы, церковная утварь. Лучшие мастера были истреблены или увезены в плен. Многие виды ремесел были утрачены. Прекращено каменное строительство, уникальное искусство резьбы по белому камню, приостановилось развитие фресковой живописи. Особенно сильно пострадали письменные источники. Во время многочисленных набегов погибло огромное количество книг, исчезли библиотеки и школы.


Утраченные ценности восстанавливались с трудом: сказывался не только недостаток средств, но и, самое главное, специалистов. Ведь секреты мастерства передавались из поколения в поколение, от отца к сыну, от мастера к ученику, и смерть мастера нередко приводила к утрате целых направлений в искусстве и ремесле. Монгольское владычество надолго прервало культурные связи Руси с Европой.


21.2. Развитие культуры Московского государства (XIV–XVII вв.)


На рубеже XIII–XIV вв., в условиях ордынского завоевания, начинается процесс формирования русского централизованного государства. На русскую культуру этого периода оказали влияние следующие факторы:


– были ликвидированы прежние городские вольности;


– московские правители, освобождаясь от власти ханов Золотой Орды, перенимали их политическую культуру, методы управления;


– постепенно усиливалась зависимость всех слоев населения от государства; шел процесс складывания крепостного права.


Со второй половины XIV в. начинается возрождение русской культуры. Оно было вызвано успехами хозяйственного развития и первой крупной победой над завоевателями в Куликовской битве.


Подъем культуры на рубеже XIV–XV вв., совпавший с ростом национального самосознания, приобрел настолько широкие масштабы, что некоторые исследователи проводят сопоставление с Возрождением или его элементами. Д. С. Лихачев, ориентируясь на модель западноевропейского Ренессанса, определяет этот подъем как Предвозрождение, так и не перешедшее в Возрождение. Игумен И. Экономцев развивает теорию восточного Возрождения, у истоков которого находилось учение исихазма.


Особенности развития русской культуры в XIV–XVII вв.:


1. Распространение идеи единства русской земли и борьбы с ордынским владычеством.


2. Возрастание значения Москвы как одного из главных культурных центров. Московское царство, не успев достаточно укрепиться, оказалось единственным в мире православным государством. После захвата турками Византии в 1455 г., Москва вынужденно стала третьим Римом. Теория псковского старца Филофея «Москва – третий Рим» более известна сейчас; в те времена было распространено понятие «Святая Русь».


3. Процессы, происходившие в социально-экономическом развитии Российского государства – интенсивное расширение экономических связей между регионами страны, длительные войны с внешними врагами, широкий поток миграции населения на юг и в Сибирь в поисках воли, объединение больших масс людей в ходе социальных движений – способствовали консолидации русской нации, а взаимопроникновение прежде обособленных местных традиций вело к развитию общности русской культуры.


4. Освобождение единой русской культуры от византийского влияния и приобретение ею самобытных национальных черт. Значительно расширяется круг проблем, которые интересуют русскую культуру и искусство. Главной темой становится укрепление мощи единого государства. Но в то же время значительный интерес проявляется к семье, человеку, его внутреннему миру.


5. Главной особенностью культуры России XVII в. Стал активно протекавший процесс ее «обмирщения» – освобождения от церковного влияния. Обмирщение охватило все сферы жизни и способствовало рождению новых жанров литературы, стилей архитектуры и живописи. Литературный язык максимально сближается с разговорной речью.


6. Рост международных связей способствует преодолению национальной замкнутости русской культуры.


Литература. В этот период получила развитие литература различных жанров. Один из распространенных видов – воинская повесть. В основу произведений были положены конкретные исторические факты и события, а персонажами являлись конкретные исторические лица. Выдающимся памятником литературы XIV в. является «Сказание о разорении Рязани Батыем». В ней рассказывается о взятии и разорении Рязани и о трагической судьбе княжеской семьи. Повесть включает и рассказ о герое – дружиннике Евпатии Коловрате и его отряде, наводившем ужас на врага.


Победа русских на Куликовом поле способствовала появлению многих литературных произведений. Самое яркое из них – «Слово о великом князе Дмитрее Ивановиче и о брате его князе Владимире Андреевиче, яко победили супостата своего царя Мамая», иначе эту поэму называют «Задонщина».


В «Сказании о побоище на Дону» («Сказании о Мамаевом побоище») повествуется о поездке князя Дмитрия Донского в Троицкий монастырь к Сергию Радонежскому, прощании русских ратников с женами и выступлении войск в поход, в деталях описывается битва. Автор сообщает о возвращении русских домой, о гибели Мамая в Кафе, о появлении в Орде Тохтамыша.


В конце XIV в. были написаны «Сказание о взятии Москвы Тохтамышем», «Житие Дмитрия Донского» и жизнеописание его соперника тверского князя Михаила Александровича.


Итогом многолетнего путешествия по Северному Кавказу и Востоку (Ирану и Индии) в XV в. Стала книга тверского купца Афанасия Никитина «Хождение за три моря».


В первой половине XVI в. С благословения митрополита Макария были созданы знаменитые Четьи минеи. «Четьими» на Руси называли книги, предназначенные для чтения, в отличие от церковных книг, употреблявшихся при богослужении. «Минеи» – сборники, где все произведения распределены по месяцам и дням, в которые их рекомендуется читать. Четьи минеи вобрали в себя и сгруппировали все книги, читавшиеся на Руси. Там были и жития, и поучения, и произведения, стоявшие вне круга церковной литературы. Четьи минеи стали своего рода церковно-литературной энциклопедией русского средневекового общества.


В XVI в. был написан «Домострой», который содержал наставления по ведению домашнего хозяйства, воспитанию детей, исполнению в семье религиозных норм и обрядов. «Домострой» проникнут идеей подчинения в государстве царской власти, а в семье – ее главе.


В «Истории о великом князе Московском» и посланиях Ивану Грозному князь Андрей Курбский изложил свои взгляды на характер царской власти и ее взаимоотношения с подданными.


Проблема укрепления государственной власти, ее авторитета как внутри страны, так и за ее пределами, приводит к появлению нового литературного жанра – публицистики. Одним из самых интересных публицистов XVI в. был Иван Семенович Пересветов. В своих челобитных, адресованных Ивану Грозному, он предложил проекты реформ, укрепляющих самодержавную власть царя, опирающегося на дворянство.


В XIV–XVI вв. наивысшего расцвета достигает героический былинный эпос. Главными темами и образами этого времени были: Иван Грозный, Ермак, Марфа-посадница, взятие Казани, Новгорода, освоение Сибири. Произведения устного народного творчества – былины, пословицы, песни, заговоры – стали впервые записываться в XVII в., что вносило в литературу демократические черты.


В XVII в. расширяется жанровый круг исторических сочинений. Наряду с традиционными летописными формами появились новые формы исторического повествования: мемуары, сказания, повести. Летописная форма сохранилась в официальных исторических трудах – хронографах. Характерной чертой публицистики стало обращение к событиям Смутного времени.


В литературе XVII в. утверждается новое стилистическое направление – барокко (от итал. barocco – странный, причудливый). В русской словесности в этот период появились два новых литературных жанра – драматургия и поэзия. Автором стихотворных пьес «О Навуходоносоре царе…» и комедии «Притча о блудном сыне», написанных для придворного царского театра был Симеон Полоцкий. Сильвестр Медведев являлся наиболее вероятным составителем первого русского библиографического труда «Оглавление книг, кто их сложил».


В сатирических иносказательных повестях обличаются пороки – плутовство, ябедничество, обман («История о российском дворянине Фроле Скобееве»), заносчивость иноземцев на русской службе и их невежество («Лечебник»).


Многие сатиры, как могли, защищали старину. Например, в «Повести о Горе-Злосчастии» герой – безымянный молодец, который пренебрег домостроевскими советами родителей и стал жить своим умом. Пришел он к похвальбе, к пьяному разгулу, а в конце концов впал в «злую немерную наготу, босоту и бесконечную нищету». Не знал, куда голову приклонить, пока не ушел в монастырь и не стал иноком.


В числе произведений литературного жанра демократической сатиры, обличавших пороки духовенства и посадских людей, – пародии «Повесть о Шемякином суде», «Повесть о Ерше Ершовиче». Ярким образцом народной литературы является «Житие протопопа Аввакума», им самим написанное.


Образование. В XIV в. на Русь начали ввозить бумагу, с появлением которой книг стало больше (и они стали дешевле). С образованием единого государства возросла потребность в грамотных людях. На Стоглавом соборе в 1551 г. было принято решение об открытии в Москве и других городах при церквях и монастырях «книжных училищ». Обучением грамоте стали заниматься и учителя недуховного звания, которые за «кашу да гривну денег» учили грамоте в течение двух лет. Появились первые «азбуковники» – краткие словари, в которых содержались элементарные сведения по грамматике, арифметике, истории, географии. Самой распространенной формой получения образования в XVII в. было домашнее обучение. Дворяне и бояре приглашали для обучения своих детей и учителей из-за границы. Начиналось активное обучение иностранным языкам (главным образом, латыни и польскому).


В 1664 г. В Москву для воспитания детей царя Алексея Михайловича был приглашен Симеон Полоцкий. Он был не просто образованным человеком, но и писателем, ученым, переводчиком. По предложению Полоцкого в 1665 г. при московском Заиконоспасском монастыре была открыта государственная школа для подготовки образованных подьячих для приказов. В 1687 г. греками братьями Лихудами было открыто первое в России учебное заведение – Славяно-греко-латинское училище (позже – академия). Прием в него был разрешен детям любых сословий. Однако, несмотря на распространение просвещения, крепостное население и женщины всех сословий оставались неграмотными.


Крупнейшим событием русской культуры стало возникновение книгопечатания. Оно началось по инициативе Ивана Грозного и при поддержке церкви. В 1563–1564 гг. В Москве на Печатном дворе (казенной типографии) Иван Федоров и его помощник Петр Мстиславец напечатали первую русскую книгу «Апостол». В 1565 г. был издан «Часословец» – первая русская книга для обучения грамоте.


В домашнем и школьном обучении использовались такие издания, как «Букварь» Кариона Истомина, «Азбука» Василия Бурцева, «Славянская грамматика» украинского ученого Мелетия Смотрицкого и др. Во второй половине XVII в. Печатный двор выпустил более 300 тысяч букварей, около 150 тысяч церковных учебных книг и 10-15 тысяч книг естественно научного содержания, что для того времени было значительным количеством. Большинство книг были доступны для разных слоев населения (например, буквари стоили 1 копейку).


Научные знания находились на начальной стадии развития. Их главным источником продолжали оставаться книги западноевропейских авторов, переведенные на русский язык. К XIV–XVI вв. заметно вырос уровень технических знаний. В строительном деле вели сложные математические расчеты, в соледобыче бурили землю на глубину до 90 м, перегоняли соляной раствор при помощи поршневого насоса. Были знакомы с системой зубчатых колес и научились делать часы. Первые (солнечные) часы были установлены в 1404 г. В Московском кремле. Из-за границы в Россию доставлялись многие технические новинки. Так, уже в начале XVII в. (через пять лет после изобретения) в России появилась первая подзорная труба.


По мере освоения новых территорий происходило уточнение границ территории России, составление карт и географических справочников для путешественников. В XVI в. были составлены первые рукописные карты северного пути в Европу вокруг Скандинавии, а также отдельных районов Белого, Студеного, (Баренцева) и Карского морей. В XVII в. русские путешественники собрали сведения о Таймыре, Чукотке, Камчатке, Курильских островах. Семен Иванович Дежнев открыл пролив между Северной Азией и Америкой и путь из Ледовитого океана в Тихий. Василий Данилович Поярков стал первым русским землепроходцем, совершившим плавание по Тихому океану; в 1643–1646 гг. он руководил экспедицией, которая впервые проникла в бассейн реки Амур и достигла ее устья.


Енисейский казак (позже якутский казачий атаман) Михаил Васильевич Стадухин был организатором похода на реки Оймякон и Анадырь (1641–1642); в 1649 г. В ходе сухопутной экспедиции по русскому Северо-Востоку он дошел до Анадырского острога и вышел к Охотскому морю. Русский землепроходец Ерофей Павлович Хабаров предпринял ряд экспедиций в Приамурье в 1649–1653 гг., по результатам которых составил первый «Чертеж реки Амур». Героическими усилиями этих и других великих землепроходцев Россия не только прочно утвердилась на востоке Азии, но и дала миру первые научные знания об этих краях.


Религиозные споры. Религиозное мировоззрение было господствующим в средние века, однако господство христианства в средневековой Руси было далеко не полным: в народных массах устойчиво сохранялись пережитки языческих верований, что сказывалось в разных праздниках и обрядах и против чего упорную, но довольно безуспешную борьбу вела церковь. В народных обычаях и обрядах было много проявлений невежества, суеверий, но именно народные массы были той средой, которая в конечном счете питала многообразные проявления антицерковной идеологии в русской культуре XIV – XVI вв. Одним из важнейших и интереснейших явлений антицерковной идеологии были ереси:


– стригольники: получили распространение в середине XIV в. В Новгороде и Пскове; идеолог вероучения – новгородский дьякон Карп; происхождение названия неизвестно (есть предположение, что еретики носили особую стрижку); обличали корыстолюбие и невежество духовенства, считали Иисуса Христа пророком, но не Богом;


– антитринитарии: возникли в Новгороде, в дальнейшем получили распространение в Москве (кружок вольнодумцев во главе с государевым дьяком Федором Курицыным); название связано с тем, что его последователи отвергали основное положение православного вероучения – учение о Святой Троице; требовали уничтожения внешних атрибутов христианского культа (икон, почитания мощей) и отказа от монастырского землевладения;


– воззрения служилого человека Матвея Башкина: получили хождение в середине XVI в. В Москве; воспевание разума и «книжного учения», критическое трактование библейских текстов, отказ от православных обрядов;


– критика церкви Феодосием Косым, беглым холопом: отвергал «триединого Бога», считая Христа лишь богоугодным человеком, не признавал таинств и культа святых; проповедовал равенство людей независимо от их состояния, религии и национальности.


Ереси вызывали брожение в умах горожан, но они почти не затрагивали основное сословие России – крестьянство, поэтому не вылились в широкое реформационное движение. Тем не менее в церковно-философских исканиях, искусстве, политической мысли Руси XV–XVI вв. появляются течения, родственные западноевропейскому Возрождению и Реформации.


Эпоха Возрождения (Ренессанс) в XIV – XVI вв. В западной Европе означала переворот во взглядах на мир, Бога и человека. Появился большой интерес к науке, технике, образованию. Стали возрождаться идеалы античного – древнегреческого и римского – искусства. Объектом пристального внимания мыслителей, художников, поэтов стал человек, возникло понятие «гуманизм».


Новые духовные искания затронули и церковную идеологию. Была предпринята попытка возвратиться к правильному, первоначальному толкованию учения Христа, к созданию церкви, не отягощенной стяжательством и развратом. Возрождение вызвало к жизни Реформацию (широкое общественно-политическое движение, направленное на борьбу с католической церковью и феодальным строем).


Своеобразной формой реформационно-гуманистического движения в России явилось нестяжательство. Активные деятели – старец Нил Сорский, Вассиан Косой, игумен Троице-Сергиевского монастыря Артемий выступали против неправедного образа жизни; призывали духовенство совершить духовный подвиг – отказаться от владения вотчинами и прочими богатствами, сосредоточиться на служении Богу.


Большинство церковных иерархов были против отказа церкви от собственности, которая, по их мнению, могла быть использована в благих целях. Лидером этой группировки во времена Нила Сорского являлся игумен Иосифо-Волоколамского монастыря Иосиф Волоцкий. Сторонников Иосифа называли иосифлянами; они выступали за чистоту православия. Интерес нестяжателей к трудам древнегреческих и римских авторов, отцов западной церкви им был не свойственен. Иосифляне являлись сторонниками независимости Русской церкви от Константинополя. Учреждение Московского патриаршества в 1589 г. было их заслугой. Они считали себя ревностными слугами московских царей, признавали зависимость церкви от помазанника Божьего, нередко шли на компромиссы с церковными законами во имя государственных интересов.


Архитектура. С созданием единого государства формируется общерусский архитектурный стиль. В конце XIII в. Возобновилось каменное строительство. Развернувшееся в Москве грандиозное строительство притягивает лучших специалистов из других городов и стран.


В конце XV в. на Русь из Италии завезли новый строительный материал – кирпич. Итальянский зодчий Аристотель Фиораванти, возводивший Успенский собор в Кремле, построил первый на Руси кирпичный завод. Под руководством итальянцев русские мастера сложили из кирпича стены и башни Московского Кремля, Успенский и Архангельский соборы, колокольню Ивана Великого. Кирпич не полностью вытеснил белый камень, из которого по-прежнему выкладывали фундаменты и вырезали детали для украшений фасадов зданий. Марко Руффо и Пиетро Антонио Солари построили в Кремле Грановитую палату. Снаружи палата была выложена гранеными камнями, от которых и получила свое название. Грановитая палата предназначалась для торжественных приемов и праздников


В XVI в. каменное храмовое зодчество объединяется с традициями русского деревянного зодчества. Итогом этого процесса стало появление шатрового стиля в русской архитектуре. Величайшим памятником шатрового стиля стал храм Вознесения в селе Коломенском, воздвигнутый в 1532 г., в честь рождения у Василия III долгожданного наследника – будущего Ивана Грозного.


Вершиной русского зодчества по праву считается возведенный в 1555–1560 гг. на Красной площади в честь взятия Казани Покровский собор (его называют также собором Василия Блаженного по имени знаменитого юродивого, погребенного у его стен). Этот удивительный по своей красоте храм строили русские мастера Барма и Постник. Идея храма проста: как Москва объединила вокруг себя русские земли, так и огромный центральный шатер храма объединяет в единое целое красочное разнообразие восьми отдельных несимметричных разновеликих столпообразных храмов.


С этим собором связаны легенды. Одна говорит, что царь, подивившись красоте собора, велел выколоть глаза зодчим, чтобы они не могли больше нигде построить такой же. Другая легенда гласит о том, что отступая из Москвы в октябре 1812 г., Наполеон приказал взорвать храм Василия Блаженного. Храм заминировали, но не то москвичи потушили горящие фитили, не то это сделал начавшийся дождь.


Сохранились Соловецкий и Кирилло–Белозерский монастыри, постройки XV–XVI вв. В Нижнем Новгороде, Суздале, Смоленске и других городах.


В архитектуре XVII столетия прослеживаются три этапа. В первое тридцатилетие ведется активное строительство (после изгнания из страны интервентов); господствуют тенденции XVI в.; в 40–60-е гг. идет интенсивный поиск и зарождается новый стиль; в конце века идет повсеместное распространение нового стиля.


Известные образцы зодчества первого этапа столетия – церковь в селе Рубцове под Москвой, украшенная великолепной пирамидой кокошников; трехшатровая Успенская церковь Алексеевского монастыря в Угличе, названная в народе за свое совершенство «Дивной»; храм Покрова в селе Медведкове под Москвой.


Был реконструирован Московский Кремль: в 1624–1625 гг. на приземистой прежде Спасской башне надстроили еще один ярус, украсив его белокаменными узорами и статуями. Вслед за Спасской башней эти украшения к концу века были помещены и на других башнях Московского Кремля. В 1635–1636 гг. на территории Кремля сооружается архитектором Баженом Огурцовым крупнейшее по тем временам светское здание – Теремной дворец. Эталоном храмового зодчества 30-х гг. стала церковь Троицы в Никитниках в Москве.


Во второй половине 50-х гг. Никон запретил возводить шатровые храмы, утвердив в качестве образца традиционное пятиглавие. В этом стиле построены Патриаршие палаты в Кремле, Вознесенский, Ново-иерусалимский и Иверско-Валдайский монастыри, царская усадьба в Измайлово. Строительство патриаршего Ново-иерусалимского монастыря продолжалось почти 40 лет под руководством зодчего Аверкия Мокеева, а затем Якова Бухвостова.


Великие храмы строили во второй половине XVII в. не только в Москве и Подмосковье, но и в других городах России (Нижнем Новгороде, Ярославле, Костроме, Угличе, Вологде, Устюге и др.). Богатым архитектурным декором отличаются храмы Ярославля, одного из крупнейших ремесленных центров России XVII в. Среди них посадский храм Николы Надеина, выдающийся шедевр – храм Ильи Пророка; Церковь Иоанна Златоуста в Коровниках. Вершина ярославского зодчества – Церковь Иоанна Предтечи.


К концу XVII в. В столице сооружается множество общественных зданий – Печатный и Монетный дворы, здание Приказов, Сретенские ворота Земляного города (Сухарева башня). Вершиной праздничного светского начала считается надворный теремок Крутицкого митрополичьего подворья в Москве. Новым явлением стало строительство купцами и дворянами богато украшенных каменных жилых домов.


В конце века в русской архитектуре появился новый стиль, получивший название «нарышкинского» или «московского барокко». Его отличительными чертами были многоярусность, устремленность ввысь, многоцветное украшение зданий (декоративной резьбой по белому камню, цветными изразцами, раскраской фасадов). Ярчайшие образцы «московского барокко» – церковь Покрова в Филях, усадебный храм Л. К. Нарышкина, храмы в подмосковных селах Спаса в Уборах и Троицы в Троице-Лыкове.


Живопись. Вторую половину XIV – начало XV вв. называют «золотым веком» стенной живописи. Большой вклад в ее развитие внес Феофан Грек (1340–1405), для творчества которого было характерно абстрактно-психологическое, внешне экспрессивное представление о духовности человека. В 1378 г. он «подписывает» церковь Спаса на Ильине улице в Новгороде, а также вместе с Андреем Рублевым и Прохором с Городца участвует как один из авторов иконостаса Благовещенского собора Московского Кремля.


Наиболее ярким представителем русской национальной школы живописи был гениальный художник Андрей Рублев (ок. 1360–1430). В творчестве А. Рублева, величайшего иконописца мира, канонизированного церковью в ранг преподобного, представление о духовности человека более гармонизировано, умиротворенно, основано на евангельских образах и сюжетах. Его кисти принадлежат росписи и иконы старого Благовещенского собора Кремля; фрески «Страшного суда» Успенского собора во Владимире, погибшие в XVII в.; фрески Спасского собора Андроникова монастыря; иконостас со знаменитой «Троицей» для Троицкого собора в Троице-Сергиевском монастыре.


Традиции Андрея Рублева продолжил Дионисий (1440–1503). Им создаются фрески собора Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря близ города Кириллова на Белом озере, иконы «Спас в силах», «Святой митрополит Петр с житием» и «Святой митрополит Алексий с житием», «Воскресение Христа».


В середине XVI в. В Москве была написана огромная, четыре метра длиной, икона-картина «Церковь воинствующая», посвященная взятию Казани. Одно из новшеств XVI в. – широкое распространение зеленых фонов. Значительные произведения этого периода – икона «Никола Зарайский с житием», написанная по заказу в Новгороде и икона «Иоанн Предтеча Ангел пустыни», вклад Ивана Грозного в Стефано-Махрищский монастырь.


Новые тенденции в живописи, и прежде всего в иконописи, зарождаются в XVII вв. «Живость» «изобразительного искусства была достигнута в творчестве царского изографа Симона Ушакова (1626–1686), создавшего целую живописную школу. У него икона утрачивает религиозно-мистический характер, а небожители начинают походить на живых людей. Центральное место в творчестве занимало изображение человеческого лица (как правило, Христа). Наиболее известные работы С. Ушакова – иконы «Спас Нерукотворный» и «Богоматерь Владимирская, или насаждение древа государства Российского».


В XVII в. В искусстве живописи был распространен декоративный стиль, для которого характерны праздничность, интерес к деталям повседневной жизни. Новым явлением стало возникновение и развитие портретной живописи. Если в первой половине XVII в. портреты («парсуны») писались в старой иконописной манере (яичными красками на доске), то во второй половине века они создавались совсем в ином ключе – масляными красками на холсте. Известны изображения царя Федора Ивановича, князя Михаила Васильевича Скопина-Шуйского, патриарха Никона, царя Алексея Михайловича и др.




История России: с древнейших времен до наших дней. 4-е издание. Учебное пособие

В учебном пособии освещается история России с древнейших времен до начала ХХI века. Рассматриваются проблемы социально-экономического и политического развития страны, основные аспекты внутренней и внешней политики.<br /> Для абитуриентов, студентов, аспирантов, преподавателей, а также всех интересующихся историей России.

319
История Деревянко А.П., Шабельникова Н.А., Усов А.В. История России: с древнейших времен до наших дней. 4-е издание. Учебное пособие

История Деревянко А.П., Шабельникова Н.А., Усов А.В. История России: с древнейших времен до наших дней. 4-е издание. Учебное пособие

История Деревянко А.П., Шабельникова Н.А., Усов А.В. История России: с древнейших времен до наших дней. 4-е издание. Учебное пособие

В учебном пособии освещается история России с древнейших времен до начала ХХI века. Рассматриваются проблемы социально-экономического и политического развития страны, основные аспекты внутренней и внешней политики.<br /> Для абитуриентов, студентов, аспирантов, преподавателей, а также всех интересующихся историей России.

Внимание! Авторские права на книгу "История России: с древнейших времен до наших дней. 4-е издание. Учебное пособие" (Деревянко А.П., Шабельникова Н.А., Усов А.В.) охраняются законодательством!